Существует некоторое количество настольных игр, в которые мне не удалось сыграть – заветные коробочки по различным причинам так и не попали ко мне в руки. Поэтому я с большим удовольствием загружаю эти «настолки» себе на планшет и отыгрываю партии против электронных соперников. В данном случае – это единственный вариант погрузиться в атмосферу игры и составить о ней мнение. «Brass», созданная знаменитым Мартином Уоллесом, одна из таких «настолок».
«Brass» увидел свет около восьми лет тому назад, поэтому найти игру на полках магазинов достаточно сложно – тираж полностью раскуплен. Поговаривают, что намечается переиздание, но информация пока на уровне слухов – существуют некоторые сложности, связанные с авторскими правами. Вдвойне приятно, что электронный вариант всё-таки появился…
В этой стратегии соперникам предстоит совершить экономическую революцию в Англии восемнадцатого века, создавая промышленные империи. Электронная версия предлагает многопользовательский режим по сети, а также локальную «битву интеллектов». Настройки минимальны и касаются звукового сопровождения игрового процесса.
Неоспоримое преимущество электронных версий – возможность отложить партию и продолжить её в свободное время. Это позволяет развивать промышленность в несколько этапов в дороге по пути домой. Для начинающих предусмотрен режим обучения – рекомендую пройти его перед первой игрой.
Сразиться можно против трёх или четырёх соперников, дуэльный режим не предусмотрен. Уровень сложности оппонентов не регулируется, но играют «роботы» вполне достойно.
Всю подготовку по сортировке карточек и размещению маркеров на поле возьмёт на себя планшет, поэтому взять под контроль производство можно буквально через несколько секунд. Игровой период разделён на две фазы, по 8 или 10 раундов в каждой (в зависимости от числа игроков): фаза каналов и фаза железных дорог.
Очерёдность хода зависит от суммы денег, которую каждый из оппонентов потратил в текущем раунде – наименьшая сумма определяет первого игрока и далее по возрастанию. В первом раунде всё происходит по воле случая.
В начале каждой фазы соперники получают по 8 карточек (рассмотрим партию на троих) и с их помощью выполняют действия на поле.
Затем следует фаза получения прибыли в зависимости от положения на треке (изначально – нулевая позиция). Игроки, чьи фишки находятся напротив отрицательных чисел (взяты ранее ссуды) платят в банк соответствующую сумму. Положительные числа приносят прибыль в размере, указанном напротив ячейки (максимум-30 фунтов).
Настало время действовать. В свой ход можно разыграть до двух карт из личного резерва: либо по одной, выполняя действия, либо две сразу, объединив действия.
Игрок может возвести своё предприятие в конкретном городе. Для этого необходимо сбросить карточку соответствующей локации, по необходимости доставить к месту строительства уголь и руду, а затем выплатить в банк стоимость фабрики. При отсутствии денег берём ссуду.
Специальные индустриальные карточки позволяют возводить соответствующие постройки в городах, к которым подходят ваши пути. При этом в фазу каналов таким образом можно построить одно своё здание в каждом городе, а в фазу железных дорог – несколько.
Уголь и руда в первую очередь берутся с действующих шахт, чьи владельцы получают за это денежное вознаграждение (можно продавать уголь на трек спроса). Когда шахта опустеет, то она преобразовывается в «золотую», а её владелец продвигает фишку по треку доходов (в настольной игре переворачиваются карточки). При отсутствии на поле действующих шахт, плавилен и хлопкообрабатывающих фабрик ресурсы берутся с трека спроса, а деньги поступают в банк.
Среди построек, позволяющих продавать ресурсы и получать за это деньги необходимые для дальнейшего развития, помимо шахт встречаются также плавильни и хлопкообрабатывающие фабрики. Они также превращаются в «золото» по аналогичному принципу. Торговые операции ведутся через порты - если через порт торгуют хлопком, то он также обретает «золотой» окрас.
При отсутствии денег на строительство можно взять ссуду в банке. Учтите, что долги до добра не доводят и отдаляют вас от победы, так как за каждые 10 фунтов ваша фишка отодвигается на одно деление назад.
Помимо зданий, игроки могу вложиться в постройку соединительных артерий между городами. В первой фазе строятся каналы, во второй – железные дороги. Строительство потребует угля и позволяет торговать с внешним миром, а также доставлять товары между городами.
По окончании каждого периода подсчитываются победные очки, которые приносят ваши предприятия, а также построенные пути между «золотыми» зданиями и локациями.
В конце игры к вышеперечисленным расчётам добавляется по 1 победному очку за каждые 10 фунтов. Итоговый результат определит победителя – вождя индустриальной революции.
По транспортным артериям
Не зря заявленное время партии в настольной версии составляет минимум два часа, а изучению правил отводится приблизительно 30 минут – несмотря на внешнюю простоту и доступность действий, думать придётся изрядно. Хорошо, что цифровые соперники размышляют достаточно быстро, поэтому реальное время партии на планшете полностью зависит от игрока, управляющего своей империей.
Цифровая реализации игры даст фору настольному варианту: множество треков и россыпи тайлов аккуратно размещаются на цифровом игровом поле, любая информация по стоимости зданий доступна в любой момент времени, перемещение кубиков ресурсов, а также все финансовые операции максимально упрощены (этот процесс проконтролирует электронный помощник). Одним словом, за реализацию можно смело поставить «отлично».
Электронный разум даёт вполне достойный отпор. К сожалению, сравнить ощущения от партий в картонную и электронную версию я не смогу, так как «Brass» так и не попал ко мне в руки, но цифровой вариант мне понравился – хорошая мозголомка на экономическую тему. Единственное замечание: порекомендую игру лишь опытным игрокам – новички могут столкнуться с рядом трудностей в понимании правил.
Оставляю на планшете для вечерних раздумий…
Скачать игру можно в App Store (iOS), перейдя по
ссылке.