Во Франции, при дворе Людовика XIII-го, были очень популярны интриги. Любой уважающий себя вельможа просто обязан был примкнуть к любой оппозиции и строить козни своим соратникам. Результатом неверного политического решения мог стать эшафот - любимое развлечение простолюдинов. Сегодня на Розовом диване - интригоагентная настольная игра Richelieu (Ришелье).
В кулуарах дворца постоянно о чём-то болтали, спорили, и под сводами стоял неимоверный гул, мешавший спать его величеству с её величеством. Особо крикливых не выспавшийся король помещал в Бастилию, интриганов отправлял на казнь, а остальное время играл в шахматы с любимым кардиналом Ришелье, который всегда ходил красным от возмущения, вызванного окружавшей его действительностью. Одним словом - двор жил своей "интрижной" жизнью, в которую нам с вами предстоит окунуться, открыв крышку стандартной коробки от компании
White Goblin.
Внутри коробки разместились тайлы интриг, солидный мешок с деньгами и жетонами, деревянные компоненты, игровое поле и правила игры. Воздух Франции облачён в органайзер цвета мантии кардинала Ришелье.
При дворе принято было "сорить" деньгами, не считая потраченные сбережения. В игре также не принято считать деньги - сколько тут Экю (номиналом 1) и Луидоров (номиналом 2) не знает даже издатель. Одно могу сказать, их тут очень много - целая гора двусторонних картонных качественных кругляшков.
26 карточек интриг разделены поровну на два противоборствующих лагеря: сторонников кардинала Ришелье (красные рубашки тайлов) и его противников (зелёные). Каждая карточка оппозиции принадлежит одной из четырёх группировок и отличается цветом, а в правом верхнем углу указан соответствующий герб.
Небольшое отступление: в правилах авторы игры называют цвет рубашек оппозиции "жёлтыми". Судя по всему, какая-то интрига от издателя…Тайлы Ришелье отличаются красной рубашкой и содержат (как и тайлы оппозиции): 5 локаций стоимостью от "0" до "3"; бонусные действия, которые получит игрок, выигравший своеобразные ставки на данном тайле; символ кардинала и количество очков перемещения фишки Ришелье вперёд по треку престижа (у оппозиции - назад).
У каждого лидера есть тайные агенты, которые делают всю работу, и в случае победы их руководитель присваивает всю славу себе, а в случае поражения - отправляет всех на гильотину с удивлённо - невинным видом. Каждому игроку будет принадлежать по 10 жетонов своего цвета, номиналом "-2", "1", "2" и "3" (все комплекты у игроков одинаковые).
Без драгоценностей, как без денег, при дворе нельзя, поэтому 10 колец послужат своим владельцам для подкупа и продвижения по карьерной лестнице. Если вы очень активно взбегаете по этой самой лестнице вверх, то трека на игровом поле может и не хватить. В таком случае поможет один из четырёх жетонов престижа "30+" вашего цвета.
Интриги всегда необходимо плести в тайне от окружающих - для этого пригодятся ширмы четырёх цветов. Для отслеживания своего продвижения в обществе послужат деревянные диски, совпадающие по цвету с вашей ширмой - каждый игрок получит три маркера, которые будет передвигать по полю, отмечая свои успехи.
Покрасневший от интриг Кардинал Ришелье, розовая от счастья Королева и непонятная серая личность, которая мнит себя на пост главы духовенства - три деревянных фишки будут оказывать влияние на ход событий в интригоплетении.
Очень плотное и качественное игровое поле разделено на множество локаций и пронизано треками. Именно здесь развернутся основные события игры, разгорятся интриги, рекой потекут деньги, а вельможи будут бороться за право быть фаворитами при дворе.
Ах, Франция, Франция… Каждый игрок получает ширму, 10 агентов своего цвета, два жетона драгоценностей и 7 Экю. Также необходимо разместить на поле три деревянных диска - маркера своего цвета.
Один диск помещается на начало трека престижа, второй - на единицу трека доходов, а третий - в начало трека огневой мощи. Расположение дисков в стопке относительно оппонентов не имеет значения. Перемешайте отдельно тайлы оппозиции и Ришелье и разместите их рубашкой вверх в выделенные области на игровом поле.
Фишка Кардинала располагается на отметке "7" трека престижа, Королева и серый Кардинал занимают места в своих резиденциях на поле. В локацию с кольцом выложите два жетона драгоценностей, оставшиеся уберите в коробку. Монеты и маркеры престижа "+30" расположите неподалёку.
Снимите сверху каждой стопки интриг по три тайла и расположите в трёх локациях следующим образом: оппозиция размещается в нижнем прямоугольнике, а Ришелье - в верхнем. Именно на этих картонках развернутся основные события игры.
В свой ход игрок может выполнить одно или два действия, в зависимости от положения своего диска - маркера на треке престижа относительно Кардинала (помните - в начале игры он располагается на отметке "7").
Пополните свои кошельки звонкими Экю, получив сумму, равную позиции вашего диска - маркера на треке доходов. В нашем примере зелёный диск приносит своему хозяину 4 Экю.
Быстрее во дворец - плести интриги! Но лучше отправьте туда своего агента, мало ли что…Игрок может выложить одного своего агента в свободную область любого из двух тайлов, заплатив при этом указанную в кружке сумму денег в казну. При этом жетон выкладывается взакрытую, кроме нулевой позиции, не требующей платы за размещение. Если вы имеете возможность выполнить два действия и хотите оба раза отправить своего агента во дворец, то дополнительно платите 2 Экю.
Как известно - должности при коронованных особах покупаются, поэтому продвижение по шкале военной мощи также платное. Необходимо отдать в общий банк сумму, указанную на очередном делении трека - чем выше ваша должность, тем больше вы платите за следующую ступень карьерной лестницы.
Активная жизнь при дворе разоряет или обогащает - кому как повезёт. В ювелирной лавке каждый дворянин может либо продать одну драгоценность за 5 Экю, либо купить за 8 монет чьи-то фамильные реликвии.
"Где же интриги, и что здесь вообще происходит?" - спросите вы. Немножко терпения…Как только на одной из двух карточек интриг в локации будут заняты все места, начинается этап получения бонусных привилегий. Вначале переворачиваются картинкой вверх все жетоны агентов на двух тайлах и подсчитываются суммы отдельно для каждой из карточек. В нашем случае Кардинал (сверху) набирает "9" очков, а оппозиция (снизу) терпит крах, получив всего "4".
После этого определяется игрок, сделавший максимальный вклад в победившую сторону. В нашем случае - это зелёный игрок, отправивший на задание агентов ценностью "3" и "2". Второе место получает жёлтый вельможа, набравший в сумме "3" балла.
Тайл проигравшей стороны отправляется в сброс, а игроки, правильно выбравшие политическую сторону, получают бонусы. Но прежде необходимо передвинуть Кардинала по треку престижа. В случае победы оппозиции Ришелье передвигается назад, а в случае победы самого Кардинала - вперёд на указанное на карточке число делений по треку престижа. В нашем случае красная фигурка идёт на один шаг вперёд.
После этого первый игрок получает указанный справа бонус, а второй - слева. В нашем примере зелёный вельможа продвинется по треку престижа на 3 деления и получит 5 Экю, а жёлтый пройдёт два отрезка по треку престижа и получает возможность переместить на любое свободное место любого агента любого игрока, размещённого ранее на любой карточке интриги. В дополнение к бонусным действиям, победивший в интриге игрок забирает себе саму карточку интриги.
Бонусные действия бывают различными: продвинуть свой маркер по трекам военной мощи и доходов, поместить бесплатно одного агента на карточку интриг, использовать серого Кардинала и Королеву.
Кардинал и Королева - специальные фишки, которые оказывают влияние на исход интриги, но не принадлежат при этом никому из игроков. Королева питала к Кардиналу особые чувства, поэтому можно выставить розовую фигурку на тайле Ришелье, что даст 3 дополнительных очка при подсчёте агентов.
Серый Кардинал всегда мечтал занять место своего красного оппонента, поэтому можно использовать серую фигурку на тайле оппозиции по тем же принципам - три дополнительных очка. Помните, что фигурки никому не принадлежат и необходимы только для выяснения результатов интриг.
Все агенты отправляются в специальную область игрового поля. Взять их оттуда обратно можно только в том случае, когда игрок разместит своего последнего агента из-за ширмы на карте интриг.
На некоторых делениях трека военной мощи указаны бонусы, которые получит игрок, купивший (простите, занявший) эту должность. В нашем примере жёлтый игрок получает возможность продвинуть свой маркер по шкале доходов, а синий - по треку престижа.
Как только все карточки интриг будут разыграны, игроки подсчитывают победные очки. Вначале необходимо продвинуть свой диск по шкале престижа на количество делений, равное сумме положения игрока на треках дохода и военной мощи.
Затем, согласно таблице, подсчитываются бонусные очки за карточки интриг, набранные игроками. Одна карта оппозиции приносит одно очко, две одинаковых - 4, три - 9, четыре - 16. Карты Ришелье принесут очки только двум игрокам, набравшим их больше всего: 8 и 4 очка за первое и второе места. Добавьте к этому по 4 очка за каждый жетон драгоценностей и передвиньте свой диск по треку престижа на получившееся количество делений. Итоговое положение определит победителя, который становится самым влиятельным вельможей во Франции.
Сплетя паутину интриг.Игра основана на ставках и грамотном продвижении по трекам. В игре постоянно чувствуется нехватка денег и действий - если вы вырветесь вперёд и обгоните Кардинала, то существенно ослабите свои позиции в интригах, и соперники вас быстро настигнут. Необходимо постоянно балансировать между оппозицией и Ришелье - собирая сеты из одинаковых карточек группировок, вы всё время смещаете назад Кардинала. Сделав ставку на Ришелье, вы не получите много очков в конце игры, но зато он очень активно продвигает приспешников по всем трекам вперёд, чего не даёт оппозиция. Противники Кардинала щедры на деньги, которые вам необходимы, и на победные очки в конце игры.
Игра создаёт настоящую атмосферу интриги, так как жетоны выкладываются в закрытую, и результат голосования будет известен лишь в последнюю минуту. Поддерживая Ришелье, можно послать своего "отрицательного" агента в лагерь оппозиции, увеличив при этом шансы Кардинала, отправив к нему агента с максимальным значением. Помните, что жетоны вернутся к вам только тогда, когда вы израсходуете их все.
Игра очень красиво и качественно сделана, тайлы интриг изготовлены из толстого картона, а поле покрыто специальным слоем, предотвращающим вытирание поверхностей. Игровой процесс протекает достаточно быстро и партия без труда укладывается в один час, а несложные правила позволят плести интриги с игроками любого уровня подготовки.
Моя дочка и жена любят игры на ставки, поэтому "Ришелье" вызвала в нашем семейном кругу всеобщее одобрение. Самое главное - игровой процесс не перегружен излишними действиями и витиеватыми схемами: всё понятно и доступно, а действия разворачиваются путём закрытого голосования за одну из интриг.
Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "
Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.