Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Разговоры на диване. Беседа с Александром Пешковым

Обзор № 770 от 29.09.2014, 6406 просмотров
Моё общение с настольными играми началось с посещения магазина настольных игр «Игровед», расположенного в Петербурге неподалёку от Гостиного Двора. Изобилие различных коробок и общение с интересными людьми произвело на меня неизгладимое впечатление и побудило взяться за «электронное перо». Безусловно, всё это определило первого гостя моего Розового дивана – Алекандра Пешкова, бессменного директора и вдохновителя как издательства, так и магазина.

Примечание: далее по тексту мои вопросы выделены жирным курсивом.

Александр, спасибо, что согласились посетить мою виртуальную гостиную и ответить на мои каверзные (и очень каверзные) вопросы. Вначале - официальная часть для тех, кто вас не знает: чем вы, собственно, занимаетесь, на какой должности состоите, почему именно «Игровед» и как «дожили до жизни такой игровой»?

Я ген.директор группы компаний «Стиль Жизни» и один из двух основателей Игроведа. А начиналось всё собственно с UNO – этой игрой нашу компанию друзей «заразила» одна из девушек, которой кто-то привёз его из-за границы (тогда у нас УНО ещё не было). Друзья спрашивали, где его взять, а мы выяснили, что это Mattel и спросили российское представительство, можно ли его заказать в РФ… В итоге мы стали первым закупщиком пробной поставки Маттел игры UNO в Россию и первым розничным продавцом.

Для этого мы сделали интернет-магазин «одной игры» play-uno.ru и занимались им, параллельно работая на своих работах (это был конец 2006 года). Потом разобравшись, как и что примерно происходит, мы решили создать интернет-магазин, который будет продавать лучшие настольные игры и с таким отношением к людям, с которым мы продавали игры своим друзьям (собственно они и были первыми клиентами) – так появился Игровед.



Наш официальный день рождения – 31 июля 2007 года, когда мы открыли магазин для заказов. Через месяц я ушёл со своей работы и полностью посвятил себя Игроведу (Екатерина, вторая основательница Игроведа, ещё довольно долго умудрялась совмещать). Потом мы занялись издательством под брендом «Стиль Жизни» (первым нашим детищем была «Корова 006»), потом появились офф-лайн магазины (первым настоящим магазином, а не «самовывозом», кстати, был магазин в Питере в переулке Крылова, который там и по сей день находится). Потом мы занялись ещё и дистрибуцией игр разных замечательных зарубежных издательств и т.д.

Понятно, значит вы - наиглавнейший и наистрожайший директор всей организации. Ваше отношение к инициативе сотрудников? Например, выходит новая игра, один из продавцов на свой страх и риск пишет челобитную и предлагает добавить новинку в ассортимент магазина. Есть шанс, что игра появится на полке или за такое вольнодумие проситель немедленно отправится в острог?

Острога у нас не имеется (хотя мысль хорошая, спасибо), инициатива подобного рода только приветствуется, ибо практически все наши сотрудники сами фанаты настольных игр и «в курсе» жизни настольного мира зачастую даже лучше меня (ибо я всё-таки сильно загружен в последнее время) и мы регулярно обращаемся к экспертному мнению наших коллег. Другое дело, что совершенно не факт, что предложенная игра попадёт в ассортимент.



Мы сейчас достигли точки насыщения, когда по сути уже есть настольные игры почти на любой вкус (в ассортименте Игроведа около 1000 разных игр!) и добавление пусть даже хорошей 1001 игры мало что меняет. А место в магазине и управление товарным запасом становится сложнее (тем более, что у нас небольшие магазины, где, тем не менее, мы стараемся иметь все игры открытыми и ещё место, где можно их попробовать). Так что теперь даже «хорошие» игры не всегда попадают в ассортимент, для этого им надо быть «отличными».

Александр, на полках «Игроведа» можно отыскать яркие коробочки западных издательств на русском языке с логотипом «Стиль Жизни». «Барабашка», «Диксит», «Дикие джунгли» - эти игры знают, наверное, все поклонники данного увлечения. С какими зарубежными издательствами вы сотрудничаете, по каким критериям выбирается очередная «жертва» локализации? Приоткройте занавес тайны появления русских букв на заграничных компонентах.

Фактически работа "Стиля Жизни" делится на 2 направления «издание» и «дистрибуция». Для конечного потребителя тут нет принципиальной разницы, но, скажем так, игр поставляемых нами как дистрибьютором гораздо больше и не все из них локализованы (точнее правила-то мы ко всем прилагаем, но нормальной, фабричной локализации удостаиваются не все). Ну а игры, где мы выступаем издательством, конечно всегда на русском и зачастую там больше нашей творческой работы (например, переработанная графика). Полный список издателей, которых мы представляем на отечественном рынке можно посмотреть на сайте "Стиля Жизни" www.lifestyleltd.ru, назову лишь несколько для примера: Асмоди (Asmodee), Цох (Zoch), Джигамик (Gigamic)…



Теперь что касается того, как же появляется локализация. Тут есть два основных пути. Первый и более безопасный – попробовать продавать игру в нелокализованном виде и посмотреть на продажи и отзывы. Если результаты хорошие и потенциал на лицо – заняться локализацией. Понятно, что в таком случае до появления русской версии проходит заметное время, а некоторые игры так вообще достаточно трудно протестировать (если там компоненты с текстом, например).

Второй путь – сразу же вложиться в русскоязычное издание. Тут может идти речь и про издание по лицензии и про локализацию дистрибьюторской игры. В этом случае игра на русском иногда появляется даже одновременно с зарубежным изданием (ну с поправкой на логистику и таможню).



Но второй путь более рискованный, ибо даже если игра имела успех где-то за границей, то не факт, что она приглянется нашим игрокам, а в случае какой-то совсем новой игры мы и вовсе зависим только от собственной экспертной оценки и интуиции, а также мнения наших сотрудников, принимающих участие в тестах. К счастью, чаще мы угадываем, но бывают и промахи. Т.е. игра по всем параметрам более чем хороша, а продажи слабые… бывает очень обидно. Впрочем, точно так же можно и недооценить игру и в итоге она кончается гораздо быстрее, чем ожидалось и мы сталкиваемся с дефицитом (однако вторая проблема в целом приятнее).

Хочу также заметить, что и сам процесс локализации достаточно медленный, особенно учитывая, что мы трепетно относимся и к качеству переводов и к графике и к тому, как будет выполнена игра в материале.

Теперь понятно, почему некоторые игры появляются у нас с некоторой задержкой после мировой премьеры. Быть может, раскроете секрет и расскажете о новинках локализаций, которые ждут нас к Новому Году? Хотя, зная отношение к такому вопросу руководителей других издательств, предвижу ваш «пламенный» отказ. Чем обусловлено столь активное замалчивание грядущих локализаций?

Я не могу говорить за другие издательства и, на мой взгляд, они наоборот иногда грешат ранним информированием (по крайней мере, некоторые точно раньше любили это дело), но мы очень не любим рассказывать про игры заранее, ибо стараемся отвечать за сказанное. А на практике есть миллион причин, по которым выход игры может задержаться и тогда получается, что мы людей пусть и невольно ввели в заблуждение. При этом мы выглядим если не врунами, то, по крайней мере, оболтусами, которые и работу-то толком организовать не могут (люди, которые обычно пишут про это на форумах, сами-то конечно с утра до ночи управляют проектами, в которые вовлечены десятки людей и несколько компаний в нескольких разных странах, причём всегда заканчивают их в срок и никогда от внешнего мира не зависят).

Так что в идеале мы анонсируем игры, когда они уже на складе или хотя бы совсем недалеко. Но рискну про несколько игр сказать, тем более что кое-какая информация всё равно просочилась (мы делали печатный каталог к недавней выставке и т.к. каждый месяц его переделывать не станешь, постарались заранее включить туда ближайшие новинки, а внимательные люди это тут же заметили и начали гадать, что же это такое и мучить нас вопросами).



Итак, во-первых вот-вот должно приехать (точнее приплыть) расширение к "Пандемии" (“On the brink”) на русском языке. Во-вторых, мы готовим две локализации в нашей серии несложных карточных игр в жестяных коробочках - это "Cуши карты" и "Догони обед!". Я очень надеюсь, что они успеют попасть на прилавки до НГ (хотя с их производством на днях возникла заминка из-за ошибки фабрики и теперь мы уже не уверены в сроках – вот из-за таких случаев мы и избегаем ранних анонсов).

Ещё будет несколько новинок от других наших партнёров (у Gigamic новые игры выглядят очень перспективно). Ну и две новинки принципиально нового лично для нас класса – это игры российских авторов, которые мы будем издавать не только в России, но и за границей: «Артифициум» и «Коста Руана».

С локализациями всё понятно (как всё сложно)… Я знаю, недавно «Стиль Жизни» проводил конкурс разработчиков «Корни» - выпускаемые вашим издательством «Артифициум» и «Коста-Руана» имеют отношение к этому конкурсу? Расскажите, что побудило вас организовать данное мероприятие, и какие на него возлагались надежды.


Сам конкурс был задуман с 2 целями:

1)    Стимулировать отечественных авторов настольных игр. Обратите внимание, что по условиям конкурса мы выбирали победителей и присуждали денежные призы даже в том случае, если сами игры на наш взгляд не были настолько хороши, чтобы претендовать на издание (ну либо почему-то не подходили нам). Т.е. конкурс ГАРАНТИРОВАЛ, что лучшие из участников получит вознаграждение, в отличии от традиционной системы «пришлите нам игру, мы посмотрим, может издадим». И это реально сработало, на один из этапов конкурса нам прислали 170 разработок (!) чем нас чуть не похоронили ;-) Ну и суммарно мы раздали 300 000 рублей призовых денег (!) и ещё много десятков игр в виде поощрительных призов! Так что на наш взгляд стимулирование работы авторов не словом, но делом – на лицо :-)



2)    Ну и конечно вторая, более традиционная для издательства цель – найти какие-то отличные игры для издания. Тут наши надежды оправдались не так полно, как хотелось бы (мы надеялись на большее количество «находок»), однако всё же одна из игр-победителей будет нами издана (это Артифициум, в девичестве имевший имя MillVill), а еще несколько игр-призёров по нашим данным в итоге нашли пристанище в других российских издательствах. Так что в целом конкурс был достаточно успешен и для авторов и для издателей.

Мы пока сделали паузу (ибо судя по последнему этапу конкурса, авторы просто не успевают придумывать и главное тестировать игры так быстро), но планируем конкурс продолжить в ближайшее время, тем более теперь перед глазами всех участников есть несколько “success story”.



Что касается конкретно двух ранее названных игр. «Коста Руана» к конкурсу не имеет отношения – эту игру Юрия Журавлёва мы ооочень давно лицензировали, но потом очень долго над ней работали, и игра существенно поменялась (и стала проще и лучше, на наш взгляд). А вот «Артифициум», как я уже сказал, имеет непосредственное отношение к конкурсу, это игра Тимофея Шаргородского – одна из победителей конкурса КОРНИ. Тут тоже не обошлось без «доработки напильником» в стенах нашего издательства, но в итоге она будет издана не только в России, но и за её пределами. Собственно это произойдёт вот-вот…

Хочу ещё заметить, что в случае Артифициума мы наблюдаем очень редкое сочетание талантов, ибо весь внутренний арт игры создан самим её автором и соответствует самым высоким стандартам на наш взгляд, за что Тимофею отдельный «респект»!

По каким критериям выбор пал именно на данные игры? Вам понравилась механика, компоненты, идеи? Лично я не представлю, как обработать такое количество информации и выбрать лучших из лучших. Вам, наверное, прототипы теперь по ночам снятся…

Ох, я боюсь на вопрос «как выбрать настольную игру для издания» ответ получится очень длинным и запутанным – дело это непростое, учитывая какие риски берёт на себя издатель и то, что предсказание будущих продаж неблагодарное занятие. Понятно, что тут есть и доля личных предпочтений и вкусов, есть коммерческие и даже технологические соображения и т.п. Но если коротко, то мы для себя всегда ставим планку очень высоко и делать ещё одну «просто хорошую» игру нам не хотелось. Игра должна была быть достаточно оригинальной и самобытной, но при этом ещё и востребованной (т.е. «продаваемой») и способной не просто пережить один небольшой тираж на отечественном рынке, но достойно конкурировать с лучшими представителями мирового рынка настольных игр.



Мне кажется нам это в достаточной мере удалось, про Артифициум я уже могу сказать, что её международной дистрибуцией будет заниматься наш партнёр «Asmodee» и поверьте, у них очень сильная команда и с «чем попало» они точно не стали бы работать (выбрать им тоже есть из чего). Честно говоря, нам очень приятно, что мы наконец-то начинаем «экспортировать» интеллектуальную собственность, а не только «импортировать» её.

И где же эти новинки? Когда мы увидим заветные коробочки на полках вашего магазина? Ведь, я так понимаю, всё уже готово и печатные станки вовсю трудятся над изготовлением материала для новинок? Хочется посмотреть и сыграть…

Игры в производстве, но делаем мы их на специализированной фабрике в Китае (качество там, несмотря на расхожие мнения про Китай, просто отличное), так что после изготовления игре ещё надо довольно долго добираться сюда. Но мы надеемся игры увидеть на прилавках до конца этого года. Собственно получается, что Артифициум почти одновременно будет издан и в РФ и за границей, а Коста Руана уже в этом году должна появиться у нас, а международный релиз будет в следующем году. Мы просто не успели всё приготовить и согласовать – это оказалось дольше и сложнее, да и всё-таки это наш первый опыт такого типа (с Артифициумом вообще-то тоже еле успели, если честно).

Приближается Эссен (крупнейшая выставка настольных игр). Будет ли «Стиль жизни» участвовать в этом мероприятии, покажете ли вы посетителям отечественные новинки на вашем стенде (хотя бы в качестве прототипов).

Судя по вопросу вам уже кто-то сказал, сознавайтесь? ;-) Да, мы в этом году первый раз будем участвовать в Эссене со своим стендом (очень надеюсь, что блин будет не комом, там тоже много в чём приходится сходу разбираться). Показывать будем Артифициум и, наверное, прототип Коста Руаны (напоминаю, что мы в лучшем случае успеваем только русскую версию этой игры сделать в нынешнем году).

Александр, учитывая опыт проведения конкурса «Корни» и его конечные результаты (правда, о продажах новинок говорить ещё рано), будет «Игровед» и «Стиль Жизни»  в будущем проводить аналогичные мероприятия? Готовить авторам свои прототипы, и есть ли шанс, что в будущем году мы вновь увидим на полках очередные новинки от отечественных разработчиков?

Как я уже сказал, да, мы планируем в обозримом будущем запустить очередной этап «КОРНИ», так что авторы могут смело начинать готовить игры :). И, конечно же, как организатор и спонсор конкурса я очень надеюсь, что благодаря этому конкурсу мы сможем издать ещё немало игр отечественных разработчиков, которые не только мы увидим на полках, но и зарубежные фанаты настолок увидят на полках в своих магазинах.

Интересно! Скажите, а с иностранными авторами вы не думали работать?

Ну вообще-то мы с ними давно работаем, я же говорил, что мы множество игр в России издаём именно по лицензии зарубежных авторов. А если вы про глобальные планы, то на международном рынке мы конечно готовы издавать любых авторов, главное чтобы игра стоила того :-). Скажу по секрету, что у нас есть ещё 3-я игра в нашем «международном портфеле», на которую у нас тоже права на весь мир, но авторы её – вполне себе зарубежные ;) Однако это пока ещё секрет, так что даже не пытайтесь выведать детали – ничего пока не скажу! ;-)

На этой интригующей ноте позвольте закончить наше интервью. Большое спасибо за интересную беседу и уделённое мне время!

И вам спасибо за вопросы! (за то, что не слишком каверзные ;-Р )

P.S.

Учитывая ультимативное требование одного моего местного питомца (не буду называть его имени), я вынужден задать самый сложный вопрос:
Какие конфеты любит директор и сколько он может их съесть за один присест? Надеюсь на искренний и объективный ответ…


Ах вот он, каверзный вопрос! :-). Сладкого я ем не очень много (с чаем только). Из конфет, пожалуй, больше люблю шоколадные… но ещё больше – мамино варенье! :-)
Комментарии (9)
Приношу извинения - что-то случилось с базой комментариев (побились индексы), поэтому несколько сообщений "ушли в небытие". :(
Gravicapa   |   29.09.14
Не часто захожу на 2 Фишки, но тут просто не мог пропустить. Спасибо за интервью, Саша, очень редко появляется информация о планах Игроведа. Игроведу спасибо за правила Коста Руана и Артифициума на Тесере. К сожалению, после прочтения интерес к Косте остыл, но вот Артифициум действительно похож на то, что может быть продано большим тиражом в мире. Каверзных вопросов особо не было, жалко. У Игроведа интересная и довольно агрессивная "внешняя" (МосИгра, "похожие" игры от других издательств и т.п.) и "внутренняя" (у меня есть инсайдеры ;) политика. Но на такие вопросы, наверное, ответов бы не было, кроме официальных.
ZoRDoK   |   30.09.14
Спасибо! Интересное было узнать о новинках игростроя. Хочется пожелать всем изданиям почаще "грешить ранним информированием" ;)
Олег   |   30.09.14
:) Спасибо за отзывы, буду стараться продолжать в том же духе...
Gravicapa   |   30.09.14
Новости о скором выходе On the Brink на русском очень порадовали! Ждём!
Suzume   |   30.09.14
Интересное интервью.
paulz12   |   30.09.14
Как назывались "Cуши карты" и "Догони обед!" в девичестве?
Дмитрий   |   30.09.14
Sushi go! и Poules Renards Vipères
Игровед   |   01.10.14
Спасибо за интервью. Очень интересно, перечитал без прокрутки. =) Захотел попробовать отечественные "плоды".
Mazz_O   |   07.10.14
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр