В безбрежном Космосе существует множество планет, населённых разнообразными цивилизациями, каждая из которых отправляет космические корабли на поиски новых мест, пригодных для существования. Постепенно, свободных от влияния планет становится всё меньше, что заставляет лидеров конкурирующих сторон идти на крайние меры. Сегодня на Розовом диване - модульнотехнологичная настольная игра Eclipse. New Dawn for the Galaxy. (Эклипс - возрождение галактики).

Оказавшись в отдалённом уголке космического пространства, можно повстречать недружелюбных аборигенов, вооружённых "до зубов" и не жаждущих новых знакомств. Учитывая, что каждая цивилизация идёт своим путём развития и имеет свои моральные принципы, день прибытия в неведомую звёздную систему может оказаться последним днём в вашей жизни. А в сторону планеты, откуда прибыла ваша исследовательская экспедиция, направятся полчища высокотехнологичных вестников смерти, остановить которые сможет лишь чудо.

Внутри коробки с игрой, вес которой без малого 3 килограмма, находится более 400 картонных жетонов, 326 деревянных компонентов, 84 пластиковых космических корабля, 6 индивидуальных игровых полей для игроков, 44 гекса космического пространства, 18 игровых кубиков, 11 специальных карточек, два мешочка и буклет правил.

Осваивать просторы космоса смогут отправиться шесть цивилизаций, каждая из которых имеет в своём арсенале одинаковый комплект компонентов своего цвета. Рекомендую хранить наборы отдельно друг от друга - это существенно сократит и без того продолжительное время подготовки к очередной партии.
На примере синего игрока познакомимся с комплектом каждого из исследователей космоса.
Космический флот состоит из 2 Дредноутов, 4 Крейсеров и 6 Перехватчиков, выполненных из сверхтехнологичного материала, напоминающего пластик. Четыре картонных диска космических баз понадобятся для укрепления обороны принадлежащих игроку участков Космоса. 33 кубика населения, готового заселить неизведанные территории, и 16 дисков Влияния выполнены из дерева. Три двусторонних тайла Послов: с одной стороны представлены инопланетные цивилизации, с другой - знакомые нам по внешнему виду представители Homo sapiens.

В соответствии с цветом компонентов каждый игрок получает индивидуальное поле. Лист двусторонний, и перед началом игры необходимо выбрать тип вашей расы. Исходя из принятого решения, используется нужная сторона тайла Посла, а также сторона стартового гекса космического пространства.
Примечание: в обзоре я расскажу только о цивилизации людей. Инопланетные расы имеют индивидуальные способности, корректирующие базовые правила игры. Разработчик рекомендует начинать знакомство с "Эклипс" с выбора человеческих рас, которые ставят всех в равные условия. 
Каждый игрок начнёт свой путь со стартового двустороннего гекса (всего 6 - по одному для каждого игрока). В центре Галактики располагается Галактический Центр - двусторонний шестигранник, представленный в единственном экземпляре и имеющий номер 001. 37 тайлов космического пространства поделены на три вида и служат для формирования игрового пространства. О смысле римских цифр и принципе использования гексов я расскажу чуть позже.

Галактический Центр находится под серьёзной охраной, которую обеспечивает Система Защиты Галактического Центра (СЗГЦ), снабжённая 4 пушками, компьютером и мощной бронёй в 7 единиц. Отдельный жетон размещается в начале игры на центральном гексе и обеспечивает оборону ключевого тайла.

Двусторонние карты игроков (6 штук), содержащие краткий перечень возможных действий (с одной стороны) и три действия, доступные после "паса" игрока (с другой), выдаются каждому участнику игры. 4 информационные памятки напомнят о свойствах технологий, расскажут о модулях кораблей и прочих нюансах игрового процесса. Карта предателя принесёт владельцу два отрицательных очка в конце игры в случае нарушения дипломатических договорённостей.
32 тайла Репутации, ценностью от 1 до 4 послужат наградой за успешные действия на игровом поле и могут быть учтены, как победные очки. 22 жетона Колониальных кораблей (по 3 каждому игроку) позволят заселять исследованные планеты кубиками населения. В случае переполнения кораблями определённого участка космического пространства используйте один из двух специальных жетонов. Орбитальные станции и Монолиты послужат для укрепления исследованных участков космоса.

21 тайл открытий - открывая новые миры, игроки смогут получать полезные бонусы, а также передвигать свои маркеры по трекам индивидуального игрового поля в зависимости от цвета жетона. На пути могут повстречаться Корабли Древних (21 тайл), готовые вступить в бой с незваными гостями.

Атака проводится при помощи кубиков - их цвет соответствует одному из трёх видов оружия: Ионная пушка (жёлтый), Плазменная пушка и ракета (оранжевый), Пушка Антиматерии (красный).
Фиолетовые кубики повреждений (12 штук) отметят меткие попадания, диск отмеряет раунды игры, а "кегля" достанется первому игроку.
У любой цивилизации есть три вида ресурсов: деньги (оранжевый), знания (розовый) и материалы (коричневый). Каждый ресурс отмечается на треке, опоясывающем индивидуальное игровое поле игрока. Это - своеобразные денежные единицы.

Поле центрального склада, призванное упорядочить огромное количество жетонов: три дорожки исследований, склад модулей для модернизации космических кораблей, место под кубики повреждений, справочная информация, локации для размещения кораблей Древних, тайлов открытий, орбитальных станций и монолитов. Сверху расположился счётчик раундов.

96 тайлов Технологий: военные, матричные и нанотехнологии позволят развившей их цивилизации получить преимущества перед остальными. Все технологии делятся на три типа (значок в правом нижнем углу тайла): модули для кораблей, немедленный одноразовый эффект и дающие возможность построить космические корабли или структуры (Станции, Монолиты).

Без модернизации космического флота вы далеко не улетите, да и бой выиграть будет проблематично. На складе размещено 154 модулей, готовых для установки на ваши корабли. Здесь есть вооружение, двигатели, компьютеры и множество других полезных вещей. Многие из них требуют наличия у цивилизации определённой Технологии.

В моей коробке также находилось дополнение "SuperNova", состоящее из двух гексов Космического пространства и одного тайла открытий с новыми свойствами, изложенными в краткой памятке.
В неизведанный космос.Хочу сразу отметить, что в обзоре я не рассказал обо всех возможных действиях игроков, а нюансов совсем не коснулся, так как мой научный трактат и так разросся до неимоверных размеров, и осилить его смогут немногие. Перед тем, как начать осваивать космические просторы, необходимо выполнить достаточно обширную подготовительную работу, и начнём мы с центрального склада.

Фиолетовые кубики-маркеры ранений разместите в выделенном прямоугольнике. Неподалёку располагаются стопки жетонов Станций и Монолитов, перемешанные тайлы открытий картинкой вниз и гексы кораблей Древних. Верхний трек отведён под счётчик раундов, и на него выставите фиолетовый диск - маркер на отметку "1". В нижней части расположите стопки модулей космических кораблей (на листе напечатаны соответствующие значки).
Тайлы Исследований поместите в мешочек, перемешайте и выложите указанное в правилах игры число жетонов на дорожки в отведённые для них места. Например: для 4 игроков необходимо достать 16 жетонов. Если попадутся одинаковые - выкладывайте их друг на друга.
В другой мешочек поместите жетоны Репутации и разместите его в зоне досягаемости игроков. Рядом с полем расположите карту предателя. Рассортируйте тайлы Космоса по стопкам и оставьте в третьей стопке указанное в правилах количество гексов. Например: для 4 игроков необходимо использовать 14 тайлов с цифрой III.
На этом первый общий этап подготовки закончен, и пора переходить ко второму, индивидуальному: получив комплект своего цвета, каждый исследователь космического пространства размещает маркеры на своём индивидуальном игровом поле.

33 кубика расположите на трёх треках: финансовом (верхний), треке знаний (средний) и треке ресурсов (нижний). Три шестигранных маркера выставьте на дорожке, опоясывающей игровое поле - начальные места отмечены полосками соответствующего цвета. Диски разместите на треке влияния. Обратите внимание - в запасе останется 3 неиспользованных кругляшка - отложите их себе в запас.
Пластиковые космические корабли разместите неподалёку - их ещё предстоит построить, рядом с ними разместите три жетона Колониальных кораблей картинкой вверх и три тайла послов. Карточка с краткой справкой по этапам игры располагается рядом с игроком текстом вверх.
На этом подготовка не заканчивается - теперь сформируем игровое поле.
В соответствии с картинкой из буклета правил расположите в центре стола гекс Галактического центра, положите на его центр один жетон открытия и накройте его тайлом СЗГЦ. На отдалении разместите стартовые локации игроков, соблюдая расположение гиперпереходов (полукруги на гранях).

На стартовой локации игрока размещаются три кубика, диск и корабль - перехватчик. При этом все деревянные компоненты снимаются с индивидуального поля, пластиковые корабли задействуются из запаса. Обратите внимание - на картинке места для размещения кубиков имеют цвет, совпадающий с цветом треков на индивидуальном поле игрока (оранжевый, коричневый и розовый). Кубики для размещения на гексе необходимо использовать из соответствующего ряда.

Игроки по очереди снимают один диск с нижнего трека, размещают его на одной из позиций шкалы действий и немедленно выполняют его. После этого аналогичная возможность переходит к следующему игроку и так далее, пока все не спасуют. Как видите, доступных действий всего шесть.

Начнём с разведки. Для исследования космоса необходимо вначале указать место на столе, куда вы хотите выложить новый тайл, а затем взять одну картонку из соответствующей стопки. Исследовать можно только участки Космоса, находящиеся по соседству с тайлом, отмеченным вашим диском либо кораблём.
Если вы исследуете внутренний круг (пространство между вашей базой и центром), то используйте стопку с цифрой I. В случае если двигаетесь к базам соседей - используйте стопку II. Если же решили улететь от центра к внешним мирам, то - III.

Взятый тайл можно либо сбросить (если он вас не устраивает), либо выложить его на стол таким образом, чтобы, минимум, один гиперпереход совпал с одним вашим тайлом, на котором есть диск или корабль. Если на гексе есть символ "Открытие", то возьмите со Склада один жетон и разместите его картинкой вниз на шестиграннике.

После успешно проведённой разведки и в случае, если в данном участке космоса нет кораблей Древних, вы можете разместить один свой диск на гекс, тем самым взяв сектор под свой контроль. Далее можно заселить планеты, разместив на них своих подданных. Для этого используются жетоны Колониальных кораблей - для размещения кубика используется один жетон: отвезли людей, перевернули жетон.
Например: красный игрок разместил свой диск на исследованном гексе, а затем перенёс со своего индивидуального поля два кубика, взяв их с коричневой и оранжевой дорожки. Помните, что заселять можно только подконтрольные гексы! Если вы, по какой-то причине, забрали диск с гекса, то необходимо убрать и кубики, вернув их на соответствующие дорожки населения на индивидуальное поле игрока.

Если на гексе есть тайл Открытия, то игрок, расположив диск на этом участке Космоса, может использовать данный жетон двумя способами: либо положить его рядом со своим индивидуальным полем рубашкой вверх и получить в конце игры 2 победных очка. Либо использовать оборотную сторону, модернизируя, например, свой корабль. В нашем примере синий игрок может либо получить 2 победных очка, либо оснастить один из своих кораблей источником энергии в 11 единиц.
При активации действия "Влияние" диски можно перемещать с гекса на гекс, снимать обратно на индивидуальное поле или выставлять с индивидуального поля на гекс. Помните, что участок Космоса, на котором вы решили расположить диск, должен находиться по соседству с подконтрольной вам территорией либо рядом с гексом, на котором остановился ваш космический корабль, и соединяться гиперпереходом.

Если вы соседствуете с любым игроком и не собираетесь на него нападать, можно заключить союз, обменявшись тайлами послов и кубиками. Дипломатические отношения подразумевают, что игроки не будут вторгаться в пространство, подконтрольное оппоненту, с которым заключено перемирие.

Полученные тайлы размещаются на специальном треке и приносят игроку 1 победное очко в конце игры. Если отношения нарушены в результате вторжения, то тайлы и кубики возвращаются обратно хозяевам, а предатель получает соответствующую карточку, лежащую рядом с полем. Избавиться от неё возможно только в том случае, если за столом возникнет аналогичная ситуация, и другой игрок коварно нападёт на союзника. Лишь тогда новый предатель заберёт у предшественника "чёрную метку", приносящую в конце игры два отрицательных очка.

Бороздить просторы Космоса лучше полностью экипированным - мало ли кто встретится на пути. А для этого необходимо исследовать новые технологии, чем игроки и занимаются постоянно во время игрового процесса. В технологии необходимо вкладывать Знания, передвигая маркер в обратную сторону по внешнему треку персонального игрового поля.
Стоимость тайла указана в розовом кружке: слева - максимальная стоимость, справа - минимальная. Например: для покупки Наноботов, позволяющих строить один дополнительный корабль или структуру в соответствующую фазу хода, необходимо потратить 2 пункта Знаний. В нашем случае розовый маркер переместится с отметки "7" на позицию "5".

После приобретения тайл располагается на соответствующей дорожке Технологий, и отныне игрок может им пользоваться. Обратите внимание на позицию справа от только что купленного жетона - там указана скидка при покупке последующей технологии данного типа. В нашем примере стоимость следующего тайла будет на 1 пункт ниже, но при этом она не может упасть меньше правого числа в кружке.

Технологии позволяют обойти некоторые основные правила игры. Например: Гиперпространственный генератор позволяет космическим кораблям перемещаться из гекса в гекс сквозь "половинки" переходов. Кстати, эта же технология позволяет перемещать диски из соседнего гекса в фазе "Влияния".

В пути вашим кораблям могут повстречаться вражеские силы, с которыми придётся вступить в бой. Поэтому не забывайте модернизировать свой флот в соответствующую фазу игры. Каждому судну соответствует своя картинка, расположенная наверху индивидуального поля игрока. Изначально корабли уже оснащены оружием и могут за себя постоять. Но во время "Модернизации" можно взять два жетона с центрального склада и разместить их на квадраты своего корабля, вернув на склад ненужные модули.

Необходимо соблюдать два условия: на кораблях (кроме станций) должен быть, минимум, один двигатель (крайний правый модуль), а запаса энергии должно хватить на работу всех блоков (нижний модуль в центре). В нашем примере каждый из модулей потребляет "1" энергии. Мощность источника корабля равна "3", поэтому условие выполнено.
Некоторые модули требуют, чтобы игрок развил необходимую технологию. Например, оснастить корабль Позитронным компьютером можно только развив соответствующую технологию.
Модули позволяют улучшить показатели корабля: компьютеры добавляют к результату броска кубика указанное на жетоне число, щиты заставляют противника вычесть из результата броска указанное на модуле значение, корпуса поглощают меткие попадания, двигатели увеличивают дальность полёта и дают инициативу в бою, а источники питания всё это обеспечивают энергией.

Как вы помните, в распоряжении игрока в начале игры находится всего один корабль - остальные необходимо построить в фазу строительства. За каждый построенный корабль или модуль игрок передвигает маркер Материалов в обратную сторону по треку. Например, построить перехватчик стоит "3" пункта. Построенный корабль или конструкция выставляются в подконтрольный игроку гекс космического пространства (с дисками влияния).
После разведки и модернизации, самое время отправить корабли в полёт в фазе "Перемещения". Во время этого действия игрок может выполнить три перемещения любым количеством своих судов. При этом передвигать корабли необходимо в зависимости от их показателей и только через "кружки" гиперпереходов (если нет Гиперпространственного генератора).

В любой момент времени игрок может спасовать, перевернув свою карточку - подсказку. Первый спасовавший получит маркер первого игрока на следующий раунд. При этом игрок может продолжать делать три действия, реагируя на передвижения оппонентов. Эти действия имеют ограничения по сравнению с базовыми: позволяют модернизировать корабль одним модулем вместо двух, построить только один корабль или структуру вместо двух, только одно действие в фазу передвижения кораблей вместо трёх.
Как только все игроки спасуют, раунд заканчивается, и происходят следующие события.Вначале происходит бой на гексах, на которых находятся несколько типов кораблей.

Например: игрок исследовал сектор, на котором находится два корабля Древних и тайл открытия. Поставить такой гекс под свой контроль можно только уничтожив противника в бою.

Для этого синий игрок вводит в сектор два своих перехватчика, вооружённых пушками, что очень рискованно, так как силы Древних превосходят возможности перехватчиков. У корабля Древних инициатива равна "2", а у перехватчика "4" - значит, синий игрок будет атаковать первым. При этом атака производится всеми кораблями одновременно.
Рассмотрим возможности кораблей. Перехватчик снабжён компьютером, который увеличивает результат броска на "2" единицы. Пушка позволяет бросить один жёлтый кубик и в случае попадания (необходимо получить "6") нанести врагу одну пробоину. Защиты у перехватчика нет.
Корабль Древних может поглотить одно попадание, имеет две пушки (будет бросать 2 кубика) и имеет бортовой компьютер, увеличивающий значение броска на "1".
Сначала атакуют два перехватчика - к значениям добавляем "2" и получаем два попадания. Один крейсер Древних выбывает из игры.

Затем атакует корабль Древних - в результате один перехватчик разлетается в щепки, но второй остаётся в строю и готов продолжать бой. Сражение проходит до тех пор, пока на гексе не останутся корабли только одного игрока.

Синему перехватчику крупно повезло, и он выиграл это сражение через два хода, произведя два результативных выстрела. Вначале корабль Древних был помечен фиолетовым кубиком, а затем и вовсе развалился на части, оставив игроку боевой трофей. Помимо трофея завоеватель зарабатывает право взять из мешочка три тайла репутации: "1" за выигранное сражение и "2" за уничтоженные корабли Древних.
Из полученных жетонов выберите один и разместите его на своём индивидуальном поле, а остальные положите обратно в мешочек. При любых обстоятельствах нельзя взять больше "5" тайлов одновременно.
Кстати, можно и отступить, но при этом вы не получите жетон репутации за участие в сражении. Но за уничтоженные корабли получите.

Атаковать можно не только корабли, но ещё и мирно работающих на планетах людей - попадание считается по общим правилам, а уничтоженные кубики возвращаются владельцу. В случае успешной атаки и уничтожения всех кубиков, можно убрать диск влияния атакованного игрока и разместить там свой, взяв гекс под контроль.
После завершения всех боевых действий можно воспользоваться оставшимися в распоряжении игрока колониальными кораблями, а затем наступает заключительная фаза раунда - фаза "Содержания".

Содержание цивилизации стоит денег, и игроку необходимо вначале подвести финансовый итог правления. Для этого смотрим на крайнюю левую свободную клетку на оранжевом треке и вычитаем из него число на крайнем левом кружке нижнего трека дисков влияния. Затем передвигаем маркер по внешнему треку на полученный результат. Игрок обязан оплатить всю стоимость содержания, поэтому в случае недостатка средств необходимо либо обменять другие ресурсы на деньги по курсу 2:1, либо отказаться от влияния в секторах, сняв с них диски (а с ними и кубики).
Затем получите прибыль - розовый и коричневый маркеры передвигаются на указанное в крайнем левом квадрате число клеток. В нашем примере синий игрок получает "1" денег, "6" пунктов знаний и "4" пункта материалов.
На этом раунд заканчивается, колониальные корабли переворачиваются картинкой вверх, все кубики с кладбища возвращаются обратно на треки игроков, трек технологий пополняется указанным в правилах числом жетонов и маркер раунда передвигается на одну позицию вперёд. После этого начинается новый раунд игры.
Как только маркер достигнет отметки "9", игра заканчивается.
Игроки подсчитывают победные очки: суммируются баллы на тайлах репутации и жетонах послов, добавляют к этому числа, указанные на щитах контролируемых гексов и очки за тайлы открытий, прибавляется по 3 очка за каждый монолит на контролируемом гексе, бонусы за прогресс развитых технологий и специальные бонусы, вычитаются очки за карту предателя. Итог выявляет победителя, который становится полноправным правителем всей галактики.
К игре издано дополнение
Eclipse: Rise of the Ancients, обзор которого представлен на сайте.
Колонизировав Вселенную.
Масштабная игра, требующая от игроков высокого уровня подготовки, массу времени и места на игровом столе. Чтобы постигнуть
всю глубину "эклипсовых" глубин, вам потребуется сыграть не одну и даже не две партии, так как ориентироваться во множестве треков и технологий будет поначалу непросто. А понять во время первой партии, как они повлияют на игровой процесс - вдвойне сложно, так как результаты вы увидите только к концу поединка.
Настоятельно рекомендую садиться за игровой стол с игроками одного уровня подготовки, так как более опытные игроки имеют все шансы на победу, пока новички будут осваивать премудрости своих треков. Также сыграйте одну пробную партию - во время игры может возникнуть множество вопросов, на которые вам придётся искать ответы в правилах.
Расширять свою империю необходимо очень аккуратно, так как, снимая диски с трека, вы увеличиваете свой финансовый долг и в конце раунда можете стать банкротом. Но без расширения вы не получите ни победных очков, ни материалов, ни знаний, поэтому взвешивайте свои возможности. При этом не забывайте модернизировать корабли, так как оппоненты захотят отбить у вас территории и обороняться вам будет нечем.
Если вы играли в "
De Vulgari Eloquentia" или в "
Hansa Teutonica", то найдёте в "Эклипсе" много знакомого, правда в "космическом" исполнении и с добавлением боевых действий. Те же треки, те же зависимости одних параметров от развития других, тот же кризис ресурсов в конце хода. Безусловно, исследование новых территорий и генерируемое во время партии игровое поле делает "Эклипс" более напряжённой игрой, требующей от игрока максимальной концентрации и рискованных решений.
Понравилась ли мне игра?! Безусловно - "да", так как после партии хочется сесть за стол снова, несмотря на большое количество потраченного времени. К тому же я поклонник подобных игр на "прокачивание" треков. Если возникнет желание сыграть в "блиц Эклипс" - разложу "
Hansa Teutonica" и с удовольствием сыграю, а вот "
De Vulgari Eloquentia" держать в коллекции больше не буду - "Эклипс" гораздо лучше и интереснее. Лично у меня ощущения от игр очень схожи, но "Эклипс" подкупает своей эпичностью и размахом.
Перед покупкой обязательно попробуйте игру в магазине "
Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную консультацию в подборе и выборе интересующего вас товара.