Жизнь горожан в торговом городе Норенберк протекает размеренно и спокойно: мастера, трудящиеся в гильдиях, заняты работой и производят товары, пользующиеся спросом у купцов. Умело распорядитесь своим капиталом, и, быть может, вы станете мэром этого Города Мастеров. Сегодня на Розовом диване - престижепосредническая настольная игра Norenberc (Нюрнберг).
В столь серьёзном городе строго всё - от городских ворот до коробки с игрой. Престиж и золото - более ничего не должно интересовать вас, как только вы войдёте в ворота города Норенберк. С почтением откроем коробку, вес которой очень существенный.
Да тут горожанину негде упасть! Множество деревянных и картонных компонентов, стопка игровых полей, колода карт, индивидуальные поля игроков и верительные грамоты на трёх языках для всех вновь прибывших в этот славный и богатый город.
В городе ведут свои дела шесть гильдий - Пекари, Сапожники, Печатники, Портные, Шляпники и Пивовары. Каждая из них представлена 11-ю мастерами, имеющими различную репутацию, указанную в правом нижнем углу жетона, неподалёку от герба гильдии - всего 66 жетонов. Все тайлы выполнены на толстом картоне, а полиграфия очень качественная.
Помимо ремесленников, в городе живут 26-ть горожан, которые занимаются своими, не менее полезными делами и могут оказать неоценимую помощь купцу, нанявшему их к себе на работу.
Способность каждого горожанина указана в нижней части жетона, а сверху изображён символ небесного светила, указывающий на время активации конкретной личности: немедленно (Звезда), в конце раунда (Месяц) или в конце игры (Солнце).
Кстати, у некоторых мастеров встречаются также специальные символы, позволяющие вам нанимать в свои ряды дополнительных посредников. Обратите внимание - мастера отличаются от обычных горожан окнами - горожане смотрят на мир через деревянные рамы, а мастера - через каменные проёмы.
Никто не отдаст вам товары бесплатно, поэтому для покупки необходимы Талеры, номиналом 1,3,5,10 монет. Каждая гильдия гордится своим гербом - по четыре герба с изображением производимого товара будет размещено на каждом из шести зданий мастеров, а четыре герба престижа отметят самые преуспевающие гильдии города.
Один жетон Паса поступит в распоряжение каждого из пяти купцов, которые войдут в город и попробуют захватить над ним контроль.
Каждому игроку достанется одна из пяти колод карт, которые отличаются только цветом рубашки. Стопки состоят из шести карт, и на каждой изображён герб одной из гильдий - с их помощью будут производиться действия в зданиях.
У каждого купца должен быть свой сундук, в котором он хранит свои богатства. Пять индивидуальных полей имеют на одной стороне изображение сундука, а на другой - трек, который позволит игроку без труда подсчитать игроку свои победные очки.
Гора деревянных компонентов - фишки посредников игроков (40 фигурок, по восемь каждого цвета), пять маркеров порядка хода, 72 фишки товаров (по 12 для каждой гильдии). На изготовление этой игры ушёл не один столетний дуб - все фигурки имеют солидный размер и толщину, а их количество столь велико, что некоторые фишки даже не поместились в кадр.
В комплект входят ещё шесть толстых игровых полей, но их фотографии вы увидите ниже, так как они ничем особо не отличаются - лишь цветом и гербом гильдии.
Пройдя сквозь городские ворота.Величие города и серьёзность мастеров гильдий подразумевает не менее значимую подготовку к игре. Я не буду излагать весь процесс, подробным образом изложенный в правилах, скажу лишь, что он займёт определённое время.
Вначале определитесь с числом гильдий и горожан, в зависимости от количества игроков. Например: для трёх участников игры необходимо четыре гильдии и 12 горожан.
На поле каждой гильдии выкладываются все 12 жетонов соответствующих товаров, а в отведённые места размещаются четыре жетона гербов, с изображением производимого этим зданием товара.
После этого случайным образом в четыре нижних окна размещаются мастера гильдий. Есть один нюанс - в самое верхнее левое окно необходимо положить друг на друга два жетона мастеров. Затем специальным способом формируется общая стопка жетонов, в которую входят как оставшиеся тайлы с мастерами всех гильдий (каменные окна), так и отложенные ранее горожане (деревянные окна).
Из полученной стопки выложите по три жетона в верхние окна каждого здания (кроме крайнего левого в каждой гильдии) - это гости. Оставшиеся жетоны положите рядом с полем - это резерв.
И в заключение, посмотрите на мастера в самом нижнем окне каждого здания - это глава гильдии со своим значением статуса. Глава с самым высоким значением приносит гильдии герб престижа, который располагается рядом с гербом гильдии.
На этом подготовка игрового поля завершена, и до начала партии осталось совсем чуть-чуть.
Каждый игрок получает колоду карт, жетон Паса, маркер хода, сундук и фишки посредников своего цвета. Не радуйтесь раньше времени - оставьте себе лишь четыре фигурки посредников, а остальные положите в общий запас рядом с полем. Из колоды уберите карты с изображением гербов гильдий, не участвующих в игре. Случайным образом разместите свой маркер хода на дорожке очерёдности, расположенной на гильдии Пивоваров.
И в завершении получите из банка 25 Талеров начального капитала, а из каждой гильдии возьмите себе по одному товару.
Пора торговать!Вести дела в Норенберке оказалось совершенно не трудно - у каждого игрока есть всего четыре раунда, в течение которых он будет пытаться заработать победные очки.
Начинается всё с планирования, во время которого игроки, в закрытую, выкладывают перед собой карты. Каждая карта позволяет выполнить действие в гильдии, герб которой изображён на картинке. Оставшиеся карты кладутся под жетон Паса. После того, как выложенные карты будут отыграны, они возвращаются к остальным под жетон Паса и могут быть выложены снова в этом же раунде.
Чтобы выполнить действия в гильдии, необходимы посредники. Если у вас нет в запасе фигурок, то сделать вы уже ничего не сможете и со спокойной душой переворачивайте жетон Паса на обратную сторону с изображением полумесяца - для вас раунд закончился. Сделать это можно в любой момент времени, даже если у вас остались фигурки. Правда, это не всегда выгодно.
Начиная с первой гильдии (а это всегда будут Пивовары), игроки начинают вскрывать свои карты и выполнять в порядке очерёдности выбранные действия в данном доме. Сыграв карту, игрок размещает своего посредника на крышу гильдии и может купить или продать товары, либо нанять гостя и изменить очерёдность хода, сместив кубики - маркеры на треке.
Только выполнив все необходимые действия в первой гильдии, можно переходить ко второй и так далее.
Покупка или продажа товара гильдии осуществляется по цене, которую определяет глава гильдии. Один товар стоит указанное на жетоне число Талеров, при этом покупать и продавать можно любые товары. Например: вы можете продать гильдии пивоваров сапоги за четыре Талера, купив их при этом за два. Ведь цену товара определяет глава гильдии - всегда помните об этом!
Не хотите что-либо покупать или продавать? Тогда можете нанять гостя, положив на склад гильдии необходимый для сделки товар. Каждый гость стоит по-разному, о чём свидетельствуют значки под окнами - символ «кубика» говорит о том, что может быть использован любой товар.
Одновременно с наймом передвиньте свой маркеры хода на треке - теперь вы становитесь первым, смещая все остальные кубики вниз по шкале.
Как я уже упомянул ранее - гости обладают различными эффектами, которые активируются в зависимости от значка на жетоне. Например: стражник позволяет немедленно поменять местами двух мастеров в одной гильдии (кроме главы гильдии).
Если игрок по каким-то причинам передумал, то он может и не производить действия в гильдии, но выставить на крышу здания своего посредника он обязан.
Как только все игроки спасуют, наступает конец раунда и распределение доходов.
Игроки, начиная с первой гильдии, начинают выбирать фаворитов. Купец, у которого больше всех товаров конкретной гильдии, забирает себе жетон герба гильдии, тайл главы гильдии и герб престижа, если он располагался на этом здании.
При этом необходимо скинуть одну единицу товара, выпускаемого данной гильдией. Если ни у одного игрока нет товаров данной гильдии, то тайл главы гильдии всё равно снимается и уходит в сброс.
Если на полученном тайле главы гильдии есть значок посредника, то игрок берёт себе из запаса соответствующую фигурку.
После получения доходов, все игроки забирают фигурки своих посредников с крыш зданий и переворачивают свои жетоны Паса стороной с месяцем вниз. Затем необходимо выполнить определённые действия на поле: переместите мастера из самого нижнего окна каждой гильдии на место главы гильдии - теперь этот жетон определяет новую стоимость товаров на складе здания. В соответствии с числом, указанным на тайле нового главы гильдии, поместите на здание герб престижа.
Оригинальным способом, описанным в правилах, пополните все свободные верхние окна здания, включая первое, новыми гостями.
После этого наступает новый раунд игры.В конце четвёртого раунда самое время подводить итоги.
Большинство мастеров каждой гильдии приносит их владельцу 5 победных очков. Игрок, находящийся на втором месте получит 3, а на третьем - 1 победное очко.
Также дополнительные очки можно получить:
- если у вас собраны все типы мастеров (хотя бы один мастер из каждой гильдии) - 5 очков;
- самый богатый игрок получит 5 очков;
- за гербы гильдий можно получить от 2-х до 20-ти победных очков, согласно таблице;
- если сумма мастеров одного типа составляет 30 и более единиц, то вы получите 2 победных очка.
Как видите - итоговые подсчёты также займут некоторое время, и отмечать промежуточные результаты лучше всего на обратной стороне индивидуального поля с помощью кубика - маркера.
Победитель назначается губернатором Норенберка и получает контроль над всеми гильдиями города.
Продав сапоги пивоваруИгра в лучших немецких традициях: размеренная, экономическая и стратегическая. Необходимо постоянно следить за главами гильдий, играть на рынке товаров, зарабатывая деньги, и вкладывая их снова в товар, который обеспечит получение тайлов мастеров и гостей. Не забывайте о коллекции гербов, которая также обеспечит вас призовыми очками при финальном подсчёте.
Атмосфера за игровым столом напомнила мне своеобразную "биржу" - это игра для опытных игроков, поклонников спокойного игрового процесса и отсутствия прямого конфликта между игроками. В Norenberc всё зависит от ваших действий и принятых решений - места случайности здесь нет.
Перед покупкой обязательно попробуйте игру в магазине "
Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную консультацию в подборе и выборе интересующего вас товара.