Когда в иной мир отходит один из ваших скряг - родственников, то обычно оглашается завещание, призывающее нерадивых потомков "беречь, копить и приумножать нажитое непосильным трудом". Но только не в этот раз! Сегодня на Розовом диване - наследствопрожигательная настольная игра Last Will (Последняя воля).
Кто бы мог подумать, что последней волей вашего дядюшки, так любившего уединение и деньги, станут столь нестандартные условия получения солидного наследства: необходимо быстрее других потратить выданные в банке сбережения, и только тот, кто преуспеет в этом нелёгком деле кутежа и транжирства, получит оставшиеся миллионы. И поторапливайтесь - у дядюшки было целых пять племянников, и все они не прочь покутить за чужой счёт.
Получив у нотариуса небольшую коробочку и выслушав напутственные слова, поспешим домой, чтобы ознакомиться с содержимым "Последней воли покойного".
Множество карт, жетоны, картонные тайлы, деревянные компоненты, несколько игровых полей и само завещание, текст которого написан на неведомом для многих языке. Хорошо, что Михаил (
Magnitt) и Алексей (
Yushin) перевели манускрипт и сверстали его в оригинальный буклет, а то разбираться тут и разбираться…
Обзор содержимого я начну с мини-дополнения, которое позволяет менять очерёдность хода игроков. В обычной игре это происходит по кругу, дополнение же позволяет побороться за эту привилегию на отдельном поле. Для обозначения позиции игрока используются картонные часы - маркеры.
Для планирования своих действий каждый игрок будет использовать деревянный диск своего цвета, а на задания посылать двух посыльных, так как от постоянных гулянок не то что ходить - стоять на ногах тяжело. Чёрный шестигранник достаётся первому игроку, а серый послужит для подсчёта раундов игры.
Большой деревянный диск поступит в распоряжение каждого игрока и пригодится ему для индивидуального поля, а деревянный маркер в виде домика понадобится для отметок стоимости купленной недвижимости. Повара, гости, лошади и собаки (цветные маркеры) позволят прокутить больше денег, главное - нанять побольше этих проходимцев, тунеядцев и расхитителей чужой собственности себе в штат.
5 индивидуальных полей игроков, которые отличаются друг от друга только цветом, позволят кутить и тратить деньги, активируя выложенные на картонки карты. Слева - трек, по которому игрок будет передвигать серый маркер, отмечая количество затраченных и полученных действий.
Если вам не хватает стандартного поля - продлите его дополнительным тайлом. Всего 12 дверей дополнят кабинеты игроков и расширят их возможности. При игре втроём или впятером необходимо увеличить игровое пространство дополнительным двусторонним модулем поля. Деньги в игре картонные, прямоугольные, пяти номиналов. Чуть меньшего размера, чем банкноты, 4 красных маркера с различными коэффициентами будут влиять на покупку и продажу жилья - рынок недвижимости, как известно, нестабилен.
Двусторонние поля планирования и предложений (каждая сторона предназначена для указанного на ней количества игроков). Картонки можно разместить в произвольном порядке - каждый сегмент поля несёт свою функцию. Не забывайте о дополнительном модуле предложений при игре втроём и впятером!
В игре используется 140 карт 7 видов.События (белая рамка) позволяют незамедлительно прокутить деньги, отправившись в круиз, сходив в оперу, на бал, прокатившись с ветерком в карете или позавтракав в фешенебельном ресторане. Это - одноразовые карты и их цель - потратить немного наличности из своего бюджета.
Прокутить солидную сумму в одиночку достаточно тяжело - здоровья может не хватить, поэтому зовите к себе в дом различных поклонников бесплатных развлечений и тратьте деньги на бессмысленные членства в дорогих клубах и резервирование столиков в фешенебельных ресторанах. Карты помощников (с чёрной каёмкой) размещаются у игрока на планшете и позволяют ему постоянно тратить свои финансы.
Помимо помощников можно попросить составить себе компанию различных леди; нанять изысканного, умелого, абсолютно бесполезного, но очень дорогого повара; пополнить конюшни породистыми рысаками и завести пару десятков борзых для охоты. Кстати, пусть их кормит повар - лишние расходы нам не повредят. Две специальных карты - "Джокера" позволят нанять любого компаньона по своему выбору.
Вкладывайте деньги в недвижимость и сельское хозяйство - вам придётся содержать всё это в порядке, что потребует денег. Ваши дома ветшают и стареют, что позволяет продавать их за сумму, во много крат меньшую, чем первоначальная стоимость! А на фермы закупите рысаков, впрягайте их в плуги, приставьте к ним индивидуального повара с подносом деликатесов, и на ваших полях будут трудиться самые бесполезные и самые дорогие в мире комбайны!
Обычно игроки получают в начале игры фиксированную сумму денег. Но, если вы уже бывалые транжиры, то испытайте судьбу и получите начальное состояние, положившись на удачу и на одну из карт завещания.
Специальные карты (с короной) позволят игрокам как потратить деньги, так и получить дополнительные действия, которые вам жизненно необходимы. Каждая стопка вступит в игру в своё время, и в каждой содержится множество полезных и интересных карт.
Пора кутить!Определитесь с количеством претендентов на наследство, составьте игровое поле соответствующим способом, а неподалёку сформируйте банк денег и расположите маркеры компаньонов. Стопки карт, рассортированные по типам рубашек, выложите в зоне доступности всех игроков - брать их будут постоянно.
Тайлы расширений индивидуальных полей, "Джокеров" и сформированную особым способом колоду специальных карт также разместите неподалёку. Серый маркер установите на начальную позицию трека раундов и случайным образом расположите красные маркеры на рынке недвижимости.
Каждый игрок получает индивидуальный планшет, две фишки посыльных, маркер планирования и серый диск-маркер, который необходимо установить на отметку "0" трека действий. Если вы играете первый раз, то возьмите из банка по 70 фунтов, в противном случае перемешайте карты завещаний, вытяните одну и получите случайным образом начальный капитал.
После этого каждый игрок получает по три карты недвижимости и помощников - из полученных карт можно будет оставить только две, а остальные необходимо сбросить после окончания фазы "подготовки" в первом раунде.
Самому щедрому претенденту на наследство выдайте чёрный маркер первого игрока.
В начале каждого раунда необходимо подготовить поле предложений, разместив на нём карты из соответствующих стопок. В каждой локации указан тип карты, который используется в соответствующем раунде. Карты размещаются рубашкой вверх, а затем переворачиваются.
Как видите, здесь есть, где развернуться душе транжиры - романтика. Осталось схватить карты раньше своих конкурентов, и это позволит нам сделать столбики планирования на игровом поле.
Начиная с первого игрока, каждый претендент на наследство размещает свой маркер над одним из столбиков. В столбике указано: количество любых карт (кроме "Джокеров" и карт с короной), которое игрок возьмёт в текущем раунде, число посыльных - их можно отослать в локации для получения бонусов, и количество действий, доступное игроку в текущем раунде (данное число может изменяться специальными картами в течение игры).
Первым выполняет действия игрок, разместивший маркер в самый левый столбик и так далее, слева направо.
Игроки, по одному, отправляют своих посыльных в любую свободную локацию и выполняют определённые действия: жёлтый игрок может взять одну обычную карту на свой выбор, синий получает тайл расширения для своего поля, а красный - карту недвижимости. Остальные две локации позволят немедленно потратить две монеты в театре либо поменять местами маркеры на рынке недвижимости.
Некоторые локации позволяют выбирать из нескольких карт. В нашем примере жёлтый игрок получает одну специальную карту из трёх на свой выбор. Все карты с поля забираются в руку совершенно бесплатно и без каких-либо ограничений.
После того, как все игроки разместят своих посыльных и получат причитающиеся бонусы, наступает время тратить деньги. И делать это можно различными способами.
Вначале отмечу, что для активации карты необходимы действия, количество которых указано на самой карте в красном прямоугольнике. Доступное на данный момент игроку количество отмечено серым маркером на индивидуальном игровом поле (вспомните фазу планирования, нижнее число в столбике).
Карты с белой рамкой играются просто на стол, являются одноразовыми и приносят моментальный эффект. Совместно с ними можно сыграть и карты компаньонов - они увеличат эффект "транжирства". Например: сходите в театр, затратив одно действие, и немедленно лишитесь 3 фунтов. Хотите перекусить? В таком случае тратьте действие и отправляйтесь в ресторан, где вы оставите 2 фунта. Но если вам составят компанию одна или две дамы, то расходы возрастут: 4 или 6 монет соответственно облегчат ваш кошелёк.
На балу можно знатно покутить, но придётся заплатить действиями - за два действия вы истратите 4 монеты, а за семь - целых 25! Где бы только эти дополнительные действия взять…
А получить их можно при помощи различных специальных карт - затратьте одно и получите три действия в "беспокойный день". Карты немедленно уходят в сброс, каждая в свою отдельную стопку, кроме карт с короной - они выбывают из игры в коробку.
Карты с чёрной рамкой позволяют делать долгосрочные вложения в транжирство - вначале карта выкладывается в верхнее положение секции - это означает, что она не активирована. Потратив действие и сдвинув картинку вниз, вы тем самым активируете событие и немедленно лишаетесь указанной в правом углу суммы денег.
Некоторые карты не требуют действий для того, чтобы разместить их на индивидуальном поле и имеют свои особые свойства. Например, недвижимость - дома ветшают и разваливаются, что очень кстати.
При выкладывании на индивидуальное поле карты недвижимости игрок платит в банк сумму, указанную в верхней графе столбика. Вначале дом стоит максимальную сумму денег - отметьте это маркером "домика" на шкале. Если вы не активируете карту в текущий ход, то сдвиньте маркер на одну позицию вниз и так далее, до последней строки. Деньги при этом не тратятся, но выгода от такого бездействия есть, и я расскажу о ней позже.
Ферма не дешевеет, зато вы можете заселить её прожорливыми и бесполезными животными, и при активации потратить гораздо большую сумму, нежели просто подлатаете покосившиеся постройки во время ремонта. Да и кому нужен этот ремонт - чем быстрее всё рухнет, тем лучше!
Специальные карты, например, садовник, не требуют никаких очков активации, но могут, совместно с активированным зданием, помочь дополнительно потратить указанную на карте сумму денег, наводнив сад указанного в карточке дома различными экзотическими цветами, которые перемрут во время первых же заморозков.
Покататься в экипаже, к сожалению, не так дорого обходится, но зато и не требует очков активации. Подсадите к себе барышню (одно действие) и катайтесь после этого с ветерком за три монеты, не тратя опять же ни одного действия!
В нашем примере игрок не активировал здание, и оно подешевело на один пункт. При этом вы не потратили ни монеты. Но зато ферма с лошадьми и собаками, активированная за одно действие, лишила вас семи франков!
Игроки могут сбрасывать карты с чёрной рамкой и заменять их другими. Но этого нельзя делать с недвижимостью - её необходимо продавать. Фермы как стоили начальную сумму, так и будут стоить. А вот недвижимость…
… Недвижимость необходимо продать, получив при этом доход, что в нашем случае нежелательно. Повлиять на ситуацию можно на рынке недвижимости, выставив там отрицательный маркер на нужный вам тип продаваемого здания. В таком случае, при расчёте конечной суммы, учитывается ещё и модификатор - в нашем примере при реализации жёлтого Таун Хауса игрок получит всего 7-3 = 4 монеты. Но их тоже необходимо потратить, так как победителем станет тот, в чьих карманах гуляет ветер и у кого не будет никакой недвижимости на индивидуальном планшете (включая фермы).
В конце каждого раунда (когда игроки выполнили все действия), все активированные карты возвращаются в исходное положение, маркер раундов перемещается на следующую позицию, игроки оставляют на руках только 2 карты, а остальные сбрасывают. После этого удалите все карты с планшета предложений и выложите новые. Право первого хода переходит следующему игроку, и безумие продолжается с новой силой.
В случае если у вас есть дополнение, то порядок хода устанавливается в соответствии с положением маркера часов на треке. Вы можете изменить очерёдность, отправив слугу в данную локацию и переместив свой диск на первую позицию, сдвинув остальных вправо.
Лишь полный банкрот, первым пришедший к нотариусу в одних лаптях и рваной рубахе, получит состояние своего дядюшки. Хотя, быть может, это была шутка, а потраченные деньги и были тем самым наследством, которое вам досталось. Сами узнаете из второй части завещания - этих родственников не понять…
Истратив всё…Начну с того, что хочу поблагодарить
Нюсечку и её блог "
Недомино" за то, что она обратила моё внимание на эту замечательную игру, а также за консультации при разборе правил. Игра - замечательная, и половину ощущений даёт её непередаваемая атмосфера транжирства!
Где ещё вы будете тратить деньги? Цель всех игр - накопление и сбережение, достижение и взлёт. Здесь же от вас потребуется лишь одно - растратить всё как можно быстрее и упасть на самое дно общества! Прочь сомнения - обедайте в ресторанах, катайтесь в экипажах, кормите собак отборным овсом, а лошадей - мясом (или наоборот, лишь бы это лишало вас денег). Проходимцы, воры, льстецы и транжиры - все в гости к нам, забирайте как можно больше и уносите как можно дальше! Пусть здания ветшают, а фермы работают в убыток - всё это приближает вас к победе.
Несмотря на бесшабашную тематику, игра не простая и потребует от вас составления эффективных карточных комбинаций. Для достижения победы существует множество способов: ремонтируйте недвижимость, заселяйте фермы, ходите на балы и в рестораны с компаньонами, отправляйтесь в круизы - в любой момент времени вы можете сменить тактику и выбрать новый путь транжирства. Игра хороша тем, что очень хорошо сбалансирована - при равном уровне игроков вы не сможете оторваться от других и почивать на лаврах - придётся каждый ход доказывать своё лидерство остальным.
Несмотря на кажущуюся сложность - игра семейная. Единственный косвенный недостаток - 26 видов значков, предписывающих сделать различные действия. Но всё интуитивно понятно, и после второй партии никаких проблем не возникнет - мы без труда разложили игру в кругу семьи и вместе с детьми прокутили не одно состояние ко всеобщему удовольствию.