Шифрование существует с давних времён: гонцы передавали отрядам распоряжения полководцев, алхимики протоколировали результаты экспериментов, влюблённые обменивались тайными посланиями. И для всех этих записей необходимо было создать некий способ защиты информации, непонятный для окружающих, но доступный для расшифровки адресатами. За века методы кодирования претерпели множество изменений, возведя шифрование в ранг отдельной науки. Но и уровень взломщиков кода также существенно вырос…
Как говорится: «
Если один человек зашифровал, то другой завсегда расшифровать сможет». Тут главное перехватить секретный ключ, позволяющий раскодировать сообщение, и умело им воспользоваться, пока пребывающий в неведении противник продолжает считать информационный канал защищённым. Безусловно, для подобных шпионских игр потребуется дорогостоящая аппаратура, тысячи часов времени и месяцы упорного труда. Хотя, недавно появился секретный комплект, позволяющий смоделировать командный взлом кода непосредственно на дому менее чем за час.
В небольшой коробочке находится набор криптографа: две вычислительных машины, стопка карточек-дискет, перфокарты с закодированными словами, песочный таймер, комплект жетонов, блокнот для записей, а также буклет начинающего шифровальщика.
На 110 двусторонних перфокартах особым образом напечатано 440 кодовых слов, опираясь на которые шпионы будут передавать друг другу зашифрованные сообщения.
Невооружённым взглядом на картинках ничего не разобрать, но оптика фотоаппарата позволяет приподнять завесу тайны…
Комплекты секретных кодов (по 24 карты белого и чёрного цветов) – именно эти сообщения, записанные на пятидюймовых дискетах (немногие помнят эти носители информации), будут переданы агентами спецслужб и станут объектами исследований шифровальщиков и дешифровщиков.
Песочный таймер на 30 секунд ограничит время на размышления и подстегнёт игроков к принятию решений. Белые жетоны «Взломано» и чёрные «Недопонимание» отметят успехи и провалы: два одинаковых кругляшка приведут команды либо к победе, либо к поражению. Ножки шифровальных машин устанавливаются в специальные прорези, позволяя вертикально зафиксировать необычные декодеры.
Каждая команда получит индивидуальный планшет с четырьмя окошками красного цвета. Соответственно, над каждым «монитором» находится прорезь для перфокарты.
Суть данного дешифратора в следующем: помещаем в прорезь выбранную перфокарту, а затем проталкиваем её до самого низа.
При этом все красные символы «исчезают», а на экране проявляется секретное слово. Кстати, в 2012 году аналогичный метод применялся в игре «
Кот за хвост ЦАП! Делюкс» для просмотра рубашек карт (Кот-о-магический Крысиный Сканер).
В блокноте находятся отрывные двусторонние листки, на которых удобно протоколировать результаты умозаключений.
Центр – Дикому Опоссуму. Примите шифрограмму
Подготовка к партии не займёт и пяти минут: разделитесь на две противоборствующих команды, возьмите по одному отрывному листку из блокнота записей. Оппоненты устанавливают перед собой дешифраторы своего цвета, выбирают по четыре перфокарты и загружают их в ячейки. Затем в группах назначаются первые шифровальщики, которые получают дискеты с заданиями – трёхзначными секретными кодами, которые необходимо передать остальным членам своей команды. Все выводы протоколируются на отрывных листках из блокнота.
Позволю себе небольшое отступление: шифрование – замысловатый процесс, который проще показать на примере, нежели объяснить словами. Правила игры «Декодер» полностью соответствуют лучшим традициям шпионажа – при всей своей простоте их нереально сложно объяснить без наглядного пособия (лучше отыграть тестовый раунд с подсказками). Рассмотрим происходящие за столом действия…
Цель ведущего (владельца кода) – опираясь на базовые слова, видимые только его команде, передать три цифры (номера ячеек) таким образом, чтобы соратники поняли его подсказки. Например: исходный код 2,1,3. Ячейка под номером «два» содержит слово «маска». Ведущий намекает на него, называя известного артиста из одноимённого фильма. Следующая цифра «один» - «замок» без проблем ассоциируется с «дверью». И так далее…
Команда, после размышлений и обсуждений, записывает в листок предполагаемый код. Затем… в игру вступает противник, который также пытается отгадать код (не видя при этом опорных слов). Да, это сложно, но дешифровка всегда была замысловатее процесса шифрования. Оппоненты, в свою очередь, также записывают предполагаемый код (листки двусторонние, соответствуют цветам планшетов). И только после этого владелец дискеты вскрывается, оглашая три заветные цифры.
Если команда владельца дискеты угадывает код, то ничего не происходит; если соратники по ключу ошибаются – команда получает чёрный жетон «недопонимания». При этом, если противнику удалось угадать код, команда соперников получает белый жетон «взлома». Для победы необходимо заработать два белых кругляшка, два чёрных ведут к поражению. Осталось добавить, что роль шифровальщика меняется каждый раунд.
Преодолев мыслительный хаос
Мозговыносительные «
Кодовые имена» для продвинутых «настольщиков» - так я охарактеризовал бы «Декодер». Сложность заключается не столько в отгадывании подсказок членами одной с шифровальщиком команды, сколько в перехвате кода. Именно процесс дешифровки заставляет игроков напрячь все свои мозговые резервы и стать настоящими психологами. Ведь базовые слова видны лишь противнику, и делать выводы необходимо лишь по обсуждениям, да конечным результатам.
Дизайн игры достоин отдельного упоминания: пятидюймовые раритетные дискеты с кодом, перфокарты, компьютеры с ЭЛТ-мониторами, «проявляющиеся» надписи - всё это создаёт особую атмосферу за столом. Дух шпионажа витает в комнате, подстёгивая оппонентов к мыслительным процессам, а возможность заработать «чёрную» метку добавляет адреналина. Одним словом, скучать не придётся…
Для всех поклонников несложных психологических «настолок», желающих поломать голову над своеобразным процессом шифрования данных. И, да, перехватить код, действительно, не так-то просто…