Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Senji. Несколько лет в Феодальной Японии

Обзор № 87 от 18.09.2011, 9820 просмотров
Если вам надоели родственники, живущие вторую неделю у вас в квартире. Если у вас возникает огромное желание досадить соседям сверху за «всё хорошее». Если вы соскучились по интригам и жаждете отомстить своему начальнику и сослуживцам – эта игра для вас. Сегодня на Розовом диване – политичная Senji.



Стандартная коробка с красивой и атмосферной полиграфией. На картинке – задумчивый Дайме, с тоской смотрящий на приближающийся караван очередного своего родственника. «Понаехали тут, корми вас всех» - думает он, подсчитывая убытки, - «отдам вас в заложники, хоть какая-то польза будет».  Да, игра предстоит жестокая и необходимо сразу подготовиться к худшему. Набравшись храбрости, открываем коробку и видим:



Удобный органайзер, не лишенный недостатков. Карты в протекторах не помещаются в отведённые им места, поэтому приходится задействовать два соседних отделения под жетоны. Воздух Японии присутствует в меру, а остальные компоненты удобно располагаются в оставшихся нишах. И какие компоненты!



Песочные часы, отмеряющие время  дружбы, предательств и вынужденных союзов. Четыре минуты даётся игрокам на принятие стратегических и политических решений. Отличное качество исполнения, приятно держать в руках, а смотреть на ускользающее сквозь тонкий ручеёк время - одно удовольствие.



Самураи. Все 18 на одно лицо, поэтому для идентификации используются флажки.  Каждый будет служить своему господину верой и правдой, размахивая над головой мечом и срубая буйны головы особо активным соседям. И у каждого есть своё особое умение.



Чтобы его не забыть в пылу страстей, каждый воин имеет вверительную грамоту в виде карты, которая идёт вам в руку. Не забывайте пользоваться своими преимуществами перед оппонентами и не перепутайте – значок на каждой из 18 карт совпадает с аналогичным на знамени Самурая.



Один Самурай под Сакурой - не воин, поэтому в помощь даются отряды. Да, они не столь эффектны, как их предводитель, но не менее эффективны в бою. Каждый игрок имеет в распоряжении 12 круглых жетонов своего цвета (эмблема и цвет будут совпадать с вашей начальной территорией) и маркер положения на треке очков в виде квадрата. Не сложно посчитать, что в коробке  пять армий, общей численностью 72 жетона, готовые к бою.



Какая междоусобица без крепостей! Любое сражение без штурма и осады меркнет и чахнет! Опять же, это способ выбросить из дома ненужный хлам, например бесполезный комод – подарок тёщи на свадьбу. И всё это сбросить на головы осаждающих под восхищённые возгласы собратьев по обороне.  Поэтому, шесть качественных цветных фишек (а всего их 36 на всех участников) будут в полном вашем распоряжении – стройте, сколько хотите!



Родственники – без них никуда, они приезжают к вам в город с радостными воплями, поедают все запасы и, оставив хаос в доме, уезжают к себе в тридевятую деревню, где до сих пор нет электричества, приглашая вас к себе в гости и уверяя, что лучший сноп  на сеновале – ваш. В Японии то же самое – но там люди суровые и выработали свои меры борьбы с незванными гостями. Поэтому каждому к игроку, в его замок, будет подселено несколько улыбающихся членов большой семьи, но с ними можно вытворять такие вещи, которые вы даже не мечтали в обычной жизни! Хорошо, что вместе с родственниками прибывает их свита, которую можно использовать в сражениях для поддержки своих воинов. Всего 72 карты дипломатии, по 12 одинаковых родственников с их скарбом своего цвета на каждого игрока.




Война съедает много денег и запасов, поэтому необходимо поднимать экономику. Для этого существуют 96 карт Ханафуда (с этими Японцами язык сломаешь). Это игральные карты, с помощью которых каждый игрок будет собирать комбинации, которые дают победные очки. Красивые карты, плотная бумага и отличная полиграфия.



В Японии принято отдавать приказы жетонами. Отдал жетон посыльному, он донёс радостную весть в войска – пора в бой, умирать за господина. Хотя, может быть, стоит завербовать несознательных жителей, имеющих справки о плоскостопии и прочих, не совместимых с жизнью, заболеваниях? Тут решать вам, и помогут в этом 54 приказа трёх типов – вербовка, перемещение и производство. На каждый тип приказа приходится по 18 ромбовидных жетонов из плотного картона.



Красота! Девять кубиков, на гранях которых обозначены символы семей. Очень качественные – им предстоит решать судьбу игроков в битвах.



Четыре памятки по возможным действиям и комбинациям карт Ханафуда (наверное – это, всё таки, еда какая-то). Каждая имеет символ и цвет своей семьи. Конечно же,  в комплекте правила - достаточно объёмная книга в 20 страниц, в которой очень атмосферно всё объясняется.



Игровое поле, на котором развернутся события. Как видно с высоты птичьего полёта – каждой семье, изначально, принадлежит по три провинции, отмеченные на карте.  За всё остальное придётся повоевать, поэтому не будем медлить: шлем на голову, меч в зубы, щепотку подлости в карман и - берегись сосед – мы идём к тебе войной!

Багряное солнце озарило остров, на котором развернутся сегодняшние события. Раннее утро, но никто не спит – каждая семья готовится завоевать себе славу и почёт, набрав 60 победных очков. И любые методы здесь будут хороши – здесь нет друзей и победит только один.



Каждый игрок имеет в своём распоряжении 12 жетонов армии (в начале игры доступно только три), 12 карт своей семьи, памятку, 6 крепостей (доступно пока только 3), маркер игрока для трека очков, 4 карты ханафуда (выбираются случайным образом) и одного Самурая (тоже по воле случая), с которым предстоит воевать до конца игры.

Помимо родственников, к нам может приехать Император. Приезжает он только к самому удачливому на треке игроку и даёт массу привилегий. Все остальные завидуют и стараются угодить этому счастливчику, так как иногда их жизнь напрямую зависит от его решения.

Вначале разберёмся с крепостями и расстановкой войск – необходимо, по очереди, выставить крепость в свой регион и выложить любое количество жетонов отрядов. Самурай тоже «в деле», поэтому его тоже на поле – пусть отрабатывает рис и саке.

Далее начинается самое интересное.

В игру вступают песочные часы, и в течение 4 минут все игроки расползаются по комнате, образуя альянсы и замышляя заговоры. «Давай я отдам тебе свою любимую тёщу и нападать на тебя не буду. А ты снимешь свои войска с границы и поможешь мне отдубасить моего не в меру агрессивного соседа?»   - подобное можно услышать из каждого угла. Можно так же оказать поддержку одному игроку, дабы он смёл войска, угрожающие вам с тыла.



После обсуждения каждый игрок выкладывает взакрытую в свои регионы приказы. Оппоненты пока их не знают, и вскроются все игроки по очереди. Существуют три типа приказов - можно отдать приказ войскам переместиться, либо набрать добровольцев и добавить в эту провинцию ещё 2 отряда (но не более 6 в одном регионе). Если вы миролюбивы, то, отдав приказ «производство», вы возьмёте две карты из колоды Ханафуда (я уже выучил это слово!).

Затем все, по очереди, вскрываются и отрабатывают значение жетонов. И тут вступает в игру «самый главный», принимающий у себя императора, игрок. Он определяет очерёдность хода провинций, а значит и очерёдность активации жетонов! И это, порой, может решить судьбу игры. Сейчас поясню : если вы объявили мобилизацию, а на вас напали, то вы не успеете этого сделать и, при меньшем количестве, проиграете битву. А битвы здесь происходят не так-то просто: выкладываем взакрытую карту поддержки, бросаем кубики Судьбы, отбираем себе и противнику кубики со значениями вашей семьи – это 1 очко. Жетоны отрядов суммируются с самураем, принося по 1 очку за каждого.



Затем переворачиваем карты и смотрим на оставшиеся кубики – если там есть такой же символ, то получаем ещё по 1 очку за каждый кубик, но не более числа, указанного на карте. Затем всё суммируем. Как вы понимаете, побеждает игрок с большим значением. Проигравший бежит из провинции, унося в сброс свои отряды, крепость и Самурая, а победитель водружает крепость в провинцию и… теряет жетоны отрядов, равные погибшим отрядам противника. Тут суровая борьба, поэтому достанется всем, даже победителю.



Самое интересное в сражении – это когда у противника находится ваш родственник. Сами понимаете – никому не нравится, когда на него нападают, поэтому взмах меча – секир- башка вашему внучатому племяннику и атакуемый  получает победные очки. А атакующий их теряет. Поэтому родственниками не разбрасывайтесь, хотя проку от них в вашем замке тоже никакого нет.

После кровопролитных сражений наступает время считать очки. И тут три листа текста правил, которые вы можете сразу же размножить и раздать игрокам. На первых порах будет очень сложно всё учесть, поэтому понадобится подсказка первоисточника.

Цель игры, как я уже писал выше – набрать 60 победных очков. Победитель пьёт саке, а проигравшие от стыда делают себе харакири.

Впечатления от игры.



В обзоре, который, к моему ужасу, разросся до неимоверных размеров, я рассказал лишь о малой части тех возможностей, которые изложены в правилах. Одно могу сказать – это политическая игра, очень своеобразная и интересная. Здесь необходимо знать психологию партнёра, вовремя принять решение и ожидать предательства от союзников. Постоянное напряжение, интриги, военные конфликты не дадут соскучиться за столом на протяжении полутора часов партии.



Но есть у игры и существенные «НО».

Необходим полный состав, а это 5 человек, чтобы игра была насыщенной и интересной. Если вы только втроём, то я не советую садиться за эту игру – выберете себе другую коробочку с полки. На месте издателя я написал бы на коробке «5 only» – в другом составе игра неинтересна.

Лучше всего играть в «своей» компании, в которой все понимают правила и играли не первый раз. В первых партиях вообще не понимаешь, что делать, поэтому новичок имеет мало шансов на победу в компании опытных игроков.
Полезные ссылки
Комментарии (17)
Красивая игра и по-видимому интересная, но "но" действительно существенное :(
Vladimir   |   19.09.11
Игра показалось похожей на Shogun, которую я так люблю. Но пять человек... Это только вскладчину постоянной игровой ячейке покупать.
CerbeRUS   |   19.09.11
Да, есть такой существенный недостаток. Я его специально указал, чтобы не бросились покупать эту оригинальную игру. Но у меня семья 4 человека, поэтому найти состав на партию можно. Зато море эмоций, когда дочка договаривается с мамой, как напакостить папе :)
Gravicapa   |   19.09.11
мммм... новая версия няшная)
Fyka   |   20.09.11
Спасибо за обзор! Очень интересно. Насколько игра отличается от Сегуна? Стоит ли думать о покупке, если Сегун уже есть?
Ser Vershitel   |   21.09.11
Стоит очень сильно подумать, так как игры разные. Senji - игра о политике, боевые действия здесь не столь важны, так как соперники могут задавить, объединившись в коалиции. Поэтому после Сегуна могут возникнуть "непонимания".
Gravicapa   |   21.09.11
Отличный обзор.Спасибо. А Ханафуда (hanafuda, 花札) буквально переводится с японского как «цветочные карты». Игра древняя, особо популярна у якудзы...
Igr007   |   21.09.11
Ух ты! Интересная информация по картам - не знал. :)
Gravicapa   |   21.09.11
Отличная игра, отличный обзор. Но не соглашусь в следующем: Игра лучше себя показывает при 6! игроках :), но играть в неё можно с удовольствием и при 4-х, 5-ти игроках. А вот 3 игрока будет уже маловато.
smilek   |   27.09.11
Хорошая игра, спасибо за обзор =) Возникло несколько вопросов по самураям: 1) Сколько самураев может быть в одной провинции? В бою может с каждой стороны присутствовать более одного самурая? 2) Может ли самурай перемещаться, нападать, защищать самостоятельно или же он всегда сопровождает войско? 3) Игрок без провинций может нанять лишь 6 отрядов + 1 самурая? Или 6 отрядов + произвольное число самураев? 4) Когда игрок без провинций нанимает самурая за очки славы, он получает очки славы за самурая?
Саша   |   09.09.12
Давно не играл, но попробую ответить: 1)Ограничения в игре наложены только на отряды (не более 6). На самураев ограничений нет. Получается: любое количество по обоим вопросам. 2) Явного запрета нет - получается, что можно. 3) Не более 6 отрядов и только 1 самурай 4) Нет, не получает.
Gravicapa   |   09.09.12
Спасибо за ответы. Александр, а вы уверенны на счёт второго вопроса? Всё-таки "Несколько лет в Феодальной Японии". В примере игры из правил, где жёлтый игрок нападает своими отрядами на зелёного, у которого в провинции только один самурай, сражения не происходит. Жёлтый игрок захватывает провинцию, а о (зелёном) самурае больше не было никаких вестей.
Саша   |   09.09.12
Так у одного самурая шансов нет отбиться. Но это не запрещает ему воевать :) Дело в том, что я рассматриваю правила, как законы - если не запрещено, значит "разрешено". Воевать одним самураем - самоубийство, но никто не запрещает этого делать... Но я могу и ошибаться. Тем более правила предписывают передвинуть "отряды и самурая", а не "отряды и/или самурая". Получается, что отрядов без самурая быть не может. Тем не менее, наняв самурая можно выставить его в свою контролируемую провинцию, а там может и не быть отрядов. Получается, что самурай может оказаться один и правила явно не запрещают передвигать его без отрядов. Сложный вопрос...
Gravicapa   |   09.09.12
Извините, что отвлекаю, у вас впереди обзоры больших серьёзных игр, а я вас всё про Японию, да про Японию =)
Саша   |   09.09.12
В правилах, кстати, написано, что "бросок кубиков позволяет "жёлтому игроку" выиграть сражение"....
Gravicapa   |   09.09.12
Мне пока до "серьёзных игр" ещё дней 10, поэтому отвлекайте :)
Gravicapa   |   09.09.12
Хорошо, буду отвлекать, уже 14 дней прошло. С прошедшим днём рождения, здоровья, всех благ и удачи!
Саша   |   23.09.12
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр