Древние народы, достигшие много веков назад определённых успехов в разнообразных науках, пробуждают в сердцах современников восторг и трепет. Эти исчезнувшие цивилизации, построившие величественные здания и оставившие после себя загадочные послания потомкам, становятся объектами научных исследований, а также вдохновляют сценаристов и писателей на создание эффектных произведений. Народ Майя, пожалуй, самый мистический представитель истории человечества. Сегодня на Розовом диване – шестерёнковращающаяся настольная игра «Tzolkin: Календарь Майа».
Майа навсегда останутся в истории благодаря безудержной кровожадности, выстроенным чудесным образом пирамидам, коллекции хрустальных черепов и феерическим календарём, который с лёгкой руки фантастов предрекал абсолютный катаклизм в 2012 году. Безусловно, столь значимое событие, как исчезновение всего человечества, подтолкнуло разработчиков настольных игр к созданию оригинальной коробочки, посвящённой 260-ти дневному гармоническому модулю со сложнопроизносимым названием Tzolkin.
Игра получилась необычная и интересная, успешно снискала популярность среди игроков во всём мире, заняв почётное 25-е место на специализированном портале BGG. В 2013 году эта «настолка» уже попадала ко мне в руки, ей посвящён подробный обзор с разбором правил, доступный по ссылке:
Tzolkin: The Mayan Calendar. Часовой механизм Майя. Спустя четыре года издательство GaGaGames выпустило на отечественный рынок локализованную версию данного хита, его мы и рассмотрим в данной статье…
Примечание: если вы не знакомы с игрой, то рекомендую вначале прочесть предыдущий обзор, а затем вернуться на эту страницу, чтобы ознакомиться с качеством компонентов и узнать краткую полезную информацию по игровому процессу.
Первое, на чём хотелось бы остановиться – оформленные в оригинальном стиле правила игры. Учитывая некоторую сложность и замысловатость игрового процесса (особенно для новичков), иметь под рукой красочный буклет на русском языке будет не лишним. Безусловно, можно распечатать перевод из сети, но… Гораздо приятнее держать в руках типографский документ.
К тому же, для обычных покупателей «языковой барьер» был непреодолимым препятствием к покупке данной коробочки. Отныне он снят, что радует, так как любая локализация способствует популяризации «настолок» - увлекательного хобби для всей семьи.
В случае с Tzolkin, сотрудники цеха по выдавливанию картонных компонентов взяли отпуск – игроки сами должны извлечь тайлы из квадратных листов, при этом пакетики для сортировки и хранения полученной горы жетонов отсутствуют. Увы, аналогичная «экономия» на средствах хранения наблюдалась и в оригинальной версии 2013 года…
Будьте предельно внимательны при установке шестерёнок, которые не только эффектно смотрятся на поле, но и перемещают фишки соперников. Дело в том, что шпилька плотно встаёт в предназначенное для неё отверстие, и извлечь её оттуда можно будет с великим трудом, отогнув фиксатор изнутри. Наклейки также «вцепляются» в гладкую поверхность с завидной настойчивостью, поэтому у вас есть один шанс для красивого оформления пластикового шестерёночного механизма.
Судя по значкам, нанесённым на зубцы, центральная шестерёнка символизирует сам календарь Tzolkin, который каждым своим оборотом даёт толчок к развитию крупных городов, некогда находившихся в центральной области проживания Майя.
Удивительно, но вся эта сложенная из нескольких частей пазловая конструкция прекрасно функционирует, не заедая и не заклинивая шестерёнки. Собственно, весь этот эффектный механизм создан исключительно для удобства. Представьте вместо городов (маленьких колёс) таблицы, в строках которых стояли бы фишки игроков, в порядке очерёдности продвигающиеся к вершине в зависимости от обстоятельств.
Каждый раунд соперникам пришлось бы перемещать по пять фишек и следить за их положением. А так – за оппонентов всё сделает механизм. Собственно, в правой части поля как раз придётся совершать восхождение на одну из трёх башен, правда за определённые пожертвования и не всем сразу…
Местная «маисная» валюта осталась прежней, да и остальные компоненты не претерпели никаких изменений в новом тираже. Настоятельно рекомендую отыскать отдельный пакетик для хранения этих богатств, которые лучше всего заранее отделить от …
… жетонов початков и древесины, необходимых для развития вашей микроэкономики.
Деревянные компоненты заслуживают положительной оценки: грани отполированы, краски яркие, зелёные цилиндры, как и в оригинальной версии, слегка «просвечивают» деревом сквозь напыление.
В последнее время при переиздании игр производители часто идут на разнообразные уловки, направленные на удешевление тиража. Снимая крышку, я опасался, что эффектные черепа сменятся на безликие жетоны или кубики. К великой радости этого не произошло…
Кстати, учёные до сих пор бьются над загадкой хрустальных черепов, найденных во время раскопок. Взять, например, череп Митчелл-Хеджеса - технологии тех лет не позволяли отшлифовать горный хрусталь столь искусно. Одно дело нагнать толпы рабов и выстроить пирамиду ценой несколько тысяч жизней на удивление будущим исследователям, другое – обработать прочный материал инструментами, которых в ту пору ещё не существовало. Загадка…
За время партии сменится две эпохи, и в каждой игроки смогут построить здания, используя для этого накопленные ресурсы. Также существуют постройки «золотого» века (дворцы) – для них отведён отдельный, не пополняемый трек. Всего в течении партии будет доступно шесть таких сооружений, стоимость постройки которых существенно превысит цену обычных зданий.
Возводить постройки, а также развивать сельское хозяйство, достаточно выгодно: некоторые здания дают разовый бонус, позволяя, например, подниматься по ступенькам храма, фермы сокращают расходы на пищу, требуемую вашим работникам, и так далее. Дворцы учитываются при получении победных очков и при переработке ресурсов.
Технологии позволяют получать дополнительные ресурсы и бонусы. Собственно, вся игра – это множество таблиц и ползунков, меняя значения которых вы выторговываете себе привилегии перед оппонентами. Следить необходимо за всеми треками, поэтому порой глаза «разбегаются» от возможных вариантов выбора, а голова начинает немного закипать.
Шестерёнки – элегантное спасение во всей этой круговерти событий, так как дополнительно следить за рабочими, высчитывать их продвижение, отмечать успехи соперников и одновременно не забывать перемещать фишки, было бы «слишком». В календаре всё просто – провернули центральное колесо, и все маркеры заняли свои позиции. Очень удобно, скажу я вам – аналогичные механизмы не помешали бы в некоторых других играх со схожей механикой выставления рабочих…
Tzolkin – красивая, непростая, интересная игра для тех, кто готов с головой погрузиться в мир расчётов и технологических ползунков, а также почувствовать себя прорабом, распределяющим своих подопечных на разнообразные работы. Для победы потребуется комплексный подход, внимательность к событиям во всех локациях и постоянное наблюдение за действиями оппонентов. Не помешает некоторый опыт аналогичных «настолок» на получение и вкладывание ресурсов.
Итак, подводя итоги, отмечу, что GaGaGamеs заслуживает исключительно положительной оценки – решиться локализовать достаточно серьёзную игру и выпустить её на отечественный рынок способно далеко не каждое издательство. Надеюсь, что на этом «гагавцы» не остановятся, и мы увидим в продаже многие серьёзные хиты под логотипом GaGaGames. Искренне желаю им удачи, ведь своей работой они меняют к лучшему отечественный рынок настольных игр.