Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Прогресс. Череда открытий

Обзор № 941 от 14.08.2015, 12660 просмотров
Достижения научно-технического прогресса в течение нескольких тысячелетий превратили каменный топор, которым древний человек бросал в пролетающих мимо диких птиц, в удобный и стильный планшет, с его помощью современный homo sapiens продолжает охотиться за злобными пернатыми. Благодаря технологиям  мир вокруг нас постоянно меняется к лучшему. Неизменным остаётся лишь стремление придумать нечто необычное, способное в очередной раз удивить соотечественников и вызвать их восхищение. Сегодня на Розовом диване – всёизобретательная настольная игра Прогресс (Progress: Evolution of Technology).


К сожалению, у прогресса существует и обратная сторона «медали», столь нелицеприятная, что о ней предпочитают умалчивать. Автомобили отравляют воздух, атомная энергия вызывает мутации, генная инженерия ведёт к непоправимым последствиям... Стремясь за прогрессом и создавая новый мир, мы забываем о первозданной природе, которая некогда была нашим домом. 

Волею судеб, единственная надежда на спасение вновь в руках учёных, которые разрабатывают альтернативные источники энергии и стараются минимизировать вред, наносимый нашей планете. Время покажет, чем закончится эта «технологическая гонка», а пока взглянем на историю становления человечества сквозь призму правил настольной игры.


Внутри стандартной коробки от издательства «Мир Хобби» располагается солидная стопка карт, россыпь жетонов, горсть деревянных кубиков, несколько планшетов и справочных листов, а также наставления начинающему учёному. Свободное место наполнено атомами прогрессивной энергии, которые пригодятся вам в нелёгком деле развития цивилизации.


Трек могущества (победных очков) ничем не примечателен: одна его сторона предназначена для одиночной игры (на фотографии), обратная используется в стандартном противостоянии против соперников. Индивидуальная шкала прогресса выполнена оригинальным способом – ячейки вырублены в картоне, что позволяет зафиксировать маркеры на дорожке. 


Сами маркеры выполнены из дерева – 30 чёрных используются при разработке технологий, а цветные поступят в личное распоряжение игроков. В «состязании умов» может приять участие до пяти учёных, каждый из которых получит по 14 кубиков.


56 картонок знаний пригодятся для очередного прорыва в одном из трёх направлений: техника, наука, культура. Общие знания являются своеобразным «Джокером» и заменят любой из трёх типов жетонов.
Продвигаясь вперёд по научно-технической лестнице, вы будете переходить от эпохи к эпохе. Всего 11 жетонов, дающих возможность использовать карты из очередной колоды. Также эти кругляшки приближают вас к победе.


Основа игрового процесса – 184 карты технологий, разделённые на три эпохи. Пусть вас не смущают столь солидные стопки, все они используются лишь при игре полным составом.


В правой нижней части картинки указано количество учёных, при котором данная карта задействована в игре. Например, при игре втроём где-то четверть каждой колоды остаётся в коробке.


Для удобства, каждая эпоха выделена своим цветом. Структура использованных в игре карт идентична: в левом верхнем углу указан тип технологии, под ним – бонусы, приносимые картой при её исследовании, ещё ниже – жетоны, получаемые игроком при сбросе карты. В выделенном блоке нижней части перечислены условия активации. 


Название технологии и центральная картинка носят информативный характер и призваны создать атмосферу. Кстати, по необъяснимой причине дизайнеры выбрали исключительно тёмную цветовую гамму, что, порой, затрудняет чтение текста.


На двусторонних памятках приведены краткие правила и даны расшифровки навыкам, указанным на планшете игрока. Как видите, все возможные действия умещаются на лист бумаги скромных размеров.


Также в распоряжении каждого учёного окажется памятка по развитию технологий – здесь перечислены основные цепочки, позволяющие экономить жетоны знаний.


В коробке вы также найдёте несколько дополнений, которые издатель добавил к базовой игре. 16 карт достижений вводят в игровой процесс отдельную колоду, позволяющую соперникам, не тратя действие, получать бонусы. 


Выдающиеся личности дают оппонентам индивидуальные преимущества во время игрового процесса, а также определяют очерёдность вступления в игру.


С наступлением эпох соперники могут заменять философов на учёных, а тех, в свою очередь, на творцов, получая при этом дополнительные бонусы.


Если вы профессионал своего дела, то используйте колоду четвёртой эпохи по стандартным правилам. Данная стопка удлиняет игру, но позволяет развивать технологии третьей эпохи, меняя тем самым, стратегию.

Чтобы  сегодня изобрести


Подготовка к партии не займёт много времени. Сформируйте, согласно количеству учёных, стопки эпох, раздельно перемешайте их и расположите в центре стола картинкой вниз. Неподалёку разместите планшет могущества, выставьте на его стартовую позицию цветные маркеры игроков. Чёрные кубики, жетоны знаний и эпох формируют общий резерв.


Учёный муж берёт себе лист с деревом технологий, памятку,  индивидуальный планшет и цветные маркеры своего цвета. В начале игры оппоненты получают определённое правилами количество карт первой эпохи из общей стопки.


Маркеры выставляются на начальные позиции треков индивидуального планшета. Каждая горизонтальная строка отражает возможности, доступные учёному в данный момент времени.


Безусловно, каждый трек можно «прокачивать» при помощи технологий, перемещая маркер справа налево. Так, например, в начале партии учёному доступно лишь два действия, количество которых можно увеличить до пяти. Повторюсь, прорубленные отверстия очень удобны, хоть и не позволяют переносить планшет с места на место.

Соперники ходят по очереди и в свой ход выполняют желаемые действия (их количество регламентируется положением маркера на планшете), во время которых можно обновить карты на руке, исследовать, разработать или сбросить технологию, продвинуть кубики по трекам индивидуальных планшетов. 


Каждая карта, как вы помните, принадлежит к определённому типу технологии: культура, техника, наука. Во время партии рекомендуется размещать карты столбиками перед собой в соответствии с их типом. Обратите внимание: аналогичные значки указаны в бонусном столбике слева – при открытии технологии игрок получает соответствующий жетон, который может использовать при последующей активации карт. Сбросив карту (без применения её свойства), можно получить «Джокеры» в количестве, указанном в нижнем левом углу картинки.


Итак, ход учёного начинается с фазы «разработки» – с выложенной ранее карты технологии снимается один чёрный маркер. Если все кубики удалены, технология считается открытой, и её можно выложить перед игроком, получив бонусы.

Чтобы понять смысл этого действия, необходимо «забежать» вперёд и перейти в следующую фазу «действий», в которой играются карты с руки. Можно выложить технологию в «разработку», положив на карту маркеры «исследования». Количество возможных карт и число маркеров определяется планшетом игрока. Изначально разрешено иметь только одну карту в «разработке», и лежать на ней будет 4 маркера «исследований». Как вы помните, перед началом очередного хода учёный удаляет один кубик с карты – чем меньше кубиков, тем быстрее вы получите технологию в личное распоряжение.


Если у вас есть жетоны знаний либо развитая предыдущая технология (смотрите справочный лист дерева исследований), то технологию можно немедленно исследовать, выложив карту перед собой. При этом жетоны знаний переворачиваются на обратную сторону (они будут введены в игру только в начале вашего следующего хода). Условия активации карты указаны в нижнем блоке.


Например, для активации алфавита необходимы либо два жетона науки, либо ранее исследованная карта письменности. Не забывайте об общих знаниях – их можно задействовать для развития любого типа технологии.

Активировав карту, учёный немедленно получает бонус. В нашем примере – жетон науки, который можно использовать немедленно для исследования следующей карты. Не забывайте, что количество доступных действий регламентируется планшетом!


Продвижение кубиков по трекам возможно при открытии некоторых технологий. Например, земледелие позволит иметь не одну, а две карты в «разработке», …


… а также продвинет на одну позицию маркер по строке «население» на планшете могущества. Положение кубиков на данном планшете в конце игры принесёт победные очки.


Некоторые технологии позволяют получить жетон «эпохи», данные маркеры делают доступными колоды последующих эпох для всех учёных. По условиям игры для начала следующей эпохи оппонентам необходимо собрать указанное в правилах количество жетонов (учитывается общая сумма). Учтите, что при наступлении третьей эпохи все карты первой эпохи, находящиеся на руках у игроков, а также в «разработке», немедленно сбрасываются без применения их эффекта.


Безусловно,  руку необходимо пополнять и обновлять. Это можно сделать во время добора, сброса или перетасовки карт. Все эти возможности регламентируются положениями маркеров на треках индивидуального планшета. 

Как только перед соперниками будет выложено указанное в правилах количество жетонов активной эпохи (при стандартной игре втроём – два маркера с римской цифрой III), партия завершается, и наступает итоговый подсчёт очков.


Соперники зарабатывают очки, в зависимости от положения на треке могущества. Например, жёлтый учёный получает 10 очков за трек престижа, 5 – за население (так как делит 2 и 3 место с белым игроком) и 12 за армию. Всего – 27 очков.


К ним прибавляются сумма символов «арфы», расположенных слева от маркера. В нашем примере – всего 6 очков. Также учитываются победные очки, указанные на картах исследованных технологий. Итоговая сумма определяет победителя – самого учёного мужа из всех светил науки. Ему вручается памятная карпускулярная модель атома.

Пронзив пространство и время


«Прогресс» понравится поклонникам карточных пасьянсов без взаимодействия между соперниками. Это размеренная и спокойная игра, в которой всё будет зависеть от действий игрока и умелого использования карт технологий. Помешать вам в осуществлении планов никто не сможет, равно, как и вы будете не в силах оказать хоть какое-то влияние на «государство» оппонента. Единственный момент, который позволит нарушить планы соперника – досрочное завершение игры благодаря активации карты с маркером текущей эпохи. Других способов повлиять на противников нет.

Партии протекают размеренно – приготовьтесь к длительному ожиданию, во время которого оппоненты будут раздумывать над применением своих карт. Причём, чем дальше, тем времени на размышления будет уходить больше – при увеличении количества «добора» и «перетасовки», а также числа доступных действий, возможности игрока существенно расширяются, увеличивая время на принятие решения. 

Оформление игры, к сожалению, выполнено в излишне тёмных тонах, что мешает чтению текста. При этом иллюстрации красивые и к месту – создаётся ощущение, что вы летите на машине времени сквозь эпохи, наблюдая за научными открытиями. Спокойная, умиротворённая атмосфера…

Для поклонников неспешных и размеренных пасьянсов без взаимодействия между игроками. На мой взгляд, это игра лучше всего подойдёт для двух, максимум – трёх соперников.

Игра предоставлена для обзора магазином "Hobby Games", продавцы которого проконсультируют и помогут в выборе интересующего вас товара.
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр