Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Битва Големов. Наглядное программирование

Обзор № 1183 от 19.12.2016, 6211 просмотров
Индивидуумы, владеющие тайной наукой программирования, вызывают у окружающих чувство умиления (бухгалтерия), восхищения (коллеги по работе) и непонимания необходимости данной должности в организации, так как «и так всё работает» (руководство). По мнению многих, эти шаманы байт и повелители алгоритмов относятся к классу существ, стоящих на отдельной, недосягаемой ступени эволюции. Так ли это, мы и постараемся выяснить… Сегодня на Розовом диване – командопрограммная настольная игра «Битва Големов».


Александр и Михаил Казанцевы превратили программирование в игровой процесс, сделав мудрёную науку доступной для  понимания не только взрослых, но и детей. При помощи небольшой коробочки игрокам предлагается создавать микропрограммы для боевых Големов и отправлять их в путешествие по комнатам старинного замка. На пути у загадочных механизмов повстречаются разнообразные препятствия, им предстоит отыскать сокровища, избежать плена коварных ловушек и обрушить свою мощь на аналогичные устройства оппонентов…


Для совершения магического ритуала по составлению программного кода потребуются две колоды карт, россыпь жетонов, фигурки Големов, крохотный кубик и несколько модулей игрового поля. При желании, проводить турниры можно непосредственно в коробке, благо места внутри предостаточно, ещё и трибуна для зрителей поместится...


Големы, коими предстоит управлять игрокам, изготовлены из прозрачного акрила, на который наклеены стикеры четырёх цветов. Обратите внимание, что у фигурок есть передняя (с дверцей топки и глазом) и задняя (сплошная стена) стороны, это важно учитывать при составлении алгоритмов.


Технические характеристики механических роботов приведены на карточках объектов, где указаны: сила удара, запас прочности, объём памяти и дальность поражения. Перед началом партии соперники могут выбрать приглянувшегося бойца и взять его под свой контроль.


Набор команд, понимаемый скромными электронными мозгами Големов, состоит из несложных операций, позволяющих передвигаться и поворачивать…


… атаковать и защищаться. Более того, механическому бойцу доступны несложные циклы, правда, только в случае благоприятного стечения обстоятельств (не стоит излишне злоупотреблять центральным процессором, разработанным на заре микроэлектроники).
 

Специальная колода определяет степень "удачливости" игрока, а также его возможность использования дополнительных функций: вытяните «пустышку» - значит,  день не задался. Все остальные значки предписывают взять соответствующую карту или жетон (подробнее об этом я расскажу чуть позже).


Эта россыпь жетонов с командами предназначена для истинных программистов, которые на вопрос: «Который час?» отвечают ёмким: «0A ровно!» Квадратики из дополнения «Логика» используются после создания программ, их разрешается размещать на карточках команд соперников, добавлять в свои алгоритмы и даже выкладывать на игровое поле.


На пути у роботов могут повстречаться разнообразные препятствия: непреодолимые стены и пагубно влияющие на механизмы водные преграды. Сценарии допускают создание многоярусных уровней, переходы между которыми осуществляются по лестницам.


Также в подземельях можно наткнуться на бочки, содержащие как положительные (возможность ремонта, дополнительная ячейка памяти) так и отрицательные (повреждение, сбой программы) эффекты. Есть ещё Чёрная дыра, которая телепортирует Голема в любую точку поля, причём не один раз…


Жетоны повреждений могут служить также победными очками – всё зависит от выбранной стороны. Скромного вида шестигранник используется для передвижения ботов, хаотично мечущихся по полю и рушащих планы добропорядочных программистов.


Предстоящие события развернутся на нескольких квадратных модулях, их расположение зависит от сценария, изложенного в отдельном буклете.


Данная книга сценариев весьма полезна, так как содержит варианты расстановки бойцов и подробные планы комнат. Кстати, на сайте издателя предполагается выкладывать новые миссии, так что у «Битвы Големов» есть все шансы надолго задержаться на вашем игровом столе.

XOR – вот в чём вопрос


Перед началом поединка соперники выбирают карточки с показателями бойцов, берут приглянувшиеся фишки и соответствующие им стопки команд (бонусные алгоритмы отложите неподалёку). Колода «Удачи» тщательно перемешивается, оппоненты получают по 10 волшебных прямоугольников и располагают их стопками перед собой картинками вниз. 


Теперь наступает самый ответственный момент – выбор сценария. Новичкам рекомендован обычный ринг, внутри которого Големы могут мутузить друг друга сколь душе угодно под радостные возгласы их хозяев. Остальные кампании предполагают разнообразные препятствия и множество неожиданных сюрпризов. Рекомендую вначале освоить базовое управление этими безумными и сумасбродными механизмами, и лишь потом пускаться «во все тяжкие»…


Итак, бой длится 10 раундов, по количеству карт «Удачи». Первым делом игрок снимает с личной стопки жёлтую карточку, смотрит символ, а затем берёт себе либо соответствующий алгоритм (отложенные ранее карты при подготовке к партии),…


… либо жетон операции (если вы играете с дополнением). Данный бонус разрешается использовать только в текущем раунде при составлении программы. Довольно часто на картинке ничего нет – увы, вам не повезло, оперируйте только базовой колодой…


На карточке бойца указано количество ячеек памяти, предназначенное для команд. В связи с несовершенством электронной начинки, игрок обязан заполнить все ячейки, выгодно это ему или нет. 

Соперники выкладывают карточки тайно, а затем одновременно вскрывают текущую ячейку, показывая оппонентам результаты полёта своей гениальной мысли. Когда все отработают первую команду, оппоненты открывают следующий ряд и так далее, пока не завершат составленную им программу. 


Во время столкновений могут возникать потасовки: никто не запрещает нападать на соперников и выводить их механизмы из строя. Но учтите, что существуют команды защиты, а также циклы встречной атаки, которые, при благоприятном стечении обстоятельств разнесут агрессора в пыль. Края игрового поля, а также стены и другие Големы являются непреодолимыми препятствиями.


Нанесённые повреждения отмечаются на карточках бойцов при помощи жетонов шестерёнок. Когда их количество превышает допустимый показатель, то робот превращается в груду металлолома и удаляется с ринга. 


Помимо программируемых Големов, по площадке носятся сумасшедшие роботы, подвластные лишь шестигранному генератору Хаоса. Эти боты могут атаковать, поэтому держитесь от них на отдалении… 

После окончания всех программ подсчитываются потери: металлолом уносят на ближайшую свалку, выжившие вновь берут в руки карты и составляют новую программу. Конечная цель этого запрограммированного безумия – остаться единственным выжившим или иметь минимальное количество ранений к концу десятого раунда. Победителю вручается модуль памяти на 1 килобайт, походная маслёнка и контракт на изготовление боевых роботов.

Как-то я зациклился…


«Битва Големов» - первая, и, пожалуй, единственная настольная игра, которая максимально точно передаёт эффект от составления настоящей, пусть и достаточно простой, программы. Вы наглядно видите, как это работает: операции несложные, команды циклов подвластны даже детям, фигурки Големов выполняют действия согласно записям в ячейки памяти. 

Одним словом, к концу игры чувствуешь себя настоящим программистом!
Сами роботы, увы, абсолютно неустойчивы – толщина акрила позволяет им удерживать равновесие на ровной поверхности. Но, достаточно малейшего сотрясения, и запрограммированный боец падает, как подкошенный. Дополнительная опорная площадка явно не помешала бы…

Игровой процесс необычен и интересен – первым делом я посадил за игру младшую дочку, которая в данное время как раз познаёт основы программирования. Эффект был весьма положительным: к концу третьей партии она отлично оперировала командами и функциями, что, безусловно, поможет ей в учёбе. Образовательный момент явно присутствует. Во всяком случае, с «mBot»-ом, которого нам предстоит осваивать на предстоящих каникулах, будет легче разбираться, имея определённый запас знаний.

Отмечу большой буклет сценариев и желание авторов развивать данную тему – насколько я знаю, в ближайшем будущем появятся очередные арены сражений и несколько интересных кампаний, в которых предстоит принять участие программируемым бойцам. Безусловно, есть и определённая специфика данной темы – не всем нравится программировать, поэтому назвать «Битву Големов» универсальной настольной игрой нельзя. Тем не менее, она понравится многим, особенно тем, кто привык планировать свои действия на несколько шагов вперёд. 

Качественно реализованная развивающая игра для поклонников алгоритмов и запланированных действий.

Мои благодарности Александру и Михаилу за предоставленный на обзор экземпляр этой интересной игры. У "Битвы Големов" есть свой сайт, где можно скачать новые сценарии и узнать последние новости по игре.
Комментарии (2)
Здравствуйте я кокрас заказал игру?
Дмитрий   |   03.08.18
Эта игра просто супер!
Дмитрий   |   03.08.18
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр