Половина человечества читала манускрипты о путешествиях доблестного хоббита Фродо, так невзлюбившего доставшуюся ему по наследству фамильную реликвию, что он отправился в дальний путь, дабы забросить злосчастное кольцо в кратер вулкана. Чего он только не натерпелся в пути, но цели своей добился - сдал кольцо на переплавку. Сегодня на Розовом диване - карточнодорожная настольная игра Хоббит. Нежданное путешествие.

Игра, о которой я расскажу, никакого отношения к данному походу не имеет. Прочитав обзор и сыграв в настольную игру, вы узнаете, откуда в семье Бэггинсов появилось злосчастное украшение, послужившее поводом бурных приключений, слава о которых гремит до сих пор. Рекомендую вначале посмотреть одноимённый фильм - игра сделана как раз по его мотивам.

Внутри стандартной коробки расположились колоды карт, фишки, кубик, кольцо, игровое поле и правила игры. Чёрный органайзер скрывает тьму Мордора, во мраке которого Саурон замышляет что-то недоброе.

8 фишек отважных гномов отправятся в путь, чтобы поддержать и защитить Бильбо в дороге. Каждый игрок возьмёт под свою опеку по 2 деревянных путешественника одного из четырёх цветов. Как известно, хоббитам "всё фиолетово", поэтому фишка виновника столь опасных приключений имеет характерный фиолетовый оттенок.
Почтенный Гендальф не мог оставить без внимания вылазку неразумных полуросликов и решил присоединиться к компании, одев свой серый походный колпак. Без всякой нечести в походе не обойтись - серый диск будет отмечать количество орков, жаждущих стереть с лица земли любого путника, вошедшего в их владения.
Кольцо, которое впоследствии закончит свой путь в кратере горы, невелико размерами и выполнено из матового жёлтого пластика. Деревянный кубик поможет путешественникам в дороге, ускоряя их передвижение к конечной цели.

Игроки получат по одинаковому комплекту из 5 карт. Чтобы различать стопки, рубашки сделаны в цвет деревянных фишек. Числа на картинках обозначают количество перемещений персонажа по дороге, а изображение кубика предписывает бросить шестигранник и передвинуть одного своего подопечного на соответствующее число клеток.

По пути путешественники посетят различные достопримечательности, где им будут либо помогать сочувствующие эльфы и гномы, либо мешать вредные орки. Пять видов карт различаются рубашками и будут постоянно влиять в игру.

44 карты Шира и 16 карт Ривенделла позволят игрокам прокатиться на милом пони и пробежать фишкой Бильбо по тропинке навстречу победе (зелёный ромб); атаковать противника (красный круг и щит); передвинуть фишку Гендельфа (серый ромб); немедленно выполнить предписания, изложенные на карте (розовый фон).

12 карт Каррока аналогичны предыдущим, но отличаются более сильными свойствами, а также позволяют передвигать кольцо и маркер орков.

Игроков ждут приключения в Тролльих холмах и Мглистых горах. Карты отличают тёмные рубашки и магические символы. В основном, это неприятности: то тролли покусают, то орки пополнят свои ряды новым воином.
Дорога дальняя, путь не близкий... Через игровое поле вьётся дорожка из камешков, конечной точки которой необходимо достичь хотя бы одной своей фишкой гнома и дотащить туда же фиолетового от пережитых событий Бильбо.
Центральный серый треугольник - место передвижений Гендальфа. Спираль справа внизу - трек количества орков, а серые прямоугольники и две круглые картинки отведены под карты.
Вышел Бильбо на крылечко: "Где же ты, моё колечко..."
Игроки выбирают по две фишки одинакового цвета и располагают их на стартовой площадке поля, туда же ставят фиолетового Бильбо. Серый колпак Гендальфа занимает начальную позицию на своём треке, серый диск орков размещается в начале спирали. Кольцо поместите на отметку в круге Мглистых гор.
Все колоды раздельно перемешиваются и располагаются на поле в соответствии со своими значками. Каждый игрок получает по 5 карт своего цвета и выкладывает их перед собой картинкой вверх. Дополнительно раздайте каждому по 3 карты из колоды Шира.
Всё готово; игрок, больше всех похожий на Горлума, начинает игру. Обратите внимание - игра кооперативная (все играют против игры), поэтому игроки должны действовать слаженно и обсуждать свои действия с членами команды.

Вначале активный игрок использует карту похода (пять карт с одинаковой цветной рубашкой). Число на карте указывает, на сколько клеток (ни больше, ни меньше) необходимо переместить по дорожке одну из своих фишек. Например: жёлтый игрок использует универсальную карту, выбирает передвижение на 3 клетки и двигает одну фишку вперёд.
Использованная карта откладывается в индивидуальную стопку сброса. Вернуть из неё карты назад можно, поочерёдно активировав все карты похода. В таком случае вся стопка вновь поступает в распоряжение игрока.
Если в клетке, на которой вы закончили передвижение, изображён символ кубика, бросьте шестигранник и продвиньте фишку на соответствующее число делений. Примечание: передвигаться можно как вперёд, так и назад.
На каждом делении может находиться, максимум, 2 фишки. В случае если вы заканчиваете движение на полностью занятой клетке, то расположите своего подопечного на следующей отметке.

После этого можно использовать сколько угодно специальных карт с руки, позволяющих выполнять определённые действия на поле. Например: фиолетовый
Бильбо передвигается только при помощи специальных карт. Жёлтый игрок активирует карту Шира и передвигает Бильбо на 7 позиций вперёд, располагая фишку на одном делении со своим гномом.

Карликовые пони могут перевести все располагающиеся в клетке фишки на указанное число делений. Перевозить можно как Бильбо (без его согласия), так и гнома другого игрока (но только с его согласия). Например: жёлтый игрок активирует вторую карту и перемещает жёлтую и фиолетовую фишку вперёд на 4 деления.

Закончив движение на клетке с символом, необходимо немедленно снять верхнюю карту с соответствующим значком и сыграть её. Скорее всего, это будут неприятности (чего ещё ожидать в походе). Например: жёлтый, очень быстрый игрок, снимает карту с холма Троллей и встречает вредного тролля силой "шесть" (число в красном кружке).
Придётся вступить в бой. От Бильбо толка никакого, разве что его самого испугаются (что взять с фиолетового полурослика), поэтому необходимо просить помощи у союзников, сыграв специальные карты с руки. Сумма чисел в красных кружках должна быть равна силе тролля - в таком случае атака отбита, все карты сбрасываются, и вы остаётесь на месте.
Если схватка проиграна, то необходимо отойти своей фишкой гнома назад на число делений, равное силе тролля. Карта тролля при этом размещается картинкой верх на колоде и достанется следующему путнику, осмелившемуся войти в эти владения.

Помочь в бою может Гендальф, передвигать которого можно только при помощи специальных карт с серыми значками. Если серый колпак виден с места боя (располагается рядом с локацией холмов или гор), то великий маг, находясь на безопасном расстоянии, удваивает силу ваших карт.

После всех действий возьмите в руку две специальные карты из стопки Шира. Помните, что в руке не может быть больше 6 специальных карт - лишние необходимо сбросить. Если фишка закончила движение на клетке с символом Ривенделла или Каррока, то одну из карт возьмите из соответсвующей стопки.
Например: красный игрок берёт одну карту Шира и одну карту Ривенделла.
На этом ход заканчивается, и в игру вступает новый игрок.

Не думайте, что вам просто так дадут пройти до конца пути - некоторые карты передвигают диск по спирали орков, и как только серая метка достигнет красного деления…

… первая фишка на дорожке попадает в плен (положите фигурку горизонтально на клетке). Освободить несчастного можно, только оказавшись вместе с ним на одной клетке и сыграв с руки либо карту со щитом, либо набор карт союзников, общей силой не менее "десяти". Кстати, если впереди идут две фишки, то они обе падают, как подкошенные, на каменные плиты дорожки.

Обратите внимание: если в клетке находились две фишки, то освободить их из плена не получится до конца игры! Если Бильбо попал в плен вместе с гномом, то игра досрочно заканчивается. Помните и о том, что если оба гнома одного игрока находятся в плену, то всем игрокам засчитывается поражение.
Маркер орков также отвечает за досрочный проигрыш игроков - в случае, если диск достигает отметки "9" (для 2-х игроков) и "12" (для 3 или 4).

Карты с розовым фоном отыгрываются немедленно. Предписание, изложенное на карте, выполняется в любом случае - выгодно оно игрокам или нет.

Но, что мы всё про гномов, пора и про кольцо вспомнить. Кольцо лежит себе в Мглистых горах и ждёт. Кстати, некоторые карты влияют на его положение и передвигают вперёд или назад (по выбору игрока). Как только Бильбо окажется на одной позиции с кольцом, он… нахлобучивает кольцо себе на голову.
Отныне он невидим для всякой нечисти и может передвигаться при помощи карт, управляющих кольцом.

Задача игроков - добежать, минимум, одной своей фишкой до конечной точки путешествия, а также привести туда Бильбо, с кольцом или без.
При этом, чтобы зайти в финальную локацию, игрок должен сыграть либо карты помощников, общей силой "10", либо карту со щитом. Выигрывают, как и проигрывают, в игре все без исключения.
Натерпевшись страху в дороге.
Несложная семейная кооперативная игра для поклонников Хоббитании. Правила столь просты, что их самостоятельно освоит даже восьмилетний ребёнок, а уровень сложности позволит без труда совершить коллективное путешествие по волшебному миру всей семьёй. При оформлении игры использованы фотографии из одноимённого фильма, поэтому, вернувшись из кинотеатра, вы сможете предаться воспоминаниям, склонившись над игровым полем.
Во время партии необходимо подтягивать отстающих и стараться не вырываться фишкой Бильбо на первые позиции. В противном случае есть шанс попасть в плен и досрочно закончить игру. Игрокам необходимо действовать сообща, в одиночку одержать победу не получится.
Хоббит потребует от игроков умеренной умственной активности, поэтому прекрасно подойдёт для семейных посиделок, а также для игр с детьми. Более опытным, убегавшим, например, с
Запретного Острова, игровой процесс, скорее всего, покажется слишком упрощённым.
Качество компонентов никаких нареканий не вызывает - судя по всему, всё изготавливалось за границей. Похвально, что в последнее время отечественные издатели стали уделять особое внимание качеству своего продукта.
Позволю себе немного критики в адрес разработчика. Лично я считаю пункт правил, позволяющий закончить игру без кольца, полным абсурдом. Кольцо - основная нить, связывающая произведения Толкиена, и без него не было бы трилогии "Властелин Колец". Позволить игрокам оставить кольцо на поле, на мой взгляд, является ошибкой. Игра "подстраивается" под произведение, передаёт его атмосферу. Поэтому необходимо соблюсти ключевой момент - кольцо Всевластия должно попасть в руки Бильбо, иначе нет смысла затевать поход…