C коробочкой Memoir’44 и его дополнениями я расстался достаточно давно по причине полного перехода на BattleLore (да простят мне поклонники Мемуаров частое упоминание в этом обзоре о мире Battle). Тем не менее, я испытываю к этой игре положительные эмоции – танки, пушки, солдатики…. Детство… Поэтому на предложение сыграть несколько партий в пустыне Северной Африки я откликнулся незамедлительно. Тем более мне обещали нечто особенное и необычное. Заинтригованный, я прибыл к Средиземноморскому театру военных действий, расположенному на кухне одного из домов в Калининском районе нашего города.
Решено было разложить два сценария - Panzers versus grants и Flanking maneuver at bir hakeim. В связи с тем, что я полностью забыл принципы передвижения и боя подразделений в Мемуарах (а они сильно отличаются от BattleLore), я выбрал сторону Оси, войска которой сражаются по стандартным правилам. Мы раскрыли поле и на столе появились… 3D гексы местности и раскрашенные фигурки. Честно скажу, я минут пять рассматривал в руках всё это великолепие – песчаные холмы (вернее скалы), доты, оазис, фигурки пехотинцев и техники. Камни меня особенно поразили – они, как настоящие, с трещинами и выбоинами, изъеденные ветрами пустыни.
Маленькое отступление – практически все типы местности, используемой в Memoir’44 вырезаны из пенопласта в 3D и занимают верхнюю полку стеллажа, а все фигурки из всех дополнений в двойном экземпляре (для форматов Overlord и Breakthrough Expansion) покрашены. Это около 800 фигурок…. Огромный и кропотливый труд. Flanking maneuver at bir hakeimЧисленное преимущество войск Оси компенсируется оборонительными укреплениями сил Британских войск. Оазис позволяет восстанавливать отряды, один из которых снабжен противотанковым оружием,
а минные поля с заграждениями из колючей проволоки создают дополнительную защиту двум дотам. Все остальные подразделения Союзников заняли оборонительные позиции, укрепившись мешками с песком. Всему этому противостоит превосходящие силы бронетехники, немногочисленная пехота и инженерный взвод.
Вначале я выдвинул вперёд инженерные войска и танки по левому флангу. Неся потери от шквального огня из дота
Войскам Оси удалось разминировать узкий проход и провести в него танки, которые полностью уничтожили пешее подразделение противника, загнав его к краю игрового поля и исключив возможность восстановления в Оазисе. Находясь под перекрёстным огнём двух дотов
Мои солдаты стойко держались при поддержке танков. Взяв под контроль левый фланг, я выдвинул войска справа. Их встретили оборонительные укрепления, как в пустыне
так и на холмах.
Под натиском танкового подразделения силы Британии отступили, лишившись превосходства в обороне. Но, когда я уже праздновал победу, войска Союзников выполнили Танковый удар – уничтожая всё на своём пути они за один ход заработали три победных очка. Стало ясно, что судьба сражения теперь решалась на правом фланге. К сожалению для Британии, танковый удар разбил построение их войск и, грамотно маневрируя остатками подразделений, я смог вырвать победу.
Реванш? Реванш! И мы разложили Panzers versus grants.А на поле появились… пальмы!
Интересный сценарий – слева превосходящие танковые силы войск Оси скованы холмами и Пальмовым лесом.
Зато по центру и справа превосходство Британии и никаких укреплений и местности – лобовая атака.
Партия протекала в ожесточенных атаках по центру и правому флангу. Освоившись в мире Memoir’ 44 я решил применить тактические решения из BattleLore – постоянное маневрирование и перегруппировка войск позволили мне сокрушить противника, и он потерял основные танковые силы и подразделение пехоты. Войска Оси также понесли потери, поэтому я решил не рисковать – отвёл свои подразделения по центру в тыл и выдвинул вперёд технику по левому флангу. Мне навстречу героически бросились пехота и танки – два броска и четыре моих танка более непригодны к бою, а победа Союзников стала близка. Но тактический промах Британии позволил мне окружить остатки войск и я не оставил им шанса – я не знал пощады и уничтожил всё и вся на своём пути, взяв в кольцо окружения отряды противника и преградив ему пути отступления. Тактическая победа.
В заключение.Я с огромным удовольствием провёл время и получил возможность сравнить для себя две игры одинаковой игровой механики.