Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Виновен! Мафия не бессмертна

Обзор № 790 от 28.11.2014, 3472 просмотра
В каждом городе, помимо мудрого правителя, скромного управленческого аппарата и довольных своей жизнью жителей есть несознательные элементы, именуемые «мафией». С наступлением тёмного времени суток на улицы выходят мрачные личности, замышляющие недобрые дела против общества. Но жители настороже и готовы дать отпор антисоциальным элементам. Сегодня на Розовом диване – мафиозоискательная настольная игра «Виновен!».


Для предотвращения преступлений и поддержания порядка, добропорядочные граждане объединяются и выходят по вечерам патрулировать улицы. Завидев подозрительную тень в переулке, дружинники хватают нарушителя, упаковывают его в багажник специального автомобиля и вывозят за пределы городских стен. К сожалению, столь активные оборонительные действия имеют и побочный характер - «жертвой правопорядка» может стать обычный гражданин, задержавшийся на вечернем совещании.


Все жители небольшого городка умещаются в компактную коробочку от издательства «Геменот». Помимо квадратных портретов, в ёмкости нашлось место для круглых жетонов голосования и двух справочных листков.


Положительные и высококультурные жители города во главе с мэром изображены на зелёном фоне. Кого тут только нет: и внучек с бабушкой, и влюблённая пара, и детектив с хакером (создавшие, кстати, популярную в городе социальную сеть)… Квадратные тайлы с портретами служат в игре карточками ролей.

 
Криминальные элементы изображены на красном фоне, символизирующим опасность. Босс мафии и двое его подчинённых постараются внести панику в ряды граждан, задача адвоката – оправдать эти бесчинства, а псих… ненормальные люди сами по себе, у них даже фон особого, светло-коричневого цвета.


Каждому квадратному портрету соответствует небольшой круглый медальон, который пригодится при голосовании. Обратите внимание на цифру – она определяет, в какой последовательности тот или иной персонаж вступает в игру. Отличить криминальных элементов от честных граждан, по сложившейся традиции, можно по цвету фона.   

Под покровом темноты.

Итак, время близится к полуночи: добровольные дружины вышли на улицы, а криминальные элементы спешат по своим делам, перемещаясь по узким улочкам в тени зданий. Интересно, кому сегодня не повезёт…


Чтобы определить количество народа, присутствующего в данный момент в городе, необходимо посчитать игроков, а затем выбрать из них самого умного - этот человек выступит в роли Вселенского разума (либо ведущего, кто какой термин предпочитает).

Количество карточек и типы ролей, используемые в текущей игре, определяются по специальной справочной таблице. В любом случае, число тайлов равно количеству игроков (кроме ведущего) «плюс» три. Все неиспользуемые картонки убираются в коробку.


Карточки перемешиваются ведущим, затем игроки получают по одному случайному тайлу, а оставшиеся располагаются в центре стола картинкой вниз. Примечание: среди картонок, лежащих в центре стола, не должно быть «мэра» и двух мафиози. Полученные роли игроки просматривают и держат их втайне от соседей по столу. Ведущий раскладывает перед собой по убыванию круглые медальоны, берёт в руку памятку и… все засыпают (закрывают глаза, стараются не дышать и вообще делают вид, что их тут нет).

Ведущий перечисляет роли, игроки «просыпаются» и выполняют действия, свойственные их персонажам. Например: мафия может познакомиться друг с другом, детектив – просмотреть одну карточку, хакер узнать роли, лежащие в центре стола. Лишь мэр спит сном праведника, так как беспокоиться ему не о чем (он же мэр, а мэр, как известно, всем нужен – и мафии, и жителям).


После того, как все ведущий перечислит всех персонажей, наступает утро, все горожане просыпаются и начинают активно выяснять «кто здесь кто». Цель мирных жителей – отыскать мафию и выдворить её представителей из города. Цель преступников – замаскироваться под честных налогоплательщиков и подставить вместо себя ничего не подозревающего горожанина. Для того, чтобы не запутаться в догадках, можно использовать круглые жетоны.


Как только страсти улягутся и игроки посчитают, что доподлинно знают представителей криминальной среды, наступает заключительная фаза – голосование. Все круглые жетоны поступают в распоряжение ведущего, он раздаёт каждому игроку по одному кругляшку и… просыпается мэр. 

Выспавшийся и довольный, он переворачивает свою карточку картинкой вверх и кладёт свой жетон на тайл подозреваемого игрока. Тот, в свою очередь, голосует против следующего и так далее, пока все за столом не выскажут «своё веское мнение».


Затем тайлы вскрываются, и определяется «счастливчик», который собирает котомку и уносит ноги из города. Если это мирный житель, то мафия празднует победу. Если удалось обличить хотя бы одного мафиози, то он сдаёт подельников и побеждают мирные жители. Адвокат и псих (это разные люди) побеждают при особых условиях. Существуют ещё некоторые нюансы, связанные с ролями, но о них читайте в правилах.

В предрассветной тьме.


Оригинальный вариант всем известной «Мафии», в которой «ночь» сводится к одному единственному раунду. Здесь нет праздно гуляющих вокруг стола «убитых» жителей, до самого конца все принимают участие в голосовании. Это, кстати, очень хорошее нововведение, именно данный аспект правил довольно часто является «камнем преткновения» в коллективе, так как заняться выбывшим из игры людям абсолютно нечем. Дополнительно, у граждан нет права на ошибку. Им необходимо к утру раскрыть представителей мафии с первой попытки, в противном случае проиграют все.

В игре «Виновен» некоторые персонажи могут тайно обменивать карточки. О подмене игрок узнает только в конце раунда – из честного жителя любой горожанин может вмиг стать преступником. Неожиданный сюрприз… Многообразие ролей и их особые свойства с одной стороны позволяют преобразить игру, с другой – минимальное количество горожан, на мой взгляд, должно равняться шести «плюс» ведущий. 

Как показала практика, жетоны персонажей гораздо удобнее, нежели каточки. Квадратный тайл достаточно компактен, его легче просмотреть тайно, он менее маркий и устойчив к загрязнениям (в «Мафии» играют довольно часто за сервированным столом). Тут, однозначно, большой плюс дизайнерам. Но вот что лично меня немного расстроило, так это картинки - честно скажу, «не моё». При этом придраться абсолютно не к чему, так как все изображения сделаны в одном стиле, рисунки выполнены с долей юмора и, безусловно, найдут своего почитателя. Но, повторюсь, не моё. Тут дело вкуса и мировоззрений…

Интересная, заслуживающая внимания реализация всем известной «Мафии». Рекомендую для загородных выездов и весёлых молодёжных компаний в качестве развлекательного времяпрепровождения.

Игра предоставлена для обзора студией настольных игр Геменот.
Комментарии (2)
Псих, вообщето, побеждает если проголосуют за него, а совсем не вместе с мафией.. Этим и привносит колорит в игру, игрок за психа будет настойчиво выдавать себя за мафию.. Издание игры конечно компактное, что в в плюс, но жутко некачественное (вырубка со смещением, расслаивающаяся краска по краю), что в минус.. потому что жетон в протектор не положишь. В минус и сизобородый арт со стекающими глазами и носами.. чем обусловлена эта жесть? В общем жаль, задумка неплохая. Но брать ЭТО как-то не хочется.
Евгений   |   10.12.14
Поправил, увлёкся литературной составляющей обзора :) Спасибо! В остальном... вынужден согласиться по всем пунктам.
Gravicapa   |   10.12.14
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр