Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Master of Orion. Сквозь карточные галактики

Обзор № 1148 от 10.10.2016, 5674 просмотра
Когда одна мудрая голова изобрела вычислительную технику, способную выполнять немыслимые расчёты, другая, не менее светлая личность, придумала, как на этой технике играть… На заре цифровых развлечений каждая идея была в новинку, и поразить общественность было легко. В те времена  программисты могли реализовывать свои самые смелые идеи без оглядки на издателей, графика была не столь важна, игры обладали продуманной сюжетной линией и «мозголомным» игровым процессом (что сейчас редкость). Настольное воплощение одного из таких шедевров мы и рассмотрим. Сегодня на Розовом диване – галактикопокорительная настольная игра Master of Orion.


В 1993 году компания Microprose выпустила игру Стивена Барсиа под названием Master of Orion, которой суждено было стать культовым развлечением и затмить знаменитую «Цивилизацию». Игрокам предстояло путешествовать в космосе, изучать планеты, стоить базы, торговать, заниматься политикой, заключать альянсы и модернизировать космические корабли. Ничего подобного доселе не существовало, поэтому миллионы игроманов прильнули к мониторам, и по сей день совершают вылазки в космос. Кстати, недавно вышло четвёртое по счёту переиздание Master of Orion, которое вызвало очередную межгалактическую войну между поклонниками данного жанра. 

Столь примечательное событие (переиздание), а также интересный сюжет и громкое имя сподвигли разработчиков на создание настольного варианта электронной версии Master of Orion.


Внутри космической коробки вы найдёте стопку карточек, мешочек инопланетных кубиков, горсть жетонов, несколько планшетов и великолепно оформленные правила игры, которые, к тому же, весьма толково составлены. Безбрежные просторы космоса, которые нам предстоит бороздить, скрыты под внушительным органайзером…


Четыре цивилизации сойдутся в бою за господство над планетами галактики. Каждый из претендентов получит по 15 кубиков своего цвета для отметок достижений и определения количества доступных действий.


Маркеры «+50» и «+100» получат преуспевающие правители, сумевшие обогнуть трек победных очков несколько раз. Скромный кругляшок (случайно не выбросите его, когда извлекаете картонки из основания) отметит количество раундов, большой жетон достанется первому игроку. Понижение лояльности станет неприятным сюрпризом для покорителей космоса при итоговом подсчёте.


Компактный космический прямоугольник проинформирует о достижениях игроков и количестве сыгранных раундов.


Соперники могут выбрать любую расу, за которую хотят выступить во время межгалактических сражений. Иллюстрации взяты из современной версии Master of Orion, характеристики и свойства картонных персонажей близки к электронным двойникам. Всего доступно 6 планшетов: с одной стороны изображены люди, с обратной – инопланетные существа. 

Один из моментов, вызвавших споры среди поклонников переиздания Master of Orion – «человекоподобие», присущее всем расам. Увы, фантазия современных дизайнеров не столь оригинальна, как хотелось бы…


Восемь советников помогут мудрыми напутствиями, а также позволят использовать указанные на карточках свойства. Как видите, совет также пал жертвой «стандартизации», напоминая людей в экзотических костюмах…


Игровая колода состоит из четырёх типов карточек, различающихся по цвету фона. Несмотря на многообразие, ничего сложного в их использовании нет: верхний блок содержит название постройки и ресурсы, приносимые ей своему владельцу.
 

В центре располагается иллюстрация и указана стоимость, которую необходимо заплатить за строительство данного сооружения. Нижний блок информирует о победных очках, особых свойствах карты и времени их срабатывания.

К неизведанным мирам


Перед началом межгалактического конфликта выберите расу, которую будете представлять, кубиками отметьте на планшете стартовые показатели продовольствия, численности флота,  эффективности производства, и максимальный показатель лояльности населения. Также соперники получают по 5 случайных карт построек. Игрок, прибывший на Землю из другой галактики, положит начало партии.


В центр стола выложите пять случайных советников (остальных уберите в коробку), кубики занимают стартовую позицию на треке победных очков. Маркер раундов располагается на первом делении трека – всё готово, можно взлетать!


Перед тем, как развивать свою империю, атаковать, торговать и колонизировать планеты, обратите внимание на шкалу лояльности, расположенную слева на планшете, и таблицу достижений цивилизации, расположенную внизу. 

Чем больше вы задействуете своих подданных на производстве, вербуете во флот, либо отправляете на хозработы, тем меньше вас любят. А чем меньше расположение населения, тем меньше ваши возможности, о чём указывает пояснительный текст на некоторых карточках. Безусловно, вернуть любовь можно, но для этого потребуются определённые жертвы. Поэтому, не увлекайтесь…


Зато высокие показатели на шкалах дают возможность выполнять больше действий в течение текущего раунда.


Определяется это по крайнему правому маркеру на любом из треков. Таблица разделена на три сектора, в крайних указаны дополнительные условия, сопровождаемые получением кубиков действий. Если ваши подданные беспечно гуляют по планете, побросав кирки и лопаты, то получите очко лояльности, одну карту из общей колоды и всего три действия. Строгому диктатору, выжимающему все соки их народа, положено пять действий, но его популярность неуклонно снижается.


Раунд начинается с получения ресурсов с систем, которые вы освоили (об этом чуть позже). Каждая карточка приносит столько ресурсов, сколько указано в правом верхнем углу картинки – сдвиньте маркеры по шкалам. После этого возьмите соответствующее количество кубиков действий, и можете приступать.


Хотя, нет. Существуют специальные карты, а также локации на планшете, позволяющие получить дополнительные бонусы – не забывайте о них. Начиная с первого игрока, соперники выполняют по одному действию, тратя полученные кубики из личного резерва.


Самое простое – взять две карты из общей колоды (надо же как-то пополнять руку). Называется это действие красивым словом «исследование», хотя, на мой взгляд, таковым по смыслу не является. Скорее это «развитие технологии строительства»… Много карт?! В таком случае сбросьте одну и получите ресурсы, указанные в левом нижнем угу картинки.


Вам разрешается колонизировать до четырёх систем, в каждой из которых может находиться до пяти построек. Говоря простым языком – перед вами может лежать 4 стопки, каждая из которых может состоять из 5 карт. Объекты располагаются лесенкой, при этом активной считается только верхняя (последняя) сыгранная карта в каждой системе. Стоимость размещения на столе приведена слева – сдвиньте кубики на соответствующих шкалах.

Некоторые карточки разрешается активировать при помощи кубиков и получить бонусы, указанные в нижнем блоке. Полезная особенность, позволяющая иногда проводить своеобразные «комбо».


На планшете также существуют особые локации, которые помогут процветанию вашей империи: с помощью торговли можно обменять ресурсы, повысить лояльность подданных активной пропагандой колониального образа жизни, за три карточки с руки нанять советника для консультаций и получения привилегий.


И, конечно же, разрешается атаковать миролюбивых соседей, снижая их уровень лояльности и получая победные очки. Но агрессия осуществима только в том случае, если ваш флот численно превышает армаду противника.
В конце раунда снимите все кубики с активированных локаций, сбросьте руку до пяти карт, передайте по кругу жетон первого игрока и сдвиньте маркер раундов.


Партия завершится либо по истечении восьмого раунда, либо, когда один из игроков соберёт во всех четырёх системах по 5 карт, либо когда подданные одного из правителей поднимут бунт (лояльность упадёт ниже нуля). После наступления любого из этих событий колонизация космоса заканчивается, и наступает время подведения итогов: к ранее набранным очкам добавляются стоимость всех выстроенных объектов, а также лояльность населения. 

Итоговый результат определяет победителя, который отправляется в созвездие Ориона для прохождения дальнейшей службы на благо галактики.

Где-то, на краю галактики


Начну с того, что в основе Master of Orion лежит авторская разработка Екатерины Горн и Игоря Склюева (настольная игра «Кеплер»). Что же, год от года «наши» игры становятся всё серьёзнее, и такими темпами мы догоним «запад» в самом ближайшем будущем. Молодцы! Искренне рад за отечественных авторов, которые семимильными шагами мчатся вперёд, впереди планеты всей. Удачи им, и творческих успехов!

Сама игра, как несложно догадаться, сводится к прокачке треков, составлению сетов и круговороту карт. При этом количество действий и раундов ограничено, что не позволяет излишне затягивать игровой процесс, и заставляет задуматься над стратегией, особенно в самом начале партии. Как оказалось после нескольких боевых вылетов, Master of Orion играется комфортно любым составом, так как взаимодействия, честно говоря, не столь много, как хотелось бы... 

Также хотелось бы увидеть специальные карты, которые позволили бы менять постройки в системах, чтобы впоследствии получать за собранные сеты максимальное количество ресурсов. Но это можно без проблем исправить дополнением, которое, на мой взгляд, пойдёт игре только на пользу.

В остальном – это очень хорошая «настолка» для игроков всех уровней подготовки. Новичкам будет легко сориентироваться в разнообразии карт и функциях планшетов, а опытные покорители космоса смогут выработать несколько победных стратегий.  Ждём дополнений, хотя и в таком виде игра заслуживает вашего самого пристального внимания.

Страница игры «Master of Orion» на сайте издательства.
Комментарии (5)
Здравствуйте Александр. На одном сайте прочитал отзыв про эту игру, там говорилось о схожести ее с Поселенцами от "Звезды". Если сравнивать ее с Поселенцами какая из них более глубокая и реиграбельная?
Сергей   |   19.10.16
Добрый день. Сравнивать, безусловно, можно и с "Эрой" и "Поселенцами" и с любой другой карточной "прокачкой треков" - основная механика-то одна для всех :) Более отточенная и расширяемая - "Поселенцы".
Gravicapa   |   19.10.16
Спасибо вы помогли мне определиться.
Сергей   |   20.10.16
Хороший обзор, только поправьте: один раз за раунд можно использовать только Пропаганду, о чём явно указано в правилах, торговлю и сделку можно использовать, пока есть кубики действий, просто за один раз на торговлю нельзя потратить больше одного кубика, ведь весь смысл этого действия заключается в конвертации ресурсов, а при сделке иметь больше одного советника, если советник не устраивает, за ещё один кубик действий можно снова сбросить три карты и поменять советника, это тоже написано в правилах.
Максим   |   02.11.16
Да, Вы правы. Увлёкся "упрощением изложения" :) Обзор и так получился громоздким... Спасибо за замечание, поправил, но конкретику в текст вносить не буду, будет перегружен информацией. А Ваш пост будет отличным дополнением для тех, у кого возникнут вопросы ;)
Gravicapa   |   04.11.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр