В связи с большим объёмом информации обзор разбит на три части:
1) Обзор компонентов2) Обзор системы Р. Борга "Commands&Colors"3) Обзор системы К. Кривенко "Art of Tactic"- этот обзор вы сейчас читаетеВ предыдущей статье мы познакомились с игровой системой "
Commands&Colors" Ричарда Борга, позволяющей управлять войсками на поле боя при помощи колоды карт и вести бои кубиками с цветными гранями. В этом заключительном обзоре я расскажу о системе "
Art of Tactic", разработанной Константином Кривенко и предназначенной для более реалистичного ведения боевых действий.
Необходимое отступление: правила "Art of Tactic" делятся на базовые, расширенные, усложнённые и экспертные. В обзоре я кратко расскажу об основных понятиях из базовых и упомяну несколько интересных моментов из остальных вариантов правил. Всё остальное прочтите в 20-ти страничном буклете, который вы найдёте в коробке с игрой.Для игры по системе "
Art of Tactic" вам понадобятся два маркера, два ватных диска, шесть 20-тигранных кубиков и счётчик раундов. Управлять подразделениями позволяют специальные двусторонние карточки отрядов, в которых игроки делают необходимые пометки. Если вы используете расширенные правила, то разместите неподалёку чёрные и красные кольца, о назначении которых я расскажу позже.
Каждому типу отряда соответствует своя карточка подразделения, в левом верхнем углу которой указан тип вооружения (красный круг), совпадающий со значком на пластиковом флаге. Карточки покрыты специальным слоем глянца, позволяющим делать пометки маркером, а затем удалять их при помощи ватных дисков.
Лицевая сторона карточки (слева) содержит характеристики и свойства отрядов - карточки располагаются именно этой стороной вверх, пока не наступает фаза "отдачи приказов". Основные показатели отряда указаны наверху и выделены красным цветом: значения атаки, количество пунктов защиты, показатель стойкости и дальность стрельбы для подразделений с оружием дальнего боя.
Около 12 базовых модификаторов будут оказывать влияние на боевой дух отряда при проведении маневров: наличие командира, тип местности, усталость, воодушевление, позор, честь и так далее. Многие из этих параметров пригодятся командующему только при игре по расширенным правилам игры.
Оборотная сторона (справа) предназначена для отдачи приказов подразделению: оборона, отход со стрельбой, отдых, стрельба, атака, бег, сбор, засада и так далее. Например, пешему подразделению можно отдать один из 12 приказов, на каждый из которых может оказывать влияние до трёх модификаторов (атака, защита, стойкость).
Внизу отведено место для указания номеров гексов местонахождения подразделения в засаде и контролируемые им участки местности, а также участков поля, через которые будет передвигаться отряд. Все пометки делаются маркером тайно от противника в крайнем правом столбике, затем карта располагается стороной с приказами вниз до момента "отдачи приказов".
Отмечу, что все приказы своим подразделениям игроки отдают одновременно, а затем начинают их выполнять в соответствии с очерёдностью: оборона, стрельба, передвижение, особые приказы, ближний бой и отход из боя.
Каждое подразделение размещается на индивидуальной подставке, размер которой совпадает с границами гекса. Существует два типа отрядов: пешие (справа) и конные (слева). Место для командира подразделения выделено отдельно, подставка у фигурки также отличается от остальных расположением "ключа". На фотографии левые подставки предназначаются командирам, а правые - обычным воинам.
Подразделения неделимы, и воины с одной подставки не могут переместиться на другую даже при условии, что тип вооружения у обоих отрядов совпадает. В случае если подразделение несёт потери, командир снимается с подставки последним. Исключением является атака ниндзя - их первой целью становится именно командир.
Каждый отряд имеет свой большой флаг, на котором маркером указывается номер подразделения для отдачи приказов. Чтобы игрокам было легче отличать "своих" от "чужих", фигурки несут на спине либо красный, либо жёлтый флажок-маркер.
В состав пешего подразделения входит пять обычных воинов и один командир. Флаг устанавливается в центр подставки и с его помощью удобно передвигать отряд по полю, а флагшток служит для размещения на нём специальных маркеров.
Конные подразделения состоят из двух фигурок обычных всадников и одного командира. В базовом наборе "Сёгун. Битвы Самураев" представлены только наездники, вооружённые копьями. Однако в правилах есть ссылки на конных лучников и ниндзя, которые, судя по всему, будут в последующих наборах.
Фигурка командира, входящая в состав конного или пешего отряда, позволяет подразделению получать все приказы, перечисленные в карточке подразделения. В противном случае игроку доступны только 4 основных действия. Тем не менее, отряды, расположенные в непосредственной близости с подразделением, в состав которого входит командир, никаких ограничений не имеют.
Всего в коробке находится:8 отрядов асигару с копьями (6401)
4 отряда самураев с нагинато (6403)
4 отряда асигару с луками (6414)
2 отряда асигару с аркебузами (6402)
4 отряда конных самураев с яри (6407)
4 набора командиров самураев (6411)
2 штаба самураев
Местность оказывает влияние на боевые характеристики отрядов, накладывая ограничения на приказы "Засада" и скорость передвижения подразделения. Вода в игре не является непреодолимой преградой, и её можно форсировать, пройдя тест на потери: за каждого воина бросается кубик, и в случае, если значение будет в пределах "10", воин перебирается на другой берег. Все остальные значения ведут к гибели фигурки.
При помощи пластиковых подставок можно создавать реалистичные склоны трёх видов: пологие (1 уровень), крутые (2 уровня) и отвесные (3 уровня) (уровни в данном случае считаются относительно соседнего гекса). Например: конница стоит на равнине, и деревня для неё находится на пологом склоне. Красные лучники располагаются относительно конницы на отвесном склоне, а жёлтые неприятели с нагината - на крутом. Конница не может взобраться на крутой склон, а пешие отряды (кроме ниндзя) не могут передвигаться по отвесному.
Данный способ позволяет создавать реалистичные ландшафты, преодолеть которые подразделение может только по определённой дороге.
Местность также вводит понятие "ограничения линии видимости". Подразделения, вооружённые оружием дальнего боя, могут атаковать неприятеля только при условии, что тот находится на линии видимости. Например: отряд жёлтых лучников может атаковать только подразделение копейщиков, так как самураи с нагината для них недоступны из-за разделяющей отряды скалы.
Игра проводится согласно сценариям (всего 7), которые приведены в отдельной книге. Каждый отряд имеет свою стоимость, указанную в таблице - игроки могут сами составлять свои сценарии, вводя ограничения по количеству очков, доступных для найма подразделений.
Стандартные кампании подразумевают фиксированное размещение отрядов на поле боя. Обратите внимание на значки - круглые говорят о том, что в составе подразделения нет командира, а квадратные свидетельствуют о его наличии. Также в каждом сценарии указаны условия победы.
Дополнительная информация.Для двух сценариев в базовом комплекте недостаточно отрядов:Сценарий №1. Необходимо докупить: 2 отряда с копьями (6401)+ 1 отряд с
аркебузами (6402). Сценарий №6. Необходимо докупить: 2 отряда с нагината
(6403). Для новичков в начале буклета приведена учебная компания, в которой подробно, с примерами, рассказывается о системе команд "
Art of Tactic". Очень мудрое решение со стороны разработчиков, которое можно взять на заметку и в игре
Великая Отечественная.
Как видите, подразделений немного, и разобраться в премудростях команд "
Art of Tactic" будет достаточно легко, особенно изучая подсказки в буклете. Помните про квадратные и круглые значки подразделений, свидетельствующие о наличии командира в отряде (на фотографии я ещё не выставил командиров на их места).
Обратите внимание: один отряд находится в засаде (одно из специальных свойств) и пока не выставлен на поле. На карточке указано лишь его месторасположение и номер гекса, в сторону которого смотрят притаившиеся лучники. При пересечении противником гекса, контролируемого спрятавшимися лучниками, оппонент должен прервать движение и его подразделение будет атаковано с модификатором "+3" к атаке. Вступить в ответный бой атакованное подразделение при этом не может. После проведения атаки отряд выставляется из засады на поле и далее подчиняется общим правилам игры.
Любое подразделение может перемещаться тремя различными способами: в случае походного передвижения пешие подразделения проходят один, а конные - два гекса. Если отряд бежит или бросается в атаку, то он может пройти пешим порядком два, а конным - до четырёх участков местности. При передвижении необходимо учитывать тип местности: приоритетным является ограничения ландшафта на передвижение.
Приказы отдаются маркерами в соответствующей графе карточки, а внизу записываются номера гексов, через которые пройдёт отряд во время передвижения по полю. Если пути оппонентов пересекаются, то каждый игрок передвигает отряд "шаг за шагом", пока подразделения не встретятся. В этом случае происходит бой.
Перед началом боевых действий необходимо свериться с таблицей модификаторов. Например: отряд с копьями передвигался походным передвижением, поэтому никаких модификаторов к нему не применяется. Отряд с нагината выполнил приказ "атака", поэтому имеет модификатор "+2" к значению атаки. Это означает, что базовый показатель отряда "8" увеличивается на два пункта и становится равным "10".
Оба отряда проводят атаки, и лишь потом подсчитывают потери.
Пешие подразделения бросают по одному кубику за каждую фигурку в отряде, кавалерия атакует тем числом кубиков, которое указано в карточке отряда (3 за каждого конника). В верхней части карточки указаны показатели, которые считаются попаданием: в случае отряда с копьями атака будет успешной, если на кубике выпадут значения 1-4.
В нашем примере: два результативных попадания (числа "2" и "4") наносят повреждение врагу. Далее смотрим на показатель защиты противника - он равен "2". Это означает, что на данный момент отряд не лишается фигурок, так как защита поглотила результативные броски. Не забывайте учитывать модификаторы, которые могут влиять как на уровень атаки, так и на степень обороны!
Отряд с Нагината произвёл атаку - в его составе нет одного воина, но командир засчитывается, как обычная фигурка, поэтому подразделение бросает пять кубиков и атака будет успешной в случае, если на грани выпадут числа 1-10 (помните, что отряд имеет модификатор атаки). В нашем примере: два результативных броска ("7" и "2") достигают цели. Один из них поглощает защита копейщиков, а второй предписывает противнику удалить одну фигурку с подставки.
Всегда делайте пометки в карточках при уменьшении уровня защиты подразделения: модифицированная защита сохраняется до начала следующего хода, что увеличивает шансы на победу другим отрядам, одновременно атакующим одного и того же противника. При атаке в тыл или фланг подразделение получает бонусы, поэтому старайтесь не попадать в "клещи".
Отряды, вооружённые оружием дальнего боя могут атаковать дистанционно. Для этого указывается номер атакуемого отряда, а для выстрела расходуется одна единица боезапаса (стрелы, установленные в подставку). Пополнить боекомплект можно только в обозе, который появится в дополнениях к игре.
Показатели огневой мощи меняются в зависимости от дальности стрельбы. Например, лучники не могу стрелять на соседний гекс, атакуют на расстоянии два гекса пятью кубиками, а на дистанции 5 гексов - лишь двумя. Результативным считаются числа 1-2 против пехоты и только "единица" при атаке кавалерии. В очередной раз напоминаю, что как при атаке, так и при обороне необходимо учитывать модификаторы, которые зависят от отданного подразделению приказа, уровня стойкости и прочих параметров.
Конные подразделения являются очень грозным оружием, так как даже без командира могут атаковать пеший отряд шестью кубиками, поражая противника при выпадении 1-8 и имея при этом базовую защиту 3. В нашем примере конница выбрасывает три результативных попадания, которые лишают отряд лучников двух фигурок.
Штаб в системе "
Art of Tactic" уже не является частью местности и может атаковать, как пешее подразделение, в состав которого входит командир. Более того - близость командования воодушевляет воинов в бою и даёт им "+2" к показателям атаки, "+1" к обороне и "+10" к стойкости!
При игре по расширенным правилам применяются специальные кольца - маркеры, которые размещаются на флагштоках и влияют на показатели атаки. В случае уничтожения подразделения противника, атаковавший отряд помечается чёрным диском, что дает ему модификатор "+1" к атаке.
Отряды, понёсшие потери (а также в некоторых других случаях), проходят обязательный тест на стойкость: необходимо учесть все модификаторы, влияющие на данный показатель (наличие командира, близость штаба, понесённые потери и так далее), и после этого бросить кубик. Если значение меньше или равно текущему показателю - тест пройден. В противном случае отряд лишается одного чёрного маркера (если он есть), либо зарабатывает один красный маркер.
Количество маркеров влияет на боевой дух и боевые показатели отряда. Например: колеблющийся (один маркер) имеет ограничения в атаке "-2" единицы, бегущий (два маркера) - "-3", а паникующий вообще лишается возможности атаковать самостоятельно, имея базовый показатель равный "0". Помимо атаки, маркеры влияют также на другие показатели подразделения.
Помимо перечисленных в обзоре приказов, существуют ещё возможность обороны, круговой обороны, сбора, пополнения боекомплекта, стрельбы в движении, отход из боя и так далее. Игроку предоставляются практически безграничные возможности по управлению своими подразделениями, позволяющие создать реалистичную модель боя на игровом столе.
"Art of Tactic" или "Commands&Colors".В заключение обзора я хотел бы кратко подвести итоги по двум игровым системам, позволяющим игрокам управлять своими подразделениями на поле боя.
Система "
Commands&Colors", безусловно, более проста в освоении и более "доброжелательна" к начинающим игрокам. Освоить премудрости управления войсками при помощи карт и проводить атаки, которые сводятся к обычным броскам кубиков, может игрок с любым уровнем начальной подготовки. Это отличный вариант сыграть с ребёнком в военную игру, которая, тем не менее, потребует работы серых клеточек и позволит получить массу удовольствия от игрового процесса.
Но у всего есть свои минусы - реалистичность сражения по системе "
Commands&Colors" стоит под огромным вопросом, игроки зависят от пришедших в руку карт, а неудачные броски кубиков могут свести к "нулю" все ваши тактические решения на поле боя. Поэтому ценителям реалистичных баталий стоит обратить внимание на систему "
Art of Tactic".
"
Art of Tactic" потребует от игроков глубокого изучения правил, вам придётся держать в памяти множество переменных, модификаторов и иметь под рукой правила. Но за это вы получите реалистичный бой, настоящую стратегию и тактику при проведении боевых операций, вы можете существенно влиять на результаты бросков кубиков и свести к минимуму фактор случайности.
Подводя итоги, можно сказать, что обе системы обладают своими преимуществами и достойны внимания. Самое важное, что обе они представлены в игре, и только от вас зависит, возьмёте ли вы в руки маркеры и будете рассчитывать только на уровень своей подготовки, или доверите свою судьбу удаче и цветным кубикам. В любом случае - вы получите удовольствие от этой замечательной игры.