С незапамятных времён поморы занимались рыбной ловлей, неспешно бороздя морские просторы на своих небольших судах, неизменно возвращаясь в порт с богатым уловом. За сотни лет у этого народа сложились свои традиции, сохранившиеся до наших дней. «Море – наше поле», - гласит старинная поморская пословица, отражающая основное экономическое направление развития данного региона. Что же, попробуем и мы приобщиться к рыбному промыслу, благо ко мне в руки попала настольная игра «Лоция», посвящённая будням северных рыбаков.
Перед нами – второе творение от Стаса Серебрякова, известного по игре «Поморы», с обзором которой вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке: «Поморы. Сага о засоленной рыбе». Самобытная тема оформления и нестандартная упаковка, изготовленная из тонкого серого картона, придают игре колорит и умиротворение (наверное, именно это слово будет уместно). Но…
«Поморская лоция» - карточная игра, которую можно было бы без труда взять с собой в дорогу, если бы не огромная коробка. Безусловно, переложив колоды с фишками в пластиковый кейс и сложив вчетверо лист правил, вы решите проблему транспортировки, но почему бы не выпустить эту «настолку» изначально в компактном формфакторе? На мой взгляд, это лишь повысит интерес к игре со стороны покупателей. Воистину, пути издателей неисповедимы…
Соперникам предстоит отправиться в путешествие на четырёх парусных судах, ведомых мудрым лоцманом, перечить с которым не осмелится никто. Фишки деревянные, рисунки на некоторых наклейках, к сожалению, сливаются с фоном. Четыре маркера отметят достижения поморов и определят победителя этой рыбной гонки.
В море, которое нам предстоит бороздить, ходят косяки рыб ценностью от «1» до «4». Непогода будет вмешиваться в размеренные будни промысловиков, доставляя им множество неприятностей. Трек победных очков одновременно служит и игровым таймером – при достижении конечной отметки партия завершается.
Карточки навигации позволят передвигать по водной глади как суда поморов (число внизу чёрного цвета), так и фишку лоцмана (верхнее, красное числовое значение).
Свой улов необходимо сдавать в порты, так как грузоподъёмность кораблей не безгранична, да и рыба сама по себе победных очков не приносит. Обмен происходит по грабительскому (не побоюсь этого слова) курсу, указанному в левом нижнем углу двусторонней карточки.
Выйдя в море
Подготовка к игре не займёт и пяти минут: необходимо раздельно перемешать колоды, выложить по кругу указанное в правилах количество карт улова (зависит от числа игроков) и отметить порты, расположив их сторонами «1/3» вверх. Оставшиеся стопки разместите неподалёку в качестве общего резерва.
Соперники, начиная с последнего, выставляют в порты свои суда, заключительным размещается маркер лоцмана. Фишки располагаются стопками произвольной стороной вверх (хотите – с корабликом, хотите – без).
Оппоненты получают по четыре карточки навигации и располагают маркеры на начальных делениях треков победных очков. Всё готово, пора в путь!
В свой ход необходимо сыграть одну карту навигации с руки, выполнить определённые действия, а затем пополнить руку новой картой, взятой из общей стопки.
Первым делом мореход обязан передвинуть лоцманскую фишку (все действия происходят по часовой стрелке). Красная цифра указывает количество карт улова, на которое переместится серый кругляшок. При этом необходимо учитывать, что в любой локации может находиться не более двух фишек – если данное правило нарушается, то лоцман остаётся на месте.
Далее приходит в движение лодка рыбака, которая перемещается вперёд согласно чёрному числовому значению. При этом существует два ограничения: запрещено обгонять лоцмана (помор обязан остановиться в предыдущей локации), а также необходимо следить за количеством лодок на конечной карточке улова.
Ах, да, ваша лодка не должна быть заблокирована фишкой соперника, стоящей сверху. В данном случае разрешается вместо лоцмана придать ускорение лодке соперника (при этом его корабль игнорирует лоцмана), а после этого совершить ход.
Помор забирает свой улов только тогда, когда покидает данную локацию, при этом на карточке не должно быть других фишек. Освободившееся место немедленно заполняется новым квадратиком из общей колоды.
Обратите внимание, возле некоторых числовых значений указан значок сети, позволяющий собирать все свободные карточки, повстречавшиеся кораблю на пути во время передвижения.
Попав в бурю, помор теряет одну карту улова по своему выбору, а, покинув бурные воды, удаляет шторм с поля и выкладывает вместо него новую карточку из общей стопки.
Некоторые красные значения перечёркнуты – они предписывают передвигать только суда поморов, оставляя при этом лоцмана на старом месте. Более того, сыграв такую карточку, игрок может игнорировать расположение серой фишки и свободно передвигаться по морю, минуя препятствие.
Постепенно у игроков образовывается некоторое количество рыбы, которое необходимо поменять на победные очки, пока очередной шторм не смыл бочки с рыбой за борт. Произвести обмен разрешено только в порту.
Выгрузив товар и просуммировав числовые значения на карточках улова, игрок делит получившийся результат на делитель, указанный в левой нижней части порта. Причём деление происходит без остатка, с округлением к меньшему результату. После этого карточка порта переворачивается, и следующий мореплаватель сдаст свой улов уже по новым условиям.
Как я упомянул ранее, для победы в рыбной гонке по кругу необходимо заработать десять и более победных очков.
Вытянув невод из пучины
Интересная карточная игра, презревшая законы коммерции: упаковка, в данном случае, только ухудшает восприятие товара. Небольшая квадратная коробочка в виде сундучка, оформленная в «архангельском стиле» смотрелась бы куда лучше. В остальном, нареканий к оформлению и исполнению у меня нет. Перейдём к самой игре…
Соперники планируют передвижения, стараясь завершить переход на карточках с большими числовыми значениями. При этом необходимо учитывать передвижение оппонентов и лоцмана, так как они могут бросить якорь подле вас, лишив, тем самым, улова. Лоцман – оригинальное решение по ограничению «кругосветных» путешествий с неводом, а также средство сковывания противников.
Также понравилось решение с «разблокированием» фишки, на которой стоит сковывающий передвижение кругляшок соперника – вы можете продвинуть лодку противника (вместо лоцмана), получив после этого возможность передвигаться и, скорее всего, заработаете карточку улова…
Делители заработанных очков к нашему удивлению оказались весьма к месту – они уравновешивают шансы на победу, сглаживая капризы её величества Фортуны. В результате, отрыв лидера от аутсайдера во всех партиях был минимален…
Что же, в очередной раз порадуюсь за отечественных разработчиков, которые стали создавать достаточно интересные «настолки» с необычными решениями. К сожалению, дизайн и реализация пока ещё «подхрамывают», но всё впереди…
Пожелаю Стасу удачи и надеюсь, что столь самобытный автор порадует нас стильной игрой про добычу, например, жемчуга, который также поставлялся ко двору поморскими промысловиками…