С самого рождения мы стараемся узнать как можно больше об окружающем мире. К сожалению, полезная информация довольно часто скрыта в разных источниках, и для расширения кругозора необходимо проанализировать огромное количество книг, по крупицам собирая необходимый материал. Сделать это сложно даже взрослому, не говоря уже о ребёнке, у которого желание провести время с друзьями на улице главенствует над любой «домашней» альтернативой. Каким же образом привлечь ребёнка к изучению «научных трудов»? Сделать это очень просто – проведите с ним и его друзьями викторину…
Тематических викторин существует великое множество от разных производителей – это универсальный вариант для семейного времяпрепровождения, поэтому данный тип настольных игр можно встретить в любом детском магазине. Компания «
Степ Пазл» выпускает более десяти наборов различных направлений: астрономия, химия, математика, география, мир животных и растений…
Сегодня я расскажу о викторинах «Случайное число» и «Вокруг света». Забегая вперёд, отмечу, что моя жена использовала карточки из этих комплектов для новогодних викторин. Всем очень понравилось.
Вокруг света.
Викторины серии «Твой кругозор» выпускаются в больших стандартизованных коробках с ярким оформлением. На крышке указано направление набора, который вы держите в руках (в данном случае мы будем изучать географию).
Внутри, в пластиковом органайзере вы найдёте комплект карточек для викторины, горсть жетонов, россыпь фишек, кубик, игровое поле, буклет с пояснениями и сопутствующие материалы.
Викторины серии «Твой кругозор» позиционируются как «учебные игры», поэтому учителя начальных классов вполне могут использовать эти коробочки для внеклассных занятий в качестве пособий. На мой взгляд, с помощью игр-викторин можно проводить полноценные уроки (родителям на заметку). Взять, например, выпуск «Вокруг света».
Так как мы будем изучать географию, то карты материков нам не помешают. Проводим, например, викторину по Африке – кладём в центр яркий лист с соответствующим изображением, дети отвечают на вопросы и попутно показывают ответы на настоящей карте. Чем не урок географии, но… в игровой форме!
Основа любой викторины – вопросы с несколькими вариантами ответов. В данном случае вопросы разбиты на шесть тем в соответствии с континентами (более 100 карточек). Выбор активной темы можно проводить по результатам броска кубика.
В каждой карточке - три вопроса, правильные ответы на которые приведены внизу. Все задания имеют сквозную нумерацию – вы можете отобрать первые десять номеров, провести «блиц» викторину (например, вечером перед сном), а на следующий день взять следующие десять карточек и так далее. Таким образом, исключаются повторения вопросов.
Задания содержат также вопросы по животному миру и интересные факты, связанные с открытием данного материка.
Для ответов используются картонные кругляшки с буквами, а победные очки отображены на жетонах. Диски односторонние, что позволяет проводить закрытое голосование и хранить свои достижения втайне.
Фишки и шестигранный кубик с точками – неотъемлемые спутники практически любой викторины. Несмотря на то, что фигурок всего 6, викторину без труда можно проводить даже с классом – жетонов хватит на всех, а победителя определит итоговая сумма призовых балов.
Помимо обычной викторины, авторы предлагают самым юным географам сыграть в игры типа «мемори», используя картонные тайлы с тематическими рисунками.
Предметы разбиты на пары по морской тематике и отмечены цветами и номерами. Ребёнок может расширить свой кругозор и речь, объяснив связь между двумя карточками. Например: «Спасательный жилет» и «Спасательный круг» используются в экстренной ситуации для спасения жизни пассажиров корабля.
Либо сыграйте в стандартную «мемори» - ищите парные картинки и объясняйте, что их объединяет (развитие кругозора и памяти)…
В коробке также лежит складное игровое поле, призванное привлечь совсем маленьких путешественников к игровому процессу. На одной стороне напечатана игра в стиле «кинь-двинь», но с тематическими пояснениями. Вы не просто передвигаете фишку, но и «привязываете» своё месторасположение к реальным географическим местам.
Можете комбинировать карточки викторины и передвижение: например, за правильный ответ игрок получает либо призовой жетон, либо возможность повторного броска кубика. Одним словом, проявляйте фантазию…
Обратная сторона необходима для наглядного представления продвижения игроков к пьедесталу во время викторины. Ведущий задаёт вопросы и раздаёт победные очки (за первый вопрос - 1, за второй – 2 и затем – 3).
Для продвижения к центру на одну клетку необходимо потратить 7 очков (элементы математики). Мы играли всей семьёй с родителями (6 человек) без поля, просто отвечая на вопросы и зарабатывая победные очки.
Безусловно, трек создаёт азарт, а также удерживает внимание ребёнка. Поэтому если вам ещё нет восьми лет, то поле пригодится, в остальных случаях рекомендую играть просто «на результат» - и место за столом существенно сэкономите, и викторину в гости возьмёте (понадобится лишь стопка карт).
Случайное число.
За математику порой усадить ещё сложнее, чем за другие науки. «Сухой» язык цифр и уравнений - на любителя, поэтому викторина по столь сложной науке вызвала мой неподдельный интерес.
Внутри коробки типовой органайзер, в котором лежат уже знакомые нам карточки для викторины, фишки, жетоны, кубик. Появились новые картонки большого размера и проверочные планшеты.
Фишки слегка изменили тон цвета (что позволит объединить обе викторины и задействовать на треках до 8 фигурок), кубик также «преобразился».
Жетоны победных очков можно использовать в обоих вариантах игры, кругляшков с цифрами в "математической" викторине огромное количество…
Так как мы изучаем операции с числами, то карточки предметов и задания, связанные с ними, также соответствуют новым требованиям. Игрокам необходимо «купить» спортивный инвентарь, используя изображённые на тайле монеты.
Каждой «цене» соответствует своя «денежная» карточка. Суммируем номиналы и получаем результат – кто быстрее выполнит задание, тот получает приз…
Карточки стандартной викторины имеют сквозную нумерацию, разделения на разделы нет. Над ответами на некоторые вопросы поломает голову даже взрослый, не говоря уже о ребёнке. Понравились вопросы на внимательность, например: «сколько граней у незаточенного шестигранного карандаша».
Помимо вопросов викторины, в комплекте вы найдёте множество карточек с оригинальными и поучительными заданиями – шикарная подборка из некогда опубликованных книг Я.И. Перельмана по занимательной математике и физике. Обратите внимание на квадратную прорезь...
К набору заданий прикладывается «волшебный» планшет, содержащий ответы на все вопросы. Достаточно совместить карточку и планшет особым образом…
… и в квадратной прорези появится правильный вариант ответа. Прямо волшебство какое-то. В отличие от викторины, эти карточки можно давать ребёнку для самостоятельного решения. Я уже второй вечер разгадываю головоломки – очень увлекательно…
Четыре отдельно лежащие цветные карточки содержат задания на внимательность и оптические иллюзии (комплект используется совместно с игровым полем).
Поля в игре позволяют сыграть в оригинальную «математическую» ходилку в стиле «кинь-двинь», в которой от соперникам потребуются навыки устного счёта.
А также игровое пространство для проведения викторины по перфорированным карточкам.
Расширив кругозор.
Перед нами комплекты «три в одном»: пособия по проведению дополнительных уроков по математике и географии, увлекательные семейные викторины и подборка оригинальных головоломок для всех возрастов. На мой взгляд, подобные комплекты просто обязаны быть в школах – детям гораздо интереснее познавать окружающий мир в игровой форме, нежели вдумчиво листать учебники. Серия «Твой кругозор» от издательства «
Степ Пазл» идеально подходит как для развлекательного времяпрепровождения в кругу семьи, так и для серьёзного изучения профильных предметов в начальной школе.
Судя по качеству подобранного материала, осмелюсь предположить, что издателю помогал человек с педагогическим образованием – вопросы интересные, задания развивают как логическое, так и пространственное мышление, ошибок в ответах я не заметил. К сожалению, на картах материков есть опечатки, касающиеся временных дат, будьте внимательны!
Отличные игры для развития кругозора у ребёнка, да и взрослым будет интересно «освежить» память и «блеснуть» своими познаниями. Настоятельно рекомендую серию «Твой кругозор» для детей в возрасте от семи до десяти лет. Педагогам начальной школы также стоит обратить внимание на данные коробочки – перед вами практически готовые внеклассные уроки в игровой форме с подобранным и распечатанным методическим материалом.
Игры предоставлены для обзора крупнейшим российским производителем пазлов и настольных игр - компанией
Step Puzzle.