Принято считать, что существуют параллельные миры, в которых происходят загадочные события, неподвластные нашему пониманию. Некоторые люди могут видеть эту альтернативную реальность во снах, они путешествуют по неизведанным землям, и, отбросив осторожность, принимают участие в опасных приключениях. Но порой, призраки столь сильны, что не отпускают незваных гостей, и тогда приходится вступать в схватку с самой Смертью, борясь за собственную жизнь в мире, полном коварства и ужаса. Сегодня мы отправимся в один из таких миров, где будем противостоять грозной и безжалостной болезни, некогда унёсшей миллионы жизней…
В этом опустевшем степном городе, который вы видите на горизонте, правит беспощадная Чума. С ней невозможно договориться, её нельзя подкупить или разжалобить, она подкрадывается незаметно и забирает вашу жизнь, несмотря на мольбы о пощаде. Лишь трое врачей осмелились бросить ей вызов, и бесстрашно отправились в самое сердце поражённых эпидемией кварталов, чтобы отыскать как можно больше аргументов в пользу своей теории борьбы с болезнью. Медлить некогда - каждый шаг по этой земле может стать для исследователей последним…
Фишки героев экспедиции, колода карт, россыпь жетонов, несколько планшетов, блокнот и план местности – всё это поступит в распоряжение смельчаков, готовых посетить мир, полный опасностей. Под чёрным органайзером притаился пропитанный ужасом воздух степей и городских кварталов – ни при каких обстоятельствах не извлекайте эту вставку из коробки!
Чума (её роль возьмёт на себя один из участников приключения) будет отмечать свои передвижения в специальном блокноте. Личная карта позволит не выдавать своего месторасположения врачам, внимательно следящим за скрытным врагом.
Планшеты участников экспедиции и их невидимого противника содержат личные данные врачей и трёх их помощников, которые будут исследовать этот смертельно опасный мир. На обороте вы можете прочесть краткую информацию о герое, роль которого будете исполнять.
На двусторонних памятках изложена очерёдность действий, а также указаны некоторые игровые нюансы. Эти справочные планшеты достанутся каждому участнику вылазки, включая Чуму. Полезный кусочек картона, призванный снять множество вопросов, возникающих в пылу борьбы.
В город войдут три врача, каждому из которых будут помогать трое смельчаков, вызвавшихся идти за своим лидером.
Эти приближённые отмечены тем же цветом, что и их духовный наставник. При этом, каждый имеет в своём запасе один из трёх предметов, необходимых для выполнения заданий.
Фишки исследователей смертельной болезни разделены пополам и отмечены подставками разного цвета. Считается, что активной является верхняя часть прямоугольника: белый цвет позволяет выполнять действия, но делает персонажа уязвимым перед заражением. Чёрный, наоборот, частично защищает от Чумы, но накладывает множество ограничений (герой находится в карантине).
Для уничтожения приближённых коварная болезнь может осадить квартал с исследователями, используя специальный маркер. Несмотря на то, что врачи борются с общим врагом, они при этом стараются вырвать победу у соперников - для ограничения действий помощников оппонентов пригодятся жетоны договоров.
Скромные кругляшки с символами врачей отметят на треке достижения исследователей, а небольшие жетоны с изображениями предметов используются для выполнения миссий.
Незримый враг преподнесёт множество сюрпризов – специальные карточки будут тайно размещены в городских кварталах и вскроются при определённых условиях, доставив врачам множество хлопот.
Чума (перед началом путешествия) на основе карт приближённых выберет по одному приспешнику каждого из врачей, и попытается уничтожить свои цели, предотвратив изобретение вакцины.
Врачи, в свою очередь, будут бороться с неприятностями с помощью личных колод рецептов. Перед началом очередной вылазки отсортируйте эти карточки по цвету и раздайте соответствующим персонажам.
Передвижение по городу сопряжено с разнообразными событиями, указанными на картах миссий. Решая проблемы, врачи будут находить аргументы в пользу своих теорий борьбы с Чумой, что приведёт их к победе.
План города с высоты полёта чёрного ворона. Кварталы разделяют две реки, перейти через которые можно только по каменным мостам.
Сквозь сумрак
Пока учёные решают, с какой стороны войти в город, Чума готовится к атаке непрошеных гостей. Вручите одному игроку комплект, состоящий из памятки, блокнота, планшета персонажа, жетона осады, индивидуальной колоды штаммов и девяти портретов приспешников врачей – трое из них обречены на смерть...
Чтобы определить будущих жертв, Чума случайным образом выбирает по одному помощнику каждого из врачей, а оставшиеся карточки тайно убирает в коробку. Именно этих трёх приближённых ей необходимо уничтожить, чтобы победить в игре.
Пока болезнь витает в сумраке, врачи выставляют свои маркеры на деление «3» (по количеству помощников). Колода миссий перемешивается и располагается неподалёку рубашкой вверх.
Каждый врач получает индивидуальный планшет, памятку, знак договора, один ресурс, личную колоду рецептов (возьмите одну карту в руку, остальные расположите стопкой перед собой рубашкой вверх).
Подготовка закончена, настало время войти в город. Для этого соперники поочерёдно выставляют в районы по одной фишке врача и его приближённых. Обратите внимание, все персонажи изначально находятся в карантине (чёрная подставка вверху). На начало игры в каждом квартале должно находиться не более одного человека, впоследствии никаких ограничений на передвижения сквозь занятые кварталы и остановки в них нет.
Чума отмечает свои перемещения и достижения в блокноте, начать свой путь она может даже за пределами городских построек.
Помните, что право первого хода всегда остаётся за болезнью, которая коварно наносит свои удары по исследователям, прячась во мраке улиц. Врачи вступают в игру согласно очерёдности, указанной на их планшетах.
Итак, Чума в свой ход может переместиться в соседнюю локацию, а затем осадить или заразить квартал, в котором она остановилась. В заражённом квартале все врачи уходят в карантин (фишки переворачиваются чёрной подставкой вверх), а те приближённые, которые были не в карантине (белой подставкой вверх) – умирают.
Осада возможна только в том случае, если чума не перемещалась. Тогда она выкладывает свой жетон, и после этого ей нужен минимум один ход, чтобы уничтожить всё живое в данной локации. Сама осада, которую можно прервать в любой момент времени, состоит из двух фаз: заражение (по предыдущим правилам), а затем – гибель всех приближённых, независимо от их статуса (карантин больше не спасает). Кстати, сами врачи никогда не умирают…
Уничтожив приближённого, Чума может сделать одно дополнительное перемещение – урожай собран, настало время поиска новых жертв… Сражённые болезнью фишки снимаются с поля и размещаются либо в общей могиле (если их нет в списке жертв Чумы), либо в отдельных склепах.
В завершение хода болезнь может оставить штаммы в тех кварталах, где она побывала. Картонки располагаются рубашками вверх, и когда кто-то входит в данную локацию…
… на всех и каждого распространяется проклятие, изложенное на вскрытой карточке.
Что же, коварная болезнь завершила свой ход, настал черёд врачей вступить в игру и собрать как больше аргументов в свою пользу.
Если в начале хода на игровом поле выложено менее четырёх миссий, игрок обязан снять новую карту с общей стопки и расположить её на поле, согласно номеру квартала. В этот же момент Чума получает одну карточку штамма из личной колоды и может использовать её в свой следующий ход.
Выложив новую миссию, необходимо сравнить значок врача, вскрывшего эту карточку, и нижний ряд символов на картинке. Положите соответствующий маркер из запаса на карточку – именно такой ресурс потребуется для её выполнения. После выполнения, карточка миссии переворачивается и остаётся в квартале в качестве напоминания. В награду, команда врача, выполнившего миссию, получает карточку рецепта и победные очки.
После этого у игрока есть два действия…
Он может потратить их на перемещение любой из своих фишек, находящихся не в карантине, в соседний квартал; уйти или выйти из карантина одним персонажем (переворот фишки); получить или передать ресурс, а также использовать рецепт с руки.
Как вы помните, каждый помощник владеет одним типом ресурса, который он может всегда использовать для выполнения миссии. Врач накапливает нужные жетона на планшете и тратит их по необходимости.
Так как в городе «каждый сам за себя», то каждого врача существует возможность сковать действия чужого приближённого, находящегося вместе с ним в локации, жетоном договора. Это обязательство блокирует персонажа, не позволяя производить с ним никаких действий (даже выводить из карантина). Лишь смерть разорвёт этот контракт, либо владелец жетона свяжет обязательством новую жертву…
А теперь самое важное – за каждую выполненную приближённым миссию, активный игрок получает два очка аргументов. Если сам врач решает проблему, ему положено только одно очко. Столько же теряет игрок при смерти своего приспешника.
В смертельной схватке победит тот, кто сумеет быстрее других собрать восемь аргументов – он побеждает Чуму, а имя его останется в памяти потомков. Чума, как я упомянул ранее, выигрывает, если уничтожит троих выбранных ей приближённых, либо по окончании 17-го раунда, когда все карты миссий будут выложены на поле, а никто из врачей так и не найдёт необходимое количество аргументов.
Чума вас всех побери
Для поклонников кооперативных игр, где от решения команды зависит выигрыш всех, «Мор. Утопия», скорее всего, не подойдёт. И вот почему…
Дело в том, что несмотря на внешние признаки коллективного решения задач, буквально к середине партии понимаешь, что соратники по оружию вам особо и не нужны, а их действия только лишают вас победных очков. Учитывая тот факт, что убить Чуму нельзя, игровой процесс сводится к перемещению в локацию с вновь открытой картой миссии и выполнению задания быстрее соперников. И чем этих соперников меньше, тем вам же лучше…
Желательно, чтобы в этот момент Чума уничтожила помощника одного из ваших оппонентов, снизив его шансы сравнять результат. Можно помочь ей, вручив бедолаге жетон договора… Союзы заключать, безусловно, никто не запрещает, но исключительно для усложнения жизни третьем врачу, либо для коллективного определения квадрата появления Чумы, чтобы вовремя защитить своих приближённых. Также можно обманывать и предавать – куда без этого… Дополнительной остроты игровому процесс придают карты «Влияния», которые играются в чужой ход и срывают планы противника.
Игрок, управляющий Чумой, гоняется за своими жертвами, попутно уничтожая всех на своём пути. Ведь чем меньше народа, тем больше шансов, что все 17 карт будут выложены, а врачи так и не смогут собрать необходимое количество аргументов. Оставляя за собой штаммы, болезнь усложняет и без того плачевное положение врачей (особенно ближе к концу партии), при этом рецепты не столь сильно компенсируют эту неприятность, чем хотелось бы.
Одним словом, играть не просто, поэтому… поклонники компьютерной версии могут смело погружаться в знакомый мир, выжить в котором практически невозможно. В своё время «Мор. Утопия» была, на мой взгляд, одной из самых жестоких игр по отношению к игрокам. Этот дух сохранился и в настольном варианте – скучать не придётся. Опять же, оформление, иллюстрации и имена – всё отсылает нас к электронной версии, переиздание которой намечается в ближайшем времени. Обязательно заимею себе игру на PS4 (если не ошибаюсь, должна выйти под эту платформу).
Атмосферная «настолка» для подготовленных игроков, больше индивидуальная, нежели кооперативная, соответствующая, на мой взгляд, по духу и оформлению своей компьютерной вдохновительнице.
P.S.
Захожу на сайт публиковать очередной обзор, а там...
Мистика, или это послание Песочной Чумы...
Игра «Мор. Утопия» предоставлена магазином Cardplace.ru., где можно купить настолки на любой вкус, коллекционные карточные игры, варгеймы с миниатюрами и игровые аксессуары. Cardplace.ru — всегда в игре!