Добро пожаловать в «
Горад Тысичи Сюпризов», срочно нуждающийся в чутком руководстве. Всё, что от вас потребуется - способность оставаться в живых в течение хотя бы пяти минут, готовность предать, убить и принести кучу неприятностей горожанам. Сегодня на Розовом диване – картохаосный - Анк – Морпорк.

Коробка от компании «
Звезда» показывает наглядно, как выглядит Плоский Мир – он покоится на спинах четырёх слонов, которых держит гигантская черепаха Великий А'Туин, плывущая сквозь космическое пространство. Меня всегда интересовал единственный вопрос: каким должен быть глобус этого мира?

Гордость Анк-Морпорка – воздух. Его неповторимому букету ароматов, особенно в жаркую погоду, возносят хвалы местные старожилы. Он предотвратил захват города, и в ознаменование этого факта был воздвигнут памятник. Безусловно, в коробке его много, но это дань уважения традициям. Три отделения для карт, одно из которых двухярусное, и ёмкость для деревянных компонентов – всё удобно и позволяет без проблем разместить даже «одетые» в протекторы колоды, отсортировав их по типу.

Карта города, расположенного в устье реки Анк, самой загрязненной реки на Диске, в которой «легче задохнуться, чем утонуть». Она вытекает из стен города столь насыщенным потоком, что по нему можно прогуляться перед сном.

Прекрасная полиграфия позволяет без труда прочесть названия двенадцати районов, которые нам предстоит посетить… Если повезёт.

В столь колоритном городе необходимо соблюдать определённые традиции, которые изложены в буклете очень доступным языком – даже новичок без труда поймёт нехитрые правила поведения в стенах Анк- Морпока. Чтобы не носить с собой документ на двенадцати листах, достаточно прихватить в дорогу двустороннюю памятку, которая содержит исчерпывающую информацию. С одной стороны подробно описаны символы на картах, с другой – свойства персонажей и районов.

Без денег в городе делать нечего, особенно на Саторском рынке. Хотя и в других кварталах они пригодятся для строительства зданий и откупа от различных проходимцев и воров. 30 серебряных монет, стоимостью 1$ и 20 золотых, стоимостью 5$ каждая, составят общий банк игроков. Вызванный различными событиями, двенадцатигранный кубик будет решать судьбу игроков достаточно часто – хаос обязывает.

Без слуг нам не обойтись – только они смогут оказать влияние на ход нашего продвижения к заветной цели. Каждому соискателю принадлежит 12 крепкодеревянных пособников, которые позволят построить до шести зданий, позволяющих получить контроль над районом. Неприятности будут сопутствовать нам в виде двенадцати чёрных фишек, а четыре демона и три не менее деревянных тролля усложнят нам и без того неспокойную жизнь.

48 игровых карточек с зелёной рамкой и 53 с коричневой составляют основу игры. Качественная полиграфия и насыщенные краски – даже процесс просмотра карт доставляет эстетическое удовольствие, не говоря уже об игре. Здесь вы найдёте всех значимых персонажей Плоского Мира и сможете составить о нём представление.

У каждого из двенадцати районов есть своё свойство, которое отражено в соответствующей карточке. На ней же указана стоимость строительства здания на этой территории. Дюжина случайных событий будут рушить все планы, уничтожая слуг, здания и принося массу эмоций участникам игры.

Самые значимые карты в игре – семь персонажей, каждый со своими задачами. Во главе города станет только один из них, и методы достижения этой цели могут быть любыми.
Откроем ворота и войдём в город…
Подождите входить – необходимо выполнить определённые подготовительные действия. Раскроем игровое поле в центре стола, рядом расположим картинкой вверх 12 карт районов, таким образом, чтобы все игроки могли их видеть. Около них положим все деньги, организовав общий банк, подле разместим колоду случайных событий.
Далее сформируем общую колоду игровых карточек – снизу разместится колода с коричневой рамкой, сверху неё - с зелёной (
на фотографии все карты перевёрнуты для примера). Каждый игрок получает случайным образом персонажа (
храните его втайне от остальных - это очень важно), 12 монет, набор деревянных фигурок слуг и зданий своего цвета, а также пять верхних карт из только что сформированной игровой колоды.

Начнём мы своё приключение, выставив по одному слуге в трёх указанных в правилах районах, добавив к ним чёрную фишку неприятностей. Бросок кубика определит первого игрока.
Вся игра основана на картах - в свой ход каждый игрок может сыграть одну карточку и выполнить, по своему желанию, предписание символов, изображённых в верхней её части. Некоторые карты позволяют сыграть ещё одну, дополнительную, карту. Поэтому есть возможность формировать «комбо» и «цепочки».

Выполнять действия необходимо только в определённом порядке – слева направо. Игрок может отказаться от любых (даже всех) действий, кроме магического символа, который активирует случайное событие (в этом случае открывается карта событий и выполняются указанные на ней действия).
Все значки подробно описаны в памятках и интуитивно понятны, а в нижней части указаны события, которые вызывает эта карта. Всё сыгранное игроком уходит в сброс, формируя общую колоду, и он добирает себе руку карты из общей колоды до пяти штук. Может случиться так, что в руке будет более пяти карт – в таком случае они не сбрасываются, а остаются игроку.
Основных действий не так и много, давайте рассмотрим некоторые из них. 
Можно выставить слугу на поле в любой квартал, который граничит с областью, в которой уже есть ваш слуга. Можно так же увеличивать численность своих слуг в одном квартале. Основное правило таково – если в квартале до вас никого не было, то вы просто размещаете фишку. Если любая (даже ваша) фигурка слуги уже присутствует в этой области, то добавляется жетон неприятностей.
В нашем примере синий игрок размещает своего слугу на Стадионе Гиппо, но там уже есть красная фишка оппонента. Вместе со слугой в район приходят и чёрные неприятности. Если по любой причине любой слуга покидает район, жетон неприятностей убирается, чтобы вернуться опять по изложенному выше правилу. Только в случае, если все фигурки слуг выставлены на поле, можно передвигать их в соседние районы.

Чтобы воспользоваться свойством территории необходимо построить здание. Если в районе есть хотя бы один ваш слуга, нет ни одного жетона неприятностей и другой фишки здания (а зданий в районе может быть только одно), то можно построить в нём свою недвижимость, но не бесплатно. На каждой территории указана стоимость строительства, она же – количество победных очков в конце игры. Более того – необходимо сыграть карту с руки со специальным значком, позволяющим выставить здание на поле.
Выставили? Тогда возьмите себе карту с соответствующим номером и, начиная со следующего хода, можете ей пользоваться. Например, Стадион Гиппо принесёт игроку 2$ из банка в каждый его ход. Здания не вечны – различные события могут снести их с лица земли, оставив владельцев ни с чем.

Другие действия позволяют убрать жетон неприятности из района, вывести в районы троллей и демонов, убрать их и фишки слуг с поля, получить деньги, противостоять неприятностям и козням оппонентов и т.д. Демоны из подземных измерений не позволяют игрокам использовать бонусы с районов, и вместе с троллями «засоряют» их, усложняя получение контроля над территорией. Различные комбинации символов и карт открывают большой простор для достижения цели.
Вы выигрываете, как только в начале вашего хода выполняется условие, изложенное на карточке персонажа. Если никто так и не смог выполнить свою задачу, то закончившаяся общая колода возвестит о конце партии. В таком случае подсчитываются очки: каждый слуга на поле принесёт 5 очков, цена здания равна цене его постройки и каждый доллар на руках принесёт одно победное очко. Простой подсчёт выявит победителя, который провозглашается Патрицием и отправляется на ближайший склад Фьючерсной Свинины за вечерним ужином.
Выйдя из города…
Весёлая и несложная игра, которая прекрасно поднимает настроение, как в кругу семьи, так и друзей, не знакомых с настольными играми. Правила, очень грамотно изложенные и понятные даже новичку, касаются только некоторых основных моментов – всё остальное делают карты, которые создают весь игровой процесс. Можно пытаться планировать свои действия, но козни оппонентов и случайные события, вкупе с броском кубика, сведут «на нет» все ваши планы. Как ни странно – негатива это не вызывает.
Самое важное в этой игре – не контроль за территорией, не строительство зданий и даже не уничтожение оппонента , главное - выполнить задание на карте персонажа. Даже при минимальных занятых территориях, одиноком слуге на поле и куче долгов вы можете выиграть – оппоненты сами принесут вам победу своими действиями. Поэтому, внимательно следите за ними и не раскрывайте свои цели «до времени».
Играть можно и «по-умному» - просчитывать возможные комбинации, пытаться определить задачи оппонентов и помешать им – но через 10-15 минут ваш мозг буквально вскипит и удовольствия от игры вы не получите. По моему мнению – это стильная и атмосферная игра - хаос, в стиле книг Терри Пратчетта, для времяпрепровождения «в своё удовольствие».
Обзор второй части трилогии, вы можете прочитать перейдя по ссылке:
"Плоский мир. Ведьмы".
Удалась ли компании «
Звезда» локализация? Безусловно - «да». Высокое качество компонентов на уровне Европейских стандартов, качественная полиграфия и корректный перевод правил. Я могу поставить оценку «отлично с минусом», так как единственный недостаток - это органайзер. При всей «воздушности» не хватает отделения под монеты, хотя они без труда помещаются в отсек с деревянными компонентами.
Ну, должен же я немного «побрюзжать»...