Стать единовластным правителем империи (пусть даже самой крошечной) – мечта миллионов. Приятно осознавать, что эти поля, луга и горы принадлежат только вам, армии готовы броситься в бой по первому вашему приказу, крестьяне с радостью работают на полях и платят вам налоги, эти полчища иноземцев, мечтающие поработить всё и сжечь конкурента на костре, мчатся именно к вам (увы, такова плата за процветание). Одним словом, управление империей дело хлопотное, но приятное. Сегодня на Розовом диване – компактноэпическая настольная игра Tiny Epic Kingdoms (Крошечные эпические королевства).
Что же, эти мечты вполне осуществимы. Настольная игра Tiny Epic Kingdoms от издательства GaGaGames позволит взять в руки бразды правления небольшой, но очень эпичной империи. Пусть на 30-40 минут, но вы почувствуете себя настоящим повелителем, одним движением руки решающим судьбы целых народов.
Для этого потребуется небольшая коробочка, доверху наполненная деревянными и картонными компонентами. На этот раз цех сортировки «от ГаГи» превзошёл свои прошлые достижения: каждый комплект (а всего их пять) упакован в отдельный пакетик. Мало того, эти пакетики положены в один большой пакетик. Одним словом – эпическая пакетная империя…
Две карточки станут общими для соперников. На левой изображена памятка по действиям, на правой – этапы строительства башни.
Собственно, вот ваши империи (я же предупреждал, что они будут компактны). 8 двусторонних карточек, на каждой можно увидеть пять типов местности: горы, леса, равнины, непроходимые скалы и непреодолимые водные преграды.
Населяют эти микроимперии 13 народцев, каждый из которых обладает индивидуальными познаниями в магии. Карточки двусторонние: с одной стороны отображён портрет представителя расы, с обратной приведено описание магических способностей, которые ещё предстоит развить.
Отмечу, что выбор подчинённых богат и разнообразен, одних только эльфов два вида! А ещё есть кентавры, гномы, полурослики, и, конечно же, обычные люди.
Дерева в империи, изготовившей игру, судя по всему в избытке. 15 фишек ресурсов трёх видов (по 5 маркеров каждого типа) жизненно необходимы соперникам в их борьбе. 5 щитов пригодятся для выбора аналогичного количества действий.
Огромная деревянная башня отметит первого игрока, а два двенадцатигранных кубика решат исход битвы.
Вступить в борьбу за свою империю может от двух до пяти соискателей, каждый из которых получит комплект из семи воинов, одной книги и одной личной башне своего цвета.
16 жетонов находок пригодятся опытным игрокам. Эти кругляшки случайным образом разбрасываются по полям, по долам и приносят бонусы той армии, которая первой его отыщет.
Именем макроимператора!
Перед началом правления выберите подшефную территорию, а также расу, которую вы поведёте к победе и процветанию. Начальные ресурсы отмечаются на треке расы тремя маркерами, стартовый капитал маны, руды и еды составляет 6 единиц. Так как народ ещё не почувствовал все прелести вашего мудрого правления, то никакие магические свойства пока не доступны (маркер книги положите рядом с карточкой). Шестерых воинов возьмите себе в запас, а двоих выставьте в любой крайний регион (кроме скал и воды).
Карточка действий и маркеры располагаются в центре стола, неподалёку находится стройплощадка общей башни и фишки игроков. Самый эпический игрок получает деревянную башню и делает первый ход.
В свой ход необходимо отметить щитом одно свободное действие, затем активный игрок обязан его выполнить, а остальные (в порядке очереди) либо следуют его примеру, либо собирают ресурсы со своих территорий. Когда все пять маркеров будут использованы, их снимают с карточки и вновь используют по вышеизложенному принципу.
Начнём с патрулирования, во время которого можно переместить одного воина в соседний регион (скалы и воды – непреодолимые препятствия). При этом, в одной области не может находиться более двух фишек (своих или чужих – без разницы).
Так как мы - империя, то мы не хотим, чтобы соседи процветали. Поэтому отправимся в поход – перепрыгиваем на вражеский планшет и начинаем военные действия.
Оппоненты тайно выставляют на кубиках желаемое число и одновременно вскрываются. Побеждает тот, у кого значение больше – побеждённый убирает своих воинов в резерв (и враг бежит, бежит, бежит…) Хотя, если проигравший оплатит стоимость военных действий (указана на карточке расы), то он может отступить в соседний регион, если это позволяет ограничение по численности.
Так как война – дело для бюджета разорительное, то победитель оплачивает ресурсами из запаса выбранное значение на кубике (казна пустеет, народ ропщет). Поэтому можно заключить перемирие (оба игрока выбирают флаг). Мир не вечен и хрупок, но об этих нюансах прочтите в правилах.
Строительство центральной башни приносит победные очки в конце игры, но каждый уровень будет стоить столько руды, сколько указано в левом столбике. За один ход разрешается подняться только на одну позицию вверх.
Знание – сила. Развивая магические знания своего народа, вы получаете определённые бонусы. Правда, платите за просветительство маной.
Добавить воинов на поле можно только посредством мобилизации, которая опустошает запасы еды, идущей на пайки для армии. Но по другому вы не сможете захватить новые земли и получить с них ресурсы.
На местном рынке любое количество одних ресурсов обменивается на аналогичное количество желаемого товара. Но учтите, что можно произвести только один обмен за раунд.
Вместо выполнения действий можно собрать ресурсы. Их приносят занятые вами территории: одна локация приносит один ресурс независимо от количества воинов в ней.
Выполнив действие, передайте фишку первого игрока по кругу. Партия немедленно завершается в трёх случаях: один из игроков полностью отстроил центральную башню, либо выставил из резерва всех семерых воинов, либо достиг максимального просветления своей расы.
Теперь самое интересное – подсчёт очков. Их приносят армии, находящиеся в игре (кроме блуждающих в руинах), исследованные уровни магии, этажи центральной башни, занятые столицы и жетоны находок (если вы их задействовали). Победитель провозглашается макродиктатором макрогосударства микространы.
Королевство под микроскопом
Компактная стратегия с доступными правилами для широкого круга игроков. Рекомендация по возрасту «13 лет», на мой взгляд, сильно завышена – никаких заумных действий от соперников не требуется, и в 10 лет спокойно можно брать на себя управление маленьким государством. Учитывая компактность и отсутствие игрового поля, Tiny Epic Kingdoms можно взять с собой в путешествие и на отдых – места она занимает минимум…
Принцип выбора действий на текущий раунд встречался и раньше: активный игрок выбирает наиболее выгодное для себя событие, активирует его в обязательном порядке. А вот у соперников есть выбор: либо последовать примеру первого игрока, либо получить ресурсы с подконтрольных территорий. Поэтому любой, даже невыгодный для вас пункт действий можно заменить получением доходов.
Красивая, элегантная и компактная стратегия «в кармане»…
Кстати, о недостатках. Круглые жетоны с обратной стороны не совсем качественно изготовлены, присутствует небольшая «сморщенность» бумаги по краю. Честно говоря, мы эти маркеры вообще не использовали, да и не планируем, но «что есть, то есть». Хотя, быть может я излишне придираюсь…