Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Khan. Монгольский Тетрис

Обзор № 193 от 06.03.2012, 8722 просмотра
В 13 веке любимым развлечением Монгольской армии было: гонять князей по завоеванным территориям и строить на новых землях многоюртовые кварталы. Каждый полководец старался произвести впечатление на окружающих масштабом своих завоеваний, применяя тактические навыки. Сегодня на Розовом диване -  юртоплиточная настольная игра Khan (Хан).



«Моя господина, не вели казнить! Больше мне не придумать никаких новых развлечений для вашей милости!»

Судя по всему, нечто подобное произошло в далёком 1244 году, когда Великий Хан, решив развлечься, отправил свои войска на завоевания новых земель и наказал генералам строить сотни юрт, а затем прихлопывать их сверху огромными циновками по цветовому признаку. За всем этим скучающий правитель наблюдал с высокой горы - это и положило начало самой известной всем ныне игре.



Горы картонных жетонов, колода карт, мешочек с деревянными компонентами, фигурки в стиле «Тетрис», игровое поле и воздух степей - вот всё наполнение небольшой коробки.  Три напутственных грамоты от Хана на различных языках, снабжённые рисунками и подсказками, позволят генералам принимать верные решения на поле боя.



60 чёрных юрт будут обозначать точки бегства поверженных военноначальников, а 160 цветных аналогичных построек  (по 40 штук каждого из четырёх цветов) отметят места стоянок игроков и послужат основой для размещения на поле разнообразных  фигур.



Угадайте, что первое пришло мне на ум, когда я увидел россыпь этих причудливых картонных форм? Конечно (нет, не то, что вы подумали), Ubongo!

Дни, проведённые над любимой игрой, помогли мне быстро освоить Khan и с первой же партии получить удовольствие от размещения этих замысловатых геометрических фигур на поле. Всем остальным, безусловно, пришел на ум «Тетрис» - и вы абсолютно правы, так как сходство «налицо».

На каждой фигурке нанесена цифра - несложно догадаться, что это победные очки, которые получит игрок, поместив картонку на поле. Светло серые фигуры являются мостами и предназначены для возведения переправ через водные преграды, а остальные картонки используются исключительно на суше и обозначают захваченные территории.



Деревянные фигурки местных правителей земель, которые будут в ужасе носиться по полю, пока войска монголов не выгонят их с поля и не закончат игру.



Каждому правителю соответствует 9 карт с изображённой в правом нижнем углу фигуркой его цвета - всего 72 карты вступят в игру и существенно повлияют на игровой процесс. В помощь генералам - завоевателям в игре используются четыре типа специальных карт, общей сложностью 18 штук.



Игровое поле, в центре которого расположена расчерченная на квадраты местность.  На этой территории  произойдут очень оригинальные события, которые я не встречал ещё ни в одной игре.

Застелем всё поле циновками!



Больше половины времени, которое вы потратите на приготовление к игре, займёт раскладывание чёрных жетонов нейтральных юрт на выделенные области поля. После этого увлекательного занятия перемешайте колоду карт «правителей» и поместить её на поле. Затем каждому игроку выдайте гору жетонов его цвета, четыре карты «правителей» из общей стопки и необходимое число специальных карт, обусловленное численностью игроков за столом.

Рядом с полем разложите фигурки таким образом, чтобы их было видно - это важно, так как наличие определённых форм в запасе будет существенно влиять на ваши тактические решения.



После этого расставьте фигурки местных правителей в стартовые локации случайным образом, а затем каждый игрок размещает  указанное в правилах количество своих жетонов в свободные области на поле, выделенные цветом (реки занимать запрещено как при расстановке, так и во время игры).

Пора выполнять наказы Великого Хана.



Первый игрок снимает верхнюю карту с колоды и выкладывает её на поле картинкой вверх. После этого  он обязан переместить деревянную фигурку правителя, цвет которой совпадает с рисунком на карте, до трёх клеток в направлении, которое указывает Роза Ветров на картинке. Путь свой фишка должна закончить на пустом поле. Если путь блокирован юртой (круглый жетон), другим правителем или фигурой, то необходимо выбрать следующее по часовой стрелке направление перемещения.



В квадрат, откуда бежал испуганный правитель, немедленно помещается чёрный жетон, взятый из локации, расположенной перед портретом этого же персонажа. Напомню, что перед каждым портретом выложено по пять аналогичных жетонов.

Изгнав правителя, игрок обязан выполнить ещё два действия.



Можете, сыграв карту с руки, поместить свой жетон на территорию, цвет которой совпадает с фоном карты. Поставить свою юрту можно в любой пустой квадрат по вашему выбору.

Разрешается повторно гонять правителя по полю. Но на этот раз вы сами укажете, какая фигурка будет передвигаться, а затем, сняв карту, переместите её в направлении, которое указывает Роза ветров на картинке. Обратите внимание - цвет фишки, указанный в правом нижнем углу, в данном случае не имеет никакого значения. Место, откуда сбежал незадачливый наместник, помечается чёрной юртой, но взятой из запаса (нижняя часть поля).

«Так и причём тут Тетрис, да и Ubongo непонятно зачем упомянул?» - нетерпеливо спросите вы. Потерпите - сейчас всё поймёте.



Гоняя правителей по полю и размещая с помощью карт свои юрты, игроки постепенно заполняют пустые клетки жетонами. В результате чего на поле можно выложить геометрическую фигуру.

Фантазия разработчиков явно «надломилась», когда было необходимо придумать легенду этим незамысловатым кусочкам картона. Поэтому, именуют их просто - «плитки» и «мосты».



Выложить плитку можно только на область, занятую юртами. При этом расположить фигуру на группу жетонов может лишь тот игрок, который обладает преимуществом в накрываемой фигурой группе (чёрные жетоны не считаются).

Если в запасе нет необходимых вам плиток - вам не повезло. А вот если есть, то не медлите - противник может увести желанную плитку у вас из-под носа, и все тактические решения по размещению жетонов пойдут «прахом».

В нашем примере «зигзаг» может расположить на поле только зелёный игрок, так как у него три из пяти фишек в накрываемой области. Разместив фигуру, игрок снимает все жетоны юрт (свои и чужие) с поля в запас, а поверх плитки выкладывает свою юрту, чтобы обозначить принадлежность фигуры и получить победные очки в конце партии.



Если у завоевателей равное количество юрт под плиткой, то оба игрока помечают её своими жетонами и делят очки поровну. Учтите, что фигуры не должны заходить друг на друга, но зато могут быть выложены как обычным, так и «зеркальным» способом.



Мосты могу перекрывать реки при условии, что оба берега содержат жетоны юрт. Можно возводить эти сооружения рядом друг с другом и никаких ограничений на строительство по отношению к плиткам нет.



Существуют также специальные карты, которые позволяют игроку выполнить три действия вместо двух, блокировать размещение мостов и плиток на жетонах своих нейтральных юрт, а так же блокировать возможность взять из запаса определённый тип фигур. Все карты дают эффект на один раунд и сбрасываются после использования.

Выполнив необходимые действия, игрок добирает руку до 4 карт и передаёт право хода следующему завоевателю по часовой стрелке.



Со временем чёрные жетоны перед портретами правителей заканчиваются, а последний жетон меняется на фигурку правителя, приближая конец игры. Как только у пяти правителей закончатся жетоны, наступает последний раунд игры.
Подсчёт очков достаточно прост - суммируются все очки за мосты и плитки, указанные на фигурах.

Так же дополнительные очки (10, 6, 3) начисляются за 3 самые большие территории, накрытые плитками или мостами одного игрока. При этом фигуры должны соприкасаться друг с другом, по крайней мере, одной стороной. 
Победитель получает почётное звание «Короля Тетриса» и отправляется на кухню укладывать кафельную плитку.

Убонго! Простите,  плитка!



На поле постоянно приходится выбирать - навредить противнику, заблокировав возможность размещения «дорогих» плиток, либо попытаться самому выстроить необходимую комбинацию юрт в удалённом уголке поля. Со временем количество захваченных областей растёт, и выложить новую фигуру становится всё сложнее.
Игра тактическая, но с некоторой долей случая - какая карта будет снята со стопки следующей никто не знает, поэтому ваши планы могут и не осуществиться, возьми вы другую карту.  Тем не менее, можно развиваться во всех областях, стараясь свести долю случая к минимуму.

Крайне удивил рекомендованный для игры возраст - 10 лет. Моя дочка вполне справилась и наравне с взрослыми отыграла партию. Пусть её тактические решения были не столь изящны, но достойный отпор она оказать смогла.

Лично у меня после партии сложилось впечатление, что я играл в «продвинутое Ubongo», поэтому настольная игра «Хан» мне также понравилась. Но предупреждаю сразу - игра на любителя «Тетрисо - Убонговых» настольных игр.

Перед покупкой обязательно попробуйте игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную консультацию в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (6)
Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, будет ли игра интересна для двух игроков, и на какой минимальный возраст она рассчитана (по вашим ощущениям)?
Ольга   |   12.11.13
Добрый вечер. Минимальный возраст - 9 лет, раньше только в случае определённой подготовки ребёнка. Игра не сложная, но требуются навыки. Нам помогло Убонго. Вдвоём играть будет не интересно, получается пасьянс (на мой взгляд). Лучше втроём - вчетвером.
Gravicapa   |   12.11.13
Здравствуйте! В описании игры вы везде пишете, что снимается верхняя карта с колоды, в каком же тогда случае играются 4 карты с руки - зачем они вообще нужны? Тут какая-то ошибка у Вас...
Александр   |   04.05.15
"Можете, сняв верхнюю карту с колоды, поместить свой жетон на территорию, цвет которой совпадает с фоном карты. Поставить свою юрту можно в любой пустой квадрат по вашему выбору." Вот где Ваша ошибочка: по правилам надо не снимать верхнюю карту с колоды, а играть с руки... И как это никто не заметил такую грубейшую ошибку???
Александр   |   04.05.15
Спасибо, исправил.
Gravicapa   |   04.05.15
Хотелось бы ещё сделать пару заметок: игра мне настолько понравилась своей механикой, что теперь она попадает в одну из любимейших моих игр, наряду с такими играми (с не менее необычным игровым процессом), как Репелло, Кабалео, Стратополис, Солнце и Луна... И да, вдвоём играть на самом деле очень интересно - именно так мы пока и играли, и захватывает не на шутку! В конце игры у меня получилось 41 очко + 6 за вторую по размеру территорию, а у соперницы 31 + 10 за самую большую территорию - всё равно я выиграл, но какие эмоции!!! И гонять правителей по карте - это так необычно!))) Напоследок хотелось бы уточнить один момент из правил, которые гласят: "Будьте внимательны: пока карта «Поддержка богов» находится в действии, никто из других игроков не может защитить нейтральные юрты." Значит ли это, что при игре вдвоём, когда противник применил такую карту и завершил свой ход, после чего я выполнил свои действия и дошёл до 4-й фазы хода из пяти (применить спецкарту, а потом набрать карты в руку), я не могу использовать такую же карту - защитить нейтральные юрты? Ведь по идее, мои действия на карте уже закончились и карта противника уже не сможет на меня повлиять, т.е она уже не действует?
Александр   |   04.05.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр