Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Keyflower. Жизнь и процветание маленькой деревушки

Обзор № 667 от 02.04.2014, 10366 просмотров
Порой, устав от суеты и вредного воздуха мегаполиса, городские жители принимают нестандартные решения - собирают свой скарб и со всей семьёй отправляются за город, где зеленеет трава, а воздух чист и свеж. Поселившись на берегу реки, новоявленный фермер развивает хозяйство, строит жильё, зовёт в гости городских друзей и знакомых, которые, зачастую, остаются неподалёку, пленённые красотами природы. В одну из таких деревенек мы и отправимся. Сегодня на Розовом диване - деревнистроительная настольная игра Keyflower.


Постепенно обжитые земли привлекают всё больше поселенцев, с радостью переселяющихся в это дивное и экологически чистое место. Рядом с домом первооткрывателя вырастают новые постройки, развивается инфраструктура, дымят трубы фабрик, на улицах появляются автомобили, а в гавань заходят торговые корабли. Со временем деревня превращается в город, с его суетой и вредным воздухом. И вновь кто-то собирает вещи, садится в повозку и отправляется искать уединение и покой в неизведанных землях...


Внутри коробки среднего размера свободно парят в воздухе стопки тайлов, мешочки с деревянными компонентами и тонкие ширмы игроков, прижатые сверху правилами игры. Забегая вперёд, скажу, что именно в "Keyflower" органайзер жизненно необходим, и я с удовольствием доплатил бы за него. Существенное упущение издателя...


На ширмах, фотографиями которых полон интернет, я хочу остановиться особо. Изготовлены они из тонкой глянцевой бумаги, полиграфия качественная, рисунки сделаны с долей юмора. Но сама конструкция этих жилищ оставляет желать лучшего. Начнём с того, что ширму необходимо согнуть особым образом, не повредив при этом тонкую бумагу.


Далее устанавливаем странного вида картонки, призванные зафиксировать крышу. Судя по всему - это печные трубы, по две на каждую постройку. И трубы эти непрочно держатся на своих местах, норовя выскользнуть из прорези. Помните сказку о трёх поросятах? Перед вами - творение бедняги Ниф-Нифа - дунешь, и оно упадёт. 

 
Очень красиво, но очень неудобно - ширмы маленькие и неустойчивые, прятать за ними своих жителей и тайлы достаточно проблематично. Хотя, всё познаётся в сравнении - если вспомнить крохотные "барьеры" игры "Santiago de Cuba", то ширмы из "Keyflower" покажутся идеалом. 

Но, довольно брюзжать...


В развитии деревень может принять участие до шести игроков, каждый из которых получит стартовый тайл с пометкой "Дом, милый дом". Кстати, картинка на тайле соответствует одной из ширм - оформление у игры великолепное.


Освоение новых земель длится четыре сезона: весна (зелёный лист), лето (подсолнух), осень (жёлтый лист), зима (снежинка). Всего 48 двусторонних тайлов (зимние односторонние). На лицевой стороне изображены два прямоугольника: верхний - текущее свойство гекса, нижний - свойство, указанное на обратной стороне картонки. 

Чтобы перевернуть тайл, необходимо выполнить условие, указанное в стрелочке между прямоугольниками (в основном - сбросить ресурсы). Среди тайлов встречаются четыре очень полезных летних лодки, которые могут причалить к вашей деревне.


Четыре тайла очерёдности хода и шесть особых лодок выполняют две функции. Весь год они остаются в центре поля и снабжают соперников человечками, а также определяют очерёдность вступления в игру. Зимой картонки судов переворачиваются и присоединяются к поселениям игроков, участвуя в итоговом подсчёте.


В коробке вы найдёте 141 рабочего четырёх основных цветов и одного, ничего не делающего, танцующего тунеядца, служащего маркером первого игрока. 120 ресурсов помогут игрокам модернизировать свои поселения и принесут победные очки при итоговом подсчёте. 48 жетонов умений трёх видов также пригодятся при улучшениях.

Причалив к берегу.

Подготовка к игре займёт определённое время, рекомендую рассортировать тайлы и ресурсы заранее...


Поместите в мешочек синих, красных и жёлтых человечков, тщательно перемешайте. Зелёные фигурки, четыре типа ресурсов и жетоны умений расположите неподалёку. 


Каждый игрок получает ширму и стартовый тайл, который определяет очерёдность хода в первом раунде. Этот тайл - начало поселения, расположите его перед ширмой таким образом, чтобы соперники могли его видеть. Первый игрок забирает фиолетового человечка и также ставит его перед своим домом. Тайлы зимы перемешиваются и раздаются случайным образом в количестве, указанном в таблице. Эти гексы прячутся за ширмой и вступят в игру в заключительном, четвёртом раунде игры. 

Самое время заселить свой дом жильцами: возьмите из мешочка восемь рабочих и положите их за ширму.


В центре стола расположите лодки и тайлы очерёдности хода (количество зависит от числа игроков). На лодки расставьте человечков, взятых из мешка, и положите необходимое количество жетонов умений. На фотографии приведён пример подготовки для трёх игроков.


Перемешайте и сформируйте три стопки шестигранников: весна, лето, осень. Как вы помните, зимние тайлы лежат у игроков за ширмами. 

Всё готово, пора взять в руки управление своей деревушкой.


Каждый раунд начинается с того, что в центре поля выкладывается соответствующее количество тайлов из стопки текущего сезона (определяется таблицей). Все невостребованные картонки, а также тайлы, оставшиеся с предыдущего сезона, уходят в коробку. 

Соперники ходят по очереди и могут либо принять участие в ставках за гексы в центре поля, либо получить бонусы с гексов. У игры есть один спорный нюанс - так как игроки оперируют человечками всех четырёх цветов, определить принадлежность фишки невозможно. Для этого используются стороны гекса: каждому оппоненту принадлежит своя грань, на ней он и делает ставки.

Рекомендую заранее обговорить данный момент, чтобы во время партии не было споров.


Все ставки происходят при помощи человечков из-за ширмы. Выставив рабочих на поле, забрать их обратно до конца текущего раунда нельзя, а вот перемещать между локациями можно. Как и в стандартных торгах, предыдущую ставку можно только повышать.

В торгах за один и тот же тайл могут принимать участие фигурки только одного цвета: первый сделавший ставку определяет цвет, остальные подстраиваются под него. 


Как только все игроки спасуют, раунд завершается. Проигравшие в ставках забирают обратно за ширмы своих рабочих, а победитель получает тайл, сбрасывая своих человечков в общий мешочек. Таким образом, победитель лишается работников, но расширяет своё поселение, а проигравшие получают преимущество в торгах следующего раунда.


Размещать человечков и получать прибыль можно с любых тайлов (выложенных в центре поля, расположенных как в своей, так и в чужой деревне). Цвет выставленного работника должен совпадать с цветом ставок либо совпадать с цветом рабочих, ранее размещённых в локации. Каждый тайл можно активировать до трёх раз в течение одного раунда: в первый раз необходимо разместить одну фигурку, во второй - две, в третий - три. Причём, если вы при первой активации выставите сразу три фигурки, то дальнейшее использование гекса в текущем раунде невозможно.

Игрок немедленно получает бонус, указанный на тайле. Если это ваша деревня, то бонус остаётся на месте. Если чужое поселение или центральные тайлы - бонус размещается на стартовом тайле вашей деревни. Это могут быть ресурсы (слева), человечки, случайным образом извлечённые из мешка (справа) или действия (в случае с повозкой). Например: левый игрок зарабатывает себе золото, а правый - красного человечка из мешка.

Тонкость размещения состоит в том, что если ваш работник выставляется на центральных тайлах, то он уходит в общий мешок (поработал - уехал обратно в город). Если на тайлах деревни оппонента - отправляется за ширму соперника (остаётся жить на новом месте), а  если на тайле вашей деревни - возвращается обратно за вашу ширму (возвращается домой). 


Ставки (по стандартным правилам) можно делать на тайлы очерёдности хода. Помимо первого игрока, эти тайлы определяют очерёдность выбора бонусов с лодок (кроме зимы). Зимой данные картонки разыгрываются по принципу обычных центральных тайлов, разбираются игроками для строительства деревень и влияют на итоговый подсчёт очков.


Победивший в ставках получает "пляшущего человечка" и выбирает содержимое любой лодки. Сам тайл лодки остаётся на месте до прихода зимы. Затем оставшиеся бонусы с других кораблей разбирают остальные участники в порядке очереди.

Обращаю ваше внимание на то, что летом, осенью и весной тайлы очерёдности хода и лодки остаются на столе, игроки получат их в личное пользование только зимой!


Полученные бонусы и приобретённые тайлы игрок располагает за ширмой, а затем приступает к развитию своей деревни.


Дороги должны переходить в дороги, поля - соединяться с полями, вода - перетекать в воду (вспомните Каркассон).  При строительстве учтите, что для модернизации тайлов необходимы ресурсы, перевозимые по дорогам, поэтому развивайте свою деревню компактно. 

После того, как тайл размещается в деревню, убрать или повернуть его вокруг собственной оси нельзя: как положили, так он и пролежит до конца партии. Единственное - его можно перевернуть (улучшить), сохранив при этом ориентацию.


Перевозка грузов в деревне осуществляется при помощи повозок (стартового тайла либо купленного на торгах тайла с повозкой). На повозке указано количество перемещаемых грузов, которые можно передвинуть по дороге на соседний гекс. 

Домики рядом с повозкой определяют количество улучшений. Для того, чтобы перевернуть тайл необходимо, чтобы на нём располагались указанные на стрелочке ресурсы (для этого и нужны перевозки). При "улучшении" золото является "Джокером" и заменяет любой вид ресурса. 

Как только все игроки закончат строительство, начинается новый раунд: невостребованные на торгах тайлы убираются в коробку, на их место выкладываются новые из очередной стопки. На лодки расставляются новые пассажиры и раскладываются тайлы умений. Наступает новый раунд игры...


С наступлением зимы соперники выкладывают из-за ширм свои зимние гексы и располагают в центре поля. Лодки переворачиваются, на них больше никто не выставляется. Тайлы очерёдности хода, а также перевёрнутые лодки могут быть куплены, как обычные тайлы деревень. Наступает заключительный этап игры. 

После последней модернизации деревни оппоненты подсчитывают победные очки.
Подсчёт опирается на свойства тайлов, собранные ресурсы и количество ваших подопечных в деревне и за ширмой. Если кратко, то необходимо выполнить условия зимних тайлов и лодок: распределить модули деревни особым образом, собрать определённые сеты рабочих, разместить на определённых тайлах указанный вид ресурсов, и так далее. 

Всё подробно описано в правилах, переведённых пользователем maxxmaxx (за что ему огромная благодарность) и прикреплённых к данному обзору.

Построив город у реки.


Красивая игра на торги и развитие, сочетающая в себе множество интересных, но, порой, спорных моментов. Но обо всём по порядку...

Начну с коробки, не выдерживающей никакой критики. Оставим в стороне органайзер, который существенно облегчил бы сортировку гексов. Нет, так нет... Но картонная перегородка, призванная уберечь хлипкие ширмы от солидного веса гексов, жизненно необходима. Если вы ставите коробки на полку ребром, то настоятельно рекомендую нарисовать на торце стрелочку, указывающую "верх". Иначе тонкие дома расплющит картонно-деревянный оползень...

Во время весны вариантов действий у соперников не так много, поэтому данный этап можно назвать "подготовительным". Зато летом, а особенно осенью, простор для действий огромен, главное - знать, что делать. И здесь новичкам придётся туго, так как против опытных игроков у них не будет никаких шансов. Есть ещё одна тонкость: многообразие действий требует вдумчивого и досконального изучения правил перед игрой. Иначе вы так и не поймёте, к чему стремиться и почему соперники побеждают с солидным отрывом. Одним словом, желательно, чтобы за стол садились люди одинаковой подготовки. В таком случае они получат удовольствие от игры, так как она очень даже хороша.

Разработчикам удалось сделать так, что игрок всегда что-то выигрывает, несмотря на результаты торгов. Дело в том, что купив тайл, вы лишаетесь человечков, без которых будет достаточно тяжело протянуть следующий раунд. Проигравший торги, в свою очередь, может переставить свою ставку в другое место и получить ресурсы. Оригинально реализована система "набегов" на чужие деревни: вы пользуетесь достижениями противника, но платите ему за это своими человечками. Очень интересный нюанс, превращающий воровство в обмен.

"Keyflower" - красивая и интересная игра для опытных игроков, требующая предварительного изучения свойств всех тайлов (особенно зимних). Также рекомендую садиться за стол игрокам с одинаковой степенью подготовки - "как это работает" новичок узнает лишь к концу партии.
Полезные ссылки
Комментарии (5)
Очень хороший обзор, спасибо! Давно его ждала, было интересно ваше мнение, правда игру уже успела купить :) Играя в нее первый раз не сразу поняли, что зимние тайны - это цели на основе, которых надо стоить свою стратегию игры.
Анна   |   11.04.14
Вам спасибо за отзыв. Заходите ещё!
Gravicapa   |   11.04.14
Спасибо, за обзор! Игра замечательная, простая, но в то же время глубокая. Но в любом случае первая партия будет учебной, так как только после нее прийдет понимание того что собственно происходит и к каким целям какими путями надо стремиться. Это по-моему один из недостатков этой игры - необходимость учебной партии, в игру не получиться сразу "вьехать", как скажем в Istanbul. А второй, и последний, недостаток - это плохо написанные правила (отсюда частично "уши" первого недостатка и растут). Зато если дать игре второй шанс, то она откроется в полной мере! Кстати, что на Alehouse красный мипл делает? Заблудился не иначе)))
Дмитрий   |   30.08.14
Спасибо за отзыв. Да, правила... А красный мипл - говорил я ему, не место тебе тут, но... всяк хочет позировать для фотографии - пробрался таки в кадр :)
Gravicapa   |   30.08.14
Вы не до конца поняли правила игры. Когда вы ставите человечков НА тайл, то получаете с тайла ресурсы сразу. И после этого действия нельзя использовать этих человечков для участия в других ставках. Поэтому неважно с какой стороны стоят человечки НА тайле.
Дмитрий   |   06.09.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр