Внимательный читать помнит, что Каркассон - это город-крепость, расположенный на юге Франции. Ах, Франс, Франс... Хотя, не о Франции сегодня пойдёт речь, а об острове, находящимся далеко-далеко в Южном море. "Но причём тут Каркассон?" - спросите вы. Ответ на этот вопрос я постараюсь найти вместе с вами, изучив новую игру серии Каркассон - Каркассон. Южные моря.
Итак, доблестные жители Каркассона погрузили на корабли необходимый скарб и под всеми парусами отправились сквозь Атлантический Океан к неизведанным землям. Путь их был неблизкий, и вот с рассветом на горизонте показалась земля, не указанная ни на одной карте мира. Местные жители оказались на редкость дружелюбными, встретили путешественников дорогими подарками и поделились провизией. С первыми лучами солнца корабли продолжили свой путь вокруг загадочного острова...
Пока отважные каркассонцы исследуют неизведанные земли, взглянем на содержимое небольшой прямоугольной коробочки. Внутри - стопка квадратных тайлов, мешочек с компонентами, свежий морской воздух и буклет-путеводитель по новым землям.
В игре используются три типа ресурсов: рыба, раковины и бананы. Всего 60 деревянных фигурок, по 20 каждого вида. Пятеро отважных мореплавателей смогут взять под своё командование экипажи, состоящие из четырёх человечков своего цвета. Именно такие фигурки передвигались по дорогам Каркассона, отныне им предстоит стать первооткрывателями новых земель...
19 небольших рыбацких лодок курсируют вдоль берега и ловят рыбу, а торговые корабли готовы отвезти ценный груз через Атлантический Океан в славный город Каркассон.
24 торговых судна возьмут на борт определённый набор ресурсов, изображённый на парусе. Справа внизу указаны победные очки, получаемые игроком в случае успешной погрузки товара в трюмы корабля.
На 73 тайлах встречаются мостки, части суши, морская поверхность и островки с рынками. На некоторых квадратиках изображены ресурсы, совпадающие по типу с деревянными фишками - их каркассонцам предстоит заработать и отправить на родину.
Практически в любой игре из линейки "
Каркассонов" среди тайлов есть стартовый квадрат, отличающийся от остальных по типу рубашки. В "Южных морях" присутствует аналогичная картонка (справа). С неё мы и начнём исследование материка.
За тысячу морских лье от дома.
Подготовка к игре стандартная для "
Каркассонов": стартовый тайл располагается в центре стола, остальные картонки перемешиваются и выкладываются стопками картинкой вниз. Есть и новшество - жетоны кораблей перемешиваются и помещаются неподалёку от тайлов местности, 4 судна располагаются открыто рядом со стопкой. Каждый игрок получает команду, состоящую из четырёх отважных каркассонцев.
Всё готово, можно начинать исследование новых земель.
В свой ход игрок снимает один тайл со стопки территорий и прикладывает его к ранее выложенным картонкам, лежащим на столе. Мостки продолжают мостки, вода перетекает в воду, участки суши соединяются с ответными частями - ничего нового по сравнению со стандартным "
Каркассоном" нет.
Пристроив тайл, игрок может расположить на нём одного своего человечка: каркассонец в море становится рыбаком, на мостках стоят ловцы жемчуга, на суше - собиратели бананов. Существует также возможность досрочно снять с поля любого ранее выставленного человечка. К сожалению, в таком случае никаких бонусов не предусмотрено.
Получить ресурсы можно только при выполнении определённых условий. Например, завершённое строительство острова позволяет игроку получить соответствующее количество бананов.
Мостки, соединённые с сушей или с перекрёстком приносят раковины. Напомню, что после получения ресурса человечек снимается с поля и добавляется в резерв игроку.
Как только рынок, расположенный на острове, будет полностью окружён тайлами, торговец даёт своему хозяину возможность взять бесплатно жетон открытого корабля максимальной стоимости. Очень полезный каркассонец...
Помните крестьян из "
Каркассона"? Аналогичным образом работают и рыбаки, мерно покачивающиеся в море. Окружив мостками часть водной глади, можно заработать рыбу и вернуться к хозяину. Либо...
... не завершать процесс "окружения", а, выложив тайл с рыбацкой лодкой, получить разовый бонус. При этом необходимо взять количество рыб, изображённых на тайлах, относящихся к квадрату с рыбацкой лодкой, а затем накрыть один из символов рыб специальным жетоном лодки.
В конце хода можно приобрести одну открытую лодку, погрузив на неё соответствующие товары (сбросив фишки в резерв). На смену взятому кораблю со стопки немедленно выкладывается новый...
Игра заканчивается, как только будут использованы все квадраты местности, либо все суда найдут своих хозяев. Незавершённые территории приносят доход своим владельцам согласно правилам, затем происходит финальный подсчёт очков.
Для определения победителя складываем числовые значения собранных лодок, добавляем по одному очку за каждые три любых товара. Игрок с максимальным результатом провозглашается первооткрывателем материка и получает титул почётного мореплавателя Каркассона.
Снарядив корабли с товаром.
- Почему фишки на фотографии разные?
- Потому что одна большая равна трём маленьким...
Итак, вернёмся к вопросу о причастности славной французской крепости к данной игре. Поклонники "
Каркассона" без труда определили, что правила двух игр практически совпадают в разделе размещения фигурок: крестьяне пересели в лодки и стали рыбаками, разбойники взялись за ум и превратились в ловцов жемчуга, достойные рыцари отныне… собиратели бананов. В островке с рынком несложно узнать монастырь из базовой игры. Безусловно, принцип размещения тайлов идентичен. Но на этом все совпадения заканчиваются и начинаются отличия...
В обычном "
Каркассоне" соперники боролись за победные очки - собрал территорию, передвинь маркер по треку. В "Южных морях" всё не так просто: появилось "промежуточное звено" в виде ресурсов, которые необходимо поменять на корабли для получения существенного бонуса. Сами по себе раковины, рыбы и бананы, собранные "тройками", также принесут победные очки, но... выгоднее погрузить всё это богатство на корабли.
Жетоны судов, как источник победных очков, вносят дополнительную тактическую составляющую и существенно оживляют мерный процесс выкладывания тайлов. Игрокам необходимо отслеживать меняющиеся требования владельцев кораблей и строить свою тактику в зависимости от необходимых для погрузки ресурсов. Также не забывайте про рынки на островах, позволяющие получать жетоны максимальной стоимости.
На мой взгляд, получилась очень интересная "модификация" базовой версии "
Каркассона", которая нашей семье понравилась гораздо больше "прародителя". В "Южных морях" спокойно строить территорию не получится - необходимо собирать ресурсы и вкладывать их в победные очки, иначе игра подойдёт к концу и есть все шансы не успеть обменять товар. Нововведения "подталкивают" соперников к действиям, заставляют выстраивать стратегии и делают игру интересной как для начинающих, так и для опытных игроков.
Интересно, что ещё придумают издатели...