Вы и ваш ребёнок стали профессионалами по поиску признаков, освоились с логическими операциями, а шум и крики, доносящиеся из вашей квартиры, стали обыденными для соседей. Пора ещё раз усложнить задачу и внести в игровой процесс элемент тактики, сделав партии менее шумными, но более напряжёнными.
Суета не всегда уместна - многие любят размеренно подумать над своими действиями, не ограничивая мыслительный процесс временными рамками. Набегавшись за день, ваш ребёнок хочет отдохнуть, да и вы не прочь посидеть в тишине и спокойствии после окончания трудового дня. В таком случае давайте поиграем в спокойные логические игры.
"
Сет" - своеобразная карточная игра - головоломка, в которую можно играть как одному, так и в компании. Задача игроков - найти среди карт, выложенных прямоугольником 3х4, три одинаковые картинки у которых совпадают (или отличаются) четыре признака: цвет, форма, количество и наполнение. Если нашли быстрее других - кричите: "
Сет!" и забирайте трофеи с поля.
"
Чем же она отличается от предыдущих игр на скорость? Здесь также необходимо быстрее других дать ответ" - резонно заметите вы. Вы правы и не правы одновременно. "
Сет" - игра, в которой несколько человек с задумчивым видом склоняются над столом, спокойно и размеренно размышляют... Затем, один, нерешительно заявляет: "
может быть... хотя...", и над столом опять возобновляется тишина.
Если вы сыграете в "
Сет", поймёте, что здесь своя, своеобразная аура азарта, которую редко можно встретить в играх. Игроки с интересом выслушивают доводы оппонентов и очень часто можно услышать возгласы: "
Вот ведь! А я и не заметил!". Партия часто превращается из игры на победу в коллективное решение головоломки.
Я выделил бы "
Сет" из остальных игр на логику - уж очень он оригинален как по духу, так и по поставленными перед игроками задачами. У этой игры нет конкурентов - "
Сет" прокачивает мозг "на отлично" и… сложен для детей.
Настольная игра "
Qwirkle" будет близка по духу поклонникам лото и домино - деревянные костяшки с символами различных цветов приятно громыхают в мешочке. Получив по 6 фишек, на которых нарисованы цветные фигуры, оппоненты стараются в свой ход выложить их в ряд. При этом один из двух признаков сыгранной костяшки (цвет и форма) должен либо совпадать, либо отличаться от расположенных ранее в ряду. Так в одной цепочке могут оказаться либо фишки одинаковые по форме, но разные по цвету, либо одинаковые по цвету, но различные по форме.
Выложенные костяшки суммируются с ранее сыгранными и приносят победные очки. Здесь есть место тактике и стратегии, игроки размышляют над своим ходом некоторое время, а затем на столе появляется новое ответвление замысловатой цветной змейки. Игра не сложная, требует внимания и собранности от игроков. Очень часто возникает ситуация, что фишки можно выложить различными способами. В таком случае, не торопитесь и просчитайте максимально выгодную комбинацию.
У нас в семье "
Qwirkle" долго была обязательным гостем игрового стола, друзья просили принести "мешочек с деревом" на очередную встречу, а дети охотно подсаживались и играли вместе с родителями. За счёт своего исполнения, игра тепло встречалась даже "осторожным" старшим поколением. Есть, правда, у "
Qwirkle" один существенный недостаток - если у вас несчастливая рука, то шансы на победу будут призрачны, примените вы свою "продвинутую" логику или нет…
Совсем недавно у "горы полудомино" появился серьёзный конкурент, который имеет все шансы на победу."
Ётта" - микроскопическая коробочка, не внушающая поначалу доверия из-за своего неприлично скромного размера. Что можно втиснуть в столь маленькое пространство? Компактные карточки пришли на смену деревянным фишкам "
Qwirkle", что существенно уменьшило место в сумке при поездке в гости. Справедливости ради отмечу, что места для игры на столе требуется не меньше (если не больше)…
Принципы составления рядов из фигур остались прежними, но добавился третий признак - цифра. И именно это дополнительное нововведение изменило игру в лучшую сторону, сделав практически независимой от прихода карт в руку и в меру усложнив игровой процесс.
Цифры служат не только третьим признаком, они ещё и участвуют в подсчёте победных очков! Выложив карточку, вы суммируете все числа в продолженном вами ряду - можно иметь на руках "единицы" и продолжать ряды с "четвёрками", сыгранными вашими оппонентами. Тем самым сводится к минимуму зависимость от прихода карт в руку - важно не количество фигур в ряду, а их "качество".
"
Ётта" отлично подойдёт как для игр с детьми, так и для партий со взрослыми соперниками. Эта игра не столь "серьёзна", как "
Сет" (три признака против четырёх, и "
Сет" больше похож на пасьянс, чем на игру). При этом "
Ётта" сложнее, чем "
Qwirkle" (три признака против двух и более справедливый подсчёт очков).
Для тех, кто ещё не определился с выбором, отмечу, что поиграв в "
Ётту", возвращаться к "
Qwirkle" желания не возникло ни у кого. Одним словом, качественный "симбиоз" двух хороших игр, в меру сложный, в меру динамичный.
Фигуры, цифры, карты… Дети есть дети, и им иногда хочется не только логики, а ещё и красоты игрового поля, красивых фишек и… приключений. "
Тобаго" - красивая и атмосферная игра, в которой путешественники будут искать сокровища, передвигаться по таинственному острову на внедорожниках и делить добычу. Оригинальное игровое поле, великолепные компоненты, дух приключений…
Но не про это мы сейчас поговорим - нас интересуют логические цепочки и "
Тобаго" кардинально отличается от всех предыдущих игр тем, что вы сами будете управлять игровым процессом. Это, действительно, необычная игра, единственная в своём роде…
Оставим "за кадром" поворачивающиеся статуи, волшебные амулеты и скрип шин по прибрежному песку. Перед разработчиками стояла, на первый взгляд, не решаемая задача: спрятать сокровища таким образом, чтобы никто из игроков не знал, где они находятся. Невозможно? Отнюдь; необходимо, чтобы сами игроки его и закопали во время игры! Для этого используются логические цепочки, основанные на привязке к местности и достопримечательностям.
Игроки выкладывают карты, на которых указан признак (около реки, около статуи, не на берегу, и так далее). Постепенно, методом исключения, определяется единственный шестигранник поля, на котором "зарыт" клад. И найти его позволили логические цепочки и поиск признаков. Самое удивительное, что во время игры нет ощущения, что вы "зарыли" сундук в землю - все убеждены, что клад был именно найден!
"
Тобаго" искусно подменяет карты игровым полем - вы не ищете соответствия на картах, вы ищете тоже самое на шестигранниках поля, сами задавая при этом условия поиска. Честно говоря, "
Тобаго" меня искренне восхищает - тут не игра ставит вам ограничения, а вы игре. И всё это основывается на простейших действиях…
К сожалению, "
Тобаго" может и обмануть ваши ожидания - это неоднозначная игра, которая может как понравиться с первого взгляда, так и вызвать разочарование. Смотря, что вы хотите от неё получить. Если вы отдаёте себе отчёт в том, что это "
Барабашка", "
Сет" и "
Ётта" в атмосфере приключений, то смело отправляйтесь на остров. Если думаете, что это приключенческая игра на поиск сокровищ, то… это только атмосфера. Основной замысел игры - составление логических цепочек.
Подведя черту.Все представленные в данном обзоре игры развивают логическое мышление, заимствуют друг у друга механики, поэтому нет никакого смысла иметь их все в своей коллекции - они во многом схожи. Выберите ту, которая вам больше понравится своим внешним видом. Если вы ищете игру, в основе которой лежат операции "и, или, не", то выбирайте любую - не ошибётесь.
Особняком стоят лишь "
Сет" и "
Тобаго" - эти игры своеобразные и перед их покупкой я настоятельно рекомендую вам сыграть одну - две партии, чтобы избежать разочарований. Не понимайте мои слова в контексте "плохие игры". Отнюдь. "
Сет" моя жена обожает и называет её лучшей игрой "всех времён и народов", а в "
Тобаго" мы с большим удовольствием играем всей семьёй. Я даю данные рекомендации исходя из своего опыта - это не "универсальные" игры, и к их покупке необходимо отнестись более внимательно.
Проведу параллель с книгами: кому-то нравится "Властелин колец", а кому-то - нет. И это не значит, что книга "плохая" или "хорошая". Это значит, что ей нужен свой читатель. Тоже самое с играми "
Сет" и "
Тобаго".
Другие статьи серии "
В помощь родителям":
Ваши первые шаги в игровом мире.
Настольные игры на логическое мышление и поиск признаков. Часть 1
Настольные игры на логическое мышление и поиск признаков. Часть 2 - эту статью вы сейчас читаете.
Настольные игры на изучение основ математики.Настольные игры на развитие пространственного мышления.