Хочу рассказать о том, как я научил свою восьми летнюю дочку играть в BattleLore. На различных форумах возникают вопросы – а можно ли купить ребёнку игру с механикой C&C, сможет ли ребёнок научиться, как научить и насколько это будет сложно? Постараюсь ответить на них, исходя из личного опыта, а так же дать практические советы и обозначить «подводные камни». Материал для статьи я собирал два месяца, так как процесс обучения достаточно длинный, а торопиться тут нельзя – множество терминов могут отпугнуть ребёнка, если попытаться дать их одновременно. Поэтому необходимо терпение…
Красивые фигурки вызывали у моей дочки неподдельный интерес, и желание сыграть в них лично было огромное. Поэтому я решился - проанализировав основные правила я попытался разбить процесс обучения на Фазы, постепенно увеличивая сложность. Забегая вперёд могу сказать, что эксперимент был успешным и на данный момент дочка играет без каких либо трудностей. Курсивом я выделил объяснения, которые давал дочери для понимания основ игры, это поможет понять психологию ребёнка и позволит вам объяснить правила на «его уровне». К сценариям мы добрались только в Фазе 6, до этого я расставлял отряды на поле сам. Тут очень важно понимание специфики отрядов, ибо расстановка должна быть не бездумной - в процессе игры ребёнок должен понять ценность того или иного передвижения.
Фаза1. Подготовка к обучению.Я отделил всех Гномов и Гоблинов, карты магии, жетоны Знаний, Существ и Военный совет – всё это «в будущем». Мной были разработаны краткие памятки, которые характеризуют каждый базовый тип отряда и базовый тип местности. Памятка очень помогает, поэтому настоятельно советую сделать нечто аналогичное для своей игры.
Далее отряды: четыре фигурки в пешем, три в конном. В каждом отряде есть знаменосец, которого защищают остальные фигурки. Фигурка никогда не может переходить из отряда в отряд и находиться на поле без знаменосца. Каждый отряд вооружён и защищён по своему, чтобы их различать нужно посмотреть на флаг отряда. Чем тяжелее вооружение и обмундирование, тем на меньшее расстояние он может пройти, но тем больше кубиков бросает. Подробнее смотрим в памятке.
Мораль (настроение) отряда: если отряд видит рядом с собой ещё два или больше отрядов, то он становится смелым и может отвечать противнику при каждой атаке на него. Так же он может не учитывать первый флаг (слово игнорировать вызвало сложности). Если рядом с отрядом никто не стоит, либо стоит только один отряд – отряд обычный и учитывает всё, что выпало на кубиках. При этом ответить он не может.
Конные и пешие: если конница атакует пеший отряд, то учитывается «Щит и меч». Если наоборот – первый выпавший не учитывается, так как всадник сильнее пешего человека.Конный и пеший отряды с одинаковым цветом флага перемещаются на разное расстояние, так как лошадь быстрее и выносливее.
Отступление: показываем рукой направление (сразу учил играть по дополнительным правилам отступления), и если выпадают флаги, то отряд отступает на их количество. Если отступить некуда, то отряд теряет одну фигурку за флаг.
Победа в игре: собираем фигурки знаменосцев, чтобы его получить необходимо уничтожить весь отряд, так как фигурка со знаменем снимается последней.
Данные основы должны были быть выучены, и с помощью памятки дочка «сдавала мне зачёт». Знаю, что данный метод спорен, но некоторые вещи ребёнок должен знать, ибо во время игры лучше посвятить время тактике, чем повторению «азов». Тем более весь процесс «зубрёжки» занял 10 минут – как только дочка поняла, как пользоваться памятками никаких трудностей и вопросов не возникло и больше не возникало никогда.
Фаза 2. Первые перемещения.Вначале я вообще убрал карты, всю местность, расставил войска в каждом секторе и мы учились ходить и атаковать – во флангах дочка могла передвинуть по два отряда, в центре три, против моих два и один соответственно. Я расставлял отряды особым образом, что позволяло объяснять преимущество маневрирования на поле, а дочка на практике применила свои начальные познания. Через четыре партии я понял, что пора…
Фаза 3. Секционные карты.В колоде я оставил только секционные карты. Дочке выдал 5, себе 3. Местность по прежнему отсутствовала, а баланс сил был 3:1. Достаточно быстро дочка поняла своё преимущество, и баланс стал 2:1, коим и является на данный момент. Для сомневающихся - процесс освоения прошел достаточно быстро, затруднений не было и дочка без каких либо проблем поняла смысл. С картами проблем не возникло, поэтому после 5-6 партий мы перешли к….
Фаза 4. Полная колода.Вот тут возникли определённые вопросы. С картами «Флагов» проблем не было – передвинуть отряды по цвету флага не сложно, «Тёмное небо» так же не вызвала затруднений. А вот «Контратака» – дочка пыталась передвинуть абсолютно тоже самое, что и я. Искала такие же флаги, такой же тип. Долго разбирались…. Остальные карты мы «побороли» достаточно быстро. В целом могу сказать, что специальные карты вызвали определённые трудности, но вполне решаемые.
Фаза 5. Местность.После уверенного владения картами и понимания типов отрядов мы перешли к изучению местности. Опять же помогла памятка… Среди типов местности трудность вызвали только холмы, особенно атака холм – холм. Но насколько я знаю, вопросы по данному типу местности возникают и у взрослых игроков. В целом – трудностей с изучением местности нет, она логична и понятна.
Фаза 6. Полноценная игра.Только через 2 месяца (около 30 партий) мы перешли к полноценной игре по сценариям. Безусловно, ребёнку необходимо давать фору, иначе и вам и ему будет не интересно играть. Расставив сценарий, я убираю определённую часть отрядов, сводя отношение сторон 2:1, иногда 2,5:1, карты так же выдаю 3:5, 4:5. При этом постоянно учу дочку, не забывая о себе: на данный момент могу с абсолютной уверенностью сказать, что игра целиком и полностью зависит от умения игрока, а рандома в игре присутствует не больше, чем в реальной жизни.
Летом я планирую добавить в игру сказочных существ, а осенью карты магии. Не буду торопиться – пока достаточно и базовых юнитов.
В заключение.Что же – два месяца не прошли даром. Проделана очень большая работа и сказать, что было легко – значит слукавить. Но я очень доволен и могу с уверенностью сказать, что игры с механикой C&C можно рекомендовать детям от 8-ми лет. Я думаю, что Memoir' 44 вызовет гораздо меньше вопросов у ребёнка и процесс обучения будет более простым (когдато у меня была эта игра, поэтому мой вывод основываается на личных впечатлениях от Мемуаров). Но будьте готовы к роли «учителя» и к испытаниям своей нервной системы. И забудьте об удовольствии от игры – в первое время это, скорее, будет трудом, а не отдыхом…
Конечно, дочка не видит «всю глубину наших глубин» в игре, но с каждым разом её тактические решения более осмысленны, а ходы более результативны.
Пройдёт время и я паду под натиском её войск, но это будет чуть позже и я готов подождать…..
Несколько советов.1) Не пытайтесь дать ребёнку всё сразу – постепенно дозируйте информацию. Это не взрослый человек – объяснить правила за один раз не получится, слишком много тонкостей.
2) Терпение, терпение и ещё раз терпение. Оно вам понадобится… Начнёте обучать – поймёте, о чём я говорю.
3) Давайте ребёнку выигрывать (но не всегда). Да, вы умнее и нет надобности это доказывать. Попробуйте проиграть так, чтобы перевес сил был минимален – в этом и выразиться ваше умение вести бой.
4) Не более 2-х партий «за раз». Совмещайте обучение с лёгкой игрой, которую ребёнок знает.
5) Заканчивайте игровой вечер победой ребёнка. Тогда в следующий раз он не будет делать выбор – посмотреть мультфильмы, поиграть на компьютере или сыграть в настолку. Как говорил Штирлиц «запоминается последняя победа фраза».
6) Памятки. Жизненно необходимы, поэтому настоятельно рекомендую изготовить их ДО начала процесса обучения. И чем проще они будут, тем лучше.
7) Изучите игру досконально. Вы должны владеть всей информацией, ответить на любой каверзный вопрос ребёнка сразу и правильно, а не хватать судорожно книжку - покажите ребёнку совим примером, что "знать всё можно и нужно". Не меняйте базовые правила, дабы потом не пришлось переучиваться - лучше упрощайте саму игру.
Удачи вам в обучении и пусть ваши дети вас радуют.