В подземельях Иерусалима не прекращается бой со Злом, пробивающим себе путь на поверхность. Наёмники, последняя надежда человечества, держатся из последних сил, отражая натиск исчадий Ада. Но силы воинов Церкви на исходе: многочисленные ранения дают о себе знать, смрад и могильный воздух постепенно лишают людей сил. В довершение ко всему, на помощь Троглодитам пришли Бешеные псы, разрывающие плоть своими острыми клыками. До падения Иерусалима остались считанные часы...
Для спасения ситуации Ватикан снарядил экспедиции во все концы света, дабы воины Креста нашли самых отчаянных и жестоких созданий, готовых спуститься в подземелье и присоединиться к наёмникам в их борьбе. Шли недели, но все поиски были безрезультатны. И вот, когда надежды практически не осталось, в Иерусалим въехала повозка с кованой клеткой, крытой чёрной материей. Её сопровождали два воина, истекающие кровью. Их раны были смертельны, а взгляды полны ужаса. Не останавливаясь, повозка подъехала к входу в подземелье...
Быстро отодвинув засов, люди сбросили клетку вниз и захлопнули створки. Чудовищный удар изнутри чуть не снёс кованые двери с петель. Последовало ещё несколько не менее мощных ударов, затем наступила пугающая тишина. Сквозь слуховое окно можно было различить лёгкую поступь шагов двух человек, постепенно удаляющихся вглубь подземелья. "
Надеюсь, мы сделали всё правильно" - промолвил один из сопровождающих повозку, - "
с исчадиями Ада необходимо бороться их же оружием. В любом случае, эти двое - наша последняя надежда"...
Сегодня я хочу рассказать о продолжении одной из самых красивых и атмосферных настольных игр - Клаустрофобии. Дополнение "
De Profundis" выпускается в нестандартной коробке, совпадающей по высоте и толщине с базовым изданием. К сожалению, мои надежды уложить компоненты двух выпусков в одну коробку из-под дополнения не оправдались - разработчик позаботился, чтобы тайлы не поместились в две стопки (не хватает буквально 4-5 мм)...
Внутри коробки, по традиции, находится пластиковый органайзер, в котором удобно расположились тайлы подземелья, жетоны, фигурки, буклет с правилами и 12-ю сценариями (11 новых и 1 - доработанный из основной игры). Отмечу, что качество картона, полиграфии и пластика идентично базовой игре.
Начнём с фигурок новых персонажей. Две Адских Гончих выступят на стороне Зла и будут всячески досаждать наёмникам. Как и в базовой игре, фигурки качественно покрашены, а их детализация на самом высоком уровне, в чём вы можете убедиться по фотографии.
Гончие отличаются цветом "гривы" и имеют одинаковые показатели в индивидуальных карточках. Игрок за Демона может ввести в игру максимум двух Гончих, и стоить это будет по 3 жетона Угрозы за каждую фигурку. В обычном состоянии данные персонажи лишь обороняются, но стоит поместить на них кубик Судьбы, и Гончие превращаются в мощное оружие. Каждая Гончая - отдельная цель, имеющая три пункта жизни.
Кубик судьбы остаётся на карточке до следующей фазы Угрозы, а затем снимается. Интересное нововведение, ставящее игрока за Демона перед выбором: либо использовать шестигранник на Доске Демона, либо активировать Гончую.
Помимо Гончих, силы Зла получили ещё шесть Демонов с различными показателями и свойствами. Наёмникам придётся несладко...
Один Демон вообще состоит из двух карточек и может создать на любом тайле подземелья "Дыру в полу".
При помощи новых карт Событий можно пустить в комнату отравляющий газ, получить дополнительный кубик для Доски Демона, лишить наёмников предметов, устроить обвал и так далее. Карты добавляются в общую колоду и могут быть использованы в базовой игре (совместно с некоторыми жетонами из дополнения). В связи с тем, что сила Событий и их количество выросло, Демон отныне может держать в руке не более трёх карт.
На подмогу защитникам Церкви прибыло подкрепление в составе двух женщин - воительниц, называемых "Сикарии". Это особые персонажи, наделённые индивидуальными свойствами и используемые в некоторых сценариях.
Каждой фигурке соответствует индивидуальный планшет и пластиковое "корытце". Принцип активации и свойства персонажей схожи с базовой игрой. Показатели у "сестёр" абсолютно одинаковые.
Приятно удивило появление значков на планшетах героинь - гораздо удобнее и нагляднее смотреть на "сапог", "оружие" и "щит", чем вспоминать смысл буквенных сокращений.
Как я упомянул ранее, принцип использования, размещение маркеров и кубиков остались прежними. В целом, правила практически не претерпели изменений, и дополнение вносит лишь новые элементы в игровой процесс.
Для отметок на планшете используются всё те же пластиковые маркеры, абсолютно идентичные по цвету и размеру. Хранить их отдельно нет смысла и я поместил все штырьки в один пакетик.
Тем не менее, Сикарии перед началом игры получают одну из карточек, аналогичных Дарам Избавителя. Карточки разные, поэтому, несмотря на одинаковые показатели, персонажи отличаются друг от друга. Фигурка может получить постоянный бонус к атаке, излечивать ранения, давать дополнительный кубик в фазу Инициативы...
Избавитель получил шесть новых Талантов, и теперь может лишать Демона карт, получать талант "Неуловимый", наносить двойной удар...
В комплекте идёт исправленная карта "Ауры Благословения" (необходимо использовать её вместо карточки из базовой игры). Оригинальное нововведение, позволяющее лишать Демона двух пунктов Угрозы при чётном количестве жетонов.
Ватикан снабдил наёмников новым оружием: воины взрываются, унося с собой всех Троглодитов и Гончих (к сожалению, при взрыве могут пострадать и люди); у приговорённых появляется последний шанс вступить в бой и по его окончании умереть... Новые предметы смешиваются с базовыми и могут быть использованы в сценариях.
У людей появились дополнительные карты Преимущества: можно распределять кубики за Демона, увеличивать силу своих воинов, отправить в сброс половину жетонов Угрозы. Карты добавляются к базовым и расширяют возможности людей.
Новые жетоны используются в сценариях, а также отмечают некоторые способности, получаемые персонажами при помощи карт.
Например, можно положить маркер на карточку героя и он увеличит все показатели на "единицу".
Аналогично могут сделать и силы Зла, улучшив показатели Гончей или Демона подземелья.
Размещённый на тайле Телепорт позволяет переместить в данный квадрат любого воина за 1 жетон Угрозы.
Появились обвалы и преграды, используемые в новых сценариях. Эти тайлы можно ввести в игру при помощи карт.
Например, обвал преграждает путь и может изолировать наёмников, позволив Демону расправиться с одиноким приключенцем. Преграду можно убрать, если уровень атаки воина будет равен "двум" и выше, и он находится непосредственно у стены.
В коробке находится 10 новых тайлов подземелья, вводящие в игру шесть типов помещений: туман скроет воинов и даст им защиту, равную "шести"; в гробнице спрятаны древние артефакты; в просторных залах может находиться по 5 воинов с каждой стороны; в катакомбах встречаются источники с Живой водой, позволяющие восстановить здоровье; из Демонического колодца, как из Рога изобилия, появляются монстры, а некоторые места отныне считаются священными и могут нанести ранение Демону.
Сценарии из дополнения, на мой взгляд, слегка несбалансированны, но, тем не менее, атмосферные и увлекательные. Новые персонажи, новые карточки, новые цели - подземный мир Клаустрофобии ждёт отважных исследователей, а местные обитатели подземелья постараются, чтобы никто из наёмников не вернулся на поверхность...
Потерявшись в катакомбах.Как только появился анонс дополнения, я немедленно зачислил его себе в список желаний. Вопросов о целесообразности покупки у меня никогда не возникало - мне нравится подземный мир Клаустрофобии, поэтому его новые обитатели и отчаянные наёмницы просто обязаны были пополнить коллекцию. К сожалению, цену дополнения не назвать гуманной - она сопоставима со стоимостью обычной настольной игры...
Никаких глобальных нововведений в игре не появилось. Считайте, что вы покупаете 11 новых сценариев, к которым прилагаются тайлы комнат, маркеры и четыре фигурки. Данное дополнение без проблем можно было включить в базовую игру, но тогда покупатель не почувствовал бы двойной радости расставания с денежными средствами. Зато, как приятно вновь перебрать тайлы подземелья, взять под управление новых персонажей, окунуться в атмосферу приключений!
Женщины - воительницы приковали внимание моей дочки, которая немедленно захотела отыграть с ними сценарий. Приятно, что разработчики разбавили команду наёмников прекрасными дикарками - теперь в подземельях установилось абсолютное равноправие, и монстры отныне могут растерзать на части не только грубых солдат, но и прекрасных дам.
Если вы поклонник базовой игры, то пройти мимо дополнения вам категорически нельзя. Неужели вы сможете спать спокойно, зная, что где-то там есть ещё нечто монстроидально-приключенческое, что может дополнить ваше подземелье?
Вы также можете прочесть:
Литературный обзор партии - Claustrophobia. В меру исторический трактатОбзор базовой игры с подробным справочником по правилам - Claustrophobia. Вера и расчёт против сил Зла в подземельях Иерусалима