Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Shadows over Camelot. Замок дюжины мечей

Обзор № 545 от 23.09.2013, 6167 просмотров
Давным-давно, в старой доброй Англии жили благородные рыцари, огнём и мечом отстаивающие справедливость и порядок на вверенной им территории. Каждый год эти доблестные мужи собирались за круглым столом в величественном замке Камелот, где рассказывали о своих победах и строили планы на будущее. Мир и спокойствие царили в королевстве, и жители прославляли Короля Артура. Это было время славных битв и великих магов, а события тех дней воспеты в легендах. Сегодня на Розовом диване - квестовыполнительная настольная игра Shadows over Camelot (Тени над Камелотом).



Слухи о богатстве и процветании Камелота достигли отдалённых уголков земли, и в Англию со всех сторон вторглись полчища варваров, жаждущих наживы. Чёрные тучи заволокли небо, с моря к замку причалили корабли наёмников, злая колдунья привела с собой сотни чёрных рыцарей, а замок со всех сторон окружили осадные башни. Доблестные мужи вновь прибыли в Камелот и собрались за круглым столом, готовые дать отпор силам Зла...

Чёрная и белая магии, коварство и преданность, славные битвы и великие победы - всё это ждёт того, кто захочет принять участие в битве за Камелот. Доставайте из сундуков покрытые пылью доспехи и берите в руки мечи - лишь совместными усилиями можно предотвратить вторжение неприятеля. Но помните, что среди ваших соратников может оказаться предатель...



На мой взгляд, "Тени над Камелотом" - одна из самых красивых кооперативных игр. В коробке вы найдёте множество компонентов: кубики, фигурки, более 160-ти карт, игровые поля, картонные мечи, памятки игроков, буклет правил и книгу квестов. Качество изготовления и полиграфии - выше всяких похвал. Это именно та, "старая школа времён BattleLore", когда карты имели фактуру "лён", на фигурки не жалели пластика, а картон и краски использовались самого высокого качества. Увы, сейчас подобное качество - большая редкость...



Правила разделены на две книги: краткий справочник по действиям игроков и подробное описание квестов. Пусть вас не пугает объём информации - игра несложная, и буквально со второй партии вам справочный материал не понадобится.



В игре может принять участие до семи игроков, и каждый получит свою роль. Справочные листки двусторонние. С одной стороны планшета изображён рыцарь Круглого стола, указаны его индивидуальные свойства, приведена памятка по возможным действиям, перечислены условия победы и поражения, отмечены возможности артефактов. Каждый рыцарь имеет свой цвет,



... в который выкрашена подставка его фигурки. Все миниатюры высоко детализированы, каждая индивидуальна, поэтому потерять своего подопечного среди соратников невозможно.



Соответствующий окрас имеет и шестигранный кубик, использующийся для индикации жизненных сил персонажа. Красный восьмигранник (единственный кубик, который будут бросать игроки во время игры) указывает мощность катапульты.



Итого, каждый рыцарь получит набор, состоящий из кубика, фигурки и карточки своего цвета. Обратите внимание, как стильно смотрится комплект.



С обратной стороны каждого планшета приведена одинаковая для всех персонажей памятка предателя. Количество действий данного персонажа, увы, невелико…



В борьбе со злом доблестным рыцарям помогут магические артефакты, спрятанные в различных уголках королевства. "Меч Экскалибур", "Святой Грааль" и "Броня Ланселота" - искусно сделанные фигурки с высокой детализацией.



Замок подвергнется атаке двенадцати катапульт, а на берег Англии высадятся по 4 представителя Саксонцев и Пиктов.



16 рыцарских мечей размещаются на Круглом столе замка Камелот и символизируют победы сил добра (белая сторона) или зла (чёрная сторона). Эти тайлы игроки будут зарабатывать во время выполнения квестов.



Замок Камелот и его окрестности (пять локаций). Слева и справа - земли Саксонцев и Пиктов, сверху - арена сражения с Чёрными рыцарями, по центру - поле для катапульт. Внутри самого замка располагается Круглый стол, две колоды карт и место сбора рыцарей.



Помимо основного поля, игрокам предстоит решить три дополнительных квеста для получения реликвий. Каждая локация оформлена в виде индивидуального планшета с соответствующими картинками.



Квесты бывают групповыми и индивидуальными. Количество кружков на планшете указывает число фигурок, которые могут одновременно находиться в данной локации. Например, отправиться добывать "Меч Экскалибур" или "Святой Грааль" смогут все рыцари.



Зато сражаться с Чёрными рыцарями на турнире основного поля или искать "Броню Ланселота" можно только в одиночку. В каждой локации приведены две пиктограммы: на чёрной указан штраф, налагаемый на рыцарей в случае их поражения, а на белой - приз в случае победы сил добра.



Выступить против Дракона рыцари могут всемером. На возможное количество участников квеста указывают медальоны, изображённые на планшете локации. Например, в случае победы "Дракона" игроки получат 2 белых меча, 7 белых карт и по 2 пункта жизни каждому здравствующему рыцарю.



По завершении (или проигрыше) квеста, поля "Меч Экскабур" и "Святой Грааль" переворачиваются на обратную сторону. Это означает, что отныне каждая чёрная карта, которую необходимо будет разместить в данную локацию, сбрасывается, а игроки обязаны выставить одну катапульту к стенам замка.



В игре используются три колоды карт, отличающиеся рубашками. Белая колода предназначена рыцарям, чёрная - силам Зла, а зелёная определит характер персонажа.

Начнём с самой маленькой (зелёной) стопки.



Игрок может выступить на стороне Добра (левая карта) или стать предателем (правая). Всего 8 карт ролей, среди которых - единственный предатель.



Чёрные карты бывают трёх типов: специальные, вызывающие определённые события и отмеченные особым значком (нижний ряд); квестовые карты, размещаемые на соответствующих полях (две левые карты верхнего ряда); Саксонцы и Пикты: каждая карта выставляет на поле соответствующую фигурку (три правых карты верхнего ряда).



Квестовые карты локаций "Чёрного рыцаря" (внизу) и "Дракона" / "Брони Ланселота" (сверху) имеют числовые значения, используемые для подсчёта сил агрессоров.



Белые карты также бывают специальными и квестовыми, по аналогии с чёрными. Область применения каждой карты легко определить по специальному значку, совпадающему с пиктограммой локации.



На "боевых" картах указана сила подразделения и приведены значки локаций, в которых данных воинов можно использовать.

Хочу отметить, что игра очень дружелюбна к игрокам и имеет множество подсказок. Знание языка требуется минимальное - во время игры необходимо прочесть текст специальных карт и учесть индивидуальные свойства персонажей.
Как видите, компонентов множество, и их обзор занял солидную часть текста. Могу Вас успокоить, рассказ об игровом процессе не займёт много времени...

У стен Камелота.




Перемешайте зелёные карты ролей, каждый игрок получает одну карту и держит её втайне до конца игры (или до особых событий). Вручите каждому рыцарю планшет персонажа, соответствующие ему кубик и фигурку. Кубик располагается цифрой "4" вверх - это стартовая жизненная сила героя. Все игроки получают по одной карте "Мерлина" и по пять случайных белых карт.



Фигурки выставляются на игровом поле вокруг Круглого стола. Колоды белых и чёрных карт размещаются картинкой вниз в соответствующих локациях, поля квестов располагаются неподалёку, на них выставляются фигурки реликвий.



Перед началом игры с белой колоды снимаются карты по числу игроков и открыто выкладываются на Круглый стол. Эти карты рыцари должны распределить между собой в любой пропорции.

Примечание: несмотря на то, что игра коллективная, игрокам запрещается делиться информацией о картах на руках. Можно сообщать об этом только намёками. Также запрещено обмениваться и передавать карты друг другу.

По традиции, первым ходит игрок, выступающий за Короля Артура (красная фигурка), далее - по часовой стрелке.



Ход состоит из двух событий: снимается карта с чёрной колоды, затем рыцарь выполняет одно действие. Оба события обязательные.

Чёрные карты, как я упомянул ранее, используются в зависимости от их типа. Квестовые немедленно применяются на соответствующем поле, а специальные вызывают определённые события. Например: карта Гиневра предписывает всем рыцарям вернуться обратно в Камелот. Если при этом рыцарь выполнял соло квест, то все сыгранные им белые карты уходят в сброс.

Отменить действие специальной чёрной карты можно, сыграв трёх Мерлинов. Добрый волшебник отправляет нежелательную карту в сброс.



Обычная чёрная карта немедленно применяется на поле с квестом. Например: в случае с "Мечом Экскалибур" чёрная карта передвигает фигурку реликвии на одну позицию к тёмному берегу. Как только меч достигнет последней позиции на треке Тёмных сил, квест считается проигранным, реликвия выбывает до конца игры, применяются штрафные санкции к игрокам, а поле переворачивается.



В случае со "Святым Граалем" чёрная карта размещается справа на треке и постепенно заполняет свободные ячейки. Как только всё поле заполнится чёрными картами, квест считается проигранным, и поле переворачивается.

Карты Саксонцев или Пиктов предписывают выставить в соответствующую область основного игрового поля одну фигурку захватчика. Как только все свободные области (а их четыре) будут заполнены фигурками, происходит бой (о силах рыцарей я расскажу далее). В случае победы рыцари получают приз, при поражении - штраф. При любом исходе фигурки и противостоящие им белые карты снимаются с поля.

Если с колоды снята карта "Чёрного рыцаря" или "Ланселот/Дракон", то её можно не показывать остальным игрокам и разместить картинкой вниз в соответствующую область квеста на основном поле (игрок при этом получает одну белую карту). Если данный тип карты размещается открыто, то бонусной карты игрок не получает.

Как только все поля будут заполнены, происходит бой по аналогии с Саксонцами и Пиктами. Аналогично ведутся бои с Драконом и за обладание "Бронёй Ланселота".



Вместо того, чтобы снимать карту, игрок может выставить к стенам Камелота одну катапульту. Всего перед замком может находиться 11 катапульт, двенадцатая возвестит о падении Камелота и окончании игры.

Можно не выполнять перечисленных выше действий, но тогда рыцарь обязан пожертвовать один пункт жизни. Таким образом, игрок ограждает Камелот от вторжения Чёрных сил.

После распределения карт рыцарь выполняет одно действие. Начнём с перемещения по локациям.

Передвижение в пределах игрового поля - бесплатно, а отправиться в отдельную локацию стоит одно действие. Примечание: сэр Тристан имеет свойство, позволяющее ему перемещаться в любую локацию без затраты действия.



Прибыв в локацию, игрок может сыграть белые карты для решения квеста и получения реликвии. Например: в случае, если рыцари разместят все белые карты в локации "Святого Грааля", они получат соответствующий артефакт и вознаграждение (поле при этом перевернётся). Белые карты могут удалять с трека чёрные и наоборот - при встрече двух концов цепочки обе карты уходят в сброс.
Святой Грааль очень полезен и позволяет один раз за игру воскресить одного убитого рыцаря. Артефакт получает игрок, завершивший квест.



Находясь в замке, можно сразиться с катапультами, сыграв любое количество белых карт с числовым значением. Затем бросается восьмигранный кубик, и, если результат броска превышает сумму чисел на картах, то рыцарь теряет пункт жизни. При поражении от стен убирается одна катапульта.



Помните, что в случае, когда на чёрной карте указаны числа, игрок кладёт эту карту в зону "Чёрного рыцаря", "Дракона", "Брони Ланселота" (по обстоятельствам)? На турнире рыцарь Камелота обязан собрать комбинацию числовых карт (различна для каждой из трёх локаций).  При этом за одно действие можно выложить только одну белую карту.

Как только заполнится ряд чёрных (или белых) карт, квест активируется. Не успели сложить к этому моменту комбинацию белых?! Вы проиграли, и "небесные" кары обрушатся на вашего рыцаря по пути в Камелот. Выиграли - получите приз. В любом случае, после завершения квеста все карты сбрасываются, и приключение начинается по-новой. Например: на турнире с Чёрным рыцарем необходимо собрать две пары одинаковых числовых карт.
Кстати, "Броня Ланселота" позволяет снимать две чёрных карты, использовать одну из них, а вторую положить под низ стопки. Поэтому есть смысл побороться за эту реликвию…

Аналогичные события происходят и в локации с варварами - там защитникам замка необходимо выложить ряд карт от "единицы" до "пяти" по возрастающей. Если рыцари успевают сделать это до того момента, как на границе появятся 4 фигурки воинов, то квест считается выполненным. В противном случае - проигрыш и возвращение в Камелот.

Самое главное правило - по завершении квеста все карты и фигурки удаляются из локации (рыцарь отправляется в замок, а варвары - в запас).  Если локация одноразовая, то планшет переворачивается.



Полученные призы распределяются среди рыцарей, а мечи размещаются на Круглом столе. Как вы помните, в случае провала защитники Камелота получают чёрный меч, который также размещается на столе.

Рыцари способны излечивать себя, сбрасывая в свой ход три одинаковых карты в качестве действия. Помимо этого, можно уличить предателя, но не ранее, чем на стол будет выложено 6 мечей (либо у стен будет стоять 6 катапульт). Если обвинение верно, то предатель переворачивает один белый меч на чёрную сторону, забирает фигурку с поля и в свой ход может либо сбросить одну любую карту у любого рыцаря, либо выставить к стенам одну катапульту, либо открыть одну чёрную карту. За верное обвинение рыцари получают один белый меч. Если обвинение ложно, то на стол выкладывается чёрный…



Со временем мечи заполняют всё свободное пространство. Как только на стол выложено 7 и более черных мечей - игра проиграна и предатель победил. В противном случае победили рыцари Круглого стола, а зло навсегда покидает старую добрую Англию.

Собрав 12 мечей.




Надеюсь, что я не отбил у вас желание сыграть в эту замечательную игру своим чересчур длинным обзором. В действительности, игра несложная, правила логичны и понятны, а атмосфера надолго останется у вас в памяти. Ко всему прочему, "Тени над Камелотом" с уверенностью можно назвать самой красивой семейной игрой, в которую можно сыграть как с детьми, так и с друзьями. И уровень подготовки здесь не имеет значения - собирать простые карточные комбинации в локациях сможет даже новичок.

Итак, игроки отправляются в локации и стараются собрать там карточные квесты. По сути - это простейший набор сетов, которые необходимо коллективно сложить из белых карт. После этого либо получаете приз, либо наказание - по обстоятельствам. Предатель старается усложнить решение квеста и всячески мешает игрокам. Но простейшие карточные игры преподнесены, как сражение с силами зла, великолепно оформлены, для игроков созданы легенды и соответствующая атмосфера. И… это срабатывает! Вы полностью погружаетесь в игру и ощущаете атмосферу приключений. Безусловно, всё это - заслуга дизайнеров и разработчиков. Не зря у игры множество наград…

Для того, чтобы разобраться в несложных правилах, рекомендую прочесть оба буклета, а затем… воспользоваться краткой справкой по игре, прикрепленной к обзору. Автор документа, к моему глубокому сожалению, неизвестен, но его труд заслуживает самой высокой похвалы - две объёмных книжки сведены в один буклет, и все действия "разложены по полочкам". Лично я распечатал этот листок и раздал всем игрокам. Буквально после второго хода вопросов не возникало… Настоятельно рекомендую и вам так сделать.

Но есть у игры и своеобразный "недостаток" - она, действительно, простая и семейная. Поэтому для опытных игроков, скорее всего, будет неинтересна. Зато если вы хотите провести время в семейном кругу и подключить ребёнка к игре - лучшей кооперативной игры вам не найти. Спокойное течение событий, великолепное (не побоюсь в очередной раз написать это слово) оформление и атмосфера приключений - всё это есть в "Камелоте".

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (12)
Точно не помню, где в правилах, играл пару раз.. Но в свой ход можно положить черную карту лицом вниз и взять одну белую или лицом вверх и белую не брать. P.S. Или нам не правильно объяснили правила
Ренат   |   25.09.13
Таким образом можно положить только чёрную карту с числовым значением Lancelot/Dragon, Black Knight. В таком случае игрок получает 1 белую карту. Данный тип карт можно положить и картинкой вверх, тогда игрок белую карту не получает. Все остальные карты необходимо играть открыто.
Gravicapa   |   27.09.13
Сорь, читал на работе, значит не заметил
Ренат   |   30.09.13
Ничего страшного, лучше лишний раз заострить внимание на спорных вопросах ;) Я иногда обзоры пишу на работе - так такого понапишу, что потом сам удивляюсь.
Gravicapa   |   30.09.13
Спасибо за обзор! Зная похвальную любовь автора к исправлению предательски вкрадывающихся ошибок, сообщаю, что один раз за обзор рыцари вступают в борьбу с "Пихтами" (видимо, вересковый мед ударил им в голову). Прямо над той фотографией, которая прямо между двумя локациями Грааля.
Игорь   |   17.11.13
Спасибо за поправку! Приятно, когда на ошибки указывают с юмором :) Исправил.
Gravicapa   |   17.11.13
Подниму тему: Если обвинение в предательстве ложно, то один белый меч ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ на черную сторону. А если обвинение истинно, то да - белый докладывается на стол.
J.Lynx   |   16.12.14
Да, всё верно, спасибо, поправил.
Gravicapa   |   16.12.14
Александр, если сравнивать с Андором, что, на твой вкус лучше пойдет 1. в кругу семьи 2. в компании игроков Андор играли. Все как ты описал, но интерес к игре пропал после двух провалов третьей миссии. Не то, чтобы смутила неудача. Просто дальше играть охота прошла.
Андрей   |   17.03.15
Это абсолютно разные игры :) Камелот - это коллективный пасьянс, замаскированный под приключения. Но основа игры - сбор различных сетов. Андор - по-сути приключенческая игра с героями, выполняющими задания. Невозможно сказать, что пойдёт лучше в каком кругу - у кого какие предпочтения. ;)
Gravicapa   |   18.03.15
Могу внести свою лепту в исправления? :) Неверно написано про начало игры. Карты берутся не из колоды, а каждый игрок выбирает одну из своих. «At the start of the game, in a gesture of the collaboration to come, each player must select one White card from hand and place it, face up, on the Round Table.»
Наталья   |   13.12.15
Не можно, а нужно :) Только я давно не играл и правила подзабыл - подскажите какой конкретно текст в обзоре надо подредактировать? А то я бегло по тексту прошёл - всё, вроде бы правильно :)
Gravicapa   |   13.12.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр