Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Экономикус. Хаос рынка

Обзор № 1181 от 13.12.2016, 2376 просмотров
Экономика – великая наука, в которой ничего нельзя гарантировать наверняка. Рынок непредсказуем: обвалы котировок превращают вчерашних богачей в жителей улиц без гроша в кармане, оптимистичные прогнозы сменяются пессимистичной реальностью, преуспевающие кампании уходят в небытие… Одним словом, экономическое развитие чего бы то ни было – дело интересное и непредсказуемое. Сегодня на Розовом диване – монетозвёздная настольная игра «Экономикус».


Испытать свои силы в построении империи, владеющей сетью преуспевающих кампаний, можно не выходя из дома в кругу друзей и знакомых. Экономический симулятор, разработанный Фёдором Корженковым, позволит в полной мере ощутить всю непредсказуемость данного вида развлечения, не ставя под удар семейный бюджет. Даже если вы потерпите полных крах, всегда будет шанс отыграться, благо «Экономикус» - это не только ценный картон, но и средство приятного общения между людьми.


Коробочка необычная – внутри располагается органайзер из поролона, в котором прорезаны ячейки для хранения компонентов. Неизвестно, сколь долог срок жизни данного формфактора, но пользоваться углублениями удобно: россыпь жетонов не мечется по коробке в поисках пристанища, а карты без труда извлекаются из углублений. Кстати, отличная идея, заполнить свободные пустоты (коих немало) поролоном – создаётся иллюзия того, что внутри отсутствует критикуемый всеми «воздух»…


Так как инвестиции в будущее - дело тёмное и неподвластное логике, то два шестигранника будут уместны при выборе активной кампании. Фломастеры с поролоновыми наконечниками пригодятся при отметке стоимости пакетов акций, а крутящаяся конструкция с цифрами понадобится продвинутым «экономикусам», способным извлечь миллионную прибыль даже с кактусовой фермы.


Игровое поле разделено на сегменты, каждый из которых представляет свою отрасль промышленности. Центральный модуль фиксирует пазловую конструкцию, придавая ей жёсткость.


Во время продвинутой игры используются карты событий и опций, которые вносят полный хаос в игровой процесс, при этом существенно его оживляя. Тем не менее, первые партии (а также игры с детьми) лучше проводить без них, следуя рекомендациям автора.


Особенно рекомендую изъять чёрные карточки кризисов, снижающих ценность кампаний в текущем секторе. Порой это сильно влияет на процветание финансовых империй.


Как видите, событий в игре будет предостаточно – стопки солидные, на всех страждущих и жаждущих вполне хватит. Радует то, что позитивного будет гораздо больше, чем негативного. Вот бы в жизни так было…


В схватке экономических умов может принять участие до восьми человек, каждый из которых получит комплект из 12 жетонов кампаний и четырёх стартапов. 


Цель  соперников – не деньги, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, монеты трёх номиналов станут желанными бонусами во время игры, но главное – это звёзды, которые приносят аккредитованные кампании. Желающие «пощекотать» себе нервы могут использовать одну из чёрных меток с отрицательным числовым значением, символизирующим кризис отрасли. 

Я научу вас делать автомобили


Первым делом необходимо создать игровое поле. Его элементы вырублены таким образом, чтобы свободно соединяться друг с другом в любой последовательности. Во время первых партий ориентируйтесь на числовые показатели от «2» до «12», в последующих – составляйте экономический круг произвольным образом.


Если вы знаток своего дела, то перемешайте колоды и расположите их неподалёку от соперников рубашкой вверх. Вновь повторюсь, что начинать знакомство с «Экономикусом» лучше без них, и лишь поняв принципы игрового процесса использовать данные стопки. Оппоненты получают комплекты жетонов своего цвета, а также по 20 монет в качестве стартовых капиталов (возьмите по одной карточке «Квота приватизации», если используются колоды событий).


Инновации – начальный сектор, с которого закрутится вихрь событий. Отметьте его стартовым маркером (при необходимости положите жетон кризисного прогноза) и запишите показатель «17» в окошко стоимости отрасли. Первый игрок выбирается путём бросков двух кубиков, вручите ему конструкцию с крутящимися дисками. Обратите внимание, на картонке указана очерёдность действий – компактный справочный материал, полезный начинающим финансистам.


Начинать коммерческую деятельность разрешается в секторах со второго по шестой: соперники, по очереди выкладывают по два своих жетона, отмечая кампании (символы, расположенные по внешнему радиусу круга). 


После стартовой расстановки оппоненты получают первые дивиденды: если в секторе поля (отрасли) находится маркер кампании, то его владелец получает одну звезду. Обратите внимание, что звезду приносит именно присутствие в секторе, а не количество жетонов в нём. 

Тем не менее, вторую звезду можно получить, если количество ваших кампаний превосходит противника (число жетонов больше, чем у соперников), либо вы – единоличный владелец отрасли. Звёзды выдаются не навсегда – после каждого раунда происходит подсчёт и корректировка достижений соперников. 


Итак, самое время приступить к обогащению! Первый игрок бросает кубики и переносит маркер активности в соответствующую отрасль, номер которой является суммой двух значений на гранях. После этого все, у кого в этом и соседних секторах есть предприятия, получают монетки в количестве, указанном в зелёном квадратике рядом с названием отрасли. Помните, что автопром, по традиции, убыточен, поэтому он отнимает определённую сумму.


Далее следуют торги за возможность выложить жетон (построить предприятие) в активном секторе. Минимальная стоимость указана в квадратике, и изначально равна номеру отрасли. 


После окончания торгов значение максимальной ставки заменяет предыдущую стоимость, победитель выкладывает жетон в сектор, и после этого происходит корректировка звезд.


Если стоимость отрасли слишком высока для всех соискателей, то торги отменяются, а цена сектора падает на 4 единицы. Таким образом можно понижать излишне взвинченные цены…


Во время продвинутой версии правил в ход идут карты, вносящие существенное разнообразие в игровой процесс, а на размещение кампаний на внешнем круге накладываются «государственные» ограничения. 

Что же делать, если все локации на внешнем радиусе заняты, либо денег в резерве не столь много (вернее сказать, совсем мало)?


Для этого варианта существуют стартапы (жетоны с чемоданчиками), выкладывающиеся на любое свободное место внутри сектора за половину его стоимости. Эти маркеры пока не приносят звёзд, но чуть позже могут превратиться в фирмы игрока! 


Для того, чтобы это сделать, существует два пути: простой (бросить кубик и при выпадении «пятёрки» или «шестёрки» заменить чемоданчик на фирму), либо сложный (используется «крутометр» и два шестигранника). В случае неудачного стечения обстоятельств стартап либо уходит в резерв игроку, либо остаётся на поле за одну монету. Смените первого игрока и вновь бросайте кубики – вас ждут неосвоенные отрасли…

Безусловно, при столь активно меняющемся рынке можно обанкротиться, взять кредит, либо продать своё предприятие за текущую стоимость сектора. Не забывайте также о влиянии карт, если вы играете по полным правилам.

Конечная цель оппоннетов – получить указанное в правилах количество звёзд (от 7 до 11, в зависимости от числа игроков), и удержать их до конца хода. Победитель получает министерский портфель и должность при дворе.

Пережив Чёрный понедельник


Нет, это не «Монополия», не «Менеджер» и не им подобные игры (предвосхищая вопросы). Сам так предполагал, но ошибался…

«Экономикус» - несложная игра на «микроэкономику» с возможностью влиять на ситуацию посредством карточек (скорее, вносить хаос). Соперники торгуются, захватывают сектора, стараются доминировать в них, выгодно продают свои предприятия, повышая стоимость отраслей, а затем вкладывают деньги в новое развитие. Экономика ли это на самом деле? И «да» и «нет»… 

Для настоящей экономики в игре всё упрощено: нет влияния отраслей на сопутствующие производства, нет капиталовложений и биржи, нет продаж сырья, изменения курса валют и так далее. Но тогда «настолка» получилась бы весьма сложной и мало кто смог бы в неё сыграть… А так – просчитали, захватили, продали и вновь купили. Просто, доступно и достаточно интересно.

Оформление у «Экономикуса» яркое, правда, на любителя – в нашей игровой ячейке двум из пяти картинки на поле не понравились. Тут, скорее, дело вкуса и мировоззрений, «ничего личного». Учитывая большинство положительных отзывов, будем считать столь оригинальный арт плюсом. В любом случае, художник потрудился на славу, это видно по мельчайшим деталям в композициях. Да и вообще, всё выглядит ярко и красиво, создавая атмосферу праздника за столом…

Сам игровой процесс не затянут, динамичен и способен завладеть вниманием, если вы любите несложные экономические игры. Поклонникам эпических баталий и путешествий по лабиринтам экономические изыски на столе могут показаться однотипными и излишне прямолинейными, особенно без использования карт. А карты эти, безусловно, и настроение поднимают, и игру оживляют. Так что после нескольких партий обязательно задействуйте их.

«Экономикус» также подойдёт для игры с детьми - не такой уж он и сложный. Да и семейный вечер, посвящённый решению экономических вопросов малого и крупного бизнеса, поднимет настроение и позволит почувствовать себя министром экономики крохотного государства…

Мои благодарности Фёдору Корженкову за предоставленную на обзор игру. Приобрести "Экономикус" можно напрямую на официальном сайте проекта.
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр