Каких только электромеханических чудес не предлагает современная промышленность обленившемуся человечеству – электросамокаты, моноколёса, ховерборды, гироциклы… Все эти устройства избавят вас от физических нагрузок и с ветерком прокатят под изумлённые взгляды публики. Несмотря на активный образ жизни, я также пал жертвой очередного творения научно-технического прогресса, и с наступлением тёплых дней в нашем доме появились гироскутеры.
У этого оригинального устройства несколько названий: мини сигвей, электроскутер, гироборд, гироцикл, смартвей, смарт-сегвей, ховерборд… До сих пор так никто и не определился с общепринятой формулировкой. Дело в том, что процесс изобретения самобалансирующейся доски сродни секретным изобретениям.
Первым на свет появился Segway, представленный публике в 2001 году канадским учёным Дином Кейменом. Кстати, эта светлая голова работала над изобретением данного вида транспорта около 10 лет, попутно получив более 500 патентов. К сожалению для автора, его детище не получило широкого распространения – стоимость 3000$ вызывала искреннее удивление у покупателей, и позволить себе двухколёсное чудо могли лишь избранные.
Segway так и остался бы чем-то экзотическим, если бы в 2014 году конструкторы из Китая, пожелавшие остаться неизвестными, не уменьшили платформу до небольшой площадки, снабдили её 6.5 дюймовыми колёсами и «оторвали» от основания управляющий рычаг.
Так как в Поднебесной лишь отдалённо слышали о таком понятии, как «патент», то стоимость чудо-устройства не превышала 300$, вызывая праведный гнев изобретателя и его спонсоров, вложивших в проект Segway более ста миллионов долларов. Покатушки на подобных досках вызывали у окружающих эффект разорвавшейся бомбы, интернет переполнился роликами счастливых владельцев. Новомодное изобретение заполнило сначала виртуальные прилавки электронных торговых площадок, а затем попало и в обычные магазины. Как говорится: «бизнес, ничего личного». Продолжаться так долго не могло, и…
Официально гибрид skateboard и segway под названием IO Hawk был представлен на международной выставке CES 2015 в Лас-Вегасе. Современная электроника, согласно европейским требованиям техники безопасности, оберегала своего владельца от травм: ограничивала скорость передвижения до 10 км/ч, а возможный угол подъёма свела к 15 градусам.
Официально считается, что история гироскутера начинается именно с этого момента, так как все юридические условности были соблюдены, в связи с чем стоимость устройства вновь выросла до 1800$, сделав IO Hawk абсолютно не привлекательным для широкой публики. Тем временем Поднебесная готовила очередной удар по творению Дина Кеймена.
Набравшись опыта и изучив конвейер IO Hawk (благо все модификации segway выпускаются исключительно в Китае), производители гироскутеров модернизировали свои доски, выпустив на рынок с десяток разнообразных моделей с колёсами 6.5 дюймов, снабдив их светодиодами и новомодной расцветкой, например, в стиле Трансформеров. Но это было лишь начало…
Следующее поколение обзавелось 8-ми дюймовыми колёсами, мощными 250-ти ватными двигателями, встроенными динамиками, усилителем для воспроизведения любимой музыки по bluetooth, а также яркой светомузыкой и поворотными фарами. Ко всему прочему, ограничения не коснулись данных «копий», поэтому разгоняться на досках можно было до 20 км/ч, а подниматься в горку под углом в 30-35 градусов! Отныне владелец гироскутера мог спокойно выйти из офиса и прокатиться по асфальту и гравийным дорожкам, преодолевая небольшие неровности и заезжая на возвышенности. Но и это не конец истории!
Надувные 10-ти дюймовые колёса, мощные двигатели по 350-400 ват, большая площадка – на подобных монстрах можно без труда разъезжать по траве, гальке, неглубокому песку и преодолевать ощутимые неровности. Профессионалы даже съезжают на них с лестниц! Весят подобные «внедорожники» немало, но и эффект «вау!» в парке или на пляже вам однозначно обеспечен. На подобном устройстве моя младшая дочка успешно покорила горку наклоном в 40 градусов…
Кстати, практически все современные китайские гироскутеры (повторюсь, выпускаются они только в Китае, как и «оригинальные» IO Hawk ) комплектуются удобными сумками для переноски, сшитыми специально под определённые модели и повторяющие их формы. Этот аксессуар у нас принято продавать отдельно либо прикладывать к гироскутерам в качестве «подарка от магазина».
Ах, да, несмотря на многочисленные модернизацию, стоимость самобалансирующихся досок из Поднебесной всё также не превышала 300$ в розницу. Это способствовало ещё большей популярности «подделок», которые мог себе позволить каждый… Даже реклама с использованием известных певцов и артистов, раскатывающих на IO Hawk, не спасала положение. И тогда…
Да, да… Перед вами взорвавшаяся «подделка», в которой использованы «некачественные» аккумуляторные батареи. В начале 2015 года на youtube стало модно выкладывать ролики с полыхающими досками, владельцы которых радостно прыгают вокруг, снимая процесс на камеру. История о несчастной семье, лишившейся дома за миллион долларов вследствие возгорания дешёвого гироскутера во время его подзарядки, облетела все американские каналы. В ней мультипликационный узкоглазый огненный «борд» гоняется за детьми по лестницам, стараясь их подорвать. Абсурдность подачи материала почему-то никого не смущала…
Мало того. Некоторые известные видео-блоггеры начали откровенно фальсифицировать видео, воспламеняя на глазах изумлённой публики гироскутеры, купленные на АлиЭкспресс (остаётся догадываться о «стимуле» такого монтажа).
Итог: среди людей возникла прогнозируемая паника, Амазон снял с продаж взрывоопасные устройства, транспортные компании в шоке, магазины боятся брать подделки на реализацию, в Великобритании изымают товар и повсеместно запрещают использование гироскутеров. По заверению правообладателей, оригинальные гироскутеры ни разу не взрывались – есть смысл переплатить тысячу долларов! И никому в голову не пришло, что абсолютно такие же аккумуляторы (в основном это Samsung) применяются в оригинальных Segway и IO Hawk! При этом оригиналы, в отличие от "подделок", продавать можно, хотя опасность возгорания абсолютно такая же, как у их копий (практически ничтожная)... Но, как говорится, "бизнес - ничего личного".
Как вы уже догадались, дело не в подделках, а в Li-ion аккумуляторах (36 V, 4.4 a/h), которые имеют тенденцию к воспламенению вследствие нарушения процесса эксплуатации. Увы, это правда, и я хочу посвятить этой теме пару абзацев, дабы поставить все точки на «i». Если внимательно изучить матчасть, то окажется, что…
На протяжении последних пяти лет периодически (очень редко, вероятность меньше десятой процента) взрываются ноутбуки, планшеты и смартфоны от известных мировых брэндов, использующих литий-ионные источники питания. Ещё в 1991 году Sony обратила внимание общественности на нестабильность наполнителя Li-ion элементов, но корпорацию предпочли «не услышать».
Не зря, с 1 апреля 2016 года Li-ion аккумуляторы запрещены к провозу в багаже пассажирских самолётов независимо от их изготовителя (для коммерческих партий товара). А знаете почему? Химическая энергия, накопленная в стандартной Li-ion батарее из 6 элементов (среднестатистический аккумулятор ноутбука), сопоставима в химическом эквиваленте с 50 граммами тротила. Такие дела…
Так что воспламениться при неблагоприятном стечении обстоятельств может как «копия» гироскутера, так и «оригинал» (а также любой смартфон, планшет, электросамокат, моноколесо и электромобиль), ведь аккумуляторы для них производят практически на одном конвейере. Это, безусловно, не принято афишировать (к слову, производители ежегодно вкладывают миллионы в модернизацию и безопасность Li-ion элементов), но возникшая как нельзя к месту паника отлично сыграла на рекламу.
«Покупайте наши гироскутеры, они не взрываются в отличие от подделок!» - лозунг современных продавцов, торгующих одним и тем же товаром из Поднебесной. Дело в том, что покупать IO Hawk до сих пор так никто и не призывает, понимая абсурдность предложения на фоне цен «конкурентов». Поэтому юридически – всё это подделки с разными логотипами и в разных корпусах. Хотя, есть в этих заявлениях и доля истины.
Существуют (вернее, существовали в 2014 - начале 2015 года) дешёвые гироскутеры, стоимостью около 150$, и за такую цену предлагающие весьма сомнительное качество. Их, вроде бы, уже перестали ввозить, так как они, действительно, были опасными: отказывали системы стабилизации, батареи были низкой ёмкости и резко выключали двигатели, качество пластика и двигателей было ужасным.
Но даже эти «дешёвки» не особо-то и взрывались – всего пара экземпляров из десятков тысяч реализованных, да и то при сомнительных обстоятельствах (перезарядка, перегрев, эксплуатация при аварийной сигнализации, заводской брак). Проблема была в ёмкости батарей, но никак не в безопасности. Наткнуться на подобные доски ещё можно, особенно в регионах, где жадность перекупщиков переходит все мыслимые границы. Либо вам их покажут в «сравнительном» обзоре от очередного магазина гироскутеров, «работающего напрямую от поставщика».
Итак, с модельным рядом разобрались, с «возгоранием» - тоже. Теперь рассмотрим, что внутри гироскутера, и как это работает.
Устроена эта штуковина оригинально, по принципу электроники самолёта – дублирующие друг друга платы стабилизации, удерживающие платформу в горизонтальном положении. Отказ одной из плат не приведёт к падению, но будет сопровождаться сигнализацией о неисправности устройства. Как раз дублирующая система и отсутствует в дешёвых экземплярах. Стабилизация осуществляется за счёт гироскопа, всегда «держащего» линию горизонта.
Независимые электродвигатели находятся непосредственно в колёсах и питаются от аккумуляторной батареи (в последних моделях установлено две батареи). В площадках для ног находится по два датчика, реагирующих на наклоны тела и положение ног. Когда вы встаёте на платформу, система включается и сразу же выставляет гироскутер в горизонтальное положение. Но… тут же начинают работать датчики, и площадка приходит движение от малейшего нажатия, отличного от горизонтального.
Таким образом, задача новичка – поймать горизонт. Вы должны наступить на площадку так, как будто вы встаёте на обычную ступеньку лестницы. Затем встаём второй ногой и наклонами тела едем либо вперёд, либо назад. Ни в коем случае не ловите баланс – доска сделает это за вас! Начнёте раскачиваться – неминуемо упадёте…
Торможение осуществляется за счёт реверса (тормозит очень быстро), повороты – за счёт разницы скоростей вращения обособленных двигателей. Новичкам необходимо уяснить две аксиомы: слезаем только назад – снимаем одну ногу, вторую держим строго в горизонте. Далее резко снимаем вторую. В критических ситуациях спрыгиваем только вперёд. Когда научитесь ездить, поступайте, как хотите…
Травмоопасность у гироскутеров гораздо ниже, чем при езде на роликах, главное - не наклоняться назад. Все падения происходят исключительно на спину из-за наклона тела назад при одновременном нажатии ногами вперёд. Доска вылетает из-под ездока, который, как при подсечке, падает на «пятую точку». Настоятельно рекомендую использовать шлем, перчатки и защиту!
При покупке существует ещё один нюанс – площадка воспринимает вес ездока только от 20 кг (некоторые – от 30 кг). Поэтому для детей существуют специальные модели, в которых используются литые площадки, а не датчики наклона. Также уменьшен диаметр колёс до размера 4.5 дюйма. Управлять «взрослой игрушкой» ребёнок не сможет, более того, это приведёт к серьёзным травмам – гироскутер начнёт ощутимо вибрировать, и в прямом смысле слова сбросит ездока, как бешеный бык. Зато и взрослому передвигаться на детском гироскутере также запрещено – своим весом он выведет его из строя…
Итак, подведём итоги…
Все гироскутеры изготавливают в Китае. В основном они стоят около 250$-300$ (дальнейшая стоимость зависит от жадности перекупщика), способны выдержать весь ездока до 100-110 кг, проехать на одной зарядке около 15 км (либо 2-2.5 часа), заряжаются около 2 часов (обеспечьте вентиляцию блоку зарядки, он буквально раскаляется), весят от 10 до 15 кг, преодолевают подъёмы до 35% (спускаться категорически не рекомендую). Для детей разработаны специальные модели, которые не подходят взрослым, и наоборот. Всегда используйте средства защиты, особенно шлем и перчатки!
Возгорание возможно в силу технических особенностей Li-ion аккумуляторов, при этом вероятность взрыва практически ничтожна и абсолютно не зависит от степени «лицензионности» гироскутера (которые, по сути, все «пиратские»). Повторюсь, загореться может абсолютно любая аппаратура, использующая Li-ion аккумуляторы (увы, жестокая реальность нашей жизни). В случае с гироскутерами – это, скорее, маркетинговый ход, который сейчас теряет популярность в силу ненужных вопросов, например: «А что, все Li-ion батареи так опасны?!». Всегда контролируйте зарядку устройства, не нагревайте аккумуляторы, и ни в коем случае не эксплуатируйте их в разряженном состоянии – при повышении тока потребления и низком заряде аккумулятор, скорее всего, выйдет из строя! Одним словом - не берите в голову, ведь вы не переживаете по поводу своего планшета...
Если вы предполагаете кататься только в офисе, дома или по идеальному асфальту, то берите колёса 6.5 дюймов – устройство компактное и лёгкое. Для реалий нашей страны подходят колёса 8 и 10 дюймов – разъезжайте в парках, по набережным и тротуарам… Не рекомендую использовать гироскутеры в дождливое время, а также форсировать на них водные преграды. И, да, оснастите корпус бамперами (подойдут ленты для молдинга автомобилей). При катании используйте спортивную обувь без каблуков, желательно с тонкой подошвой - лучше всего чувствовать площадку ступнями для лучшего контроля.
В любом случае после месяца использования пластик корпуса будет непрезентабелен (смиритесь с этим заранее и не ругайте ребёнка). Можно перетянуть корпус виниловой плёнкой – будет, как новенький, стоит это удовольствие около 15$. Либо можете покрасить его из пульверизатора, предварительно обработав пластик. Также существует вероятность, что корпуса будут продаваться отдельно, заменить пластиковые элементы в домашних условиях - дело тридцати минут (я уже разбирал свой гироскутер - ничего сложного). Кстати, в продаже появились сменные аккумуляторы для гироскутеров от Samsung по цене 50-60$. Эх, сделали бы их быстросменными, как это реализовано в электро-скейтбордах...
И последний вопрос, который мне часто задают: «Как ощущения?». Да классные ощущения – паришь над асфальтом, гироскутер полностью тебе подвластен и становится словно частью тела, хочется ехать, крутиться и снова ехать… Правда, для максимального удовольствия необходимо, как завещал один знаменитый пролетарий: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Честно говоря, иногда страшно – старею, наверное, становлюсь осмотрительнее… И учтите, что гироскутер, скорее, устройство для получения эмоций, нежели транспортное средство – для преодоления больших расстояний лучше стандартного велосипеда пока ничего не придумано.
P.S.
При покупке гироскутера с надувными колёсами настоятельно рекомендую заранее приобрести запасные камеры. Дело в том, что отверстие под ниппель в диске, увы, не обработано и имеет заострённые края, которые со временем прорывают камеру. При замене обязательно отрежьте от старой камеры прямоугольный кусочек резины и подложите под ниппель (лучше всего это сделать сразу же после покупки, разбортовать колесо не сложно).
Аналогичные колёса устанавливают на детские велосипеды и тачки. Параметры камеры: 10 (радиус) х 2 (толщина резины), угол вывода ниппеля - 45 градусов. Диапазон 54-152 характеризует степень "раздутия", для гироскутера он должен быть не менее 121. Стоимость камеры в магазинах около 5$.
Примечание: вся информация, изложенная в тексте, является исключительно личным мнением автора, сформированным на основе собранной им информации из открытых источников. Если у вас есть альтернативная точка зрения, то буду рад прочесть о ней в вашем комментарии. Иллюстрации, использованные в данной статье, взяты из открытых источников, не содержат авторских логотипов и применяются для рекламы соответствующих товаров как в зарубежных, так и в отечественных магазинах.