Государственные перевороты - любимое развлечение политиков. Недовольные тем, что действующие правители разграбляют казну, совершают противоправные действия в отношении населения и постепенно ввергают страну в бездну хаоса, яркие политические личности мечтают свергнуть тиранов, чтобы делать тоже самое, но… лично и правильно. Сегодня на Розовом диване - "всехобманывательная" настольная игра Coup (Переворот).
Привлекая на свою сторону влиятельных друзей, заговорщики тайно встречаются в уединённых местах (обязательно в затенённых комнатах) и обсуждают планы государственных переворотов. Чем абсурднее конечная цель "вершителей нового мира" и чем проще лозунги, тем быстрее идея воплотится в жизнь.
Единственное, что довольно часто спасает страну от очередного революционного коллапса - множество претендентов на место у государственного руля. Погрязнув в интригах и обмане, лидеры оппозиций уничтожают друг друга задолго до свершения чего-то великого. Поэтому основные события, предшествующие любому перевороту, свершаются в тайных кабинетах, один из которых мы сегодня и посетим…
В небольшой коробочке находится стопка персонажей, горсть деревянных жетонов, справочные карты и наставление по осуществлению обычного государственного переворота. Упаковку, на мой взгляд, можно было уменьшить вдвое - все компоненты без труда помещаются в одно отделение органайзера. Но тогда и солидность "Переворота" была бы вдвое меньше…
Любой переворот невозможен без денежных средств. 50 деревянных монет со знаком "рубля" (исконно русская валюта) помогут претендентам достигнуть вершин власти. Кругляшки изготовлены из натуральной древесины, обожжены по краям, на лицевую сторону нанесён знак денежной единицы.
Чтобы в пылу политических страстей оппоненты не забыли свойства персонажей, каждый соперник получит большую карту - памятку. В борьбе за власть примет участие 18 почётных (и не очень) граждан государства.
Каждый персонаж представлен в трёх экземплярах и обладает особым свойством. При формировании игровой колоды необходимо использовать только 15 карт - в круг заговорщиков войдёт либо советник, либо следователь. Одновременное участие данных типов карт недопустимо.
Все свойства перечислены под портретом участника заговора, оформленного в стиле 19-го века, что символично - как мы помним, "тот" переворот успешно воплощён в жизнь.
Карты враждебные…
Подготовьте колоду (в неё должно войти 15 карт), перемешайте и раздайте каждому игроку по два персонажа и по две монеты. Ознакомьтесь с полученными картами втайне от соперников, а затем расположите их перед собой рубашкой вверх, монеты лежат открыто до конца игры. В центре стола формируется общий финансовый банк, оставшиеся карты располагаются неподалёку стопкой картинкой вниз (они пригодятся во время игры).
Как и в политике, весь "Переворот" основан на блефе и внимательности. Игроки ходят по очереди и в свой ход обязаны выполнить одно действие. В ответ на это действие возможны два варианта: либо атакованный игрок защитится, и, в свою очередь, может быть атакован; либо любой соперник поставит под сомнение полномочия вашего персонажа и вступит в борьбу.
Начнём с действий игрока…
Запомните основное правило: чтобы воспользоваться свойством любого персонажа совершенно не обязательно иметь его перед собой в числе двух карт. Важно убедить оппонентов в том, что он у вас есть! Но любой блеф всегда сопряжён с риском, и последствия раскрытого обмана всегда печальны…
Самое простое действие - взять одну монету из банка. В таком случае вас никто не сможет атаковать, но и никаких бонусов вы не получите. Второй вариант - запросить помощь заграницы.
"Заграница нам поможет!" - кричите вы и берёте из банка две монеты. Но данное действие может быть оспорено любым игроком, который объявит себя губернатором и наложит вето на получение финансов извне. Как вы помните, для этого не обязательно, чтобы губернатор действительно лежал перед игроком картинкой вниз. Игрок, возомнивший себя представителем власти, может быть атакован (об этом позже). Поэтому, мешая другим, всегда помните о возможных последствиях.
Объявив себя губернатором, игрок в начале своего хода может взять из банка целых три монеты, но любой из соперников может с этим не согласиться и атаковать самозванца.
Любая атака в игре происходит по правилам политического этикета - атакованный игрок должен представить всем карту персонажа, помощью которого он воспользовался. Для этого переверните одну из двух карт и предъявите всем своего соратника. В случае успеха ложно обвинённый игрок замешивает предъявленную карту в колоду, достаёт новую и располагает её перед собой картинкой вниз. При этом безуспешно атаковавший соперник теряет одного персонажа (переворачивает любую свою карту картинкой вверх).
В случае разоблачения в блефе атакованный игрок переворачивает картинкой вверх любого своего персонажа, а эффект лже-персонажа не выполняется. Отныне свойство вскрытой карты применить нельзя, сбросить её также не получится. Как только обе карты будут перевёрнуты, игрок выбывает из политической борьбы (это и является целью оппонентов).
Убийца за три монеты (уплатите их в общий банк) уничтожит одного персонажа оппонента (переверните одну любую карту картинкой вверх). Единственное спасение - княжна, которая, судя по портрету и розе на её столике, оказывает сильное влияние на мужчину со скальпелем.
Полицейский, как положено, проверит содержимое карманов соперника и оставит себе в качестве приза две монеты. Блокировать данное действие могут советник, следователь или другой полицейский. К сожалению, на карте следователя данное свойство не указано, но оно следует из правил и памятки - будьте внимательны!
Следователь и советник выполняют практически одинаковые действия - позволяют обменивать карты. Следователь может обменять одну свою карту (либо карту противника) на новую из колоды. С помощью советника можно взять две карты из колоды, выбрать из всех доступных персонажей двоих, а остальные карточки вернуть обратно в колоду.
Обратите внимание: перевёрнутые персонажи, лежащие перед игроком, в данном обмене участия не принимают!
Деньги во время политических переворотов решают всё - за семь монет можно вскрыть любую карту противника (уничтожить персонажа). Но копить богатство вам тоже никто не даст - как только капитал игрока составит 10 (и более) монет, он обязан уничтожить одну карту соперника, хочет он этого или нет.
Безусловно, во время игры вы можете давать обещания, заключать союзы и предавать своих соратников по партии. При этом категорически запрещено меняться и показывать друг другу карты, а также дарить или принимать в дар деньги.
Как вы помните, игрок выбывает из политической гонки, как только обе его карты переворачиваются. Борьба идёт до тех пор, пока за столом не останется один игрок с одной (или двумя, что сомнительно) закрытыми картами. Этот счастливчик и возглавит Мировую революцию - ура, товарищи, ура!
Совершив переворот.
Быстрая игра на блеф с активным взаимодействием игроков, напоминающая усовершенствованный вариант "верю - не верю". Во время партии необходимо наблюдать за соперниками и запоминать персонажей, которыми они пользовались. Также следите за реакцией игроков - любая атака может лишить вас одной карты. Но если соперник ошибётся, то пострадает сам в неменьшей степени. Поэтому, атакуя, всегда будьте уверены в своих действиях, иначе можете досрочно выйти из игры, если поставите под сомнение настоящего убийцу…
Монетки в игре шикарные - идеально вырезанные и обожжённые. Кстати, поторопитесь - в последующих тиражах, скорее всего, будут пластиковые жетоны, так как изготавливать деревянные экономически не выгодно (со слов разработчика). Дизайн и персонажи, выполненные в предреволюционном стиле, создают атмосферу настоящего заговора. На мой взгляд - это единственно верное решение издательства Igrato по оформлению "Coup" для отечественного покупателя, учитывая определённые исторические события.
Немного критики…
Правила игры "Переворот" легко объясняются на примере, но изложить их на бумаге достаточно сложно. Наверное, поэтому лист правил содержит ошибки и неточности. Например: в тексте встречается персонаж "Посол". Судя по всему, это "Советник", появившийся в отечественном экземпляре игры. Текстовый блок, выделенный курсивом в самом начале абзаца про "Следователя" в разделе "Ходы", относится к разделу "Перед началом".
В разделе "Атаки" отсутствует информация, поясняющая санкции к атакующему игроку, нападение которого было отбито. Узнать, что безуспешная атака штрафуется перевёрнутой картой можно только из примера.
Нижний срез карт проходит практически по буквам - на мой взгляд, текстовый блок необходимо поднять вверх на 2-3 мм (но не более). На карте "Следователя" отсутствует противодействие "блокировать воровство" (не критично, так как во время игры все пользуются памятками).
Закончить обзор я хочу на позитивной ноте - игра отличная и по накалу страстей ничем не уступает "
Тайному посланию". Безусловный хит для развлекательного вечера в компании друзей. Да и в дороге заниматься политическими заговорами гораздо интереснее, чем просто смотреть в окно.