Климат Египта и плодородные почвы по берегам Нила благоприятствует мыслительным процессам и философствованию - закинул невод в воду, бросил пару зёрен в землю и знай себе, размышляй о Египетской революции, пока рыба сама в сети не попадёт да первые всходы не появятся. А кто зажиточнее да богаче, те за влияние и власть постоянно борются. Сегодня на Розовом диване - рынкопирамидная настольная игра Saqqara (Саккара).

Наместники различных провинций Египта активно ведут торговлю и отправляют своих подопечных на строительство пирамид. Чем больше у наместника влияния в обществе, тем больше шансов стать правителем и приумножить свой капитал, контролируя торговлю во всей стране. К сожалению, столь корыстные цели преследуют и ваши соседи, совершающие сделки прямо у вас под носом. Ставки высоки, и всё зависит от вашего умения вести торговые дела...

Внутри стандартной коробки расположились карточки пирамид, игральные карты, несколько жетонов, кубик (не волнуйтесь, бросать его мы его не будем), внушительный пакет с компонентами, игровое поле и манускрипты с письменами на нескольких языках, сложно излагающие простые вещи.

Шестигранный кубик используется всего лишь как счётчик раундов. Большой круглый жетон отметит первого игрока, а пять маленьких двусторонних кругляшков используются для повышения ставки на "1" или "2" пункта соответственно.

Рядом с рынком возведено 10 пирамид, каждая из которых даёт привилегии игроку, отправившему на её строительство своих рабочих. Слева на карточке указана стоимость восхождения вашего подопечного на следующую ступень пирамиды, справа - привилегии, получаемые игроком при восхождении на данную ступень постройки.

Планшет игрока, на котором он будет делать ставки, хранить личную колоду карт и полученные ресурсы. В игре может принять участие до пяти оппонентов, и каждый получит в личное пользование идентичную картонку.

Помимо планшета, оппоненты возьмут под своё управление по 4 рабочих (верхний ряд), 1 купцу (средний ряд) и спустят на воды Нила по одной лодке (нижний ряд) своего цвета. Внушительный деревянный шатёр будет передвигаться по треку и отмечать торговые палатки.

Для участия в торгах игроки получат одинаковые комплекты карт. Рубашка карты определяет принадлежность стопки тому или иному оппоненту. Числовые значения - величина ставки, "нищий" и "купец" позволяют получить привилегии в определённых ситуациях.

20 карт "ограничения рынка" (верхний ряд) определяют спрос товара в той или иной палатке, красный крест на картинке означает "лавка закрыта для всех, кроме приверженцев религиозного образа жизни".
6 карт "рынка" позволят игрокам обменивать товары. К сожалению, получить данные карты достаточно сложно... Схема распределения (правая карта) напомнит о поступлении на рынок дополнительных товаров, зависящих от положения шестигранника на треке.

Рынок предлагает по 40 фишек рыб, деревянных досок, слитков золота, отрезов ткани и 30 земельных наделов. Итого в коробке находится 150 деревянных компонентов (а, включая купцов, рабочих и шатёр - 181 фишка). Судя по всему, для изготовления игры вырубили не один столетний лес...

Игровое поле, внизу которого протекает Нил, центр занимает рынок, а сверху видны пирамиды, которые нам ещё предстоит построить.
За час до открытия рынка.
Отсортируйте все товары и расположите рядом с полем, неподалёку разместите жетоны "влиятельности" (необходимы только в том случае, если в игре участвует пирамида "Правительственный совет"). Карты рынка и ограничения товаров перемешайте особым образом и выложите неподалёку, в локации рынка разместите по две фишки соответствующего товара.
Кубик установите на трек значением "1" вверх - шестигранник отмечает раунды игры и будет перемещаться слева направо по клеткам, добавляя к своему значению по "единице" после каждого завершённого круга. Шатёр расположите на крайней правой отметке трека "торговли".
Пирамиды перемешиваются и случайным образом располагаются на поле по принципу: количество игроков +2. Есть нюанс, связанный с пирамидами "Воров" и "Солдат" - обе они либо участвуют, либо не участвуют в игровом процессе.

Оппоненты получают одинаковые комплекты, состоящие из планшета, 4 рабочих, 1 купца, колоды карт своего цвета и 3 слитков золота. Самый загорелый игрок получает жетон первого игрока.
Колоды перемешиваются и располагаются картинкой вниз в левой области планшета.

Начнём с торговли, на которую накладывают ограничения специальные карты, снятые со стопки перед каждым раундом. Карты выкладываются слева направо случайным образом и влияют на предложения. Количество товара на карте указывает минимальное количество товаров в конкретной локации. Только при достижении (или превышении) данного числового значения можно приобрести товар.
В случае если нижний кубик располагается под тем или иным складом, в данную локацию необходимо разместить дополнительные товары согласно таблице.

Игроки одновременно снимают по 4 карты из личных колод, изучают их и распределяют на планшете картинкой вниз, делая ставки. Локации игрового поля обозначены соответствующими картинками.
Игроки, имеющие рабочих в пирамидах "Интриги" и "Правительственного совета" могут усилить ставки, используя специальные свойства пирамид.

Начиная с первого игрока, оппоненты размещают товары (взятые из общего резерва), на любой склад, добавляя их к ранее выложенным. Тип фишки не имеет значения. Как только все игроки спасуют либо на всех складах будет достигнуто пороговое значение (число, указанное на карте), начинается распределение товаров.

Оппоненты вскрывают карты на планшетах и определяют победителя в каждой локации. Не забывайте учитывать жетоны "влиятельности". Игрок, сделавший максимальную ставку, получает все товары. Например: игрок, сделавший ставку "6" на складе "рыбы" получает все товары из локации.
Карта "нищего" позволит игроку взять со склада 2 товара (кроме земли) при условии, что такую карту разыграл только он. При этом два и более "нищих" ничего не получают. Купцы (правая верхняя карта) берут из общего запаса две фишки и уходят со склада.
В случае если значение на карте ставки и число на карте склада совпадают, игрок получает один дополнительный товар (условие получения товара аналогично карте "нищий"). Получив товары, игроки сбрасывают карты ставок в индивидуальный сброс, расположенный справа вверху планшета (сброс вернётся в игру, когда колода ставок иссякнет).

Товары используются для размещения и продвижения рабочих в пирамидах. Показатель слева от ступеньки - количество товара, которое необходимо заплатить за размещение (продвижение) фигурки. Значки справа указывают бонус, получаемый игроком.
В одной пирамиде может быть только один рабочий каждого игрока. Фигурка начинает своё восхождение от подножья и поднимается по одной ступеньке вверх. Достигнув максимального уровня, игрок может бесплатно отправить одного рабочего из запаса на постройку новой пирамиды. Снимать и перемещать из пирамиды в пирамиду выставленные на поле фигурки запрещено.
Например: синий игрок платит рыбу и ткань, размещает рабочего на нижний ярус пирамиды. Воспользоваться привилегиями можно немедленно.

Пирамиды позволяют красть товары у оппонентов, получать на рынке товары вне очереди, обменивать товары и так далее. Например: синий игрок получает 2 золота при достижении значений 7/8/9 на рынке товаров.

Земельные наделы можно обменивать на любой товар при размещении рабочих в пирамиды (своеобразный "Джокер"). Три земли можно потратить за одно передвижение лодки по Нилу (приносит победные очки в конце игры).
В конце раунда карты ставок сбрасываются, кубик передвигается на одну позицию вправо, и начинается новый виток торговых отношений. Достигнув крайнего правого положения, шестигранник прибавляет к значению "единицу" и размещается на крайнюю левую позицию. Таким образом, кубик пройдёт свой путь 6 раз (по 5 раундов за каждый проход). Шатёр также перемещается по треку в соответствии с таблицей.

Как только кубик и шатёр встречаются (находятся друг под другом), наступает отдельная фаза торгов за специальные карты. В случае если на руках у игроков есть данные карты, они сбрасываются в общую стопку, перемешиваются и размещаются случайным образом на четырёх выделенных под рынок местах (неиспользованные карты откладываются).
Игроки, по очереди, делают ставки за право взять себе карту. Ставки делаются товаром - один товар - одна единица ставки независимо от типа, более высокая ставка перебивает более низкую. Игрок размещает своего купца в лавку и выкладывает товар. По окончании ставок все товары, участвовавшие в торгах, уходят в лавку, купцы возвращаются к хозяевам, а победитель получает карту.

Карты позволяют обменивать товары в фазу размещения рабочих на пирамиды.
Как только кубик пройдёт свой путь в 30 квадратов (6 этапов по 5 раундов) или один из игроков достигнет высшего уровня во всех пирамидах (кроме двух), игра заканчивается итоговым подсчётом очков.

Очки начисляются только за позицию лодки на Ниле и расположение рабочих во всех пирамидах. Например: жёлтый игрок получает 11 очков за Нил и 7 за одну из пирамид (очки указаны в центральном столбике). Победитель становится повелителем Египта и начинает строить свою личную пирамиду для потомков.
Скупив все товары.
Игра на ставки в "египетском" стиле с множеством деревянных компонентов и несложными правилами. Кстати о правилах. Стиль изложения текста в буклете, на мой взгляд, подразумевает заочное знакомство с игрой, так как, не зная игрового процесса, понять "что тут к чему" лично мне было достаточно сложно. При этом всё происходящее на игровом поле логично и незамысловато: получаем карты ставок, оцениваем шансы, добавляем товары на рынок, полученные фишки вкладываем в пирамиды или в продвижение лодки по реке.
Перед игрой заранее изучите свойства всех пирамид, они играют немаловажную роль в игровом процессе и приносят основную часть победных очков. Карты рынка, позволяющие обменивать товары, выгодны только при условии, что вы вернёте в последующих торгах все потраченные товары. В противном случае воспользоваться картами вам так и не придётся - нечего будет менять, а при следующей "встрече" шатра и кубика карта сбрасывается. Поэтому не стремитесь отдать "всё за карту" - оцените свой запас товаров.
"
Saqqara" понравится поклонникам игр на ставки, в которых есть доля случайности, игровой процесс спокоен и размерен, а соперникам достаточно времени на раздумья. Взаимодействие между игроками сводится к повышению ставки противника и кражи товаров при помощи пирамиды "Воров". Существует зависимость от прихода карт в руку, которая частично компенсируется одинаковыми наборами карт у оппонентов и ограничениями рынка.
Тема строительства пирамид в последнее время достаточно популярна - совсем недавно мы возводили величественные постройки в игре "
Pyramidion", сегодня обмениваемся товарами на рынке подле этих самых пирамид. Посмотрим, что придумают дальше...
Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "
Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.