Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

BattleLore. Приказы главнокомандующего

Обзор № 258 от 30.05.2012, 10235 просмотров
Солнце взошло над полем битвы и войска замерли в ожидании схватки. Главнокомандующий склоняется над картами и делает последние штрихи, завершая свой план и призывая удачу на свою сторону. В этом обзоре мы познакомимся с основной системой отдачи приказов мира BattleLore.



Всё, что необходимо для ведения боя, находится в базовой коробке игры - боевые кубики, набор карт, гексы местности, игровое поле и сами войска, размещённые в очень удобном органайзере. Сегодня мы не будем рассматривать магическую составляющую игры, а остановимся только на основных принципах отдачи приказов и боевых действиях. Военному совету и картам Магии будет посвящён отдельный обзор.



Прямоугольное игровое поле настольной игры BattleLore разбито на шестигранники (гексы), что позволяет отрядам иметь большую свободу перемещения в ограниченном пространстве.  Два полководца располагаются по обеим сторонам доски и отмечают свои победы на специальных треках, состоящих из шести позиций.



В начале битвы необходимо выбрать один из сценариев, приведённых в буклете. На картинке изображено игровое поле, с расположенными на нём гексами местности и расставленными войсками. Обратите внимание на флаги - каждый игрок выбирает свой вид знамени и до конца партии будет управлять подразделениями только под данным типом стягов. Рекомендую начинать с простых битв, постепенно переходя к более сложным.



Каждому сражению соответствует своя историческая справка (а иногда и совсем не историческая), условия победы и количество Командных карт в руке у каждого игрока. Разное количество карт приказов обусловлено размещением войск и количеством подразделений  и призвано внести баланс в битву. Достаточно часто условия победы игроков различны, и к более лёгким заданиям прилагается меньшее количество Командных карт.



Обратите внимание на количество фигурок в каждом типе подразделений - конные отряды комплектуются тремя всадниками, а пешие - четырьмя пехотинцами. Отряд неделим - все фигурки передвигаются вместе со знаменосцем, который, в случае атаки противника, снимается с поля последним и символизирует гибель отряда. Это - основные условия, которые могут изменяться в зависимости от сценария или в связи с вводом в бой подразделений из многочисленных дополнений.

Знакомство с миром BattleLore  рекомендую начинать с расы Людей и базовых правил - не торопитесь вводить в сражение различные магические подразделения Гоблинов, Гномов, Драконов и Существ.



Как вы заметили, сценарии подразумевают размещение на поле различных типов местности: леса, холмы, реки, мосты, броды - всё это либо даёт преимущество подразделениям, либо сдерживает их натиск, защищая более слабые отряды естественной преградой. Каждый тип местности имеет свои свойства, подробно изложенные в правилах.

Например: зайдя в лес, подразделение обязано остановиться и сможет атаковать только двумя кубиками, вода блокирует проход, а холм ограничивает число кубиков как подразделения на возвышенности (до трёх кубиков), так и отряда на равнине (до двух кубиков).



Мудрый полководец использует все возможности местности, чтобы нанести урон противнику. Безобидные, на первый взгляд, заросли могут сковать отряд противника и свести его атакующую мощь к минимуму. В нашем примере сила атаки у красного и зелёного подразделения будут равны, хотя в обычных полевых условиях разница составит два кубика.



Кубики играют важную роль в мире BattleLore. При их непосредственном участии происходят атаки подразделений и уничтожение сил противника. Шесть граней различны и каждая призвана вызвать определённые события: три Шлема приводят к смерти фигурок в подразделениях аналогичного цвета флага, Щит с мечом является своеобразным Джокером и используется некоторыми отрядами для увеличения вероятности попадания по противнику. Флаг говорит об отступлении, а символ Магии используется только в фантастических сценариях и в обычной игре считается «пустой» гранью (промахом).



Флаг каждого подразделения определяет количество кубиков, которое оно может бросить во время атаки. Эта величина корректируется типом местности, а выпавшие на гранях значки применяются в зависимости от свойств обоих подразделений. Красные флаги бросают 4 кубика, синие - 3, а зелёные - 2.

Данное различие мощности компенсируется числом гексов, которое отряд может пройти в свой ход: самые сильные отряды проходят лишь один участок пешим порядком и два - на конях, пехота под синим флагом передвигается на один гекс с возможностью атаки и на два - без. При этом всадники под аналогичными знамёнами могут пересечь до трёх гексов. Зелёные, самые слабые отряды, могут перемещаться пешим порядком на два шестигранника и сражаться, а, вскочив на коней, смогут совершить рывок до четырёх гексов.



Результат броска применяется незамедлительно, но с поправкой на типы подразделений - вначале учитываются Шлемы, и за каждый такой символ, совпадающий с цветом флага, противник несёт потери в одну фигурку. Затем смотрим на Щит и меч - если пехота атакует конное подразделение, то один такой символ не учитывается, а остальные проредят строй противника, аналогично Шлемам.

Если после боя в атакуемом отряде ещё остались выжившие, то они должны будут отступить в случае выпадения Флага. Методы отступления рассмотрены в обзорах по каждому типу рас, но основной принцип заключается в следующем: один флаг - один гекс в сторону стороны поля атакуемого отряда. И тут я позволю себе рекомендацию - используйте правила Отступления и Уклонения, так как базовые рекомендации доказали свою несостоятельность: разумнее обязать отступать атакуемый отряд по вектору атаки.

Самое важное понятие, которое присутствует в мире BattleLore - это определение Смелого отряда. Так как основные бои ведутся в непосредственной близости подразделений, то в случае, если атакуемый отряд граничит, как минимум, с двумя дружественными подразделениями, он считается Смелым и может Дать сдачи. Это означает, что даже в ход оппонента вы имеете шанс ответить на его атаку вашего Смелого отряда. Делайте всё возможное, чтобы сохранить строй и обеспечивать поддержку своих передовых подразделений - это существенно повысит ваши шансы на победу.

Помимо ответной атаки, Смелые отряды игнорируют один флаг, выброшенный против них неприятелем. Поэтому, чувствуя поддержку союзников, передовые подразделения смогут всегда дать отпор врагу и удержать свои позиции. Но не увлекайтесь - если будет выброшен второй флаг, а все пути отступления будут перекрыты вашими войсками или краем поля, то атакуемый отряд потеряет по одной фигурке за флаг, согласно правилам.

Некоторые типы местности, например - мост, делают подразделения Смелыми даже в отсутствие поддержки, а раса Гномов - Смелая «с пелёнок» и не нуждается в опеке.



Игровое поле поделено на центр, левый и правый фланги. Передвижение подразделений по полю осуществляется при помощи Командных карт (или карт Приказов). Каждая такая карта содержит предписание о типе и количестве отрядов, а также секторе, в котором можно задействовать эти отряды.

Самое важное: вначале все отряды передвигаются и лишь потом атакуют в любой последовательности (данная очерёдность чётко регламентирована на странице 15 оригинальных правил: In addition, you must complete all units' movement before proceeding to Battle).

На картинке Командной карты указан фланг и количество отрядов, которое можно задействовать. В свой ход можно сыграть только один Приказ, после этого добрать в руку карту из общей стопки. Всё очень просто и доступно для начинающего игрока - здесь нет сложных счётчиков и треков, всё «прозрачно» и понятно. К сожалению, за всё приходится платить, и  подобная система приказов вызывает массу споров и критики, так как она несовершенна.

В случае фатального невезения, есть шанс вообще не получить необходимых карт и активировать подразделения, которые так необходимы, вы так и не сможете. Да, здесь можно избежать подобного, умело манипулируя отрядами и переводя их из сектора в сектор. Но факт остаётся фактом - подобный вариант неблагоприятного развития событий возможен.

Чтобы компенсировать данное упущение, рекомендую использовать следующее правило: не более двух раз за игру командующий имеет право сбросить все карты с руки и передвинуть два любых подразделения в любой части поля. После всех действий необходимо добрать руку до указанного в сценарии числа карт.



Недостаток фланговых карт в руке могут компенсировать специальные карты, позволяющие задействовать во всех секторах указанное число подразделений под определённым цветом флага, отвечать контратакой в ход противника, осыпать позиции неприятеля градом стрел. К сожалению, в полной мере компенсировать недостаток фланговых карт они не могут.

Отмечу, что система дальнего боя не является приоритетной в мире BattleLore - стрелки бросают всего два кубик, если стояли на месте и один после маневра. Крайне неэффективные подразделения, значимость которых возрастает лишь при использовании дополнений - установка Гномов, например, может доставить массу неприятностей противнику своими длинными и мощными стрелами.



В случае потерь подразделения, из отряда вначале убираются обычные фигурки, а потом и знаменосец, который выставляется на трек победных очков. Как только полководец уничтожает необходимое по сценарию количество подразделений, партия заканчивается его безоговорочной победой.

В заключение…

Начну с того, что я люблю эту игру и множество тематического материала, собранного на ресурсе - тому подтверждение. Я с удовольствием раскладываю на своём Розовом диване очередную партию, а моя дочка с радостью принимает участие в баталиях. Кстати, часто побеждая меня совершенно необъяснимым образом.

Мир BattleLore очень красив и разнообразен. Да, механика отдачи приказов далека от идеала, кубики вносят хаос в планы, а необходимые карты предательски минуют вашу руку. Зато вы получаете массу удовольствия от происходящего на поле, игровой процесс буквально завораживает своей простотой, и в тоже время глубиной принятия тактических решений. Я скромно умолчу о фигурках, качестве компонентов и атмосфере - это необходимо самому почувствовать.

Система приоритетного ближнего боя позволяет вносить коррективы в основные, и разрабатывать дополнительные правила, существенно преображающие базовую игру. Многие из них представлены на моём ресурсе - если вы ещё их не пробовали, то рекомендую ознакомиться с соответствующими статьями.

К сожалению, будущее мира BatlleLore призрачно и не внушает надежд - переиздание базы слишком дорого и не планируется, а развивать дополнения при таком подходе издателя экономически нецелесообразно. С другой стороны - изданного вполне достаточно, чтобы сойтись в бою трём различным расам и выяснить, кто же из них возьмёт под свой контроль волшебный мир, и поможет им в этом магия.

Но об этом я расскажу в своей следующей статье.
Комментарии (45)
Холм позволяет кидать с +1 кубиком? Это как? Может до трех кубиков? Или лучники на холме получают +1 кубик? Кажется мы не правильно играли ... :) И можно ссылку на страницу в англ. правилах на то, что ВСЕ отряды по карте приказа, сначала ходят, а потом атакуют в любом порядке....
Al Brauni   |   30.05.12
По поводу ВСЕХ отрядов: в оригинальных правилах страница 15 (добавил в текст обзора цитату правил). Про холм - я не верно выразил мысль, поправил, спасибо.
Gravicapa   |   30.05.12
У меня есть огромное желание заиметь себе базу BL. В т.ч. и с целью покраски минек :)
yushin   |   02.06.12
И Вам мои благодарности :)
Al Brauni   |   06.06.12
Вопрос касательно сценариев. А можно кроме карт как-то заполучить и сами задачи тех или иных сценариев? Ато пустые карты мне как начинающему игроку ничего не говорят...
Жека   |   15.08.12
http://2fishki.ru/userfiles/blcard2.pdf и ещё одно, в данном файле 24 карточки из 60 необходимых. как исхищряться в этом случае? "110 карт в дополнении Heroes" в архиве 40 и 65 карт и много материала нет, что есть в статье http://2fishki.ru/mir_battlelore/obzory/battlelore_vooruzhennye_sily_glavnokomanduyushego/ понятно что Вы человек занятый, но возможности приобрести в Украине данную игру нет. А очень хотелось бы и это возможно, так как кроме некоторого "текстового" материала, есть всё необходимое: цветной принтер, картон, энтузиазм, и около 300 различных юнитов 1/72 (гномы,орки,гоблины,самураи,лучники,акебузиры,тролли,артилерия...)
Жека   |   15.08.12
На сайте выложены только переводы необходимых карт для того, чтобы владельцы оригинальной игры могли распечатать и вложить их в протекторы. Материалов для изготовления игры здесь нет, да и цели такой никогда не было - здесь только переводы. Посмотрите на BGG - там размещён материал от Игоря Ларченко (Pard) для самостоятельного изготовления игры.
Gravicapa   |   15.08.12
А где можно купить эту игру? Я много где искал, но не нашёл :( Помогите.
Астеяр   |   26.01.13
Игра больше не издаётся, оставшиеся от последнего тиража экземпляры можно найти у частных продавцов или в заграничных магазинах - необходимо искать :)
Gravicapa   |   26.01.13
Повезло же вам - такая игра есть! :)
Астеяр   |   10.02.13
Простите, Александр, может где-то мой вопрос уже звучал, но все же: многие говорят, что неиздаваемый ныне Battlelore - это нынешний Битвы Вестероса, это так? в чем связь между этими играми, она есть вообще или только в схожей тематике и, как говорят, механике? Некоторые же утверждают, что Вестерос даже интереснее...Ответьте, пожалуйста, как Гуру Battlelore))
Дочь Стефания   |   22.02.13
FFG купила права на игру BattleLore, поняла, что переиздание обойдётся в "копеечку", выпустила новую игру и уничтожила старую, дабы на рынке не было конкуренции. Игры похожи по типу передвижения отрядов и свойств местности (взято из BattleLore). К этому добавлена новая система приказов и новая вселенная для выкачивания денег посредством дополнений. Что лучше и что хуже - извечный спор между фанатами BattleLore, которых обманули и "прикрыли" их любимый проект (Р.Борг называет БэттЛор своим любимым творением и был готов его развивать) и купивших "Вестерос" (так как BattleLore не купить за разумные деньги). Лично мне "Вестерос" не нравится, но моё мнение субъективно - говорю это сразу :) Тем не менее, приобрести на барахолке б.у. Вестерос со всеми допами можно без труда (предложения очень часто появляются). Чего не скажешь о БэттлЛор. Тоже субъективный показатель...
Gravicapa   |   23.02.13
А вам Вестерос не нравится вообще? из-за обиды за любимый Батллор и обмана ФФГ или он все-таки настолько несравнимо плох? просто мне, как новичку, сейчас уже Баттлор не приобрести, а Вестерос Вы, допустим, не советуете...(не советуете, не в смысле, что отговариваете, а просто фанат другой игры:)) Понятное дело, что не попробовав, не поймешь ничего, но Ваш совет все же ценен) Спасибо
Дочь Стефания   |   23.02.13
Вестерос мне не нравится за перегруженность при отдаче приказов, которая абсолютно не нужна при таком классе игры. Если я хочу чего - то посложнее, то достану с полки "Конфликт Героев", где кубик не так влияет на исход битвы. В БаттлЛор всё достаточно просто и соизмеримо с игрой (игра для начинающего стратега - лёгкая война). В Вестерос "намудрили", а игра как зависела от случая, так и зависит :) Всё её нахватали вначале, а потом половина продала - до серьёзной игры не дотягивает, а для простой - слишком сложна... В любом случае - это моё мнение. :) По поводу "обиды" - учитывая, что у меня целая секция антресоли занята БэттлЛор и меня вполне всё устраивает, то "никаких обид". У меня игра есть, а вот другим не повезло - FFG обмануло их надежды на переиздание игры :)
Gravicapa   |   23.02.13
Спасибо за ответ, Александр! Остается только позавидовать Вам белой, исключительно белой завистью))
Дочь Стефания   |   23.02.13
Здравствуйте. Спасибо за подробное описание игры. После прочтения загорелся желанием поиграть, на днях должна прийти ). Скачал документы для изучения. В Своде документов и правил в файле BattleLore Памятка к базовой игре http://2fishki.ru/userfiles/blhelp1.pdf нет первой страницы (.
Владимир   |   09.04.13
Добрый день. Скачал, проверил - в документе 2 страницы. Первая - местность, вторая - типы войск. Обе открываются. Дело в Вашем просмотрщике. Рекомендую установить Fixit - ридер. Он всё открывает...
Gravicapa   |   09.04.13
Действительно, в Adobe Reader глючит. Только что распаковал коробку(переиздание французской версии) - 2 набора карт: на французском и английском :), но описание битв и правила только на французском :(. Скажите, пожалуйста, вторая часть карты в дополнениях есть или только распечатывать для игры на большой стороне?
Владимир   |   09.04.13
Нашёл, дополнение Epic, будет первым в очереди на приобретение )
Владимир   |   09.04.13
Я делаю ПДФ при помощи Фоксит - софта, видимо есть несовместимость. Вторая часть карты? Вы имеете в виду "Эпик"? Да, есть дополнение с картой и жетонами, обзор на сайте. У меня обзоры на все существующие дополнения к игре ;)
Gravicapa   |   09.04.13
Пока писал ответ - вы уже сами отыскали :)
Gravicapa   |   09.04.13
Рекомендую ещё Call to Arms - очень хороший доп.
Gravicapa   |   09.04.13
Как вам такая новость, уважаемый Гравицапа? :) https://fbcdn-sphotos-c-a.akamaihd.net/hphotos-ak-prn1/15371_570311869683245_1214345768_n.jpg
3e6p   |   15.08.13
Ужасно :( Я ещё вчера это видел и не мог скрыть разочарования... Увы, Battlelore умер и более не будет переиздан. А эта игра (представленная FFG) - лишь знакомая надпись на коробке, ничего общего не имеющая с оригиналом...
Gravicapa   |   15.08.13
Надо же так... Ведь была целая игра, и у многгих она стала любимой... А потом БАЦ! и нету игры. Никто не знает, за что его так бросили? Обидно :(
Астеяр   |   15.08.13
Экономически нецелесообразно - слишком дорого будет стоить в том виде, в котором было выпущено первое издание.
Gravicapa   |   16.08.13
Вопрос в другом, помешает ли эта экономическая целесообразность интересности и играбельности игры?
MisteriG   |   16.08.13
Здравствуйте! Мы с сыном начали осваивать BattleLore, в процессе первых игр возникли вопросы по правилам. Помогите, пожалуйста, разобраться с этой бесподобной игрой: 1. Если лучники атакуют сильный отряд лучников, может ли он "дать сдачи"? 2. Если я атакую сильный отряд и отступаю, может ли противник "дать сдачи"? 3. В ходе игры возникла такая ситуация. После завершения перемещения один мой отряд был недоступен для атаки лучников. В процессе атаки один из отрядов отступил, и мой отряд теперь в зоне видимости. Могут ли лучники атаковать его? И вообще, нужно ли сразу решать, какой из активированных отрядов что атакует, или цели могут изменяться в процессе боя? Ответы наверняка есть в правилах, но от переизбытка информации немного голова кругом идет. Хочется сыграть еще пару раз, а потом продолжить чтение правил. Спасибо.
Елена   |   26.10.13
Упс, второй вопрос написала неправильно 2. Если я атакую сильный отряд и он отступает, может ли противник "дать сдачи"?
Елена   |   26.10.13
Кажется уже разобрались. 1. Контратака возможна только в ближнем бою 2. Если смелый отряд отступает, он не может контратаковать 3. Цель выбирается непосредственно перед атакой
Елена   |   26.10.13
Добрый день. Ответ "да" на всё :) Цели необходимо обозначить до того, как ваши отряды начнут атаковать. Это главное условие. Поэтому возможны варианты, когда намеченная цель окажется вне зоны досягаемости в результате действий других отрядов... Это обычное явление на поле боя. ;)
Gravicapa   |   26.10.13
Вопрос по карте приказа "Атака пехоты". в описании действия приказа на карте написано: "Все назначаемые отряды должны быть соединены в одну группу". Никак не пойму что это значит. Что за группа? как их соединить? Или это просто приказ всем пешим отрядам? Спасибо.
Евгений   |   17.05.14
Группа - это когда все отряды, которым отдаётся приказ, располагаются на соседних гексах - касаются друг друга. То есть отдать данный приказ можно только в том случае, если в результате предыдущих перемещений ваши отряды остановились на соседних гексах, образовав группу :)
Gravicapa   |   17.05.14
Вопросы по правилам: 1. Как отряд может стать смелым - понятно. Либо родится гномами, либо быть вместе с кем-то рядом. А вот как стать пугливым? Кто пуглив кроме гоблинов? 2. Из правил следует, что сражения происходят последовательно, выбирается отряд и цель. Потом еще раз. У вас вроде написано, что надо выбрать все цели сразу... Кстати, карта двойной атаки предполагает атаку на один отряд дважды, или получается два независимых сражения?
Владимир   |   24.07.14
1) Пугливость - врождённое свойство подразделения (например - Гоблины). Приобрести его нельзя (насколько я помню) :) Можно ввести хоумрул, по которому "пугливым" становится отряд, понесший более 50% потерь. 2) Не понял вопроса: сначала ходят все отряды, затем они атакуют цели в любой очерёдности. Выбирать цель атаки можно и нужно после того, как вы походили всеми желаемыми подразделениями, так как никто не знает - отступит в результате атаки тот или иной отряд или нет. Карта двойной атаки - это что за карта (в оригинале)? :)
Gravicapa   |   24.07.14
Видимо мне показалось, что вы написали, что цели, как и отряды определяются после сразу все. Карта в переводе называется "Темное небо" - для лучников.
Владимир   |   25.07.14
При помощи "Тёмного неба" можно атаковать либо два отряда, либо дважды один отряд.
Gravicapa   |   25.07.14
Александр,собираюсь купить на ебее б/у базу и допов.цена кусачая,а Люди так вообще дороже базы идут.Какой набор допов необходим?ведь без каких-то допов можно жить,а какие жизненно важны,чтобы потом не жалеть,что не купила.Спасибо.
Анастасия   |   21.07.15
Сложный вопрос по допам. "Столетняя война", на мой взгляд, самый лучший доп (правда он и стоит заоблачных денег). Для выбора лучше прочтите все мои статьи с обзорами допов - там подробно изложено, какие новые фигурки в наборе, а какие - старые. Советовать сложно, я собрал все :) :)
Gravicapa   |   21.07.15
Я прочла все и именно поэтому что-то выделить тяжело.Собрать все-это,конечно,идеально было бы,но...нужно выбрать лучших.база стоит 6тыс,и тут уже нужно подумать.эпик обязателен из-за поля.Призыв к ....состоит из карт ведь.я нашла перевод правил,есть ли русские вкладки к картам или вообще пнп карт ?В подобные игры не играли никогда,играть будут дети с папой,мне уже кажется,что достаточно и базы для обычных настольщиков,учитывая еще количество миниатюр... все смешалось в голове.Драконы красивые!
Анастасия   |   21.07.15
Эпик пока можете не покупать - он нужен только для игры вчетвером (втроём). Обычного поля достаточно. Все переводы у меня в отдельном разделе, там всё собрано. Если там нет, то, скорее всего, нигде нет - у меня полная коллекция переводов. :) Драконы очень красивые и дерутся жуть как страшно :)
Gravicapa   |   21.07.15
Спасибо,Саша.Завяжем потуже пояса и заведем драконов с существами-гидра хороша чертовка!
Анастасия   |   21.07.15
Перевод как раз у Вас и смотрела.На английском языке как Ваша дочь освоила карты ?
Анастасия   |   21.07.15
С моей помощью - там не сложно :) Главное помогать ребёнку, а потом дети схватывают "на лету", если им интересно...
Gravicapa   |   21.07.15
Сказочно повезло. Купил новую базу в Минске - Полный комплект, не играная, но без пленки , смешно сказать за 25$ , потом тока понял как повезло)))
Сергей   |   14.04.18
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр