Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Экономикус. Хаос рынка

Обзор № 1181 от 13.12.2016, 772 просмотра
Экономика – великая наука, в которой ничего нельзя гарантировать наверняка. Рынок непредсказуем: обвалы котировок превращают вчерашних богачей в жителей улиц без гроша в кармане, оптимистичные прогнозы сменяются пессимистичной реальностью, преуспевающие кампании уходят в небытие… Одним словом, экономическое развитие чего бы то ни было – дело интересное и непредсказуемое. Сегодня на Розовом диване – монетозвёздная настольная игра «Экономикус».


Испытать свои силы в построении империи, владеющей сетью преуспевающих кампаний, можно не выходя из дома в кругу друзей и знакомых. Экономический симулятор, разработанный Фёдором Корженковым, позволит в полной мере ощутить всю непредсказуемость данного вида развлечения, не ставя под удар семейный бюджет. Даже если вы потерпите полных крах, всегда будет шанс отыграться, благо «Экономикус» - это не только ценный картон, но и средство приятного общения между людьми.


Коробочка необычная – внутри располагается органайзер из поролона, в котором прорезаны ячейки для хранения компонентов. Неизвестно, сколь долог срок жизни данного формфактора, но пользоваться углублениями удобно: россыпь жетонов не мечется по коробке в поисках пристанища, а карты без труда извлекаются из углублений. Кстати, отличная идея, заполнить свободные пустоты (коих немало) поролоном – создаётся иллюзия того, что внутри отсутствует критикуемый всеми «воздух»…


Так как инвестиции в будущее - дело тёмное и неподвластное логике, то два шестигранника будут уместны при выборе активной кампании. Фломастеры с поролоновыми наконечниками пригодятся при отметке стоимости пакетов акций, а крутящаяся конструкция с цифрами понадобится продвинутым «экономикусам», способным извлечь миллионную прибыль даже с кактусовой фермы.


Игровое поле разделено на сегменты, каждый из которых представляет свою отрасль промышленности. Центральный модуль фиксирует пазловую конструкцию, придавая ей жёсткость.


Во время продвинутой игры используются карты событий и опций, которые вносят полный хаос в игровой процесс, при этом существенно его оживляя. Тем не менее, первые партии (а также игры с детьми) лучше проводить без них, следуя рекомендациям автора.


Особенно рекомендую изъять чёрные карточки кризисов, снижающих ценность кампаний в текущем секторе. Порой это сильно влияет на процветание финансовых империй.


Как видите, событий в игре будет предостаточно – стопки солидные, на всех страждущих и жаждущих вполне хватит. Радует то, что позитивного будет гораздо больше, чем негативного. Вот бы в жизни так было…


В схватке экономических умов может принять участие до восьми человек, каждый из которых получит комплект из 12 жетонов кампаний и четырёх стартапов. 


Цель  соперников – не деньги, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, монеты трёх номиналов станут желанными бонусами во время игры, но главное – это звёзды, которые приносят аккредитованные кампании. Желающие «пощекотать» себе нервы могут использовать одну из чёрных меток с отрицательным числовым значением, символизирующим кризис отрасли. 

Я научу вас делать автомобили


Первым делом необходимо создать игровое поле. Его элементы вырублены таким образом, чтобы свободно соединяться друг с другом в любой последовательности. Во время первых партий ориентируйтесь на числовые показатели от «2» до «12», в последующих – составляйте экономический круг произвольным образом.


Если вы знаток своего дела, то перемешайте колоды и расположите их неподалёку от соперников рубашкой вверх. Вновь повторюсь, что начинать знакомство с «Экономикусом» лучше без них, и лишь поняв принципы игрового процесса использовать данные стопки. Оппоненты получают комплекты жетонов своего цвета, а также по 20 монет в качестве стартовых капиталов (возьмите по одной карточке «Квота приватизации», если используются колоды событий).


Инновации – начальный сектор, с которого закрутится вихрь событий. Отметьте его стартовым маркером (при необходимости положите жетон кризисного прогноза) и запишите показатель «17» в окошко стоимости отрасли. Первый игрок выбирается путём бросков двух кубиков, вручите ему конструкцию с крутящимися дисками. Обратите внимание, на картонке указана очерёдность действий – компактный справочный материал, полезный начинающим финансистам.


Начинать коммерческую деятельность разрешается в секторах со второго по шестой: соперники, по очереди выкладывают по два своих жетона, отмечая кампании (символы, расположенные по внешнему радиусу круга). 


После стартовой расстановки оппоненты получают первые дивиденды: если в секторе поля (отрасли) находится маркер кампании, то его владелец получает одну звезду. Обратите внимание, что звезду приносит именно присутствие в секторе, а не количество жетонов в нём. 

Тем не менее, вторую звезду можно получить, если количество ваших кампаний превосходит противника (число жетонов больше, чем у соперников), либо вы – единоличный владелец отрасли. Звёзды выдаются не навсегда – после каждого раунда происходит подсчёт и корректировка достижений соперников. 


Итак, самое время приступить к обогащению! Первый игрок бросает кубики и переносит маркер активности в соответствующую отрасль, номер которой является суммой двух значений на гранях. После этого все, у кого в этом и соседних секторах есть предприятия, получают монетки в количестве, указанном в зелёном квадратике рядом с названием отрасли. Помните, что автопром, по традиции, убыточен, поэтому он отнимает определённую сумму.


Далее следуют торги за возможность выложить жетон (построить предприятие) в активном секторе. Минимальная стоимость указана в квадратике, и изначально равна номеру отрасли. 


После окончания торгов значение максимальной ставки заменяет предыдущую стоимость, победитель выкладывает жетон в сектор, и после этого происходит корректировка звезд.


Если стоимость отрасли слишком высока для всех соискателей, то торги отменяются, а цена сектора падает на 4 единицы. Таким образом можно понижать излишне взвинченные цены…


Во время продвинутой версии правил в ход идут карты, вносящие существенное разнообразие в игровой процесс, а на размещение кампаний на внешнем круге накладываются «государственные» ограничения. 

Что же делать, если все локации на внешнем радиусе заняты, либо денег в резерве не столь много (вернее сказать, совсем мало)?


Для этого варианта существуют стартапы (жетоны с чемоданчиками), выкладывающиеся на любое свободное место внутри сектора за половину его стоимости. Эти маркеры пока не приносят звёзд, но чуть позже могут превратиться в фирмы игрока! 


Для того, чтобы это сделать, существует два пути: простой (бросить кубик и при выпадении «пятёрки» или «шестёрки» заменить чемоданчик на фирму), либо сложный (используется «крутометр» и два шестигранника). В случае неудачного стечения обстоятельств стартап либо уходит в резерв игроку, либо остаётся на поле за одну монету. Смените первого игрока и вновь бросайте кубики – вас ждут неосвоенные отрасли…

Безусловно, при столь активно меняющемся рынке можно обанкротиться, взять кредит, либо продать своё предприятие за текущую стоимость сектора. Не забывайте также о влиянии карт, если вы играете по полным правилам.

Конечная цель оппоннетов – получить указанное в правилах количество звёзд (от 7 до 11, в зависимости от числа игроков), и удержать их до конца хода. Победитель получает министерский портфель и должность при дворе.

Пережив Чёрный понедельник


Нет, это не «Монополия», не «Менеджер» и не им подобные игры (предвосхищая вопросы). Сам так предполагал, но ошибался…

«Экономикус» - несложная игра на «микроэкономику» с возможностью влиять на ситуацию посредством карточек (скорее, вносить хаос). Соперники торгуются, захватывают сектора, стараются доминировать в них, выгодно продают свои предприятия, повышая стоимость отраслей, а затем вкладывают деньги в новое развитие. Экономика ли это на самом деле? И «да» и «нет»… 

Для настоящей экономики в игре всё упрощено: нет влияния отраслей на сопутствующие производства, нет капиталовложений и биржи, нет продаж сырья, изменения курса валют и так далее. Но тогда «настолка» получилась бы весьма сложной и мало кто смог бы в неё сыграть… А так – просчитали, захватили, продали и вновь купили. Просто, доступно и достаточно интересно.

Оформление у «Экономикуса» яркое, правда, на любителя – в нашей игровой ячейке двум из пяти картинки на поле не понравились. Тут, скорее, дело вкуса и мировоззрений, «ничего личного». Учитывая большинство положительных отзывов, будем считать столь оригинальный арт плюсом. В любом случае, художник потрудился на славу, это видно по мельчайшим деталям в композициях. Да и вообще, всё выглядит ярко и красиво, создавая атмосферу праздника за столом…

Сам игровой процесс не затянут, динамичен и способен завладеть вниманием, если вы любите несложные экономические игры. Поклонникам эпических баталий и путешествий по лабиринтам экономические изыски на столе могут показаться однотипными и излишне прямолинейными, особенно без использования карт. А карты эти, безусловно, и настроение поднимают, и игру оживляют. Так что после нескольких партий обязательно задействуйте их.

«Экономикус» также подойдёт для игры с детьми - не такой уж он и сложный. Да и семейный вечер, посвящённый решению экономических вопросов малого и крупного бизнеса, поднимет настроение и позволит почувствовать себя министром экономики крохотного государства…

Мои благодарности Фёдору Корженкову за предоставленную на обзор игру. Приобрести "Экономикус" можно напрямую на официальном сайте проекта.
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
Обзоры настольных игр: 
Среди знати, Квест в коробке, Karibou Kamp, Руки вверх!, PicMix, Цвет или сезон, Нанороботы, Умный дом, Ассоциации, Звезда Африки, Львиная стрижка, Соображарий 2, WAR Thunder (Осада), Caverna, Квадригами, Карма мини,  Kuhno, T.I.M.E. Stories.
Обзоры на настольные игры под iOS:
Puerto Rico, Le Havre, Lords of Waterdeep.
© 2011 Горшечников Александр