Восстание беглых рабов под предводительством Спартака оказало существенное влияние на жизнь и политику Рима и оставило неизгладимый след в мировой истории. Имя Спартака до сих пор ассоциируется с силой, непокорностью и боевой мощью. В 2010 году телеканал "Star" выпустил на экраны сериал "Спартак: Кровь и песок", в тринадцати сериях повествующий о жизни гладиаторов и интригах римской знати. По мотивам данного сериала была создана настольная игра, о которой я сегодня расскажу.
Вначале несколько слов о сериале, в котором исторической составляющей уделено не так много места, зато гладиаторские бои и личная жизнь римских богачей показаны с особым шиком. Если вы до сих пор не смотрели кинофильм, рекомендую это сделать исключительно взрослым составом, так как по экрану льются моря крови, а нравы римских Dominus могут вызвать шок.
При этом режиссёр смог вложить в своё творение столько интриги, предательства и эмоциональной составляющей, что оторваться от экрана практически невозможно. Отличная игра актёров, безупречная постановка поединков, продуманные сцены... Лучше посмотрите сериал, так как передать это словами невозможно. Интересно, что ждёт нас в игре...
Внутреннее убранство коробки достойно отдельного внимания. Все карты без труда помещаются в отделения даже в протекторах, удобные выемки, сделанные с двух сторон, позволяют без труда извлекать колоды. В центре - арена для кубиков, которую можно использовать во время игры, бросая шестигранники в углубление. Две емкости сохранят многочисленные жетоны, а в оригинальном прямоугольном углублении закреплены фигурки гладиаторов. Именно закреплены, так как каждая подставка помещается в индивидуальный паз - впервые вижу подобное... Эффектно и удобно.
Это ещё не все "чудеса". Планшеты игроков и поле вставляются в ограничители и плотно "запечатывают" отделения органайзера. На мой взгляд - перед нами эталон...
Множество "золотых" монет используются игроками для покупки рабов, снаряжения, а также для подкупа. Во время боя гладиаторы могут получать ранения (красный жетон) или одерживать победы, тем самым зарабатывая своему хозяину честь и славу (зелёные жетоны).
Распорядитель игр обладает определённым статусом, позволяющим повелевать жизнями гладиаторов.
Четыре Доминуса могут принять участие в гонке за властью, каждый выставит на поле гладиатора из своей школы. Фигурки изначально не принадлежат ни одному из домов и сами по себе не имеют никаких свойств, но во время игры сменить хозяина пластиковый гладиатор не может.
Бой на арене всегда сопряжён с риском, а результат поединка прогнозировать достаточно сложно. Поэтому передвижения, атака и защита будут регламентироваться россыпью шестигранников трёх цветов, по восемь кубиков каждого цвета.
Внимание! В следующих двух абзацах изложены некоторые события сериала. Если вы ещё не смотрели этот фильм, то ограничьтесь просмотром фотографий - в тексте перечислены ключевые события из жизни героев.Начало спойлера.
В сериале "Кровь и песок" основное противостояние происходит между домами Батиата и Солония. В конечном итоге победил Батиат, отправив своего соперника на гладиаторскую арену, где Солоний был убит в бою.
Соперники возьмут под управление один из четырёх домов (выступят в роли Доминусов) и получат индивидуальный планшет, маркер для трека престижа и три жетона голосования. Каждый дом индивидуален, имеет свои специальные свойства и стартовые бонусы. Отмечу, что, согласно событиям сериала, Солоний был богаче Батиата, да и рабов у него было больше. При этом коварство Батиата не знало границ. Всё это отражено в свойствах на планшетах. Кстати, Батиат был убит рабами в собственном доме в конце первого же сезона...
Другие два дома держат под контролем Туллий и Глабр. Туллий - знатный и влиятельный человек Капуи, закончивший свою жизнь, будучи замурованным по приказу Батиата в стену гладиаторской арены. Гай Клавдий Глабр - амбициозный посланник римского сената, пленивший Спартака и желающий поскорее с ним расправиться. Но судьба распорядилась иначе, и Глабр пал от меча Спартака в заключительной десятой серии второго сезона "Спартак: Месть".
Конец спойлера.В игре используется два типа карт: рынок (62 карты) и интриги (104 карты). Четыре вспомогательных карточки напомнят игрокам основные принципы игрового процесса.
На рынке можно приобрести гладиаторов и рабов, пополняя ими свой дом. Примечательно, что выставить на бой можно кого угодно (все карточки имеют необходимые характеристики). Но победить рабом опытного гладиатора практически невозможно... Зато рабы обладают особыми свойствами и окажут существенную помощь своему хозяину.
На всех картах указано количество цветных кубиков, которыми может оперировать данный персонаж, стоимость карты в золотых монетах и особые свойства.
Отдельно к коробке были приложены пять бонусных карт гладиаторов, которые не входят в базовый комплект, а распространяются бесплатно в фирменных магазинах издательства "
Звезда".
Помимо рабов и гладиаторов, на рынке можно приобрести оружие и доспехи, которые воин может использовать на арене. В левом углу указана стоимость карты в монетах, а текстовый блок разъяснит бонусы, которые даёт в бою та или иная карта.
Карты интриг делятся на три типа: заговор (синие), ответные действия (красные) и стража (серые). На каждой карте изложен значимый текст, приведена стоимость карты и отмечено количество очков влияния, необходимых для её активации.
На арене.Игрок выбирает дом, Доминусом которого он станет. Соперники получают планшеты, маркеры своего цвета, карту - памятку и фигурку гладиатора. Стартовые карты рабов и гладиаторов перемешиваются, каждый дом нанимает соответствующее количество людей в соответствии с показателями, указанными на планшете. Дополнительно каждый игрок получает необходимое количество карт "стражи" и золото из общего банка.
Например: Батиат получает 3 гладиаторов, 1 раба, 2 карточки "стражи", памятку по действиям и 10 монет.
Затем расположите квадратный маркер на треке престижа. Позиция выбирается исходя из уровня игры: чем меньше число, тем дольше будет продолжительность партии. Колоды рынка и интриг перемешиваются и располагаются рядом с ареной картинкой вниз.
На этом приготовления заканчиваются…В начале каждого раунда оппоненты стараются вылечить своих гладиаторов, получивших ранения (красные жетоны). Для этого бросаем кубик за каждую карту с красным маркером. В случае выпадения "четвёрки" и выше снимаем жетон, переворачиваем карту картинкой вверх. При неудаче гладиатор остаётся в лечебнице и в текущем раунде не участвует. Выпала "единица" - у вас стало на одного бойца меньше (отправьте карту в сброс).
Все остальные перевёрнутые карты без ранений просто переворачиваются картинкой вверх.
Затем каждый раб приносит своему господину одну монету, а каждый гладиатор - отнимает золотой из личного банка. Все гладиаторы, за которых игрок не может (или не хочет) платить, отправляются в сброс.
Кстати, свойства рабов активируются в определённую фазу игры (указаны на карточке). Внимательно ознакомьтесь с текстовыми блоками карт и своевременно используйте возможности своих подопечных.
Теперь отправимся в дом и начнём плести интриги. Доминусы получают из общей колоды "интриг" по три карты в руку (добавьте их к "страже" во время первого хода). Количество карт, которое может остаться в конце фазы "интриг" на руке у игрока зависит от положения его маркера на треке престижа. Этот показатель колеблется от трёх до шести карт.
Начиная с распорядителя игр, оппоненты по очереди могут продать любое количество карт интриг с руки, использовать специальные свойства своего дома, активировать карту заговора и образовать временный союз для уничтожения общего врага. Одним словом - политика…
Проданные карты приносят своему владельцу номинал, указанный в левом углу. Некоторые рабы позволяют производить определённые манипуляции с картами. Использовав раба, не забудьте его перевернуть картинкой вниз!
Заговор позволяет строить козни соперникам. Но, чтобы разыграть карту, необходимо иметь указанное на ней количество очков влияния. Если очков недостаточно, можно попросить помощи у соперников. При этом тот, кто согласится поддержать активного игрока, не сможет отказаться от своего решения, даже если карточка ему навредит. Целью для заговора может стать любой игрок, который, в свою очередь…
… может сыграть красную карту и отразить нападение. Красные карты разыгрываются аналогично синим - необходимо наличие указанного на них количества очков влияния. При этом просить помощи при ответных действиях запрещено.
Сыгранные карты интриг отправляются в сброс. Как только соперники закончат с политикой, пора идти на рынок.
Вначале игроки имеют возможность продавать и покупать друг у друга карты рабов, гладиаторов, вооружения и стражи. При этом стоимость продаваемой карты может быть выше номинала - как договоритесь.
Закончив торги, уберите все монеты с планшета и спрячьте, так как наступает самый настоящий аукцион! Снимите с колоды рынка количество карт, равное числу игроков плюс "один", положите их картинкой вниз на поле и откройте одну.
Игроки делают тайные ставки, и открытую карту забирает себе победитель. В случае "нулевой" ставки карта уходит в сброс. В любом случае, все карточки должны быть разыграны на аукционе.
И в самом конце, методом закрытого аукциона, происходит борьба за право стать распорядителем игр, на которые мы с вами и отправимся…
Итак, взглянем на арену и определим, чей гладиатор принесёт славу своему Доминусу, а чей падёт в бою. Но вначале выдайте монету из общего банка распорядителю игр в качестве приветствия.
Распорядитель игр выбирает две школы, каждая из которых может выставить своего гладиатора на бой. Игрок располагает фигурку гладиатора на арене на специальную отметку, а рядом с полем выкладывает карточку гладиатора и вооружение. Никаких изменений больше вносить нельзя.
Соперник, отказавшийся от боя, теряет очко влияния. Кстати, игроки могут подкупать распорядителя игр и просить его "не обращать внимания" на сильных соперников и вызвать на бой ослабленного противника.
После того, как соперники определены, владельцы маркеров "слава" и "чемпион" (располагаются на карточках выставленных на бой гладиаторов) получают соответствующее вознаграждение (6 или 2 золотых).
Затем можно заключить пари с банком, расположив круглые жетоны по углам поля (безусловно, подкрепив ставку монетами). Величина максимальной ставки и условия выигрыша указаны в каждом углу.
Вспомним показатели гладиаторов. Количество красных, чёрных и синих кубиков указано на карточке. Соперники берут шестигранники себе из общего резерва. Некоторые свойства бойцов или вооружения позволяют корректировать показания кубиков.
Перед каждым передвижением соперники бросают синие кубики и складывают значения. Владелец максимальной суммы получает инициативу и может выбрать: первым ходить или вторым. Количество клеток передвижения равно числу синих кубиков (независимо от их значений).
Во время боя можно атаковать и передвигаться в любой последовательности, но игрок обязан полностью закончить одно действие перед тем, как приступит к следующему. Вступить в бой можно только со смежных гексов, находясь в непосредственной близости от противника.
Атакующий бросает красные кубики, защищающийся - чёрные. Затем шестигранники выстраиваются в ряд друг напротив друга от большего показателя к меньшему и сравниваются результаты броска по каждому кубику в отдельности. Если сила атаки больше силы защиты - гладиатор получает ранение. В противном случае атака отбита. Не забывайте про дополнительное вооружение!
В качестве ранения гладиатор лишается одного кубика по своему выбору. Как только один из показателей снизится до нуля, бой завершается, и судьбу побеждённого решает распорядитель игр. Он может умертвить бойца или оставить его жить. Безусловно, деньги помогут направить его мысли в правильном направлении.
Если гладиатор выживает, но два его показателя снизились до нуля, то на карточке размещается жетон ранения. Если у гладиатора и вовсе не осталось кубиков, то он обезглавлен. Победитель получает один жетон славы. Накопив три жетона, гладиатор меняет их на жетон чести.
После боёв наступает новый раунд игры - игроки переворачивают карточки картинкой вверх, лечат рабов, плетут интриги и так далее…
Конечная цель - заработать 12 очков престижа. Победитель становится главным Доминусом Рима. Учитывая, что в сериале погибают представители всех четырёх домов, участь победителя в любом случае незавидная.
На политической арене.Начну с того, что сериал "Спартак" - это фильм о политике, человеческих судьбах, предательстве и только потом о гладиаторских боях. Поэтому игра полностью передаёт дух сериала - бои здесь присутствуют, но они лишь - конечный результат интриг. Основа игры - политика и торги, во время которых вы закладываете фундамент для своих гладиаторов. Необходимо грамотно наполнить свой дом слугами, вовремя их использовать и продать, подготовить гладиаторов и обеспечить себе поддержку распорядителя игр.
Первое, что меня приятно удивило - несложные и логичные правила. Перед первой партией я прочитал буклет и со смешанными чувствами сел за стол, так как с трудом представлял себе суть игры. После первого раунда все за столом знали, что здесь к чему, а к третьему - политический накал страстей достигал высшей точки. Учитывая, что я и мои оппоненты смотрели сериал, каждый постепенно вжился в роль и соответствовал своему персонажу.
Я не люблю, когда для оформления карточек используются фотографии. Но для данной игры, пожалуй, сделаю исключение. К сожалению, есть одна деталь, которая меня, как поклонника сериала, сильно расстроила. Для оформления "Спартака" использованы кадры первого сезона "Кровь и песок". В этой части роль Спартака сыграл Энди Уитфилд. Именно на событиях данного сезона и базируется игровой процесс. Но... на коробке и всех компонентах изображён Лиам МакИнтайр, который занял место главного героя во втором сезоне под названием "Месть".
Искренне жаль, что издатель был вынужден пойти на поводу у коммерческой составляющей проекта - фотографии Энди Уитфилда были бы более уместны...
В остальном - интересная и достаточно острая политико-экономическая игра с элементами блефа и боя. Оригинальное и, на мой взгляд, успешное слияние нескольких механик…
Качество локализации на высоком уровне - компоненты напечатаны за рубежом. Опечатки в правилах встречаются, но они не критичны. Учитывая, что в моей компании существует понятие "языкового барьера", локализация для меня (как и для многих других игроков) - отличный подарок.
Говорят, что в русском издании переводчики убрали нецензурные выражения, употреблявшиеся на некоторых карточках. Если это действительно так (я не имел возможности сравнивать с оригиналом), то лично от себя хочу сказать за это большое спасибо. Фильм моей младшей дочке смотреть ещё рановато, а вот в игру сыграем с удовольствием…