Путешествовать всегда приятно, особенно по жарким странам. Например, по Африке. И вдвойне приятно и полезно, если вы найдёте пару- тройку бесценных артефактов, которые обеспечат вас денежными знаками до конца жизни. Но поторопитесь! Не вы одни путешествуете по этой, полной опасностей, земле. Сегодня на Розовом диване - маршрутоартефактная настольная игра Africana (Африкана).
Каждый путешественник знает, что в отдалённых деревнях можно отыскать различные безделушки, стоящие у коллекционеров уйму денег. Поэтому новость о том, что древние племена хранят у себя непонятные предметы, за которые можно выручить кругленькую сумму, со скоростью молнии облетела Европейский континент. Развесёлые компании, купив билеты авиакомпании
Abacus, отправились на поиски славы и богатства, коих так и не отыскали… Зато доставили массу радости местным львам и каннибалам, не видевшим путешественников уже сотню лет.
Но, быть может, они плохо искали, а слухи о несметных богатствах, скрытых в отдалённых землях, правдивы? Давайте проверим это и отправимся в путешествие, открыв крышку стандартной коробки настольной игры Africana от М. Шахта.
"
Я уже где-то видел абсолютно идентичный органайзер, но где? Дежавю…"
Колоды карт двух размеров, мешочек монет и деревянные компоненты располагаются в удобном органайзере (определённо, я его уже раньше видел), прикрыты сверху игровым полем и правилами игры. Из-под чёрного пластика слышны трубные звуки маленькой группы слонов, которые преспокойно прогуливаются в оставшемся свободном пространстве коробки.
Четыре путешественника смогут принять участие в путешествии, каждый выступит за определённую страну, которая определит начальный капитал, очерёдность хода, цвет фишки и её стартовую локацию.
Каждый игрок получает комплект из четырёх деревянных дисков и фигурку своего цвета. Туземцы любят пластиковые монеты и готовы продать за них свои артефакты - "серебряные" кругляшки номиналом "1" и "золотые" номиналом "5" пригодятся вам в пути. Две деревянные подставки под карты артефактов (и их я уже где-то видел) превратятся в книги древних племён на игровом поле.
А вот и сами артефакты (листы книги), которые путешественники будут покупать у местного населения. Обратите внимание на белую полоску сверху - на ней указана точка, куда вам необходимо попасть, чтобы получить данный предмет. Верхний ряд карт - проводники. Их можно нанимать, но за проводников придётся заплатить в конце игры.
Листы второй книги отличаются цветом полоски, другими названиями локаций и ценностью артефактов, измеряемой в монетах и победных очках. В остальном - наборы идентичны.
Просто так путешествовать по Африке нет никакого смысла, поэтому игрокам предлагается выполнить маршруты и получить, в случае успешного их завершения, денежное вознаграждение. Задания отличаются стоимостью в победных очках и призовой денежной суммой. Карты вступают в игру по очереди, в соответствии с буквами Алфавита. При этом начальные задания имеют большую стоимость в монетах, но меньшую в победных очках. Более поздние карты имеют обратные показатели.
Передвигаться по неизведанной местности лучше всего с проводником - один (универсальный) составит компанию каждому игроку, а остальных можно нанять в ходе путешествия. Перемещаться от локации к локации мы будем при помощи специальных карт "передвижения" одного из пяти цветов, на которых указан специальный значок. Аналогичные цветные символы находятся около каждой локации на игровом поле.
Карта Африки: внизу размещается трек маршрутов, две книги укажут место для деревянных подставок, а справочная таблица напомнит игрокам о ценности собранных сетов артефактов. Всё остальное пространство испещрено маршрутами и локациями, по которым побегут фишки игроков.
А в Африке, а в Африке…Составьте колоду маршрутов специальным способом и разместите пять карточек открыто внизу, заполнив все свободные места на треке. Фишки игроков размещаются в локации, выделенные соответствующим цветом. Обратите внимание на красную линию, разделяющую карту на две части: северные локации имеют коричневый цвет, а южные - белый (это помогает при поиске).
Перемешайте карты и выложите их единой стопкой на одну из сторон деревянной подставки. Книги с картами артефактов размещаются по принципу: книга с белыми картами выкладывается в коричневую область и наоборот.
Рядом с полем выложите открыто проводников. Перемешайте карты "передвижения" и разместите стопку рубашкой вверх в зоне досягаемости всех игроков.
Каждый путешественник получает стартовый капитал, указанный на его карте, четыре диска, одного проводника (Джокер) и одну карту "передвижения", взятую случайным образом из колоды. Игроки совершают ходы в порядке очерёдности, указанной на их картах. Этот порядок не меняется до конца игры.
Вначале хочу обратить ваше внимание на маршруты. Это - единственный возможный (в начале игры) источник получения денег. На картах напечатаны две локации, выделенные цветом: верхняя - стартовая, нижняя - конечная. Над маршрутами указан приз, который игрок получит дополнительно, присоединившись к экспедиции: монеты или карты "передвижения".
Перемещаться игрок может только при помощи карт, поэтому одно из трёх возможных действий - взять две карты "передвижения" сверху колоды себе в руку и передать ход следующему путешественнику. И тут я позволю себе маленькое отступление.
Как ни странно, в игре не предусмотрено снимать карты и выкладывать их рядом с колодой, давая возможность игроку делать выбор (аналогично игре "Билет на поезд"). Мы ввели домашнее правило и снимаем три карты с колоды, размещая их рядом с основной стопкой. Игрок может либо взять одну из открытых карт (немедленно пополняя ряд новой), либо снять верхнюю с колоды. Рекомендую и вам попробовать данный способ - он меняет игру в лучшую сторону.Если у вас достаточно карт, то отправляйтесь в путешествие: игрок может сыграть любое их количество и переместиться в нужную локацию (в одной локации может находиться несколько игроков, никаких ограничений нет). Например: жёлтую фишку можно передвинуть в
Kalahari при помощи нижней карты, в
Port Natal поможет перейти средняя, а проводник (
Джокер, заменяющий любой символ) отведёт вас в
Cape Town. После этого все обычные карты "передвижений" уходят в сброс, а проводник возвращается обратно в руку игрока. Кстати, заплатив 5 монет, вы можете превратить одну карту "перемещения" в "Джокера" на текущий ход.
И третье возможное действие - приобрести карту артефакта из книги. Купить можно одну верхнюю карту из книги, которая находится в той же части карты, где располагается фишка игрока (отделена красной линией). Перевернуть страницу книги стоит 1 монету, сама карта стоит 5 монет (или 1 золотой).
Приобретённая карта артефакта размещается перед игроком и пока никаких бонусов ему не приносит. Вначале необходимо попасть в указанную на ней локацию. Как только фишка путешественника останавливается (либо проходит) сквозь указанную на карте точку, игрок немедленно получает указанный бонус. В нашем случае - две монеты.
После этого карта артефакта размещается под стартовую карту игрока, теперь она засчитывается при итоговом подсчёте и приносит игроку указанную на карте суму победных очков. Может возникнуть ситуация, когда несколько предметов размещается в одном и том же месте - в таком случае все они "засчитываются" и приносят бонусы.
В книге есть страницы, позволяющие нанять проводника. Это специальная карта, которая, наравне с "Джокером", забирается в руку и никогда не сбрасывается игроком. Получить проводника можно по общим принципам, оказавшись в необходимой локации. При этом "страница" книги убирается в коробку, а игрок получает одну карту, лежащую рядом с полем.
Позволю себе ещё одно отступление по правилам. Для повышения интереса к картам артефактов, мы решили не делать покупку карты отдельным действием и ввели свои правила: до или после передвижения игрок может купить одну карту артефакта при условии, что путешественник не будет использовать монеты, полученные во время текущего хода в результате выполнения маршрута, либо нахождения артефакта. Игра преобразилась, и я рекомендую вам попробовать и это нововведение.А теперь о самом интересном - о маршрутах.
Находясь в начальной точке маршрута (либо проходя насквозь локацию), игрок может "присоединиться к экспедиции", положив один из четырёх дисков на соответствующую карту на треке. При этом несколько игроков могут присоединиться к маршруту - никаких ограничений нет. В качестве бонуса, присоединившийся к экспедиции путешественник, немедленно получает указанные наверху трека либо монеты, либо карты "передвижения".
В нашем примере синий и жёлтый игроки получат по 2 монеты, присоединившись к одной и той же экспедиции, стартующей в
Cape Town.
Но лишь один игрок получит карту маршрута, достигнув конечной точки путешествия. При этом карта снимается с трека (её место занимает новая), удачливый путешественник получает выполненный маршрут с призовыми очками и указанное на карте вознаграждение. Остальные игроки просто возвращают свои маркеры обратно в запас без какой-либо компенсации. В нашем примере синий игрок получает 4 победных очка и одну монету, а жёлтый игрок остаётся ни с чем.
В конце хода у игрока на руках не может быть больше чем 5 карт "передвижения" (включая проводников) и перед путешественником должно лежать не более 3 карт не найденных "артефактов". Все излишки сбрасываются.
Как только трек маршрутов нечем будет пополнять, наступает последний раунд игры. После его завершения игроки подсчитывают полученные победные очки с карт выполненных маршрутов и найденных (именно найденных) артефактов. Карты артефактов, купленные, но не найденные, приносят путешественникам по 1 победному очку. Столько же принесут каждые 10 монет и каждые две карты "передвижения", оставшиеся на руках (кроме проводников).
И это ещё не всё! Комбинации найденных артефактов дают дополнительные бонусы: два любых одинаковых предмета - 6 очков, а три - 12. Два любых разных предмета дают 2 очка, а четыре - 10. При этом одна и та же карта может принять участие только в одной комбинации!
Проводники очень полезны в дороге, но дорого обойдутся вам в конце игры: два любых туземца отнимут 5 победных очков, а три - 10 (Джокер при подсчёте не учитывается).
Победитель определяется по итоговой сумме, провозглашается покорителем африканских просторов и получает настоящий пробковый шлем, который обязан носить даже зимой.
Сбежав от туземцев.Вспомнил, где я видел и органайзер, и книги: в настольной игре Valdora от одноимённого автора. Использованы интересные и красивые наработки в виде книг, да и остатки органайзеров со склада удалось пристроить…Начну я рассказ о своих впечатлениях с того, что базовые правила, не предусматривающие выложенные открыто карты "передвижения" и покупку карт артефактов отдельным действием, не выдерживают никакой критики. Вместо осмысленного выбора карт "передвижения", которые мы будем применять во время путешествия по карте, нам предлагают положиться на удачу и брать сверху стопки то, что "Шахт послал", что превращает игровой процесс в лотерею. Простейший хоумрул с выкладыванием трёх карт открыто рядом со стопкой (этого количества вполне достаточно) кардинально меняет положение.
Также непонятно, почему в базовых правилах на покупку карты артефакта необходимо тратить отдельное действие. Это даёт соперникам возможность "перехватить" ваш маршрут и снижает ценность "книг". Особенно это ощущается во время первых партий, когда игроки всё внимание уделяют маршрутам, а артефакты так и остаются не раскупленными до конца игры. Возможность приобрести карту артефакта в движении существенно повышает интерес к покупкам и не ставит игроков перед выбором: артефакт или маршрут, а заставляет комбинировать, что положительно сказывается на игровом процессе.
Закончив с несвойственной мне критикой правил, я перейду к положительным моментам данной игры, которых немало. Во-первых - огромный "плюс" - элементарные для объяснения правила. Но не думайте, что играть будет легко, несмотря на абсолютно "прозрачные" условия. Вы должны держать в голове и отслеживать около 7 переменных: 5 карт маршрутов и 2-4 карты артефактов с указанными на них локациями. Вы должны знать карту, как свои "пять пальцев", и только в этом случае сможете провести свою фишку сквозь 2-3 ключевых локации, которые принесут вам карты маршрутов и артефактов. Поначалу это очень сложно - вы думаете, что "всё просто", увлекаетесь одним маршрутом, в то время как ваши оппоненты в течение одного хода "закрывают" одним махом 2-3 карты, опустошая в прямом смысле слова нижний трек.
Во-вторых - помимо маршрутов, необходимо помнить карты артефактов, которые вы собрали и доступные призовые сеты. Артефакты, сами по себе, стоят недорого - многие маршруты принесут 5 очков, против 1 за артефакт. Но комбинации, собранные втайне от противников, сделают вас претендентом на первое место даже в случае малого количества выполненных маршрутов.
В-третьих - финансы, которых не так и много. Вначале карты маршрутов пополнят ваши карманы деньгами, но, чем дальше, тем меньше денег вы получите. Последние маршруты принесут всего 1 монету, которой хватит только на переворот страницы книги. Необходимо соблюдать баланс между тратами и получением капитала, поэтому покупку карт необходимо делать с особой тщательностью.
Перечисленные мной три ключевых момента необходимо держать в голове и применять их на практике. Скажу сразу, что внешняя простота обманчива, и мы смогли полноценно сыграть в игру, начиная лишь с третьей партии - постоянно путались и долго думали над цепочками карт "перемещения". Моя жена даже сказала, что "
от этой простоты мозг закипает, но давай ещё партию".
Тем не менее, освоившись с правилами и картой, вы поймёте, что игра не сложная, интересная, атмосферная и очень красивая. Это достойный конкурент "
Билету на поезд", так как ощущения после партий в эти две игры схожи.
Africana - игра, на которую обязательно стоит обратить внимание поклонникам семейных настольных игр. Качество исполнения на самом высоком уровне, атмосфера путешествия присутствует в полном объёме - наверное, это самая лучшая игра (на данный момент) про путешествия.
Вы именно путешествуете, а не выполняете маршруты - вы перемещаетесь, собирая по пути артефакты, и стараетесь сделать это быстрее оппонентов, которые в прямом смысле слова наступают вам на пятки. Аналогично, я считаю игру "
Фивы" лучшей игрой про археологию - атмосфера раскопок передана в ней идеально.
Могу смело сказать, что наш список семенных игр для "каждодневного" использования пополнился ещё одной замечательной игрой, подвинув "
Билет на поезд" на более низкую ступеньку. Посмотрим, что будет дальше…
Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "
Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.