Эта игра переносит нас в далёкий 1943-й год, когда две державы вели кровопролитные бои в районе Курской Дуги. Только грамотные тактические решения позволят соперникам достичь победы в этой сложной, но интересной игре, основанной на реальных событиях того времени. Сегодня на Розовом диване – реалистичная - Conflict of Heroes: Storms of Steel! – Kursk – 1943.
Storms of Steel! (Стальная буря) – вторая игра из серии, посвящённой событиям Великой Отечественной Войны, выпускаемая издательством Academy Games. Игра входит в «десятку» War Game по версии BGG (на сентябрь 2011 года) и получила высокие оценки от игроков всего мира. Что же послужило причиной столь высокого рейтинга? Давайте внимательно ознакомимся с компонентами и кратко с игровым процессом, чтобы ответить на этот вопрос.
Большая нестандартная коробка с изображением фрагмента боевых действий. Полиграфия создаёт впечатление картины, нарисованной красками на холсте. Краска неустойчива к трению, поэтому, вступая в контакт с другими поверхностями, осыпается, оставляя на коробке белую «паутину». Крепкий картон, к сожалению, не может при таких размерах создать необходимую жёсткость, поэтому через некоторое время крышка коробки деформируется.
Внутри, изначально, лежат листы с жетонами, которые на профессиональном языке называют counter (каунтер), которые после выдавливания хранить негде – органайзер отсутствует. Поэтому запаситесь пакетиками для сортировки войск. Пустого места практически нет – всё располагается очень плотно, позволяя сэкономить место на полке, не занимая его бесполезным воздухом. Давайте подробно рассмотрим содержимое.
Книга правил выполнена очень качественно - полиграфия и текст не вызывает никаких нареканий. Отдельно хочу отметить, что правила составлены очень грамотно, постепенно вводя игрока в «курс дела». Более того – изучив «азы», вы сможете сразу же отыгрывать сценарии, закрепляя пройденный материал. Более «доброжелательных» правил я пока ещё не видел.
Листы подсказок для игроков, в которых перечислены типы местности и порядок хода. Всё лаконично и информативно. Благодарственное письмо лишний раз доказывает уважительное отношение к покупателю со стороны издателя.
Четыре индивидуальных поля для игроков - чуть тоньше, чем хотелось бы, поэтому рекомендую их «заламинировать». Жёлтая полоска отмеряет победные очки, синяя – количество общих действий на раунд (CAP), а зелёная – индивидуальных действий для активного отряда (AP). Книга сценариев вызывает восхищение глянцем, плотной бумагой и высококачественной полиграфией. Задания изложены очень доступно и кратко – лишний «плюс» разработчику.
Четыре карты игровых полей, на которых развернутся сражения. Компактные, односторонние, выполненные на плотном картоне. Каждое поле пронумеровано и поделено на гексы, каждый из которых, в свою очередь, так же пронумерован. Это позволяет быстро выставить отряды на указанные в сценарии позиции. Полиграфия качественная, но не яркая – глаза от мелких деталей не устают.
Как видите – местность изначально нанесена на поле и не может быть модифицирована. Тем не менее, в комплекте идут шесть двусторонних участков гексов, которые накладываются на базовую карту и меняют ландшафт в зависимости от сценария.
Бои происходят с помощью двух шестигранных кубиков. Прозрачных маркеров в комплекте нет, но я настоятельно рекомендую запастись ими – в начале знакомства с игрой они вам понадобятся, чтобы отмечать активные отряды или группу.
Перейдём к игральным картам, которые не играют решающей роли в процессе, а только добавляют интригу в основную игру. Их количество и тип определяется индивидуально для каждого сценария. Существует четыре типа карт:
Карты Действий с зелёными заголовками. Позволяют оказывать поддержку отрядам, модифицируя их базовые характеристики и увеличивая количество CAP или AP отряда.
Карты Событий с жёлтыми заголовками. Вызывают определённые события, которые происходят в игре. Например: незамедлительное окончание игры.
Карты Вооружения с серыми заголовками. В зависимости от сценария могут являться дополнительным вооружением для отрядов игрока.
Карты Ветеранов с оранжевыми заголовками. Дают игроку возможность изменять характеристики или способности подразделений.
В серии Conflict of Heroes все отряды, укрепления и различные модификаторы выполнены в виде квадратных двусторонних жетонов - каунтеров. Толстый картон и глянцевая поверхность создают впечатление, что это сделано из пластика. Полиграфия очень качественная и все надписи, числа и картинки легко различимы и читаемы.
Эти маркеры предназначены для обозначения числа AP (зелёные),CAP (синие) и количества победных очков (жёлтые) на индивидуальных полях игроков. Минные поля обозначаются красными жетонами, а значимые точки на карте, за которые начисляются призовые очки – коричневыми. Часы отмеряют оставшиеся до конца игры раунды, а с неба падают синие бомбы.
Оборонительные укрепления, которые войска могут возводить на местности: бункеры, окопы, колючая проволока, подбитая бронетехника, туман и дым – всё это обеспечивает защиту и маскировку. Теперь самое время ознакомиться с армиями.
Начнём с Немецкой армии. Пехоту представляет шесть видов отрядов, каждый из которых имеет своё вооружение и свои характеристики. Я чуть позже подробно объясню значение всех символов на жетоне, а в данный момент обратите внимание на то, что все жетоны двусторонние и на одной стороне нанесена красная полоса (эта полоса есть у всех жетонов всех отрядов обеих сторон). Она означает, что отряд уже выполнил боевую задачу, считается «уставшим» и управлять им игрок сможет только в следующем раунде.
Бронетехника, пушки и один жетон авиации – Советская армия похвастаться таким разнообразием не может. Посмотрите сами:
Не так много – авиация так же скудна, а остальное вооружение ровно в два раза уступает по разнообразию моделей Немецкой армии.
Единственное, в чём Советская армия более разнообразна – это в пехоте. К сожалению, пехота Советов не столь эффективна в бою, как Немецкая. Собственно – как и бронетехника.
Маркеры повреждений. Как в реальном бою, отряд может быть подавлен огнём, пасть духом, а у танка может быть повреждена ходовая часть.
Маркеры переворачиваются «рубашкой» вверх и вытягиваются случайным образом в случае успешной атаки подразделения. Затем, в зависимости от повреждений, отряд испытывает определённые трудности при стрельбе или передвижении. Два маркера – и отряд погибает. К счастью – маркеры можно снимать, потратив 5 AP и выбросив на кубиках число, указанное на маркере буквой
R.
На этом можно закончить обзор компонентов, которым можно поставить твёрдое «отлично» за качество и исполнение. Огорчает отсутствие органайзера и более плотной коробки, но это нисколько не влияет на игровой процесс, о котором я расскажу далее.
Всё начинается с Книги сценариев. Игроки выбирают сторону (Советы или Немцы), берут необходимые жетоны и расставляют их в указанные гексы, чётко следуя рисунку в буклете. Направление, куда смотрит отряд, очень важно, так как в данной игре есть понятие «фронт» и «тыл» - от этого зависит перемещение и оборона. Более того – отряд не может стрелять «назад», не повернувшись. А поворот – это целое действие. Но обо всём по порядку.
Индивидуальные поля играют в сражении важную роль – они отмечают возможности игрока по управлению своим отрядом. В сценарии указано, сколько CAP игрок получает на один раунд игры. Количество AP равно «семи» (если не указано отдельно). На примере - лист командующего Советской армии – данный игрок будет вести подсчёт раундов, передвигая маркер часов по треку к единице. Счётчик победных очков установлен на «ноль», синий счётчик командных очков установлен, согласно сценарию, на значение «четыре», и игрок активировал свой отряд, поместив зелёный маркер AP на «семь».
Во время игры зелёный трек можно потратить только для проведения действий с конкретным, активированным, отрядом, а синий – для всех. То есть, с помощью синего трека можно компенсировать недостаток очков на зелёном. Необходимо учесть, что общие очки даются на весь раунд и восполнятся только в следующем, поэтому необходимо их экономить.
Вот он – отмеченный отряд. Помните о маркерах, так вот – в игре можно активировать и ходить только одним отрядом (за исключением использования CAP). В этот момент все остальные отряды обездвижены, и вам необходимо помнить – кем, всё таки, вы сейчас управляете.
Как только отряд исчерпает свои возможные действия, он переворачивается на противоположную сторону (с красной полосой) и командующий может активировать следующий. И так, пока все отряды не перевернутся на сторону с полосой, либо оба игрока не «спасуют». Тогда раунд считается законченным, все жетоны переворачиваются на сторону без полосы и наступает новый круг.
Вернёмся к характеристикам отряда. На примере – отряд «PZ Green», который может стрелять и передвигаться только в направлении зелёного сектора (три соседних гекса, огибающих жетон спереди). Передвижение отряда (а обычный отряд передвигается только на 1 гекс за ход) стоит «1», стрельба «3», дальность стрельбы «7», сила повреждения, которое этот отряд может нанести пехоте «5», а бронетехнике «0». Два числа справа указывают, что защита с тыла равна «11», а с фронта «12». То есть - для выстрела игрок сместит на три позиции ползунок AP на своём индивидуальном поле, а для передвижения – на один.
Как же происходит бой? Атакующий отряд должен видеть атакуемый в секторе своего обстрела – в данном случае все отряды видят друг друга.
Далее игрок бросает кубики – сумма двух кубиков приплюсовывается к показателю силы атаки атакующего подразделения. Если указанное число больше или равно числу защиты атакуемого отряда, то получивший повреждения отряд получает маркер. Если нет – значит, атака провалилась.
Давайте посмотрим подробно:
Отряд Советов атакует отряд Немецкого командира. Сумма кубиков равна «шести», сила атаки отряда пехоты равна «трём». В сумме «девять».
Даже в случае атаки «с тыла», отряд Немецкой пехоты имеет защиту «одиннадцать», что позволяет ему избежать маркера повреждения.
Как вы уже поняли – в этой игре практически невозможно одиноким отрядом пехоты уничтожить бронетехнику, даже при абсолютном везении.
Отряд Немцев, зайдя в тыл Советскому танку, атакует, выбросив «дубль на шестёрках», но терпит неудачу, так как защита Советского танка равна «16», а отряд пехоты не имеет бонуса при атаке бронетехники.
На этом я позволю себе закончить описание данной игры, так как то, что я вам рассказал, составляет всего лишь 10% от книги правил Conflict of Heroes: Storms of Steel! Огромное количество нюансов, множество комбинаций, совместная атака и передвижение, марш – броски, перевозка пехоты на грузовиках, артобстрелы – вот лишь малая часть того, что ждёт вас в этой игре.
Впечатления.Вначале хочу отметить, что игра предназначена для опытных игроков. Без должной подготовки и терпения освоить Storms of Steel будет практически невозможно. Но если вы потратите на правила пару дней, выделите время на учебные партии в «соло» режиме, наберётесь терпения при обучении своего потенциального оппонента, то игра отплатит вам сполна. Всё, что происходит на поле настолько реалистично и атмосферно, что после партии думаешь о ней ещё долгое время. Кубики здесь не главенствуют - только умелое маневрирование, своевременное введение резервов в бой и планирование атак позволит одержать верх в этой сложной, но очень интересной игре.
Каждый сценарий – свой рассказ, в котором вы примите участие: прорваться и удерживать селение, пронести отрядом секретный пакет, взорвать укрепление. Расстановка войск всегда разная – вы сами выберете, с какого гекса вам ввести свои резервы. Отличная игра для двух опытных игроков. Некоторые сценарии подразумевают четыре командующего, но я считаю, что рассматривать её нужно исключительно на двоих.
Розовый диван рекомендует опытным игрокам, неравнодушным к военной тематике и готовым посвятить игре большое количество времени.
P.S. игра настолько мне понравилась, что я решил заказать Conflict of Heroes: Price of Honour - Poland 1939, чей обзор я обязательно размещу на своём ресурсе.