В этой игре много кубиков. Их очень много, и все они лежат в отдельных коробочках, влияя на экономику восьми стран. И над всем этим незримо парят песочные часы, влияющие на ваше благосостояние. Сегодня на Розовом диване - контрактный Merkator.
Эпиграф.
Очень хаотичный обзор игры, но со строгим порядком.
Необходимое дополнение от автора.
Обзор получился в меру подробным, лаконичным, хаотичным, невнятным, но абсолютно понятным после первой партии. В точности такой же, как правила к этой игре.
Коробка средних размеров («мой любимый размер» - как говорил небезызвестный персонаж) выполнена в жёлтой цветовой гамме и изображает задумчивого мужчину в шляпе с пером, попивающего вино на фоне арки и глобуса. Судя по всему – это и есть наш Меркатор.
Коробка без органайзера. Зато в ней без труда помещается несметное богатство, которое мы сейчас пристально рассмотрим. Советую заранее раздобыть 8 пакетиков для хранения коробочек с кубиками, так как в комплект они не входят.
Девять картонных коробочек, в которых мы разместим массу различных товаров и время. В этой игре время материально и вполне осязаемо.
Кубики в огромном количестве. Восемь цветов, по сорок кубиков на каждый цвет. 320 деревянных, одинаковой формы и качественной покраски, покрытые лаком - они составляют рынок товаров, которые мы будем поставлять в различные страны. В каждую коробочку помещаются 40 кубиков, при этом цвет кубиков совпадает с цветом ёмкости.
Денег в игре мало, вернее очень мало. Толстый картон нареканий не вызывает, а вот полиграфия блеклая и мелкие детали на монетах прорисованы плохо. Но они нам и не особо понадобятся – деньги тут не «в почёте», а в почёте здесь…
Время. Времени много и оно качественно сделано. Толстые, двусторонние квадратики песочных часов будут отмерять оставшееся до конца игры время. Сторона с буквой укажет нам на склад, с которого … но об этом позже.
Времени - место! И располагается оно на индивидуальном поле. Поле двустороннее и предназначено для регулировки времени партии. Можно начать на одной стороне и постепенно перейти на другую, чтобы дойти до финиша.
Два листа игрового поля. Очень качественные - толстый картон и приятная глазу полиграфия. Недоумение вызывает тот факт, что поля никак не прикрепляются друг к другу и просто стыкуются боковыми, абсолютно гладкими, гранями. Из поля выдавливаются 8 квадратов. Не вздумайте их выбрасывать! Они необходимы для игры.
Изъятые из поля тайлы представляют из себя 4 индивидуальных склада и 4 памятки, по числу возможных игроков. Выдавливаются эти квадраты без особых приключений и не содержат заусениц и рваных краёв.
Четыре индивидуальных поля - Склада, на которых мы будем размещать товары и карты - очень прочные и тяжелые.
Карты Контрактов. Каждая мини – колода карт пронумерована, и смешивать их я не рекомендую, если не хотите перед игрой потратить лишние 5 минут на расстановку. Карты маленькие, качественно сделанные, протекторы необходимы нестандартные.
Карты Строительства. Эту колоду можно и нужно перемешивать, поэтому никаких нюансов в хранении нет. То же высокое качество, что и у всех остальных карт. Это своеобразные карты «заданий» - в конце игры они принесут победные очки в зависимости от условий, изложенных на них. Справочника по картам нет – поэтому некоторые вызывают массу вопросов по изложенным на них заданиям, но вопросы эти исчезают после 2-3 партий.
Бонусные карты. Две колоды, различающиеся стоимостью. Рекомендую после игры разобрать их сразу на две стопки для сокращения времени подготовки к следующей игре. Эти карты дают нам товары из общего банка, если мы посетили указанный на них город.
Меркатор. Он самый, собственной персоной, цилиндрически – деревянный, побелевший от хаотичных и бессмысленных действий, которые вы будете производить с ним во время первой игры.
И завершают обзор компонентов правила.
О, что это за правила! Они красивые, наглядные, подробные и… абсолютно непонятные (прямо, как мой последующий текст)! Такое ощущение, что их писали 3-4 учёных мужа, затем каждый перетасовал свои страницы, затем они все составили общую «колоду» правил и опять перетасовали. Полученный результат мы получили в виде качественной брошюры. О начальной расстановке мы узнаем в самом конце, а о её нюансах вообще на другой странице и т.д.
В связи с этим перевод я решил не делать, а изложить правила в свободной форме, используя, как черновик, информацию из глобальной сети (файл прикреплён к обзору).
Хватит любоваться – перейдём к игре.Во время игры мы будем перемещаться в различные города, выполнять там Контракты, получать товары, бонусы, манипулировать временем, вкладывать деньги в строительство и получать с этих построек победные очки в конце игры. Теперь более подробно.
Составляем поле, в квадраты помещаем коробочки с кубиками, по цвету совпадающие с цветом ободка. Коробочки не проваливаются полностью, что позволяет поднять и передвигать части поля (бессмысленное, но увлекательное занятие).
Затем в каждый город, изображённый на поле в виде квадрата, помещаем кубик своего цвета.
Рядом с полем разместим трек времени, положив на него жетоны песочных часов по числу игроков (значения указаны на картонке). Рядом поставим коробочку для оставшихся жетонов.
Затем выложим стопки карт Контрактов, каждая стопка имеет свою стоимость, а стопки располагаются по возрастанию цены Контракта. Выкладываем колоду Строений и снимаем 4 карты – они доступны для инвестиций. Каждому игроку выдаём Бонусные карты, номиналом 3 и 4, остальные смешиваем в одну стопку, снимаем с неё 4 карты и выкладываем рядом с полем – они доступны для покупки. Выбираем первого игрока, игроку, сидящему слева от него, выдаём 2 маркера времени из резерва, остальным - по одному. Первый игрок не получает ничего.
Каждый получает своё индивидуальное поле, а рядом с полем выкладывает тайл склада и кладёт на него кубики из резерва, по одному на каждую позицию. Затем каждый игрок получает карты Контрактов номиналом 2,3,4,5 и тайл – памятку.
Далее - первый игрок смотрит свои Контракты, продаёт лишние, если их более пяти, покупает карты Строительства или Бонусные карты за их номинал, смотрит наличие товаров на складе, в зависимости от этого размещает Меркатора в любом городе на карте.
Затем собирает кубики, получает бонусы в соответствии с картами бонусов, размещает кубики из резерва на поле в другие города, размещает полученные из города кубики на своём Складе, выполняет Контракты. Передаёт право хода следующему игроку, если никто не хочет к нему присоединиться.
Города бывают разные, зелёные и красные. Да и вообще – любые из восьми доступных цветов кубиков. Рассмотрим пример.
Гамбург поставляет зелёные кубики. При посещении этого города мы, помимо всех кубиков, лежащих на квадрате города, получим ещё и два маркера времени с временного поля, сократив тем самым продолжительность игры. Кубики и время из квадрата получает только первый игрок.
А вот чтобы получить красные кубики, придётся потратить единицу времени из своих запасов.
Есть города, которые только «поглощают» товары, и каждый из них требует временных трат.
Далее, на каждый город, который соединён с текущим канатом, выкладывается кубик. Если город специальный, то выкладываются кубики в города, удовлетворяющие условиям. Например, в нашем случае, Ньюфаунленд позволит выложить во все города по одному кубику.
Затем игрок размещает кубики на своём складе. Каждый кубик может принять форму одного из двух товаров, которые необходимы для выполнения Контрактов. В картах может быть указан либо конкретный товар, либо определённый кубик определённого товара.
Чтобы выполнить Контракт, необходимо находиться в указанном на карте городе и скинуть со склада необходимые кубики. Если Контракт выполнен, то игрок может взять следующий, на единицу выше по цене, чем только что выполненный.
А что значат вторые часы, да не одни, а два песочных хронометра?
В этой игре игроки отыгрывают все этапы целиком, и полностью заканчивают свой ход перед тем, как передать его другому. Вмешиваться в этот процесс нельзя, но можно присоединиться. Если в этом же городе у вас есть Контракт, то можно, заплатив временем, выполнить его не в свой ход. Это очень важная часть игры, так как в начале своего хода игрок принудительно продаёт лишние (а это более пяти) карты Контрактов (попутно скинув монеты, превышающие лимит в 15 штук).
Игра заканчивается, когда взят последний маркер времени или игрок выполнит Контракт, стоимостью 10 монет. Тогда начинается последний круг. В результате этого упорядоченного хаоса мы имеем на руках в конце игры карты Контрактов, карты Строительства и маркеры времени. Всё остальное не важно и не приносит очков. Выбираем 5 карт Контрактов - их сумма будет полноценной, оставшиеся принесут только половину. Маркеры времени принесут половину от своей суммы, а карты Строительства принесут очки, согласно условиям.
Ты ещё про обратную сторону жетонов с часами не рассказал!
Ах, да! Посмотрите на фотографию времени в начале обзора, потом возвращайтесь обратно и читайте дальше. Когда снимается последний в ряду жетон с песочными часами, то игрок переворачивает его и смотрит на букву. Буква эта совпадает с буквой ряда на индивидуальном поле. Далее всё просто - необходимо сбросить любой кубик со склада по количеству букв на жетоне. Данное действие вносит определённый хаос и рушит планы, и это единственное "случайное" событие в игре.
Впечатления от игры. Несмотря на витиеватость правил, они понятны и доступны для объяснения даже новичку. Компоненты красивые и стильные. Это позволяет подключить к игре детей,
что я успешно сделал. Опыт положительный и я изложил его на сайте ранее.
В меру глубокая игра, правила которой содержат множество нюансов. Вначале кажется, что на поле творится абсолютный хаос и спланировать что-либо невозможно. Постепенно понимаешь механику, а изучение тонкостей придаёт игре новые и новые краски. Немного «суховатая» тематика «притянута за уши», поэтому я даже не уделил ей особого внимания. При этом эта Merkator может быть первой игрой в приобщении игрока к серьёзным настолкам с планированием своих действий на 3-4 шага вперёд.
При увеличении количества народа игра проигрывает – оптимальное количество – 3 человека, не более. Соло режим меняет механику, но, тем не менее, достоин внимания.
Из недостатков – ужасное изложение правил в буклете, отсутствие "зацепов" на двух половинках игрового поля.
Необходимые протекторы: MDG - 7035 (45х68 мм)