Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Calimala. Флорентийский купец. На берегах Арно

Обзор № 1406 от 07.02.2019, 3498 просмотров
Флоренция – живописный город, расположенный в самом центре Италии на берегах реки Арно, по праву считается колыбелью эпохи Возрождения. Столица Тосканы внесла неоценимый вклад в развитие европейской науки и искусства, здесь жили и работали Микеланджело, Данте, Галилей, Леонардо да Винчи... Сегодня мы перенесёмся во времена Ренессанса, вступим в одну из семи старших (Arti Maggiori) флорентийских гильдий по отделке тканей (Arte dei Mercatanti o di Calimala) и поборемся за места в городском совете. Но перед этим стоит узнать, чем же примечательна гильдия Arte di Calimala, чья продукция столь высоко ценилась во всём мире…


Процесс изготовления тканей начинался с промывки шерсти в водах Арно, после этого сырьё сушили на специальных плетёных решётках, расчёсывали гребнями и отбивали прутами для смягчения волокон. Затем за дело брались искусные ткачихи, которые создавали непревзойдённое по качеству шерстяное полотно. В этом было задействовано около трети работоспособного населения Флоренции, что позволяло выпускать около ста тысяч рулонов ткани в год. Что же, настало время прикоснуться к истории, развить собственное производство, добиться влияния и занять место в городском совете!


Для этого нам потребуется небольшая коробочка, внутри которой грохочут деревянные компоненты, порхают карточки, перемещаются планшеты и тайлы, придавленные сверху игровым полем и буклетами правил. Ложемент в западном издании отсутствует.


События игры развернутся на схематичном представлении Флоренции и небольшой карте Европы: вверху слева располагается городской совет, справа от него – три строящихся здания с ячейками для пожертвований, слева внизу находится план города, справа от него – Европа с торговыми и портовыми городами. По традиции, всё это великолепие опоясывает трек влияния.


Соперникам предстоит вести дела на индивидуальных планшетах своего цвета: в мастерских (сверху) происходит отделка тканей, на складах (снизу) хранится три вида ресурсов, в гавани покачиваются на волнах торговые суда. Если вы что-то забудете в пылу экономической борьбы, то памятка слева поможет не потерять нить размышлений.


Восемь жетонов будут выложены на план города и определят действия оппонентов: получить один из трёх видов ресурсов; построить корабль, торговый дом или мастерскую; профинансировать искусство; изготовить ткань; отправить товар по суше или по морю.


Увеличение количества мастерских на личном планшете – лучший способ поднять производство. В этом помогут специальные тайлы, приобрести которые можно за камни и кирпичи.


Борьба за влияние – одна из важнейших сторон бизнеса. Пятнадцать жетонов будут размещены в городском совете, и в каждом случае лишь трое достойных смогут получить за них причитающиеся бонусы.


Во время финального подсчёта карточки влияния принесут дополнительные призовые очки.


Карточки действий послужат компенсацией в случае неудачного развития событий. Быть может, в следующем раунде вам повезёт больше!


Первому игроку будет сопутствовать некий призрак в чёрном одеянии, белые диски удваивают выполнение выбранных в городе действий.


Каждому игроку достанется россыпь деревянных компонентов, состоящая из трёх кораблей, сорока кубиков, тринадцати дисков, трёх домиков и одного жетона «50 очков», который пригодится, когда вы выйдете на второй круг трека влияния.


Комплекты абсолютно одинаковые и отличаются лишь цветом.


В локализованном издании от издательства «Правильные игры» (на площадке народного финансирования CrowdRepublic началась кампания-предзаказ) помимо базовых правил находится буклет дуэльного варианта игры – приятный бонус русскоязычным поклонникам «настолок».

Путь в Европу



Подготовка к партии займёт некоторое время: необходимо в случайном порядке разместить в городе тайлы действий, затем выложить в городской совет пятнадцать квадратиков влияния. На стартовую позицию трека победных очков выставляются диски игроков, неподалёку выкладываются жетоны «50» очков (потребуются, когда диски пойдут на второй круг). Рядом открыто размещается одна случайная карточка влияния (приносит очки при итоговом подсчёте, отсутствует при игре впятером), а также колода карт действий рубашкой вверх.


Оппоненты получают комплекты, состоящие из: индивидуальных планшетов, двух тайлов мастерских, сорока кубиков-маркеров, двух белых дисков и некоторого количества дисков своего цвета (зависит от числа соперников), трёх кораблей и такого же количества торговых домов. В ходе несложных манипуляций (описанных в правилах) противникам достаётся по одной карточке целей и действий. Первому игроку вручается чёрная фигурка – всё готово к началу партии!


В свой ход необходимо выставить в город один диск и, ориентируясь на указатели, выполнить два связанных с данной локацией действия (белый диск умножает это значение вдвое, но не участвует в повторной активации). Последующие диски располагаются поверх предыдущих, образуя стопки. При этом лежащие внизу диски также активируются, позволяя выполнять аналогичные действия (кроме белых кругляшков).


В нашем примере, владелец жёлтого маркера добавляет во все свои мастерские по одному кубику тканей (изначально у игрока только одна мастерская), а затем отправляет на личный склад один кубик дерева из резерва (постройка вмещает до четырёх единиц сырья). Рассмотрим все варианты развития событий, начнём с расходных материалов…


Дерево, кирпич, мрамор – активировав соответствующий тайл, игрок добавляет на свой планшет кубики ресурсов, располагая их в ячейки складов. Для чего нам стройматериалы?


Тайл строительства позволяет основать контору в одном из городов сухопутного торгового пути (два кирпича); спустить на воду корабль (два дерева); расширить производство, добавив на планшет мастерскую (дерево и кирпич).


Мрамор пригодится для скульптур, украшающих соборы. Строящиеся здания требуют дерева, кирпича и мрамора, которые доставляются со складов посредством пожертвований. Кстати, если игрок не может выполнить действие в городе, он получает случайную карточку действия в качестве компенсации. Эту карту можно разыграть как в свой ход, так и в ход соперника при активации дисков игрока в стопке.


Итак, ресурсы на складах необходимы для развития личного производства, а также строительства и украшения зданий, а мастерские вмещают готовую продукцию, которую предстоит развозить по городам Европы посредством сухопутных и водных маршрутов.

Для перемещения тканей водным путём понадобятся корабли, каждый из которых отвозит один кубик в свободную ячейку выбранного населённого пункта. Сухопутный тракт не требует никаких дополнительных технических средств, но в выбранном городе должна быть основана ваша контора (в противном случае хранить ткань будет негде).

Возим ткани, прокачиваем планшеты, строим корабли… А по какому принципу, собственно, начисляются победные очки?! Всё достаточно просто.


Как вы помните, сыгранные диски остаются на поле, а последующие фишки складываются столбиками. Максимальная величина столбика – четыре диска. При достижении этого количества три верхние фишки активируются по обычным правилам, а самый нижний диск вместо активации…
 

… переносится в городской совет (фишки располагаются в порядке очерёдности слева направо, сверху вниз). При этом немедленно начинается промежуточный подсчёт очков, зависящий от того, какой именно тайл был активирован. Это может быть город, чей герб указан на рисунке; строящееся здание; скульптуры; портовые и сухопутные города; пожертвования стройматериалов.


Например, активируется город Труа. Суммируется количество кубиков по цветам. Игрок, занявший первое место, получает три победных очка, второе – два, третий – одно. Таким образом, в течение партии будет выполнено пятнадцать промежуточных подсчётов, а также итоговый по карточкам целей.

Партия завершается, когда соперники либо разместят на схеме города все свои диски (включая белые), либо активируют все пятнадцать жетонов городского совета.


При подведении итогов учитываются условия всех карт влияния, включая лежащую подле игрового поля. Независимо от владельца, бонусы получают первые три игрока, имеющие максимальное количество кубиков в данной локации. Чей диск убежит дальше других по треку победных очков, тот и победит.

По морю и по суше


Интересная, но в некоторой степени злая по отношению к оппонентам «настолка». Не знаю, почему, но после первых партий у меня возникали ассоциации с великолепной Hansa Teutonica (игры абсолютно разные, но «вот так»). Быть может, что-то в оформлении показалось знакомым, быть может, отсутствие права на ошибку, исправить которую, порой, невозможно…

Кстати, по оформлению. Оно на любителя и, на мой взгляд, отражает дух игры – сухость, лаконичность, внимательность. Тайлы действий что в городе, что в совете чётко видны всем игрокам, планшеты максимально информативны, оформление поля выполнено в стиле старинных документов. Мне такой подход нравится – ничего не отвлекает от размышлений.

Так получилось, что мы сыграли минимум по одной партии всеми составами – от двух до пяти игроков. Больше всего понравились варианты «втроём» и «впятером». Вчетвером игра не дотягивает до накала страстей полного состава, при этом увеличивая время партии по сравнению с игрой втроём, где всё гармонично, чуть менее агрессивно и относительно быстро. Дуэльный вариант вызвал смешанные чувства, пока не готов дать заключение. Втроём, на мой взгляд, лучше.

Сама игра на протяжении всей партии заставляет внимательно следить за всеми соперниками и строить стратегию в зависимости от очерёдности активации тайлов городского совета. Порой лучше сделать плохо противнику, чем выполнить действие с большей выгодой для себя. И права на ошибку тут нет, особенно при игре полным составом: займут оппоненты своими домиками города, и останетесь вы ни с чем – на одном флоте выиграть не получится. Одним словом, всесторонне развивайтесь, но принимайте своевременные меры по нейтрализации противников.

Для игроков среднего уровня подготовки — хорошо подойдёт как для умного семейного вечера, так и для мозголомной схватки с опытными друзьями.

В данный момент идёт кампания-предзаказ по настольной игре «Calimala. Флорентийский купец» от издательства «Правильные игры». Приняв участие в ней и сделав предзаказ, вы получите экземпляр игры по привлекательной цене. В качестве бонуса для русскоязычных поклонников умных развлечений в коробку вложены правила для двух игроков. В качестве эксклюзива, участники предзаказа получат мини-дополнение «Конклав» и жетон первого игрока из прозрачного акрила – герб гильдии Arte di Calimala.
Комментарии (3)
Спасибо за обзор! И за честное мнение, что вдвоем не очень. Для меня важно именно вдвоем, поэтому воздержусь от покупки.
Сергей   |   08.02.19
Пожалуйста. Понимаете, Сергей, тут большую роль сыграли партии втроём и впятером. Мне игра очень понравилась именно в таком составе (я отразил это в обзоре). Игра вдвоём в "Калималу", скажем так, это как играть в "Билет на поезд по Европе" вдвоём (упрощённо, безусловно, уровень игр совершенно разный, но суть одна) :) Нет того азарта, интриги, хочется ещё одного реального партнёра... Честно говоря, вдвоём хорошо играются игры, которые изначально разработаны для дуэли :) Остальные игроделы придумывают "костыли". Так, например, во "Фреске" играет бот -вроде бы интересно (поначалу), но потом "увы", ищешь третьего реального игрока ;) Попробуйте у друзей игру, вдруг Вам понравится, ибо "Калемала" - хорошая игра, но не на двоих (на мой взгляд, конечно)...
Gravicapa   |   08.02.19
А вот мне игра понравилась вдвоём. Прямой конфликт, который становится пикантнее с фишками третьей стороны. Втроём вообще огонь, на четверых хорошо, а вот впятером вообще не зашла.
Biodji   |   09.02.19
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр