Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Steam. Поезд мчится в чистом поле

Обзор № 1121 от 12.08.2016, 1155 просмотров
Современный транспортный мир невозможно представить без железных дорог, паутиной опутавших земной шар. Во все концы мчатся составы с тоннами разнообразных грузов, а им навстречу спешат пассажирские и почтовые поезда – железнодорожные артерии ежеминутно перекачивают сотни вагонов, и эта пульсация не прекращается ни на мгновение. Трудно представить, что пару столетий назад про данный вид транспорта никто не слышал… Сегодня на Розовом диване – дорогоурбанизирующая настольная игра «Steam. Железнодорожный магнат».


Доставка грузов из одного места в другое приносит владельцам компаний огромные прибыли. С появлением нового вида транспорта, готового перемещать цепочку вагонеток с разнообразными ресурсами (углём, песком, товарами) открылись новые горизонта обогащения – тот, кто владел железнодорожным полотном, соединяющим жизненно важные экономические узлы государства, владел миром. За возможность проложить пути к отдалённым, но богатым ресурсами уголкам страны, разыгрывалась нешуточная конкуренция, в которой побеждал сильнейший…


Чтобы принять участие в создании транспортной империи потребуется коробка от издательства «Hobby World», наполненной стопками гексов железнодорожных путей, солидной горой деревянных компонентов и россыпью жетонов. События развернутся на двустороннем игровом поле, а подробный буклет правил даст ответы на любые вопросы. 


Используя 136 двусторонних гексов соперники будут прокладывать железнодорожные пути, соединяя города и посёлки. Во время строительства при особых условиях могут возникнуть новые станции, на которых располагаются склады с товарами, готовые к транспортировке.


Чтобы внести в игру ещё больше интриги, используются жетоны действий, которые наделяют своих хозяев индивидуальными возможностями, дающими определённые преимущества перед соперниками.


При прокладке дорог, как известно, довольно часто вырубают леса, которые в данном случае пошли на изготовление 96 кубиков товаров и 144 дисков маркеров игроков. 


Финансовые вопросы в Steem решаются тремя видами монет номиналом 1, 5 и 10 «стимов». Для процветания компании необходимо иметь в кармане как можно больше этих картонных кругляшков… Маркеры развития городов отметят транспортные узлы, закрытые для дополнительных товаров.


Информативные памятки пригодится начинающим железнодорожным магнатам, а маркер раундов отметит ход игры и определит её окончание.


Двустороннее поле позволит сыграть либо на территории Европы (для более опытных строителей путей)…


… либо на землях Канады и северо-востока США (для начинающих и практикующих железнодорожных магнатов).

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

Примечание: так как правила игры достаточно обширны и содержат множество нюансов, я лишь кратко расскажу про основные моменты игрового процесса, не вдаваясь в подробности. Тем не менее, пусть информационный объём буклета вас не пугает, никаких «сверх способностей» для его понимания не потребуется. Мы с семьёй разобрались с тонкостями управления железными дорогами  буквально после первого раунда…


Подготовка к игре займёт некоторое время, поэтому лучше заранее найти себе «соратника по труду». Для начала выберите карту, на которой оппоненты будут оттачивать свои навыки рельсоукладчиков. Неподалёку расположите общие денежные резервы, маркеры новых городов, жетоны развития, а также тайлы действий.


Все кубики товаров поместите в мешочек, тщательно перемешайте и распределите в соответствии с числовыми значениями цветных городов на игровом поле. На резервные гексы (слева) выложите по три шестигранника – отсюда товары будут перемещаться на станции с помощью действия «развитие». Оппоненты получают наборы дисков своего цвета и располагают по одному маркеру на начальных позициях треков дохода и победных очков. Также все отмечают первый уровень своих локомотивов.


Паровоз занимает место на дорожке раундов, путём торгов определяется очерёдность выполнения действий в первом ходе.


В начале каждого раунда оппоненты выбирают по одному тайлу действий, которые определяют очерёдность на следующий круг (цифра в правом верхнем углу). Каждый жетон, кроме первого, позволяет получить дополнительный бонус. Зелёный квадратик с номером «1» даёт право первым вступить в игру в следующем раунде, никаких особых действий к нему не «прилагается».


После выбора карточек действий наступает время строительства. Задача игроков - соединить железнодорожной веткой выбранные города и доставить по путям товары на соответствующие их цвету станции (красный кубик - в красный город, синий – в синий, и так далее). Начатый путь отмечается фишкой цвета игрока, никто не имеет право продолжать его, если только хозяин сам не откажется от сомнительной затеи, которая оказалась ему не по карману.

Во время своего хода можно выложить до трёх железнодорожных гексов, ведя путь к делаемой станции. При этом каждый стык будет стоить одну монету по обычной местности, дополнительно придётся выложить одну монету за посёлок или реку, и две – за прокладку пути в горной местности. А денег-то у вас нет (стартовый капитал не полагается), поэтому…


… придётся занимать их в банке, уходя в «минус» на треке дохода. Последующие перевозки, будем надеяться, вызволят вас из долговой ямы, но на первых порах с финансами будет крайне напряжённо.


Прокладка путей через посёлки должна сопровождаться размещением специального гекса, который, впоследствии, можно превратить в настоящий город. Но в начале вы просто соединяете цветные гексы на поле и лелеете надежду на то, что удастся доставить товары по назначению.


Сделать это не так просто, даже имея построенный путь. Дело в том, что стартовые локомотивы у соперников слабенькие, и способны доставить товар лишь на расстояние в один гекс. Так как бросить на произвол судьбы кубик нельзя, то вы обязаны отвезти его из точки «А» в пункт «В», а затем снять его с поля. 


Для этого модернизируем локомотивы, используя специальный тайл действий. Придётся раскошелиться и заплатить 4 монеты инженерам, плюс вложиться в каждый новый уровень вашего паровоза. 

Но затраты стоят того – за каждый гекс, пройденный составом во время доставки товара, его хозяин получает одно очко, которое можно обратить в звонкую монету (но об этом позже). Кстати, при определённых условиях перевозить кубики можно и по чужим путям, выплачивая их хозяину арендную плату.


Некоторые действия позволяют построить за ход четыре участка пути, а также, не смотря на очерёдность, первым отправить свой рельсоукладчик в из нужного города навстречу победе.


Во время партии кубики во многих населённых пунктах иссякнут. Пополнить запас товаров можно «развив» данный город – перенесите шестигранники с резервного гекса в желаемое место. Сделать это можно только один раз – на активированный город положите специальный маркер, больше сюда добавлять товары нельзя.


Селения можно превратить в города, наполненные товарами (выложите цветной гекс и положите на него кубики). 

По окончании раунда происходит промежуточное подведение итогов – соперники отдают кредиты банку, используя заработанные за перевозку очки. После этого, согласно разобранным жетонам действий, начинается очередной виток железнодорожного строительства (не забудьте передвинуть паровоз на одну секцию вправо).

Когда деревянный локомотив достигнет конечной клетки на треке раундов (зависит от числа игроков), самое время подвести итоги: превратите полученные доходы в победные очки и прибавьте к этому по одному за каждый достроенный перегон. Вручите победителю чугунный рельс и россыпь шпал (возьмите их в соседнем депо).

На всех парах


Steam - отличная альтернатива горячо любимой нами Railways of the world (с обзором на неё можно ознакомиться, перейдя по ссылке: Railways of the world. Паровозики для экономистов). Эти игры, как братья, но близнецами их назвать сложно… Дело в том, что некоторые моменты в Steam: недостроенные пути, тайлы действий, принцип определения очерёдности хода и, как следствие, новые возможности, меняют выработанную в Railways of the world стратегию. Поэтому я сразу же отвечу утвердительно на закономерный вопрос: «Можно ли иметь обе игры на одной полке?» Но, нужно ли к этому стремиться? Скорее всего, нет…

После партий обе версии «паровозиков для экономистов» вызывают схожие ощущения, поэтому кардинально разных эмоций вы не получите. Да, есть отличия в механике, но они не столь сильно сказываются на общей картине. Поэтому через некоторое время вы остановитесь на одной, единственной коробочке, а вторая будет пылиться за ненадобностью. Будет ли это Steam, либо Railways of the world - дело вкуса и настроения. Лично нам больше по душе Railways of the world, хотя многие из моих друзей кардинально противоположного мнения…

Качество локализации Steam не вызывает никаких нареканий – все гексы вырублены хорошо, никаких смещений печати и цветовой гаммы нет. Я слышал, что к некоторым партиям (на старте продаж) были претензии, но, судя по всему, всё исправлено. Поле увесистое и абсолютно прямое (судя по всему, оно сделано за рубежом). Правила корректны и информативны, грубых ошибок я не отыскал. Одним словом, «всё в норме».

Сама игра, на мой взгляд, – одна из лучших экономических стратегий средней сложности. Огромный просто для реализации идей, не похожие друг на друга партии, доступность правил… Вы можете прокладывать пути как в кругу семьи, так и с опытными игроками – коробочка достаточно универсальная, и придётся по вкусу многим. Единственное, с чем вам будет сложно определиться – выбрать Railways of the world или Steam. Найти решение этой проблемы возможно, увы, лишь опытным путём…

Для широкого круга поклонников настольных игр, желающих в меру нагрузить свои серые клеточки…

Страница игры «Страница игры «Steam. Железнодорожный магнат» на сайте издательства.
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр