Этот текст только часть подробного обзора мира Hot War от компании "Звезда":
1) Hot War. Битва за нефть - этот обзор вы сейчас читаете
Конец двадцатого века, мир охвачен нефтяным кризисом... Цены на бензин достигли небывалой отметки, правительства призывают население экономить топливные ресурсы, многие авиакомпании приостановили грузоперевозки из-за нехватки керосина, что вызвало голод в странах третьего мира. Спасительной новостью стала информация от экспедиции из северного района пустыни Негев, где были найдены крупнейшие подземные резервуары "чёрного золота". Государство, поставившее под контроль добычу нефти в этом районе, смогло бы диктовать миру свои условия...
Две могущественные державы, СССР и США, немедленно отправили к месторождению свои войска, чтобы огнём и мечом доказать своё право на добычу жизненно необходимого всему миру ресурса. На земле и в воздухе навстречу друг другу устремились современные бронированные машины. Элитные подразделения заняли оборонительные позиции рядом с месторождениями для обеспечения безопасности рабочих на нефтяных вышках. Так началась великая битва за нефть, которая затянулась на несколько десятилетий...
Внутри увесистой коробки от компании "
Звезда" находится комплект литников, фломастеры, карточки подразделений, картонные поля, буклеты, справочные листы и множество игровых аксессуаров. К сожалению, в коробке отсутствует органайзер, который смог бы сберечь модели при переноске.
Необходимое отступление.
Отдача приказов и действия подразделений в игровой вселенной Hot War происходит по системе Art of Tactic, разработанной Константином Кривенко. Подробно о принципе отдачи приказов и влиянии местности на линию видимости вы можете прочесть в обзоре "Великая Отечественная. Лето 1941" - все базовые механики остались без изменений. В Hot War введены дополнительные приказы, модели подразделений изменены на современные, добавлены некоторые игровые нюансы. Эти нововведения я рассмотрю в данном обзоре.
Два фломастера пригодятся игрокам для отдачи приказов на карточках подразделений и отметок на флагах отрядов. Сделанные пометки удобно удалять при помощи ватных дисков. 10 кубиков определят результативные броски и степень нанесённого ущерба. Два дополнительных флажка отметят особые отряды, группы подразделений или гексы согласно сценарию.
Отдельного упоминания стоят специальные крепёжные скобки, ранее использовавшиеся в "Танковом бое". Они позволяют зафиксировать картонные листы игрового поля и предотвратить их смещение (удобный аксессуар).
Боевые действия развернутся на шести двусторонних модулях игрового поля, поделённых на пронумерованные шестигранники. Пейзаж - преимущественно песчаный, на некоторые участки нанесены специальные типы местности: города, дороги, редколесье... Картон плотный, полиграфия качественная.
Как я упомянул ранее, в комплект входят специальные скобки для фиксации полей. Высота пластиковых "мостиков" позволяет расположить их между гусеницами и колёсами автобронетехники.
В игре присутствуют различные типы местности, влияющие на боевые качества подразделений и ограничивающие зону видимости. Пластиковые шестигранники позволяют смоделировать трёхмерный пейзаж с высотами (овальная прорезь в центре картонного гекса фиксируется выпуклостью пластиковой подставки). При помощи данного аксессуара можно создавать три типа склонов: пологий, крутой и отвесный.
Основной тип местности - песчаная равнина, которая позволяет подразделениям строить окопы для пехоты и бронетехники, а также сокращает количество пройденных гексов при отдаче приказов "Атака" или "Передвижение". Помимо песка, игрокам повстречаются овраги, кустарник, редколесье, дороги, населённые пункты и нефтяные вышки. Местность моделируется в зависимости от сценария.
Фишка пламени (огонь) пригодится при поджоге нефтедобывающих вышек и зданий (красные маркеры обозначают силу пожара). Дымовая завеса скроет подразделения, ограничив линию видимости, а также перекрыв проход отрядов сквозь задымлённый гекс. Зелёный дым применяется при химическом заражении местности.
Игроки получат подробные памятки, в которых изложено большинство приказов и краткие правила игры - полезный листок, который компания "
Звезда" прикладывает к своим базовым коробкам. В буклете правил подробно изложены все типы приказов, приведены примеры их активации, наглядно представлены принципы отдачи приказов по системе
Art of Tactic. Учтя пожелания игроков, правила Hot War (по сравнению с
ВОВ) стали более информативными и доступными для начинающих.
В книге сценариев соперники найдут одну обучающую кампанию, которая рассмотрена до третьего хода противоборствующих сторон, а также пять основных боевых операций. Хочу отдельно отметить изложенные в буклете действия игроков в учебном сценарии - это подробное объяснение правил с примерами и пояснениями. Именно подобного документа так не хватало стартовому набору
ВОВ.
Рассмотрим противоборствующие стороны.
Первое, на что я хочу обратить внимание - появление в игре совершенно нового подразделения - вертолётов (МИ-24В на стороне СССР и "Апач АН-64" в составе армии США). Это мобильные отряды, способные перемещаться по воздуху на расстояние до 15 гексов! Вертолёт может находиться в воздухе либо на земле и, в зависимости от своего положения, получать различные типы специальных приказов. Помимо эффективной атаки любых вражеских целей, вертолёты могут брать на борт пехоту и передислоцировать её на большие расстояния, позволяя оперативно влиять на исход локальных боёв (только МИ-24В).
Находясь на земле, вертолёт может быть атакован, как обычная бронетехника с защитой "0". У вертолётов есть понятие "зоны вылета" - это крайние полугексы, указанные в сценарии. Для полного пополнения боезапаса и дозаправки необходимо вернуться на аэродром и пропустить один ход. Находясь в воздухе, за каждый полученный приказ вертолёт тратит канистру топлива.
Примечательно, что вертолёты могут совершить посадку на большинство типов местности, что существенно расширяет область их применения. Вести огонь по наземным целям можно только с воздуха, при этом атакуемый отряд должен находиться в зоне видимости.
Модели вертолётов высоко детализированы и занимают существенное место на игровом поле - два отряда на соседних гексах не поместятся. МИ-24В имеет преимущество перед "Апачем" при атаке всех типов подразделений, а также может брать на борт десант.
Вертолётам посвящено два подраздела в справочном листе - это особые приказы, отдавать которые можно только данному типу подразделений. Взлёт, посадка, движение с использованием тепловых ловушек и стрельба в движении - отныне атаки с воздуха стали смертельно опасны.
Для оценки места, занимаемого моделями на поле, предлагаю взглянуть на фотографию вертолёта армии США "Апач" и британского истребителя Hurricane Mk-I. Хочу отметить, что МИ-24В на 15% больше своего американского противника...
Автобронетехника двух держав представлена лучшими представителями данного рода войск - американской БМП "Брэдли М2А2" и советским бронетранспортёром БТР-80. Бронированные машины могут атаковать все типы подразделений (кроме самолётов), перевозить под защитой пехоту и ставить дымовые завесы.
Примечательно, что БМП армии США приравнена к лёгким танкам, а советский БТР - к бронетехнике. Абсолютное преимущество при атаке имеет "Брэдли М2А2". При этом БМП не может преодолевать водные преграды и транспортировать пешее подразделение на броне в отличие от БТР-80.
На карточках появился новый значок - бинокль с мишенью (целеуказание). Если на линии видимости автобронетехники располагается отряд противника, то подразделение врага может быть атаковано дружественным подразделением со способностью "Стрельба по закрытой цели".
Размер автобронетехники в Hot War увеличился приблизительно на 20% по сравнению с моделями из
ВОВ. На фотографии - БТР-80 и БА-10.
Танки - основная ударная сила, способная нанести противнику сокрушительный удар. На игровом поле встретятся современный американский "Абрамс М1А2" и самый массовый советский танк второго поколения Т-72Б. Подразделения противоборствующих сторон схожи по боевым характеристикам и незначительно отличаются друг от друга по эффективности уничтожения наземной техники и пехоты.
Советский танк способен выполнить на два типа приказов больше - он может самоокапываться и ставить дымовую завесу в движении. При этом "Абрамс" на единицу превосходит защиту Т-72Б. Передвигаться подразделения могут на расстояние до четырёх гексов, стоимость отрядов одинаковая.
Размер танковых моделей в Hot War увеличился практически вдвое. Для сравнения предлагаю взглянуть на "Абрамс" в сопровождении "PZ-III" и "PZ-IV".
Без пеших подразделений не обходится ни один военный конфликт, поэтому в битве за нефть примет участие американская и советская пехота. Современный уровень науки и техники практически уравнял вооружение двух держав, поэтому характеристики подразделений противоборствующих сторон идентичны за исключением того, что советские пехотинцы могут ехать на броне БТР-80.
В связи с появлением на поле зон химического заражения, у подразделений появилась возможность выполнить приказ "Химическая защита". При выполнении данного приказа пехота не получает урона от воздействия вредных газов, но при этом защита отряда уменьшается до "0", стойкость до "2", а меткость - до "1". Пехота может передислоцироваться под прикрытием бронетехники, снимать колючую проволоку и окапываться.
Размер пеших подразделений не изменился. В этом можно убедиться, сравнив американскую пехоту и британский штаб.
В заключение сравнения моделей из игровых систем Hot War и
ВОВ, хочу отметить незначительное изменение дизайна карточек. Современные подразделения потребовали соответствующего оформления. Расположение и обозначение значков на карточке не изменилось, что позволит поклонникам
ВОВ вступить в борьбу за нефть без дополнительной подготовки.
Подведём итоги.
За СССР выступит вертолёт МИ-24В, танк Т-72Б, три бронетранспортёра БТР-80 и три подразделения мотострелков.
Армия США представлена вертолётом "Апач АН-64", танком "Абрамс М1А1", тремя БМП "Брэдли М2А2" и тремя подразделениями американской пехоты.
В игре используются специальные карточки, используемые в особых случаях. Если на одном гексе находится несколько подразделений, то их можно объединить в группу, сделав соответствующие пометки на карточке "группы". Номер группы отображается на флажке из комплекта, состав указывается в карточке, а фигурки снимаются с поля.
Для пополнения боекомплекта используются склады, считающиеся инженерными сооружениями. Склад может быть захвачен неприятелем, но использовать боеприпасы с него он не сможет. На пути следования противника можно установить минные поля (на карточке указывается гекс с минами и тип минирования).
В некоторых сценариях для переправы войск служат мосты четырёх типов. Каждому типу соответствует своя пропускная способность и защищённость, что указывается в карточке. Населённые пункты и нефтяные месторождения также имеют свои карточки с названиями гексов и показателями защищённости.
Так как отныне атаки с воздуха стали эффективными, то в игру введено понятие "Сильный ветер". Показатели силы и направления ветра записываются в карточку с указанием гексов. Данные показатели необходимо учитывать при выполнении приказов "Дымовая завеса" и "Десант". Помимо силы ветра, на карточке можно указать направление течения реки.
Первый контакт.
Столкновения в игре "Битва за нефть" происходят в соответствии со сценариями, первый из которых - учебный. Подразделения размещаются на карте согласно схеме, карточки подразделений располагаются перед игроками. Примечательно, что в учебном сценарии два взвода советской пехоты находятся внутри БТР-80 и МИ-24В, что позволит игрокам отработать приказы десантирования. За армию США выступает взвод пехоты и танк "Абрамс".
Как я упомянул ранее, первые ходы игроков подробно рассмотрены в буклете, что позволит познакомиться с принципами отдачи приказов по системе Art of Tactic.
Последующие основные сценарии ставят перед игроками различные задачи по захвату и удержанию территории и объектов. В шапке каждой кампании перечислены подразделения и места их дислокации, а также аэродромы и зоны вылета.
Горячий песок.
Свои впечатления начну с искреннего восхищения миниатюрами, особенно танками и вертолётами. Это не просто игровые компоненты - это практически точные копии настоящей техники, продуманные до мельчайших деталей. Это, безусловно, создаёт соответствующую атмосферу на игровом поле - гораздо интереснее передвигать настоящий танк, чем безликую фишку или жетон.
Увеличив размер моделей, компании "
Звезда" придала игре ещё большую реалистичность, но есть у этого решения и обратная сторона - фигурки выходят за границы гексов. На мой взгляд, необходимо увеличить площадь игрового пространства, что положительно скажется как на расположении моделей в гексах, так и на внешнем виде игры.
Игроки, знакомые с системой отдачи приказов по системе
Art of Tactic, без труда возьмут под командование современную технику - управление танками на полях
ВОВ и в пустыне Hot War ничем не отличается друг от друга. Единственное, что необходимо будет изучить - вертолёты, которые стали активной ударной силой противоборствующих сторон. Отныне необходимо не только учитывать расположение сил на земле, но и внимательно поглядывать в небо.
Учебный сценарий позволит новичкам изучить премудрости отдачи приказов и наглядно продемонстрирует возможности подразделений. Правила игры, находящиеся в коробке, универсальны. В них перечислены все возможные типы местности, а также подробно разъяснены приказы и специальные карточки. Имея в коллекции стартовый набор
ВОВ и проявив фантазию, вы можете разыгрывать различные сценарии, как в пустыне, так и в лесополосе.
Достойное продолжение серии
ВОВ в современном дизайне. Можно смело рекомендовать поклонникам системы
Art of Tactiс от Константина Кривенко.