Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Зельеварение (подарочное издание). Волшебная кулинария

Обзор № 388 от 04.01.2013, 14947 просмотров
Человечество всегда старалось облегчить себе жизнь, изобретая различные зелья и настои, призванные дать употребившим их людям безграничные возможности. Выпил отвар из мухоморов и сразу поумнел, помазал лицо субстанцией из мышиных хвостиков и немедленно стал красавцем. Зельеваров обучают в специальных школах, в которых происходят различные чудеса. Сегодня на Розовом диване - ингредиентосмесительная настольная игра Зельеварение.



Рецепты сотворённых снадобий принято записывать в книги - это избавит потомков от экспериментов над доверчивыми покупателями. Многие литры неудачных настоев были выпиты ничего не подозревающими подопытными за прошедшие тысячелетия…

Прежде как было - если покупатель сразу не помер, значит, снадобье полезное и его отдавали в аптеку.  А если немедленно отправился в мир иной - значит, получился качественный яд, что тоже неплохо для продавца.

Одна из таких книг, страницы которой исписаны непонятными письменами и испещрены загадочными схемами и рисунками, попала ко мне в руки. Лично я давно хотел сварить нечто такое, что поможет мне вмиг выучить иностранные языки. Появился повод попробовать…



Внутри небольшой коробочки подарочного издания игры Зельеварение находятся три колоды карт (базовая игра и два дополнения), четыре таблицы Великого делания, схема рецептов, два трека очков, фишки и правила игры, включающие в себя описание всех дополнений.



Трек победных очков разделён на два поля - "единицы" и "десятки". Подобная организация учёта очков позволяет сэкономить место на столе и позволяет наглядно видеть результаты игроков: пробежали круг "единиц", сдвинули фишку на дорожке "десятков" и отправились дальше. Справочный лист с системой сбора базовых рецептов схематично объясняет состав зелий и перечисляет ингредиенты, используемые в игре.



Попробовать свои силы в изготовлении различных отваров могут от 2 до 6 игроков. Каждому достанется две фишки своего цвета: одна - для трека единиц, вторая - для учёта десятков.

Во время игры наборы смешиваются, но колоды легко различать - рубашки у карт разные, и на каждой указана принадлежность к тому или иному дополнению.
Начнём своё обучение мастерству зельеварения с базовой игры.

Практикум.



В состав базовой игры входит 76 карт, основная часть которых - рецепты и элементы. В подарочное издание включена специальная карта Алхимикотэ, её можно отличить по насыщенному тону рубашки и окантовки.

Карты горизонтально поделены на две части: сверху приведён рецепт, а снизу - компонент (или несколько компонентов). На самом верху указано количество победных очков, которое получит игрок, сваривший рецепт.



Каждый алхимик знает, что мало сварить зелье, необходимо прочесть над ним заклинание для усиления действия и плюнуть пару раз в котёл. В игре нам повстречаются три вида заклятий, призванных облегчить тяжкий путь познания науки зельеварения.

С компонентами познакомились, самое время сварить пару зелий…

Наколдуйте себе две фишки своего любимого цвета и расположите одну из них рядом с полем единиц, а вторую - неподалёку с полем десятков.



Перемешайте колоду и раздайте каждому игроку по 4 карты. После этого снимите со стопки ещё 4 карты и расположите их в ряд картинкой вверх (шкаф элементов).

Всё готово, можно приступать.



В свой ход игрок обязан снять одну карту с колоды, а затем либо собрать рецепт, либо выложить элемент в центр стола, пополнив существующий ряд. Рецепт можно собрать, задействуя элементы, представленные в шкафу, а также стащить у оппонента собранный рецепт и использовать его в своих целях (для более сложного зелья).

Начнём с пополнения шкафа - смотрим только на нижнюю часть карты и либо продолжаем ряд (если аналогичного элемента нет), либо кладём свой элемент поверх аналогичного, размещённого ранее. Если вы продолжили ряд (положили в шкаф новый элемент), то получаете 1 победное очко. Если увеличили количество ранее выложенных элементов (положили карту поверх ранее выложенной), то ничего не получаете.

Например: игрок берёт одну карту в руку и выкладывает синие грибы Мушрумы из руки в шкаф. За это он получает одно победное очко и передвигает фишку по треку "единиц" на одну позицию.



Набив шкаф всякой дурнопахнущей снедью, пора приступить к сотворению эликсиров и зелий. Для этого смотрим только на верхнюю часть карты, выкладываем её перед собой, забираем из шкафа необходимые элементы и размещаем взятые карты горизонтально картинкой вниз (чтобы закрыть часть с элементом) на свою карту рецепта.



Например: игрок хочет сварить эликсир Знания. Для этого необходим огненный свет и цветок папоротника (левая карта верхняя часть). Он забирает из шкафа необходимые элементы, располагает на своей карте с рецептом и получает два победных очка.



Обязательно размещайте карты элементов таким образом, чтобы был виден собранный рецепт. Как вы заметили, шкаф опустел, и оппонентам приходится в свой ход вновь пополнять его элементами, чтобы суметь изготовить свои рецепты.



Некоторые эликсиры требуют для своего изготовления готовые рецепты. Как быть? В таком случае можно использовать как свои, так и чужие готовые рецепты. Отказать вам оппонент не в силах, поэтому смело пользуйтесь результатами чужого труда. Главное - улыбайтесь, иначе на вас нашлют страшное колдунство, и будете икать до конца партии…

В случае если используются готовые рецепты, их составляющие элементы уходят обратно в шкаф, а игрок, у которого отобрали его зелье, получает половину очков от вновь приготовленного рецепта. Отмечу, что в шкаф карты всегда возвращаются в виде элементов, были ли они до этого рецептом или входили в состав зелья.

Например: игрок решил приготовить Великий эликсир Прозрения. Для его изготовления он берёт своё зелье "Полиглотум" и коварно забирает себе эликсир Знания оппонента. Четыре карты элементов уходят в шкаф, оба эликсира размещаются на карте вновь собранного рецепта, игрок получает 6 очков, а его оппонент (лишившийся эликсира Знания) - только три.



Карту заклятия можно сыграть либо как элемент, положить в шкаф и получить призовые очки (если это новый элемент). Либо выполнить предписание, изложенное на карте и также положить карту в шкаф, но не получив при этом призовых очков.

Заклятия позволяют производить манипуляции над рецептами и элементами в шкафу. Порой они бывают очень полезны. Например: заклятие Разрушения позволяет вернуть в шкаф элементы, использованные для приготовления вашего рецепта. При этом рецепт по прежнему лежит перед вами и считается собранным, а его составляющие отправляются в шкаф и могут вновь быть использованы.

Как только в общей колоде иссякнут карты, а у всех игроков не будет возможности собрать рецепты, игра заканчивается, и итоговая сумма очков на треках выявляет победителя.

Освоив основы зельеварения, можно переходить на следующую ступень и пройти…

Университетский курс.



Дополнение размещается в отдельной маленькой коробочке. 63 карты имеют синюю окантовку и могут использоваться только совместно с основной игрой.



Колоды основной игры и дополнения перемешиваются раздельно и располагаются в центре стола. Каждый игрок получает по 4 карты основной колоды и по 2  - дополнения. Аналогичное количество карт располагается открыто в знакомый нам ряд (шкаф элементов). Правила игры остались прежними за некоторыми исключениями.

Сейчас я вас немного запутаю и объясню последовательность действий во время хода игрока.

Ход отныне состоит из трёх фаз: в начале хода количество карт на руке игрока должно быть не менее 7. Если у него менее 7 карт, то в первую фазу необходимо пополнить руку из любой колоды. После этого, во вторую фазу, необходимо снова взять карту или сыграть одну карту. И завершается ход третьей фазой - снова играем одну карту с руки. На этом ход заканчивается.

На первый взгляд сложно, но на практике всё просто. Больше ничего кардинально нового в правилах не изменилось. Зато добавились элементы, талисманы и заклятия.



В игре появились четыре младших талисмана и великий талисман Чародейства. Талисманы дают определённые преимущества игрокам, которые умудрились их создать. Текст указан на карте и его предписания начинают действвовать со следующего хода после создания талисмана.

Например: можно получать 1 очко за элемент, размещённый в шкафу независимо от того, новый он или нет.



Новый элемент "Элементарная магема", эликсир Универсальности и порошок Жизни. Отныне игроки могут использовать всё это для приготовления зелий и получения победных очков.



Чем умнее становится зельевар, тем искуснее его проклятья, простите, заклятья. Новые карты используются аналогично заклятьям из базовой игры и размещаются в шкаф элементов. Новые тексты позволяют брать дополнительные карты в руку, разрушать собранные рецепты, заменять компоненты в рецептах и так далее.

Игра заканчивается, когда обе колоды опустеют, и игроки не смогут ничего изготовить из имеющихся карт. Появился также режим командной игры, о котором прочтите в правилах.

Окончив университет, можно продолжить обучение, и для этого прекрасно подойдёт…

Гильдия алхимиков.



Красная рубашка, чёрная окантовка 54 карт и знакомая по предыдущему дополнению маленькая коробочка. Дополнение используется только совместно с основной игрой.



Колоды основной игры и дополнения перемешиваются отдельно и располагаются в центре стола. Игроки получают по 4 карты основной игры и по 2 карты дополнения, столько же карт размещается открыто, формируя шкаф элементов.

Дополнения к правилам аналогичны изложенным мной ранее в разделе Университетского курса. Также появились нововведения, свойственные только данному дополнению.



Отныне игроки собирают свои рецепты в последовательности, указанной на специальных картах или в таблицах. Каждая последовательность состоит из 7 этапов, пропускать которые нельзя.



Карты в "Последовательность великого делания" можно помещать как с руки (на это тратится ход), либо использовать готовые рецепты (свои или игроков). Нарушать очерёдность размещения карт в цепочке нельзя.

Можно собирать несколько последовательностей одновременно, но запрещается составлять дважды одну и ту же цепочку. Из последовательности можно использовать карты для приготовления рецептов (все, кроме последней в цепочке).



В игре появились новые рецепты и элементы. Теперь в распоряжении игроков есть птица Феникс и целых три Философских камня!



Три новых заклятья оживят игру и позволят, например, превращать карту из шкафа в собранный рецепт.

Игра заканчивается, когда обе колоды опустеют, а игроки не смогут создать больше ни одного рецепта.

Отхлебнув эликсира Прозрения.



Зельеваренье - атмосферный пасьянс с красивым оформлением и несложными правилами. Тематика позволит без труда привлечь к игре ребёнка - никто не откажется побывать в мире колдовства и сварить своё волшебное зелье. Умеренный уровень сложности и логичные действия позволят новичкам быстро подключиться к игре и составить достойную конкуренцию опытным игрокам во время первой же партии.

На мой взгляд, для начинающих зельеваров базового комплекта вполне достаточно - дополнения существенно увеличивают время партии и усложняют игру. Тем не менее, я посоветовал бы обратить внимание на таблицы последовательности сбора рецептов. Это нововведение достойно внимания и положительно влияет на игровой процесс.

По моему мнению, Зельеваренье - одна из лучших карточных игр, созданных отечественными разработчиками. В ней гармонично сочетаются стильное оформление, несложные правила и интересная игровая механика. Подарочное издание займёт достойное место в вашей коллекции, если вы являетесь поклонником данной игры.

"Обычным смертным" порекомендую приобрести лишь базовую версию - её вполне достаточно для приятного и полезного времяпрепровождения в кругу семьи и друзей.
Комментарии (21)
На фото компонентов Практикума рубашки карт разной цветовой насыщенности. Это неудачные фото или карты правда различаются?
Grey Swan   |   06.01.13
Безусловно, и фотография не идеальна :), но и насыщенность у карт немного "гуляет" во всех выпусках. Не так сильно, как на фото, но есть такое дело. Честно говоря, во время игры не критично и на первый взгляд незаметно.
Gravicapa   |   06.01.13
У меня просто старое издание, в котором такая проблема была, вот и интересуюсь - вдруг подкрутили наконец :) И - забыл сказать. Спасибо за обзор, пишите еще!
Grey Swan   |   07.01.13
И Вам спасибо за отзыв, заходите ещё! :)
Gravicapa   |   07.01.13
В разделе об Университетском Курсе имеется небольшая неточность. Во фразе "После этого, во вторую фазу, необходимо снова взять карту и сыграть одну карту." следует "и" заменить на "или", поскольку во вторую фазу игрок может именно выбирать из двух возможных действий — добирать карту или сыграть карту — но не может выполнить эти действия вместе.
Гай Гисборн   |   13.01.13
Да, всё верно, "или" - спасибо! Обзор поправил.
Gravicapa   |   13.01.13
Детям эту игру подарил Дед Мороз. Играем пока довольно часто. Видимо, в нашем издании проблема с бумагой - карточки как бы расслаиваются, красочный слой от малейшего неаккуратного воздействия просто сходит. Особенно на углах. Впервые с ткаим сталкиваюсь. Срочно протекторы? Может, это особенность Правильных игр? Ещё подарена Эволюция, пока не играли, и как-то я напрягаюсь заранее из-за качества карточек.
Floxa   |   19.01.14
Лично я всегда покупаю вместе с игрой протекторы. Осыпанием краски и расслаиванием, порой, грешат и именитые издатели. Зато потом голова "не болит" - в апельсинах у ребёнка руки или в сладких конфетах :) В крайнем случае протёр протекторы влажной салфеткой и всё... О нынешнем качестве продукции от ПИ сказать ничего не могу - уже год ничего в руках не держал.
Gravicapa   |   19.01.14
Floxa, у Эволюции, что у новой версии, что у старых изданий, проблем с картами не было, по крайней мере у меня.
Мазукта   |   20.01.14
Спасибо всем!
Floxa   |   21.01.14
Сделал видеообзор на “Зельеварение”. Думаю, новичкам будет полезен: https://www.youtube.com/watch?v=8dortMO0Gxw
Алексей   |   15.07.14
"Игра заканчивается, когда обе колоды опустеют, а игроки не смогут создать больше ни одного рецепта." Небольшое уточнение: в "Гильдии алхимиков" игра может окончиться раньше, как только один из игроков создаст Философский камень. Он и становится победителем.
Naya   |   19.01.15
Абсолютно согласен с Вами, просто в обзоре я не всегда вдаюсь в нюансы, иначе обзор станет пресным и скучным :) Спасибо за внимательность.
Gravicapa   |   19.01.15
Александр, добрый день, Подскажите, много ли места занимает игра на столе? (базовый вариант) Заранее спасибо!
Игорь   |   31.05.16
Добрый день. К концу игры - много :) Игра разрастается в геометрической прогрессии, поэтому на "откидном" столике сыграть не получится.
Gravicapa   |   31.05.16
Понял, спасибо большое=) А что бы Вы посоветовали на двоих как раз на таком столике?) В нашем случае это раскладной столик на заднем сидении авто)
Игорь   |   31.05.16
Я так понимаю, вам нужны несложные карточные игры в дорогу? Тогда: Джайпур, Шотландский поединок, Бумбеси, Наутилус, Нопплади Хопплада (она, правда, на кубиках но думать надо)...
Gravicapa   |   31.05.16
Спасибо большое! Шотландский поединок как раз приобрел недавно, прочитав Ваш обзор) присмотрюсь к остальным =)
Игорь   |   31.05.16
Здравствуйте, познакомилась вчера с замечательной игрой зельеварение. У меня вопрос. Бывали моменты в игре, когда у меня оставалось на руках по три карты, а бывало что ни одной. Вопрос, нужно добирать из колоды карты, если их меньше 4?
Ярослава   |   28.06.16
Добрый вечер. Согласно правилам: "Во время хода игрок должен взять в руку верхнюю карту с колоды, а затем сыграть одну карту из руки". Поэтому в свой ход вы можете взять только одну карту, независимо от того, сколько карт у вас осталось (в базовой игре).
Gravicapa   |   02.07.16
Gravicapa, вопрос по игре как родителю. Какие процессы развивает данная игра у первоклашки? Память, концентрацию внимания, усидчивость и ТД. И ещё вопрос. Стоит выбор Зельеварение или Эволюция карточная про животных. Опять же детям 7,4 года и 4,4 года. За плечами из серьезных Билет на поезд, а также Улей, Пентаго и игры от Банды умников, головоломки (очень много). Помогите с выбором, пожалуйста.
Алена Никитина из Чебоксар   |   01.11.18
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр