Сегодня на Розовом диване мы рассмотрим Tempus, игру
со спорным (по моему мнению) имиджем и с отличной механикой. Данная
игра оказалась в моей коллекции совершенно случайно после сыгранной в
гостях партии. Я не поклонник игр в стиле «Цивилизация», поэтому не
обращал на неё никакого внимания до данного момента. На практике
оказалось, что Tempus не имеет с этим типом игр ничего общего - это
некое подобие игры Hexagon, с видоизменёнными правилами, завуалированное
под «Цивилизацию».
Безусловно, это моё личное мнение, но постараюсь
его обосновать в данном обзоре. Правил коснусь весьма «поверхностно»,
так как они совершенно не сложные, а цель обзора – высказать
альтернативное мнение о том, что это не «Цивилизация».
Что же лежит в высококачественной картонной коробке нестандартного размера с великолепной полиграфией?
Игровое поле на толстом картоне, ламинированное, полиграфия
контрастная и насыщенная. Набор деревянных фишек, кубиков, гексов
городов из плотного картона, маркеров хода для пяти игроков. Колода
карт, 12 своеобразных гексов местности, фишка первого игрока и пара
бонусных городов. Так же в комплекте есть холщёвый мешочек чёрного
цвета, которого нет на фото, так как убран в другую игру. Всё отличного
качества и великолепной полиграфии.
Начало игры:
В зависимости от количества игроков берём тайлы начальной местности
(для двух игроков 6) и раскладываем на поле с изображением моря так,
чтобы тайлы совпали с разметкой, соприкасались друг с другом и не
вылезали за края поля. На этом, только что сформированном игровом поле,
будет проходить игра. Существует пять типов местности: горы, поле, лес,
холмы, пашня. Горы вносят определённые ограничения в игру никогда не
являются бонусной местностью. Вся игра базируется на доминировании на
определённом типе местности, которая сменяется каждый ход. Далее
каждому игроку выдаются фишки и гексы городов его цвета, индивидуальное
игровое поле-памятку и определяют первого игрока, выдав ему фишку.
Справа на игровом поле есть шкала так называемых «Цивилизаций» со
столбиками цифр, которые характеризуют возможности игрока в данную фазу
игры. Выставляем по кубику от каждого игрока на первую шкалу , выдаём
каждому по 3 кубика, которые выставляем на индивидуальный лист. Колоду
карт тасуем и кладём рядом с полем. На поле выставляем по 3 фишки от
игрока рядом друг с другом (они должны соприкасаться, либо 2 могут
стоять друг на друге, а одна рядом).
Игра:
Вначале мы должны выбрать одно из возможных действий: переместиться
по полю, размножиться, сражаться, взять карты, построить город. Можно
выбрать какие угодно и в любом количестве, но не более возможных. На
сколько можно двигаться, размножаться, сколько карт брать и сколько
держать на руке отражено в таблице:
Слева на право: число фишек, которое можно переместить в один ход,
расстояние в гексах на перемещение, количество «рождаемых» фишек,
количество фишек в одном гексе, возможность плавать по морю ,
количество карт идей, которые могут быть взяты из колоды и находиться в
руке игрока, и количество возможных действий (вначале три).
Расставляем кубики на памятке:
Игроки, начиная с первого, поочерёдно производят действия на игровом
поле. Цель – доминировать на территории, которая обозначена на
следующей горизонтальной шкале. Побеждает в «эре» тот, у кого больше
фишек находятся на соответствующих гексах. Плюс одно очко даёт каждый
«город» (меняем столбик фишек в гексе на гекс города по правилу – число
фишек больше или равно числу в центре гекса города). Ну и карты с
необходимым фоном дают одно очко. Так же возможны бонусные очки при
определённых сыгранных картах в конце «эры». Игровое поле в процессе
игры выглядит приблизительно таким образом:
Что нам дают карты: карты имеют фон четырёх цветов (по числу бонусной местности) и не столь разнообразны:
Каждая приносит одно или два очка в битве, позволяет передвинуть
фишку без использования действия, объявить войну и снять некоторые
ограничения, налагаемые «Цивилизацией». Победивший в «эре» игрок
переходит на одну строчку вниз по таблице и получает возможности,
которые отражены в горизонтальной строке данного столбика. Они немного
отличаются в сторону улучшения от предыдущей.
А проигравший раунд игрок
пока останется на старой строке и перейдёт на новую только в следующий
ход. Происходит некая гонка за лидером – выиграл «эру», получил бонус. В
следующей «эре» можно обогнать лидера и пользоваться следующим
бонусом.
В игре возможны и сражения – они просты и «совершенны». Смотрится
количество фишек (либо число в центре города), учитываются бонусные
карты и подсчитывается сумма очков одного игрока и второго. Если
выигрывает нападавший, он убирает фишки противника в сброс и занимает
гекс, если нападавший проиграл, то одна его фишка идёт в сброс.
С помощью специальных карт можно «обратить в свою веру» фишку
противника, увеличив количество своих фишек на соседнем гексе, при этом
убрав фишку противника.
Постепенно игроки приходят вниз таблицы (при этом победитель в «эре»
получит 3 призовых очка) , и тут начинают считаться очки и определяться
победитель в игре: считается сумма чисел в выставленных городах и по
одному очку за контролирование бонусных территорий (всех, кроме гор).
Впечатления:
Партии быстрые, баланс сил отличный – у всех равнее возможности и
только просчитав на два – три хода вперёд можно выиграть. Думать
приходится постоянно, интрига сохраняется до конца игры. Отличная
«головоломка» для вечера.
Почему же всё таки не «Цивилизация» ? Безусловно,
смотря, что подразумевать под понятием «Цивилизация». Для меня это
развитие городов, развитие войск, экономика, дипломатия и много чего
ещё. Здесь этого нет. Если опустить «вуаль», то мы увидим обычную игру
на увеличение количества юнитов на гексе, строительство бонусных
«блокпостов» , доминирование на территории в зависимости от раунда.
Очень напоминает игру Hexagon с расширенными правилами. Всё это
«упаковано» в красивую обёртку «Цивилизации». Логичнее было бы сделать
военную тематику, например феодальных завоеваний или тему колонизации
территории. Это было бы «честнее».
Скорее всего и рейтинг у игры не
столь высок – поклонник «Цивилизации» эту игру не примет, а любители
подобных механик не посмотрят на «Цивилизацию». Ничего плохого в данном
имидже игры я не вижу, но более логично было выпустить её под названием
Conquest of the new world.
Вердикт Розового дивана: отличная игра, спокойная,
вдумчивая. А вот тематика не соответствует действительности, что не
мешает игре заслужить оценку «отлично». Я только рад, что игра не
оказалась "Цивилизацией", так как этот тип игровой механики я не люблю.
P.S. все выводы моё личное мнение, не претендующее на единственно правильное.