В связи с открытием богатейших земель Нового Света испанские судовладельцы снаряжают свои корабли в дальнее плавание. Каждый хочет заработать славу и богатство путём обмена товаров и совершением выгодных сделок. Сегодня на Розовом диване - товарообменная настольная игра Mundus Novus (Новый Свет).
Каравеллы отходят от берега под всеми парусами и устремляются к неизведанным землям. Трюмы полны товаров, капитаны уверенно смотрят вдаль, а команда полна энергии - все верят, что впереди их ждёт только успех. Посмотрим, чем же снабдили их купцы для торговых операций в Новом Свете.
В небольшой коробочке находится две колоды карт двух размеров, горсть жетонов и четыре корабельных журнала, руководствуясь записями в которых, мы будем вести своё дело. Записи очень подробные, снабжены примерами и пояснениями, а в конце можно найти краткую биографию выдающихся личностей тех далёких времён.
Десять наименований Товаров примут участие в торговых операциях между игроками, позволяя им зарабатывать деньги и покупать специальные карты. Количество Товаров различно, различна и их ценность, указанная в левом верхнем углу: 16 какао (1), 16 кукурузы (2), 16 табака (3), 12 кофе (4), 12 хлопка (5), 12 сахарного тростника (6), 8 картофеля (7), 8 индигоферы (8), 8 ванили (9), 12 реликвий Инков - всего 120 качественных карт, полиграфия которых радует глаз.
В игре могут использоваться 44 карты Развития, которые положительно влияют на торговлю и позволяют их владельцам получать преимущество перед конкурентами. В зависимости от количества игроков, желающих принять участие в освоении Нового Света, используется указанное в правилах количество специальных карт. Семь выдающихся личностей влияют на игру при любом количестве игроков.
Базовый комплект, предназначенный для игры вдвоём. Эти карты, наравне с выдающимися личностями, всегда принимают участие в игре: три купца, пять складов и восемь каравелл - чтобы выделить этот комплект, в правом нижнем углу указано количество игроков за столом.
С увеличением количества игроков, добавляются и карты Развития - цифра в правом нижнем углу позволит сориентироваться при составлении колоды, а, посмотрев на фотографию, можно увидеть, что всегда добавляется один склад, две каравеллы и один купец. Появляются новые карты «Верфи» и две выдающиеся личности.
Хочу отметить, что карты Товаров и карты Развития отличаются размером, что очень удобно, так как разделять их не составит никакого труда. Правда, если вы предпочитаете хранить карты в защитных протекторах, то вам понадобится две пачки одного размера и одна пачка совершенно другого.
Обратите внимание на левый нижний угол карты Развития - там есть специальный символ, который указывает на текущее событие в игре. Всего пять Событий: пожар, пираты, помощь короля, шторм и аборигены. Если в течение раунда событий не предвидится, то на это укажет специальный жетон с крестом.
Печать «Главы союза» даёт своему владельцу существенные привилегии, о которых я расскажу далее. Владеть этим жетоном престижно и почётно.
30 жетонов Дублонов, номиналом 1, 5 и 10 монет. Так как показывать накопленное богатство остальным участникам игры раньше времени не рекомендуется, то изготовитель принял оригинальное и эффективное решение: с одной стороны диски отличаются цветом и на них указан номинал, а с другой - они все одинаковые. Поэтому, перевернув монету значимой стороной вниз, вы сможете держать втайне от остальных величину своего капитала.
Приготовимся к погрузке товара.Перемешайте колоду Товаров, расположите её в центре стола и выложите рядом три карты - это общий рынок. Составьте колоду карты Развития, исходя из количества игроков, перемешайте, разместите рядом с колодой рынка и снимите пять карт, выложив их в ряд, как показано на фотографии. Рядом с картами положите жетоны событий - во время первого раунда активным будет Событие «Всё спокойно», независимо от предписания карт развития.
Общий банк Дублонов расположите в зоне досягаемости всех игроков, а жетон Главы торгового союза вручите самому скупому за игровым столом.
Пора отплывать.В начале каждого раунда необходимо определить - будет ли какое-либо событие влиять на ход игры. Для этого посмотрите на значок в левом нижнем углу первой (самой дальней от стопки) карты Развития и выложите соответствующий жетон в центр стола, чтобы его видели все игроки.
Четыре из пяти возможных событий усложняют жизнь игрокам: пожар не позволит воспользоваться складом в конце раунда, аборигены обесценивают прибыльные комбинации карт, пираты заставят владельцев большого флота сбросить карты ресурсов и так далее.
Единственное положительное событие - милость короля, позволяющая брать более одной карты Развития в определённую фазу игрового процесса. Иногда на карте отсутствует значок - в таком случае никаких событий не происходит и выкладывается жетон «Всё спокойно».
Затем каждый игрок получает по пять карт Ресурсов и все смотрят на свой флот - если в распоряжении игроков находятся каравеллы, то необходимо в открытую выложить в центр стола количество карт, равное числу кораблей.
После этого владельцы флотилий разбирают их себе в личное пользование по следующему принципу: первым берёт карту игрок, у которого самая низкая ценность флота (число или сумма чисел в верхнем правом углу карты), затем по возрастающей. Сколько кораблей находится под командованием игрока, столько дополнительных карт он и берёт.
Ресурсы получены - пора начинать торговлю.И вот тут вступает в игру владелец печати Главы торгового союза - он определяет количество карт (от двух до четырёх), которое каждый игрок обязан выложить из руки для обмена - выгодно это ему или нет.
Карты одновременно вскрываются, и считается их ценность (число в левом верхнем углу). Тот, кто не скупился и выложил самые ценные товары, становится новым Главой гильдии, отобрав жетон от скупого оппонента.
Затем, новый Глава гильдии первым выбирает любую карту, выложенную оппонентами, и может либо взять её в руку, либо обменять на одну из карт рынка, лежащую в открытую около колоды Ресурсов. После этого тоже самое делает игрок, у которого взяли карту и так далее, пока все карты не будут разобраны.
Есть некоторые тонкости и ограничения в торговых операциях - обязательно прочтите о них в правилах, перевод которых есть в конце обзора.
После торговли, каждый игрок имеет на руках определённый комплект карт - самое время применить их. И сделать это можно двумя способами (различные типы комбинаций можно собирать одновременно).
Перед тем, как начать этот процесс, Глава гильдии выбирает первого игрока, затем ход передаётся по часовой стрелке.
Карты Ресурсов можно использовать для приобретения карт Развития, собирая из первых одинаковые комбинации. В зависимости от количества карт и их ценности можно взять либо первую, либо одну из первых трёх, либо любую карту из ряда Развития. После этого ряд немедленно дополняется по изложенному в буклете правилу.
Карты Развития могут быть очень полезны своему владельцу: некоторые приносят Дублоны каждый ход, помогут отменить нежелательные события, а с помощью купцов - поменять ценность карт Ресурсов при составлении любых комбинаций. Всё подробно изложено в буклете.
Можно собирать комбинации из различных ресурсов, которые приносят от 5 до 25 Дублонов, которые пополнят ваш карман и приблизят к победе.
Карты «Сокровища Инков» могут быть использованы либо в виде своеобразных «Джокеров» в случае одинаковых карт, либо для получения Дублонов - одна реликвия принесёт 3, две - 7, а пять - 25 Дублонов.
Самое важное - все карты, которые не были задействованы в комбинациях и остались в руке, должны быть сброшены. Если вы счастливый владелец склада, и пожар не бушует на побережье, то можно сохранить одну или две карты, поместив их на склад (в зависимости от вместительности склада).
Цель игры - либо набрать 75 Дублонов, либо собрать все десять видов Ресурсов (9 различных товаров+1 «Реликвия Инков»). Если данные условия не выполнены - начинается новый раунд, если выполнены (либо закончилась колода Развития) - победителем объявляется «богатейшим из богатейших», и отныне он имеет все привилегии в торговле с Новым Светом.
Выгодно вложив накопления.Надпись на коробке гласит: «от 2 до 6 игроков». Наверное, это происки конкурентов, которые под покровом ночи, тайно прокравшись в типографию, изменили клише с «3-6» на «2-6». Никогда не садитесь играть в эту замечательную игру вдвоём, да и втроём не советую (разве что для ознакомления) - вы испортите себе впечатление. Садитесь вчетвером, а лучше - впятером. Тогда вся прелесть механики, скрытая в незамысловатых действиях, проявит себя, и вы получите истинное удовольствие от партии.
Оформление выполнено «на отлично» - краски приятны глазам, картинки детализированы, вспомогательные значки информативны, а все необходимые цифры выделены и видны всем игрокам.
Необходимо постоянно помнить о картах, вступивших в игру, просчитывать комбинации, делать выбор между получением Дублонов или выгодным вложением в карты Развития. Интригу создаёт тот факт, что опытные игроки знают половину карт оппонента, и с помощью жетона Главы гильдии можно влиять на руку противников, заставляя сбрасывать нужные карты. Несмотря на простоту действий, игра - для опытных игроков, о чём свидетельствует нижнее возрастное ограничение в 14 лет.
Перед покупкой обязательно попробуйте игру в магазине "
Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную консультацию в подборе и выборе интересующего вас товара.