Оборона любой крепости – дело хлопотное и опасное, особенно если она располагается в чистом поле, что позволяет неприятелю окружить её со всех сторон. Непрерывные атаки требуют от защитников стен замка скоординированных действий и рационального расходования ресурсов. Помощи ждать неоткуда – подкреплению не прорваться сквозь кольцо неприятеля, поэтому рассчитывать приходится лишь на собственные силы и поддержку товарищей. Сегодня на Розовом диване – кругоосадная настольная игра «Бастион».
Вдвойне сложней сдерживать натиск, когда вас пытаются уничтожить десятки злобных монстров из фантастического мира при поддержке драконов и прочей нечисти. С людьми, бегущими в атаку, всё просто – бросил пару камней, вылил десяток вёдер с кипящей смолой, и атака отбита. А что делать с крылатым огнемётом, способным взмахом лапы снести пару трёхэтажных замков? Тут без ответной магии не обойтись, да и пара волшебных амулетов не будет лишней.
Кстати, если вы всё-таки решитесь ввязаться в подобную авантюру, то сначала попробуйте свои силы в настольной игре, где можно без труда восстать из горстки пепла…
И поможет вам в этом нелёгком тренировочном деле коробка стандартного размера от издательства «Мир Хобби», внутри которой лежит стопка полей, горсть кубиков, колода карт, фишки и наставления начинающему защитнику бастиона. Ёмкость переполняет незримая магическая сила, заботливо прикрытая красивым органайзером (не рекомендую его поднимать, мало ли что).
Защита бастиона поручена знакомому (по предыдущим обзорам)
Наместнику и его помощникам. Фишки героев вставляются в пластиковые основания, рекомендую их оттуда не извлекать (можно повредить картон). Ворота отметят уязвимую точку вашей цитадели – именно в этом месте враг сможет прорвать оборону крепости.
В пылу схватки можно позабыть о правилах ведения боя, свойствах артефактов и спасительных заклинаниях. Двусторонние памятки помогут вам не растеряться и дать противнику достойный отпор.
Крепость состоит из шести двусторонних участков местности, имеющих внутреннюю и внешнюю стены. Структура каждого модуля такова: ближе к бастиону располагаются три источника магической силы, а неподалёку от крепостной стены находятся две деревушки, готовые оказать защитникам посильную помощь.
Цитадель служит центром игрового поля, именно её и предстоит оборонять команде отчаянных защитников бастиона.
Шесть магических сил помогут уничтожить монстров, пришедших из степей, гор, лесов, болот, а также восставших из огня и материализовавшихся из тьмы. 90 кубиков маны хватит на всех…
Атаковать крепость будут 112 разнообразных монстров различной силы. Каждая карточка поделена на две части: сверху - портрет врага, его сила и свойства, принадлежность к той или иной стихии. Снизу – заклинание, которое получит защитник крепости после уничтожения противника.
Обратите внимание: справа от названия карты нанесено от одной до трёх точек. Эти маркеры используются для составления колод и регулирования уровня сложности игры.
Так как атаковать бастион будут фантастические существа, то для его защитников также предусмотрены магические ритуалы. Это могут быть дополнительные источники маны, защитные сооружения…
…преобразователи одного типа энергии в другой и накопители чужой маны, позволяющие одалживать кубики у соратников по оружию.
Все на стены!
Так как «Бастион» - кооперативная игра, то вы можете осуществлять защиту крепости любым составом (хоть в гордом одиночестве, взяв под командование нескольких героев). В зависимости от количества участников и желаемого уровня сложности меняются и стартовые раскладки, поэтому сверьтесь с правилами.
Неизменным остаётся лишь построение крепости – вокруг центрального шестигранного модуля произвольным образом располагаются сегменты игрового поля определённой стороной вверх (ориентируйтесь на значок статуи). Рядом с любым углом выставляется маркер врат – он служит отправной точкой круга (положите рядом с ним стопку карт монстров). Каждый персонаж получает по одному кубику каждого типа маны, вспомогательный планшет и карточки ритуалов (в учебной партии они не используются).
Количество стартовых врагов равно числу защитников – карточки выкладываются на ближайшие свободные места против часовой стрелки до разделительных врат (ориентируйтесь по башням стены). Таким образом, в начале игры образуется ряд из атакующих монстров, стремящихся ворваться в крепость.
На каждой стороне располагается по четыре ячейки, в каждой из которых может быть несколько карточек (основной боец и его помощники).
Первым ходит герой, зарубивший самого большого дракона. Каждый ход начинается с атаки на замок: с колоды снимается карта и располагается в первой свободной ячейке стены против часовой стрелки.
Если в стопке иссякли карты, то враги «поджимаются» к воротам – возьмите самую дальнюю карту и продвиньте её вперёд до первого препятствия против часовой стрелки. Если в результате этого перемещения враг окажется за разделительным маркером врат (пройдёт полный круг) – бастион пал и игра проиграна.
После распределения карт врагов игрок может выполнить до пяти разных действий. Начнём с передвижения: так как крепость большая, то переместиться можно только на соседний участок местности. Заклинание «ускорения» позволяет делать на одно передвижение больше.
Сбор маны – важнейшая часть игры. Источники дают по три кубика одного цвета, но чтобы их получить, необходимо потратить один шестигранник из личного запаса. Обратите внимание, цвет маны из резерва может не совпадать с цветом источника, но полученные кубики всегда одинакового типа и строго соответствуют источнику.
К сожалению, некоторые враги имеют свойство «полёта» - они не размещаются на внешнем периметре крепости, а перелетают стену и блокируют источники. Пока вы не уничтожите данного летуна, маны вам не видать…
Источник также не работает, пока на нём лежит кубик маны. Чтобы его убрать, необходимо активировать башню цитадели – положите любой шестигранник на постройку и снимите все кубики с источников.
Аналогично снимаются кубики с башен, только для этого нужно находиться в самой цитадели. Как вы уже поняли, выполнить действие по сбору маны может только игрок, находящийся в соответствующем модуле игрового пространства.
Кстати, цитадель блокируют драконы, не позволяя собирать кубики с бастионов. Крылатые существа очень сильны – некоторые потребуют с десяток кубиков магии…
Уничтожаются враги исключительно кубиками маны – в левом верхнем углу указан тип и количество шестигранников. Герой должен находиться в соответствующем секторе крепости и сбросить из личного запаса в общий резерв необходимое число маны.
Уничтоженный враг поступает в распоряжение игрока и даёт ему заклинание. Например, пламя заменяет один или два кубика маны любого цвета при атаке.
Заклинаний множество, и все они пригодятся в бою. Они позволяют получать поддержку товарищей по оружию, менять месторасположение врагов вокруг стены, поражать врага молниями и так далее (все символы приведены в справочной карточке).
Некоторые монстры располагаются горизонтально, заходя за края области, и оказывают влияние на соседние с ними карты. Например, грозный Инквизитор усиливает соседние отряды на единицу.
У защитников бастиона также есть «туз в рукаве» - вместо деревень можно располагать карточки артефактов, добавляющие на поле источники маны, оборонительные башни и защитные обелиски.
Как только последний враг у стены будет уничтожен, защитники празднуют победу. При этом драконы и летуны не учитываются.
Отбив атаки неприятеля
Кооперативная игра от отечественных разработчиков с несложными правилами и увлекательным игровым процессом. Как в любой кооперативной «настолке» исход битвы зависит от слаженных действий всей команды, что способствует общению между игроками и принятию решений сообща. Обратная сторона кооперативной медали - «Бастион» может пасть жертвой синдрома лидера, когда один из игроков берёт бразды правления в свои руки, а остальные защитники крепости лишь покорны его воле…
Поначалу оборона стен кажется простым делом – маны достаточно, источники свободны, врагов немного, и все они вдалеке от ворот. Поэтому игроки без труда справляются с поставленной перед ними задачей. Но к середине партии возникает дефицит кубиков: половина поля уже не приносит «доход» и приходится тратить несколько ходов на разблокировку источников и башен. Добавьте к этому летунов и драконов, и получите множество проблем…
«Бастион» легко настраивать под уровень подготовки игроков: с детьми ограничьтесь базовой колодой, с друзьями разбавьте её врагами второго уровня, а наиболее продвинутые могут бросить вызов и всей колоде. Красивое оформление, динамичный игровой процесс, атмосфера приключения – хорошая головоломка для всех возрастов.
Игра предоставлена для обзора магазином "
Hobby Games", продавцы которого проконсультируют и помогут в выборе интересующего вас товара.