Каркассон расширяет границы своего влияния, развивается инфраструктура, а военная мощь города вызывает трепет у врагов. В предыдущем обзоре мы окинули взглядом городские окрестности и познакомились с яркими представителями местного населения. Давайте посмотрим, что же творится внутри крепостных стен...

Две цитадели возвышаются над домами горожан, а по улицам прогуливаются группы сторонников одной из двух противоборствующих партий. Никто из путников, прошедших сквозь главные городские ворота, и не догадывается, что в крепости идёт настоящая битва между двумя влиятельными вельможами за право контроля над городом. И ставки в этой борьбе высоки...

Внутри коробочки разместилась стопка тайлов, горсть жетонов, пакетик с фишками, правила игры и картонные крепостные стены в двухмерной проекции. Остальное место заполнено интригами и незримыми сторонниками вельмож, спрятавшимися под внушительным органайзером.

Любая крепость имеет стены - в комплекте 11 сегментов крепостной стены, ограничивающей игровое пространство двух игроков.

Для обозначения резиденций двух противоборствующих сторон используют фишку цитадели. Так как вельмож двое, то и цитаделей в игре - две. У каждого правителя должны быть соратники в борьбе - по 7 фигурок двух цветов поступит на службу каждому игроку.
Во время продвижения к заветной цели игроков ждут приятные сюрпризы. 9 видов специальных жетонов (по 2 каждого типа) помогут им в достижении победы.

60 тайлов крепости с различными картинками. Игроки смотрят на крепость с высоты птичьего полёта, поэтому на картинках изображён "вид сверху" на местность. Можно разглядеть красные крыши домов, зелёные дворы, каменные крепостные стены, улицы с площадями, шатры и колодцы.
Интриги за стеной.
Крепостные стены складываются таким образом, чтобы цифры на треке располагались по порядку от "1" до "99". Все 60 тайлов перемешиваются и размещаются картинкой вниз вне крепостной стены. Игроки получают по 7 фишек помощников и 1 цитадель своего цвета.
Установите одну фигурку на начальное деление трека очков. Перемешайте специальные жетоны и разместите по одному жетону на каждую башню стены картинкой вниз. Оставшиеся квадратики уберите в коробку - они в игре не понадобятся.
Напомню, что настольная игра "Каркассон: Крепость" рассчитана строго на 2 игроков и является самостоятельной игрой.

Правила поведения в крепости сродни правилам базовой игры.
В свой ход игрок случайным образом берёт один тайл и располагает его на пустом пространстве внутри крепости. Если вы размещаете первый сегмент игрового поля, необходимо состыковать его со специальной стартовой частью стены. Все последующие квадраты должны либо примыкать к ранее выложенным, либо пристыковываться к стартовому квадрату стены (их на треке несколько).

После этого (по желанию), отправляйте в город своего подопечного. Взять фигурку можно только из резерва - передвигать свои фишки по полю нельзя. Сторонник, выставленный на крышу дома, становится Сквайером.

В отличие от базового Каркассона, состыковывать квадраты в Крепости можно практически любым образом: крыши могут объединяться с башнями или дворами, а к крепостной стене примыкать любой тип квадрата.
На зелёные части дворов фишки кладутся плашмя, становятся Купцами и остаются там до самого конца игры. Обратите внимание на торговые палатки - именно они принесут игрокам дополнительные очки при итоговом подсчёте (а не сами дворы).

Принцип выставления человечков нам уже знаком: на одном типе местности может находиться только одна фигурка, ваша или противника. Фигурки, гордо стоящие на крепостных башнях, становятся Рыцарями.
Белый игрок завершил своё первое здание! Сквайер снимается с поля, а его хозяин немедленно получает по одному призовому очку за каждый квадрат с красной крышей в его доме.

Если это первый завершённый вами дом, то выставьте на него фишку цитадели. Отныне - это ваша резиденция! В дальнейшем данная фишка будет перемещаться на здание, состоящее из большего количества сегментов крыш. Таким образом, в конце игры цитадель располагается на самом большом доме.

Какой город без улиц? В Каркассоне они всегда соединяются друг с другом, и по ним бегают Глашатые. Правила предписывают располагать тайлы, отображающие улицы, по определённым условиям: улицы необходимо продолжать, и они не могут заканчиваться крышей здания, башней или двором. Тем не менее, внешняя крепостная стена Каркассона или площадь вполне могут подойти на роль ограничителей.
В нашем примере чёрный Глашатый приносит своему господину по 1 очку за каждый сегмент с изображением улицы и отправляется в запас к игроку. Обратите внимание: в силу обстоятельств (выложенный чёрным игроком сегмент улицы), две фигурки белых рыцарей находятся на одной и той же башне. Посмотрим, чем это закончится…

В конце строительства оказалось, что три Рыцаря стоят на одной башне! В таком случае победные очки (по 1 очку за каждый тайл с башней) принесёт только превосходящее число Рыцарей. Меньшинство останется ни с чем. Если силы равны - никто ничего не получает.

Как вы помните, победные очки начисляются немедленно - фишка игрока продвигается по крепостной стене на необходимое количество делений. На пути деревянного человечка могут повстречаться призовые жетоны; первый, кто добежит до угла стены, может взять заветный квадратик себе в личное пользование. Другой игрок при этом останется ни с чем, новые жетоны на стену не выкладываются.

Полный список свойств жетонов приведён в правилах. Некоторые из них увеличивают победные очки, которые игрок немедленно получает за завершённые постройки. Некоторые пригодятся при итоговом подсчёте. Например: приведённый на фотографии жетон увеличит полученные за завершённое здание очки вдвое.

Игра завершается, когда на поле выложен последний квадрат замка. Учтите, что не вся площадь внутри крепостной стены будет заполнена, останутся свободные места.

При итоговом подсчёте Купцы приносят по 3 победных очка за каждую торговую палатку, стоящую на дворе. Двор для этого завершать не обязательно. Например: черная фишка приносит своему хозяину 6 победных очков.

После этого игроки выясняют, чья цитадель больше по размеру. Её владелец определяет самую большую незаполненную область внутри стены, подсчитывает количество квадратов, необходимых для её заполнения, и получает по 1 очку за "виртуальный" квадрат. Незавершённые улицы, дома и башни очки не приносят, если у игрока нет специального жетона.
В заключение оппоненты применяют специальные жетоны, полученные на стене, приносящие определённые бонусы в конце игры и суммируют все полученные очки с числом, на котором стоит их фишка на крепостной стене. Итоговый результат определяет победителя - единоличного правителя Каркассона.
Сложив город.
Дуэльный вариант Каркассона подразумевает аналогичные базовой игре правила, но совершенно другие тактические решения на поле. Стена ограничивает игровое пространство и не позволяет выкладывать тайлы в любом месте, в связи с чем завязываются нешуточные интриги.
Цитадели и оставшееся в конце игры свободное пространство - две оригинальных находки, которые оживляют игру. Мало построить самое большое здание - необходимо дополнительно создать пустую область, состоящую из максимального количества квадратов. Безусловно, оппонент вам этого сделать не даст либо попытается перехватить инициативу и построить цитадель, превышающую по площади вашу резиденцию.
Жетоны, размещённые на стенах, стимулируют игроков набирать очки и двигаться вперёд по треку. Быстрому продвижению по треку также способствует практически полное отсутствие ограничений при размещении тайлов на поле. Необходимо помнить, что незавершённые территории очков не приносят (в отличие от базового Каркассона). Также оригинально реализовано получение бонусов при помощи Купцов - не за квадраты двора, а за торговые палатки.
Лично мне вариант игры для двух игроков показался динамичным. Тут более ярко выражена интрига и взаимодействие между игроками. Единственный "минус" - игра только для двух игроков, поэтому разложить "Крепость" в кампании друзей не получится. Зато сыграть вдвоём с ребёнком или с товарищем лучше именно в дуэльный вариант, а не в базовую версию игры…