Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Julius Caesar. Полководец и диктатор

Обзор № 572 от 13.11.2013, 15383 просмотра
Гай Юлий Цезарь был великим диктатором, мудрым стратегом и блестящим полководцем. За время своего правления он увеличил территорию Римской империи  до берегов северной Атлантики, вторгся на Британские острова, подчинил современную Францию. Одновременно с Гнеем Помпеем, Цезарь внедрял реформы по изменению римского государства и общества, которые после его убийства существенно повлияли на становление Римской империи.



На протяжении веков некоторые монархи сравнивали себя с легендарным диктатором и стремились к его славе. Во многих языках появились производные от слова "Цезарь", обозначающие принадлежность к власти. Даже в Евангелие существует фраза: "Богу - богову, а кесарю - кесарево" (нем. caesar, кесарь).  Даже русское "царь" является усечением от "Цезарь".

Гражданской войне в Средиземноморье 49-45 гг. до н. э. и противостоянию двух стратегов посвящена данная игра.



Коробки от издательства Columbia games выполнены в виде "пеналов", имеют стандартизованный  размер и оформление, благодаря чему стильно смотрятся на полке. Внутри упаковки находятся деревянные блоки, наклейки, стопка карт, поле и правила игры. Отмечу, что органайзер, как и другие удобства хранения, не предусмотрены, и всё содержимое беспрепятственно парит в замкнутом пространстве, грохоча и хаотично перемешиваясь.



Карта Средиземноморья, на которой развернутся игровые события, изготовлена из плотной бумаги, что для большинства представителей варгеймов большая редкость.



Оппоненты (игра рассчитана строго на двух игроков) будут сражаться при помощи 27 карт, среди которых 20 - приказы, а 7- события. На картах приказов изображены легионы, на штандартах которых указаны два показателя: количество передвижений (римская цифра) и число наймов (круглые отметки на древке).



Специальные карты позволяют выполнять действия, идущие вразрез с основными правилами игры, а также дают приоритет в очередности выполнения действий на поле.



На войне часто возникают различные непредвиденные обстоятельства, поэтому четыре шестигранника внесут определённый хаос и интригу в боевые действия.



Основу игры составляют цветные деревянные блоки, только с одной стороны которых расположена наклейка. Сделано это для того, чтобы соперник не смог определить тип подразделения и принять своевременные меры к обороне.



Армия красного игрока, выступающего за Рим, состоит из 31 блока: 3 лидера (Цезарь, Антоний, Октавиан), 14 легионов, 4 конных отряда, 4 отряда вспомогательных войск (наёмники), 5 кораблей, 1 баллиста. У каждого блока свои характеристики, о которых я расскажу далее.



Войско зелёного игрока под управлением Гнея Помпея также насчитывает 31 блочную единицу: 3 лидера, 14 легионов, 3 отряда кавалерии, 4 отряда вспомогательных войск (наёмники), 1 баллиста, 1 слон, 5 судов.



Также существует дополнительный блок царицы Клеопатры синего цвета, обладающий оригинальным свойством менять своего покровителя.

Рассмотрим подробно показатели блоков.



Блок располагается на поле вертикально картинкой к игроку. Буква в правом верхнем углу указывает очерёдность вступления в бой данного подразделения (блоки вступают в бой в алфавитном порядке). Например: первым атакует Антоний (А), затем вступает конница (В) и лишь потом - легион (С).

Цифра рядом с буквой - максимальный показатель на грани кубика, который засчитывается за попадание. Все остальные значения - "промах". Например: Антоний поражает противника, выбросив "1" или "2", конница имеет аналогичные характеристики, а легион наносит урон при "1", "2" или "3".



Получая ранения, блок поворачивается вокруг собственной оси на 90 градусов. Таким образом, вверху блока всегда находится римская цифра, символизирующая количество кубиков, используемое в бою данным подразделением. Как только блок поворачивается пустой гранью вверх (либо совершает полный оборот против часовой стрелки), он удаляется с поля в резерв (уничтожается). Например: конница и "пятый" легион могут продолжать бой, а правый блок погибает и удаляется с поля.



Показатели римских цифр колеблются от "I" до "IV", определяя максимальное количество шестигранников для броска. Например: конница может бросить от одного до трёх кубиков (показатель зависит от поворота блока).
Как видите, всё несложно и наглядно...

Окинем взором противоборствующие армии.



Каждый блок лидера имеет своё название, поэтому в пылу борьбы вы будете точно знать, Антоний ведёт ваши легионы к победе или сам Цезарь. На поле одновременно может присутствовать по два лидера от каждой стороны, нанять нового можно в любом подконтрольном городе и только взамен старого. За уничтожение лидера полагается одно победное очко.

Если взглянуть на картинки, то видно, что параметры блоков противоборствующих сторон идентичны и исключением является лишь Клеопатра.



Клеопатра - непостоянная женщина, выступающая на стороне игрока контролирующего Александрию в фазу "зимы" (даже если в этот момент она была в лагере противника). Но и это ещё не всё - погибнув в бою, данный блок немедленно пополняет ряды противника с показателем "I"!  Таким образом, Клеопатра может несколько раз сменить своего покровителя.



Морские подразделения двух держав также совпадают по своим количественно-качественным характеристикам, как братья-близнецы.



Конница зелёного игрока отличается одним блоком (B2-2), который может сделать три поворота против двух у красного, а также отсутствием одного блока (В-3), вместо которого представлен слон. Слон - уникальное подразделение, "перепрыгивающее" в случае ранения с четвёрки сразу на двойку.
Баллисты идентичны как картинками, так и параметрами.



Ауксильи (чужеземцы, состоящие на службе Рима), входят в обе армии в одинаковом количестве и, имея одинаковые показатели, могут дать противнику достойный отпор.



Несмотря на одинаковое число легионов, некоторые подразделения Цезаря имеют лучшие показатели, нежели блоки Помпея, поражая противника на "четвёрку". Данный "дисбаланс" компенсируется начальной расстановкой войск на игровом поле.

Арабские цифры в левом верхнем углу обозначают номера легионов и призваны лишь создать атмосферу, а также облегчить начальную расстановку блоков (во время игрового процесса не учитываются).

В тумане войны.

Начнём с простого - определения количества раундов игры.



За данный показатель отвечает трек в левом верхнем углу поля, используйте один дополнительный блок для отметки текущего года. Битва длится пять лет, каждый год состоит из пяти раундов, заканчивающихся "зимой", после которой маркер перемещается на следующую клетку.



Расстановка войск происходит согласно правилам, более опытные игроки могут расставить войска по своему усмотрению согласно исторической справке. Для наглядности я повернул все блоки к камере, в реальной игре они будут выглядеть...



... таким образом. Зелёный игрок не видит блоки красного и наоборот. Лишь встретившись лицом к лицу в бою можно взглянуть на отряды противника. Обратите внимание: при начальной расстановке все блоки располагаются максимальным показателем вверх, а при наборе войск во время игры сверху находится минимальная римская цифра.



Если внимательно взглянуть на карту, то видно, что силы Помпея растянуты по всему побережью, а Цезарь сгруппировал блоки по центру в боевой "кулак".



Также на стороне Помпея небольшое количественное преимущество: один корабль и Клеопатра. При этом зелёные блоки контролируют большинство городов, что позволяет им совершать набор войск под свои знамёна.

Оставшиеся блоки располагаются рядом с полем и образуют индивидуальные резервы игроков.

Цель соперников: набрать в фазу "зимы" 10 победных очков, контролируя необходимое для этого количество городов.  Примечательно, что в начале игры Цезарь контролирует только один город (одно победное очко), а Помпей - шесть (семь победных очков). Ощутимая фора…



Перед началом каждого года колода приказов перемешивается, соперники получают по шесть карт. Изучите карты, спланируйте свои действия и тайно сбросьте одну - она в текущем раунде не участвует. С оставшимися пятью (по количеству раундов в году) вы будете творить историю.



Оппоненты тайно располагают перед собой по одной карте приказов картинкой вниз и одновременно переворачивают их. Хозяин специальной карты ходит в текущем раунде первым. Если оба игрока сыграли стандартные карты, то первым ходит хозяин наиболее значимого штандарта (римская цифра), а в случае равенства - Цезарь (красный игрок).

Есть одна тонкость - если оба игрока сыграют специальные карты, то ход считается завершенным, а эффект карт не применяется.



Обычные командные карты позволяют передвинуть блоки из города в город (римская цифра) и нанять блоки в городах (отметки на древке).  Например: правая карта позволяет совершить два передвижения и нанять один блок, а левая - "два" и "три" соответственно. Начнём с найма...



Найм можно произвести двумя способами: добавив подразделение на поле либо повернув блок по часовой стрелке, улучшив тем самым его показатели.
Выставить блок можно только в том случае, если ваши подразделения полностью контролируют необходимый город (отсутствуют блоки соперника). В свободных (нейтральных) городах нанимать отряды запрещено.

Внизу блока указано название города - данное подразделение нанимается только в указанной локации. Количество подразделений в одном городе не ограничено, но в фазу "зимы" в городах произойдут определённые события, о которых читайте далее. Новый блок берётся из резерва игрока и выставляется на поле минимальным значением вверх.

Повернуть можно любой блок, улучшив его показатели (римская цифра увеличивается на единицу). При этом больше максимального числа, указанного на картинке, увеличить количество кубиков невозможно.



Блоки передвигаются по дорогам от города к городу. Одно очко передвижения позволяет передвинуть один блок в соседний город. Обратите внимание: есть два типа дорог, отмеченных либо пунктирной, либо сплошной линиями. По пунктирам можно передвинуть в свой ход до двух блоков, по сплошным - до четырёх.



При помощи судов можно перевозить блоки через проливы из порта в порт за одно очко перемещения.  При этом море, через которое проходит водный маршрут, должно быть под контролем игрока.  Есть одна важная особенность: все морские перевозки должны завершиться до того, как игрок приступит к управлению сухопутными войсками.

Закончив движение, подразделение располагается картинкой вниз до следующего хода либо до вступления в бой.



Войдя в город, занятый оппонентом, агрессор останавливается и вступает в бой. Совершать атаку можно только с прилегающих к городу поселений или моря. Войдя в локацию, атакующие блоки сковывают аналогичную численность подразделений оппонента, препятствуя их передвижению.


 
Атакованный игрок определяет "скованные" блоки и имеет право передвинуть остальные в другое место, но без использования при этом дорог, по которым пришел противник.

Существует понятие "подкреплений" -  защищающийся игрок может передвинуть не скованные блоки, отправив их на защиту других городов.



Бой начинается только после перемещения всех блоков. Подразделения вступают в схватку согласно буквенным обозначениям, при этом каждый отряд может атаковать только один раз за раунд (всего в бою три раунда). Блоки открываются, бросаются кубики, наносится урон (успешно атакованные блоки поворачиваются за каждое попадание на 45 градусов). Атакованные подразделения могут отступить, не вступая в схватку, но не раньше второго раунда битвы.

После окончания битвы все блоки вновь поднимаются и скрываются от глаз соперника.

Есть некоторые тонкости с введением в бой резервов из соседних городов, отступлением и смятением, прочтите о них в правилах. Бой завершается, как только все блоки атакующего и атакованного игроков будут активированы по одному разу. Победитель может совершить перегруппировку блоков, передвинув их в любые свободные или подконтрольные города.

Кстати, если атакующий игрок не смог в течение четырёх раундов боя уничтожить все атакуемые блоки, он обязан ретироваться в соседний город под насмешки оппонента.



Как вы помните, корабли передвигаются по морям и перевозят подразделения. Суда также могут войти в порт и вступить в бой с неприятелем либо взять город под контроль для последующего найма блоков или получения победных очков.  Разрешены также сражения в открытом море по общим правилам.



Специальные карты позволяют обходить базовые правила игры. Например: Меркурий предписывает одной группе блоков передвинуться на один город дальше. При этом запрещено активировать данную карту в отношении кораблей.



Как только соперники сыграют все пять карт с руки, наступает фаза "зимы".  Первое, что происходит - Клеопатра возвращается домой в Александрию и примыкает к блокам игрока, контролирующего данный город. Далее все корабли входят в порты подконтрольных городов дружественных морей (неспособные это сделать смываются волной за пределы поля в резерв).

После этого посчитайте победные очки: каждый подконтрольный город со специальным символом приносит по одному очку. Исключение: Рим и Александрия дают по два очка (указаны на карте). Если никто из оппонентов не достиг цели, то наступает фаза снабжения:  в каждом городе может находиться по три блока с каждой стороны, излишки удаляются с поля. Исключение составляют Массалия - 4 блока и Рим с Александрией - по пять блоков.

После этого карты действий вновь перемешиваются, соперникам раздаётся по шесть карт, маркер передвигается на одну позицию, и начинается новый год.  В конце последнего года подсчитывается итоговый результат: полководец, контролирующий максимальное количество значимых городов, побеждает в этой битве.

Когда рассеялся туман.



Игры издательства Columbia games рассчитаны, в первую очередь, на ценителей истории. Здесь нет пёстрых картинок, многостраничных буклетов правил, красивого текста на картах. При этом игра вызывает восхищение своим изысканным минимализмом и продуманностью оформления. Гора деревянных блоков, лист с наклейками и плотный лист бумаги с картой Средиземноморья - всё это позволит погрузиться в историю и принять участие в боевых операциях.

Передвигая блоки по полю и планируя атаку, игрок может лишь догадываться о том, что ждёт его в очередном городе - отряды противника скрыты до поры до времени и узнать о боевой силе подразделения можно, только вступив с ним в бой. Оригинальная задумка разработчиков…

Кубики не играют существенной роли в игровом процессе - процент попаданий невелик (10-40%), и компенсировать его можно лишь стратегическими действиями на поле. Умелое перемещение подразделений, контроль ключевых позиций, блокирование передвижений врага - всё это заставит поломать голову над картой и ощутить себя в роли главнокомандующего.

Несмотря на определённую целевую аудиторию данных игр, в "Цезаря" можно сыграть даже с ребёнком 10-12 лет. Объяснить правила данного варгейма моей младшей дочке оказалось проще, чем рассказать о принципах ведения сельского хозяйства в "Агриколе". Поэтому, если вы хотите приобщиться к миру исторических игр, то обратите внимание на "Цезаря" - найти партнёра для игры будет не столь сложно.
Полезные ссылки
Автор: Роман Резниченко. Перевод карт, правил и подробные пояснения к ним.
Скачать julius_rus.pdf
Комментарии (20)
Наконец-то! Столько ждал именно этих обзоров, после появления новости на Тесере. Выбирать буду, прочитав все. Отличный обзор и нужный! Жду следующего :)
Snowtrooper   |   13.11.13
Как классно ты фотографируешь Саша. А обзор, вообще, эталон:)
Роман   |   13.11.13
Спасибо :) На обзоры данного формата уходит ОЧЕНЬ много времени (изучение правил, несколько партий, фотографии, текста на два стандартных обзора). Посему частота появления статей в данном разделе - раз в две недели (я надеюсь) ;)
Gravicapa   |   13.11.13
Цезарь - хорошая игра. Мне тоже нравятся игры фирмы Каламбия за их динамичность и лёгкость освоения правил. Играя в Цезаря именно играешь, а не симулируешь историческую битву, как многие тактические варгеймы, но с другой стороны полностью погружаешься в историческое сражение.
Варлорд1   |   14.11.13
Отличнейший обзор, спасибо
nastolkus   |   14.11.13
Огромное спасибо за обзор! Долго ждал, когда подобное на глаза попадется. Александр (и все присутствующие), вам не встречались похожие игры? Чтобы карта всей Италии, древний Рим, блоки, немного компонентов и незначительно текста, простые правила, на двоих хорошо и хотя бы сколько-нибудь исторически правдоподобно.
mmurge   |   14.11.13
Отличный обзор! Буду ждать следующего) А фотографии "вкусные", так и хочется Цезарем погонять Помпея по Средиземноморью)
Victor   |   15.11.13
Саша, молодец! Наконец ты взялся за варгеймы :)
Michael   |   15.11.13
:) Спасибо всем за тёплые слова. Надо попробовать себя во всех областях ;)
Gravicapa   |   15.11.13
Mmurge есть игра "Меч Рима". Там античная Италия во всей красе, с подробностями: города, дороги, названия провинций. Но руссификатора на нее нет. Правила на русском имеются в инете. Игра охватывает период Республиканского рима. Рекомендую еще игру Ганнибал. К ней недавно вышло дополнение.Там правда картат средиземноморья, период 2-ой Пунической войны. Движок такойже: карточно-кубиковый. Выходила на русском языке. У меня в коллекции есть. Замечательная игра! Александр, спасибо за рецензию. Давно читаю твои обзоры, а написать решился в первый раз. Еще раз спасибо.
Василич   |   15.11.13
Отличный обзор. Но сил на такие обзоры действительно уходит много (по себе знаю). Обязательно буду читать твои следующие обзоры варгеймов.
Mazz_O   |   18.11.13
:) Спасибо за отзывы, буду стараться...
Gravicapa   |   18.11.13
спасибо большое, гораздо интересней читать о исторических военных играх, по крайней мере мне)
krasotun   |   18.11.13
Игры разные нужны, игры разные важны ;) Живой пример - Виктор Бухаров (прекраснейший человек). Приехал ко мне в гости, впечатлился семейными играми и... теперь играет всей семьёй :) А до этого признавал только блоки :)
Gravicapa   |   18.11.13
Отличное начинание. Правда здесь есть большой подводный камень. Правила. В конце статьи нет привычной сноски - "правила на русском языке". Статья написана в ключе ознакомления с варгеймами, но главного пункта к ней не прилагается. С чем это связано? Большой объем текста?
Andrew_Kai   |   18.11.13
:) Перевод с подробными пояснениями от Романа Резниченко прикрепил к обзору. Просто забыл это сделать - со всеми договорился, а файл не прикрепил...
Gravicapa   |   18.11.13
Ну тогда просто высший пилотаж!!!
Andrew_Kai   |   18.11.13
Повернуть на 45 градусов? :)
MacTire   |   13.10.18
Спастбо за лбзор! Очень классно. Прям аш сыграть захотелось!
Сергец   |   15.11.18
Будьте осторожны. В этом описании указны не совсем верные правила. Поворот на не 45 градусов (90 же), число раундов боя, использование очков передвижения.... Не стоит учить по этому тексту правила. Но обзор хороший, передает суть игры. Спасибо автору.
Илья   |   05.11.20
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр