Славным каркассонцам не сидится в их прекрасном городе под защитой крепостных стен: ближайшие предместья полностью изучены, на берегах рек и озёр выстроены таверны, а охотники и собиратели удаляются всё дальше в поисках богатых земель. Самые отчаянные из них, прослышав о несметных богатствах Дикого Запада, попрощались с семьями и отправились в опасное путешествие навстречу новым приключениям. Сегодня на Розовом диване – золотоковбойная настольная игра «Каркассон. Золотая лихорадка».
Прошло немало времени с тех пор, как нога первого переселенца ступила на бескрайние просторы прерий. Новая жизнь и новые ценности до неузнаваемости преобразили внешний вид и уклад жизни бывших рыцарей и разбойников, превратив их в шахтёров и железнодорожников. Россыпи золотых самородков и табуны диких мустангов; мчащиеся под всеми парами поезда и палатки золотоискателей – ничто больше не напоминает о размеренном существовании славного города.
Заброшенные волею судьбы за тысячи километров от родного дома, каркассонцы зажили своей собственной жизнью, лишь изредка вспоминая о былых днях…
«Золотая лихорадка» - второй выпуск серии игр «Каркассон. Вокруг света». На этот раз обитателям крепости предстоит освоить земли Дикого Запада, и помогут им в этом уже знакомые поклонникам игры квадратные участки местности, россыпь жетонов, горсть деревянных компонентов, трек победных очков и наставления начинающему золотоискателю.
Свои успехи соперники отметят на русле бурной реки, по берегам которой несут вахту добытчики золота. Обратите внимание на «нулевую» отметку, её необходимо учесть, если вы пойдёте на второй круг…
Создавать местность помогут 72 тайла с изображением прерий, железных дорог, крупных городов и участков горных массивов с месторождениями (стартовый тайл можно определить по синей рубашке). 63 круглых жетона золота ценностью 1,2,3 и 5 самородков станут наградой удачливому золотоискателю (каждый самородок приносит одно победное очко). Паровозы улучшат показатели железнодорожников, а табуны и вигвамы дадут бонусы при итоговом подсчёте.
Отныне каркассонцы носят широкополые шляпы и зовутся ковбоями – каждый игрок возьмёт под своё командование пятерых подопечных и получит одну палатку своего цвета. Всего в погоне за золотом может принять участие до пяти соперников.
Каркассонское золото
Перед тем, как оседлать лошадь и помчаться осваивать новые земли, необходимо выполнить стандартную для «Каркассона» процедуру: стартовый тайл разместите в центре стола, оставшиеся картонки перемешайте и выложите стопками картинкой вниз. Соперники берут по пять фигурок своего цвета и одну палатку, один подопечный немедленно занимает стартовую позицию на треке очков.
В «Золотой лихорадке» введено новое понятие: жетоны самородков. Кругляшки перемешиваются и располагаются неподалёку картинкой с киркой вверх. Один случайный жетон положите на стартовый тайл в область горы. Игрок в ковбойских сапогах и шляпе первым приступает к созданию карты местности…
В свой ход каждый игрок берёт один случайный тайл из стопки, располагает его на игровом поле, а затем выставляет (по желанию и возможности) своего человечка на одну из областей только что сыгранного участка местности.
Напомню основные принципы размещения новых тайлов: картонка должна примыкать хотя бы одной стороной к ранее выложенным территориям, при этом продолжая тип местности или участок дороги. Таким образом, горы дополняют возвышенности, железные дороги продолжают выстроенные пути, прерии увеличивают зелёное пространство.
При расширении гор на каждый символ самородка необходимо положить один жетон из запаса изображением с киркой вверх. Эти сокровища ещё необходимо добыть…
Для этого можно замкнуть горный массив по аналогии с крепостной стеной оригинального «Каркассона». При этом игроки, чьи шахтёры трудятся на месторождении, распределяют между собой оставшиеся на горе жетоны. Если шахтёр один, то весь улов достаётся ему. Но это ещё не всё – за каждый символ самородка на тайлах законченной горы игрок получает по одному призовому очку.
Напоминаю, что с любого завершённого объекта фигурки немедленно снимаются в запас игрока. Другого способа вернуть себе фишки нет.
Для добычи самородков (и только для них) можно использовать палатку. При этом без разницы, сколько палаток было выставлено ранее на данный участок горы и сколько шахтёров здесь уже трудится. Вместо размещения фигурки ковбоя на поле, вы можете либо выставить (передвинуть) палатку на любое новое место, либо взять один жетон из локации с ней. Учтите, что при завершении горы хозяева палаток в дележе самородков участия не принимают, а просто снимают их с поля в запас.
Помимо золота на Диком Западе можно получить деньги с железной дороги, выставив на полотно свою фигурку (по аналогии с разбойником из стандартного «Каркассона»). В таком случае, при завершении дороги игрок получает по 1 очку за каждый тайл, создающий полотно и удваивает результат в том случае, если на участке есть один (и только один) поезд.
Торговец в отстроенном городе получает по 3 очка за каждую завершённую железную дорогу, выходящую из поселения. Город считается завершённым только тогда, когда все исходящие дороги будут достроены.
Фермеры загорают в прериях до окончания игры и приносят своим хозяевам по 2 очка за каждый лагерь индейцев и по 4 – за каждый табун мустангов. Границы прерий определяются железными дорогами и краями игрового поля. При этом очки получит лишь один игрок, чьи фермеры имеют численное преимущество.
Как только к карте присоединяется последний участок местности, игра завершается и соперники подводят итоги (не забудьте посчитать очки за фермеров и за самородки). Победитель получает мешок картонных самородков и потёртую шляпу.
Намыв пуд золота
Удивительно, но перед нами не просто «Каркассон» в новом обличьи, а основательно переработанная игра. Базовые принципы размещения тайлов и получения очков остались, но к ним добавилось множество нюансов, меняющих игру. Начну с палаток, которыми можно «воровать» чужие самородки с незавершённых горных массивов. Владельцу шахтёра отныне не дадут спать спокойно и утащат его сокровища буквально из-под носа. У палаток есть ещё один плюс – у вас в запасе находится «вечная» фишка, позволяющая получать призовые очки.
Оригинальное решение разработчиков ввести в игру поезда. Владелец железнодорожника может рискнуть, выстроив длинный путь и удвоив очки единственным паровозом. Но соперники не дремлют и стараются нарушить его планы, ведь достаточно одного лишнего локомотива, чтобы владелец пути лишился бонуса.
Фермеры, приносящие своему хозяину очки за мустангов и вигвамы, - достаточно спорное нововведение, предназначенное для опытных игроков. Фишек и так немного, поэтому «вкладываться» в долгострой рискованно, а в конце партии все стараются отхватить себе солидный участок. Поэтому необходимо внимательно следить за остатком тайлов и вовремя столбить землю. Кто не успеет этого сделать, может проиграть даже в случае грамотной добычи золота и строительства дорог. Например: три табуна мустангов принесут 12 очков, ради которых золотодобытчикам работать и работать…
Оформление у «Золотой лихорадки» понравится поклонникам железнодорожной тематики – рельсы и шпалы смотрятся гораздо эффектнее обычных песчаных дорог, а горы и прерии вызывают ностальгию по лихим вестернам. Это игра со своей аурой, основанная на механике «Каркассона», но не копирующая своего прародителя, а гармонично дополняющая базовую коробку на полке.
Напомню, что это второй выпуск серии «Каркассон. Вокруг света»; и вновь авторы приятно удивляют комплексным подходом, желанием разнообразить игровой процесс и изменить его к лучшему.