Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

De Vulgari Eloquentia. Путешествие по Италии, или как стать Папой за два часа

Обзор № 85 от 13.09.2011, 8871 просмотр
В этой игре мы будем путешествовать по средневековой Италии, просвещая неразумных, неся знания и попутно зарабатывая деньги. Каждый купец может стать Папой – вот девиз этой игры и помогут нам в этом различные сословия граждан. Масса вариантов достижения цели,  глубокие стратегические решения, великолепная атмосфера – сегодня на Розовом диване - заумная De Vulgari Eloquentia.

И понесла нелегкая отца Марио за деньгами да за знаниями по земле Италии…



Прямоугольная коробка выполнена в очень спокойной цветовой гамме, а картинка на крышке сразу же рассказывает нам о тех деяниях, которые мы будем  претворять в жизнь за игровым столом: будем лишать оппонентов  честно заработанных ими денег, путешествовать по морям в сомнительных посудинах, вещать о всякой ерунде и вступим в общество книголюбов, посетив библиотеку. Судя по толщине коробки,  внутри нас ждёт много интересного.



Да… Мне позволительны были  критические замечания в адрес воздушного пространства других игр!? Я просто не видел этой коробки – в ней отсутствует даже примитивный органайзер, стыдливо прикрывающий пустоты. Какая внутренняя полиграфия? Строжайший серо-картонный стиль! Пакетики? Смеётесь? Это игра для избранных и пакетики оставим новичкам, ссыпав все компоненты вместе!  И пусть всё это хаотично болтается внутри, сминая «в гармошку» правила игры – мы - люди продвинутые и оставим комфорт для начинающих! Так что же нам бросили в картонную ёмкость?



Какие милые и тонкие салфетки в стиле игры! Какие они мягкие и удобные!  Стоп! Это не салфетки, а четыре ширмы для игроков – не могу привыкнуть к тому, что гикам не до   сантиментов… Слишком тонкие и слишком неудобные – с внутренней стороны - краткая справка по подсчёту очков. И тут мы встречаемся с первой ошибкой (а они ещё будут) – красный и чёрный кубики необходимо поменять местами в таблице (красный приносит 3 очка, а чёрный-2).



Правила изложены очень грамотно и лично мне понравились – картинки, пояснения, примеры. Всё напечатано в буклете, который вызывает споры у истинных историков по датам некоторых событий и игровой карте, но эти недочёты не столь важны и мы про них умолчим. Чёрный холщовый мешок предназначен только для начальной расстановки кубиков на поле.



Рукописи различного цвета и различной ценности. Выполнены на крепком и толстом картоне, цифры чересчур малы, хотя места для них на тайле предостаточно.

— Скажите, а 20 Дукатов не могут спасти отца мысли?
— Я полагаю, что торг здесь не уместен!



Картонные Дукаты. Отличаются стоимостью и цветом, а вот размером – нет. Неудобные – номинал указан только с одной стороны, полиграфия невзрачная, Вологодские кружева по всей окружности, блеклые цвета.



Тайлы событий. Каждый тайл соответствует своей области по цвету и выкладывается на поле во время игры. Опять мелкие цифры (такое ощущение, что авторы делали варгейм), предельно лаконичное оформление и очередная ошибка. На тайлах 3 и 7 указан один и тот же город – Palermo. Так вот  - на номере «7» должен красоваться город Cagliari.



Тайлы Папских событий, книг его библиотеки и квадратики «Песни» (отдельный трек на поле, передвигаться по которому можно только в определённые ходы).  Да, с фантазией у авторов очень проблематично – более чем скромно и лаконично. Хорошо, что цифры на книгах крупные.

— Ваше политическое кредо?
— Всегда!



Тайлы ролей – хочешь - становись Монахом, хочешь – Кардиналом, с возможностью стать Папой. Выбор велик, и у каждого персонажа свои особенности и возможности.

Перейдём к деревянной составляющей.



Начнём с кубиков, которые символизируют: позеленевших от работы секретарей, пожелтевших от солнца аббатов,  почерневших от зависти аристократов и покрасневших от стыда политиков.

Да это радикальный фиолетовый  цвет!

Шесть кеглей – по одной каждому игроку. Шесть фиолетовых (да, не верьте своим глазам, они не синие, а фиолетовые) дисков – маркеров действий и одна кегля для указания хода (тоже, кстати, фиолетовая).



Гора маленьких дисков пяти цветов – каждому игроку свой, любимый, цвет и 20 дисков, которые он будет с радостью размещать на поле.

Это вам не Рио-де-Жанейро!



Поле с множеством треков, картой Италии и… очередной ошибкой. Около рыбы два зелёных прямоугольника, а должен быть только один.

Если вы подумали, что после такого вороха недостатков игра так же пестрит «проблемами», то отбросьте сомнения и читайте дальше – игра стоит вашего внимания. Да, и для кого я всё это пишу? Не тянитесь к колесу прокрутки, я только начал свой рассказ!  Возьмите кружечку чая, пару бутербродов (беседовать нам ещё долго),  я жду вас у экрана монитора и расскажу о том, как происходит…

Командовать парадом буду я!

Подготовка к игре.


 
Расстановка компонентов на поле и подготовка к игре занимает около 10 минут и половину моего обзора, да и то, если вы всё знаете и заранее хоть что – то отсортировали. Начнём с центрального столбика событий. Поместим кубики в необходимом количестве (согласно таблице) в мешок, перемешаем и выложим в ячейки так же, согласно той же таблице. Например, 3 игрока возьмут 6 красных, 5 чёрных, 16 жёлтых и 8 зелёных кубиков, бросят их в мешок, перемешают  и разместят случайным образом по 5 в каждой клетке.



Маркер хода ставим на единицу, тайл событий  «10»  кладём на трек с аналогичным номером, затем вытягиваем случайный тайл и кладём его на номер «1». Далее, по возрастающей до «9», затем от единицы вверх. Например,  первый выпал номер 7, затем выкладываем  8,9,1,2,3-6,10. Внизу столбика выкладываем взакрытую, случайным образом тайлы 5-ти  Папских событий. 

Заграница нам поможет!



Теперь выставляем на поле кегли игроков. Выберите очерёдность – игрок, знающий наизусть Псалом 23, ходит первым, остальные - согласно степени своей необразованности.
 
Кегли выставляем в области, имеющие серый цвет. Таковых всего 5 - по максимальному числу игроков. Затем, в том же порядке, выставляем фишки на трек Очерёдности хода и на трек Знаний.



Основные правила игры таковы – игрок, чья фишка расположена снизу, имеет приоритет, а во время игры тот игрок, кто находится на треке Знаний в самом конце, ходит первым. Поэтому быть «тугодумом» иногда полезно, но не выгодно.
 
- Вы знаете кто этот мощный Монах?
— Это гигант мысли, отец Итальянской демократии и особа, приближённая к Кардиналу…

В очень серьёзных правилах (не то, что этот обзор),  говорится «о великой миссии просвещения всей Италии и про чтение манускриптов, написанных на разных языках.  Только находясь в провинции, диалект которой совпадает с диалектом  манускрипта, можно его прочесть. А диалекты различны, поэтому…»  Короче, скука смертная, ничего не понятно, да и всё гораздо проще.



Число на книге – порядковый ряд в горизонтали. Складываем четыре стопки по значениям, выкладываем из каждой стопки по 4 книжки случайным образом, остальные кладём рядом. Есть ещё книга с номером 8 – её пока кладём вне поля. Помимо обычных книг, есть ещё тайлы Папской библиотеки (те, которые с цифрами), смешиваем их и выкладываем на поле взакрытую в свою зону.
С полем разобрались – теперь каждому игроку выдадим оставшиеся диски, 10 Дукатов, салфетку, простите – ширму и начнём…

Я смотрю, что ваша  кружка чая иссякла, и есть вам больше нечего. Самое время пополнить запасы провизии, перекурить и вернуться обратно, узнать, как протекает сама…

Игра.

Учитывая внушительный текст правил, я очень кратко остановлюсь на основных моментах, так как третью кружку чая вы уже не осилите, а я уже понимаю, что обзор затянулся…

Все игроки, по очереди, совершают действия на поле, используя фиолетовые диски. После полного круга кегля в центре поле опускается на 1 ход, кубики смещаются вниз по определённому алгоритму, а в игру вступает новый тайл событий.

Почем опиум для народа?

Вначале расскажу о ролях, которые мы можем на себя взять. В начале игры мы - Купцы и это не сильно поможет нам в конце игры при подсчёте очков. Зато Купец получает всё, что находится на поле без ограничений, но при этом будет платить Монахам и Кардиналам налоги.  Придя в монастырь можно стать Монахом, отсыпав половину своих сбережений в фонд казны. Монахи набожные и денег с карты не берут. За столь пренебрежительное отношение к «презренному металлу», каждый Монах обладает своим свойством.



Например, Монах Ralph получит 4 очка в конце игры, 7 пунктов на треке Знаний и не будет платить за дополнительные перемещения (об этом позже).  А если вы лелеете мечту стать Папой, то можно, находясь в Соборе, заплатить 40 Дукатов и, сбросив красный и чёрный кубики, стать Кардиналом с «прицелом» на Папский пост. Я забыл сказать – Папа, по легенде, тяжело болен,  и его место в конце игры будет вакантно. В нашем случае Muret стоит 70 Дукатов, но зато он получает 6 действий, вместо пяти.

— А можно так — утром титул, а вечером деньги?
— Можно, но деньги — вперед!

Теперь вернёмся к центральному столбику с тайлами событий и кубиками. Игрок берёт тайл события, выкладывает его на поле в указанную локацию, берёт в руку 5 дисков действий  и может, выкладывая эти диски на поле, совершать манипуляции на карте и треках.



Например: можно получить за 1 диск 3 или 4 пункта Знаний, в зависимости от положения на треке, 10 Дукатов, передвинуться за 1 диск на 1 область по карте. Передвижение на соседнюю область бесплатно, за каждую последующую заплатите 10 Дукатов.

Какие деньги?
Вы, кажется, спросили меня про какие-то деньги?



Когда вы перемещаетесь в область, то кладёте в неё свой цветной диск – больше никаких бонусов эта территория вам не принесёт. В области можно получить Дукаты и Знания (в примере -15 Дукатов и 9 пунктов Знания). Так же можно взять тайл события (30 Дукатов). Помните, что если вы - Монах, то получать Дукаты нельзя – религия не позволяет.

- У вас кубики чёрные есть?
- Ну, при наличии отсутствия.
- Понятно…



Если в центральном столбике в клетке с номером текущего хода, есть кубики, то можно их забрать себе. Зелёные мы получаем бесплатно – один за Действие и 2 за 4 Действия. Красные стоят 30 Дукатов и одно Действие, либо 60 Дукатов и 4 Действия. Аналогично обстоят дела с жёлтыми кубиками. Вся эта пёстрая компания пригодится нам в конце игры, так как необходимо будет подкрепить своё звание купца, монаха, кардинала или Папы этими самыми деревяшками. Каждый цвет приносит своё количество голосов (не победных очков)  – красные 3, чёрные 2, жёлтые 1. Если, будучи монахом, наберёте 10 и более – получите 11 очков. Кардинал, набравший 11 -  получит 14 победных очков. А самый удачливый и набравший не менее 17 Кардинал станет Папой и получит 22 победных очка! Зелёные кубики просто приносят 1 победное очко, правда после нехитрых манипуляций во время передвижения по карте.



Манускрипты можно брать из горизонтальных рядов, если вы находитесь на клетке трека, номер которой больше или равен номеру ряда. Например, красный игрок может, положив два диска, взять книгу из 2 ряда, но с условием, что цвет книги совпадает с цветом провинции на карте, где стоит его кегля. Число на манускрипте – число победных очков в конце игры. Соберёте 5 разных цветов – получите ещё 5 победных очков.



Трек Папской библиотеки. Одно Действие продвигает диск игрока по данной полоске от 1 книги до 4. В любой момент (но раз за игру) можно снять определённое количество верхних тайлов из стопки, равное числу на треке, и, оставив только один, вернуть обратно в стопку.  Число укажет значение победных очков в конце игры.

Всё, пора мне заканчивать. Я рассказал лишь о четверти треков и о пятой части того, что можно делать в этой игре. 

Вернись, я все прощу!




А закончится игра, когда кегля спустится по центральному треку до Папских событий и когда выйдет второй специальный тайл, начинается последний раунд игры.  Бывает, что все планы на этом и рушатся.

В конце подсчитываются очки – процесс этот очень длительный и занимает достаточное количество времени. Многие треки, где вы будете первым, принесут вам очки, кубики, книги, голосование – всего 8 пунктов подсчёта, изложенных кратко на обратной стороне салфетки, простите, ширмы. На фотографии всё видно – можете ещё раз посмотреть.

Выигравший, как и все проигравшие,  медленно сползает под стол от длительного трёхчасового мозгового штурма. А в вашей голове будет пульсировать единственная мысль: «C точки зpения банальной эpyдиции каждый индивидyyм, кpитически мотивиpyющий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии yтопического сyбьективизма, концептyально интеpпpетиpyя общепpинятые дефанизиpyющие поляpизатоpы, поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблемy yсовеpшенствования фоpмиpyющих геотpансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически коpеллиpyющих аспектов».

Впечатления от игры.

Это самый тяжёлый и длинный обзор из всех, которые я писал. На его написание ушло примерно столько же времени, сколько занимает одна партия. Если описывать все варианты, то и дня не хватит.  Поэтому всё предельно кратко, а если игра вас заинтересовала, то прочтите правила. Перевод будет выложен чуть позже.

Для продвинутых игроков. Такой массы вариантов достижения цели я пока не видел. Всё наглядно, логично, но такое количество вариантов может вызвать мозговой паралич: « я прокачаю этот трек, продвинусь на две области, возьму книгу, стану монахом, скину кубик, потрачу жёлтый кубик через два хода…». После первой партии, которая длилась 3.5 часа на 4-х человек, я думал, что за игру никогда больше не сяду. Но в последующие два дня я только о ней и думал, а на третий заказал. Необъяснимое желание сесть за неё ещё раз побороло всё. Да, она занимает массу времени, да, мозги иногда «вскипают», но сколько удовольствия!  Рекомендую каждому сыграть , особенно, если вы поклонник Hansa Teutonica.

P.S. «А при чём здесь неуместные модифицированные цитаты из книги с таким колоритным персонажем, как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей», - спросите вы? Да притом, что колесить вам по карте Италии в поисках Знаний и Денег, а смысл- то в игре далеко не в них. Ну да сами поймёте, когда сыграете. А если не поймёте, то считайте, что я просто хотел поднять вам настроение во время своего скучного и слишком «гиковского» обзора.

«Очевидно, что все вышесказанное пpоливает свет на теоpию предикативных ощущений сyбьекта, абсолютно нефункциональных в условиях абстрактного хаоса…»

Заседание продолжается, господа присяжные заседатели!
Полезные ссылки
Комментарии (13)
Слишком жёсткий и гиковский еврогейм. На такой будет сложно найти желающих играть.
zuzubun   |   14.09.11
Моей жене очень понравилась. В неё можно и просто сыграть - для удовольствия. Она очень "стильная" и атмосферная. Но соглашусь - очень сложная, если продумывать стратегию...
Gravicapa   |   14.09.11
Внешне у меня ассоциирется с El Grande, а как на самом деле скажу, когда прочту пост
Spotty   |   15.09.11
Играли ли в эту игру еще? Изменилось ли впечатление?
AASever   |   05.11.11
Играли в кругу семьи - игра тяжелая... Впечатления не изменились - интересная гиковская игра. Если будете покупать, то ориентируйтесь только на продвинутых игроков - новичкам будет очень сложно.
Gravicapa   |   05.11.11
Спасибо за ответ. Игра очень привлекает, но вряд ли я решусь на покупку. А вообще мне эта игра видится какой то РПГ от евро. Набор опыта в виде знаний, путешествие по карте, выполнение квестов на сбор рукописей, и даже классовая система предусмотрена - купец, монах, кардинал. С удовольствием бы сыграл.
AASever   |   06.11.11
Хорошая игра. Вариантов действий масса. Очки противника не просчитать. Поэтому в процессе будет всем благо.
TTK   |   30.03.15
Отличная игра ;)
Gravicapa   |   31.03.15
Согласен. Хорошо, что папала в мой кругозор.
TTK   |   03.04.15
Вот эту гениальную и простую мысль, которая будет биться в голове по окончании, надо бы запомнить;) дабы однажды блеснуть своей гениальностью...и простотой!
Светлана   |   22.11.17
Все же чувствуется, что этот обзор написан с душой - тянет читать снова) спасибо:) да, и при повторном чтении хватает одной кружки чая;)
Светлана   |   27.03.18
Это потрясающая игра: невероятно атмосферная, прекрасно (со вкусом, не то, что многие сегодняшние "творения") офомрленная и - да -она очень умная и позволяет здорово поработать мозгами. Но все очень изяшно и компактно! Умели же делать раньше!
Nicolas   |   18.12.21
Соглашусь, раньше делать умели, в последнее время только в старые игры и играем, новинки практически не цепляют.
Gravicapa   |   19.12.21
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр