Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Upon a Salty Ocean. За сельдью и треской

Обзор № 480 от 31.05.2013, 4845 просмотров
Рыболовство всегда было одним из основных промыслов. Вышел в море, забросил сети и жди, когда неразумная рыба сама в них попадёт. Остаётся только вытащить улов на палубу и... сохранить для продажи, пока хлипкий баркас преодолевает обратный путь против ветра. В настоящее время проблем с хранением продуктов нет, но в 16 веке за одну попытку создать "морозильную камеру" могли сжечь на костре. Сегодня на Розовом диване - рыбозасолительная настольная игра Upon a Salty Ocean (У самого у моря).



Соль, как известно, бактерии не жалуют и стараются не атаковать просоленные продукты. Зато человек - бактерия непривередливая, готовая съесть всё, что попадётся на пути и желательно перчёно-солёное. Поэтому моряки хранили улов в бочках с солью и доставляли насквозь просоленные тушки сельди и трески на местные рынки.  Постепенно рядом с причалами вырастали города и селились люди - поклонники рыбных блюд.



В небольшой коробочке находится мешочек с деревянными компонентами, планшеты игроков, стопка тайлов, игровое поле и правила игры (феерический документ, которому я посвятил целый абзац в конце этого обзора). Всё остальное место отдано под соль и рыбу, которую, по непонятным причинам, не вложили в игру.



Тем не менее, соль (42 белых кубика) и рыба (34 розовых сельди и 34 фиолетовых трески) в коробке присутствуют в виде деревянных компонентов. Большие шестигранники равны по стоимости четырём маленьким (интересное решение, так как практически во всех играх пропорция составляет 1:5).  Чёрные шестигранники используются в качестве маркеров на поле и отмечают определённые табличные значения.

Всего в игре может принять участие до четырёх добытчиков рыбы, каждый из оппонентов получит один круглый диск и 18 кубиков своего цвета (синего, красного, зелёного и жёлтого).



На четырёх идентичных индивидуальных планшетах изображены трюмы трёх кораблей и склад игрока. Три картонных квадратика соответствующего цвета символизируют флот игрока. Суда пронумерованы, и от номера зависит грузоподъёмность.



10 тайлов событий повлияют на стоимость товаров и обозначат катаклизмы, которые произойдут с судами в  открытом море. Пираты, шторма, потеря бочек с солью и штиль - всё это поджидает капитанов, отважившихся отправиться на рыбалку в Атлантику.



Руан - "просоленный" город почитателей рыбных блюд. Множество зданий и таблиц, лаконичное и стильное оформление, трек очков, имеющий отметку "-22" - всё создаёт соответствующий настрой.  Лично мне атмосфера "Upon a Salty Ocean" сразу же напомнила игру "Hansa Teutonica".

"Корабли мы в путь снарядим,
бочки с солью в трюм набьём,
рыбу в море всю изловим,
 и в Руан к себе свезём"

(местный фольклор).




Оппоненты получают комплекты, в которые входят: индивидуальный планшет, три тайла кораблей, комплект кубиков и диск своего цвета.



В начале игры флот игрока состоит только из одного корабля (под номером 1). На планшете обозначены трюмы судов и отведено место под склад, на котором хранится соль и рыба. Изначально в трюм размещается три белых кубика, и игрок спускает на воду корабль под первым номером, расположив тайл в порту Руана.

Примечание: водные просторы карты делятся на две локации: Атлантический океан (слева вверху) и порт Руана (остальная вода на карте). Тайлы судов обозначают, в какой из двух локаций находится корабль игрока.



Игрок, больше всех любящий солёную рыбу, выставляет свой кубик на первое место трека очерёдности ходов. Следом за ним, по часовой стрелке, оппоненты размещают свои шестигранники. В зависимости от порядкового номера, игроки располагают диски на треке монет, опоясывающем игровое поле. Первый кругляшок помещается на отметку "10", последующие добавляют к значению "2". Например: первый (синий) игрок выставил диск на отметку "10", четвёртый (зелёный) - на отметку "16".

Также игроки располагают по одному своему кубику на начальные отметки локаций "солеварня" (вверху) и "склад" (внизу). После этого перемешайте тайлы событий, выложите 5 из них картинкой вниз на треке, переверните первый картинкой вверх (оставшиеся 5 картонок в игре не используются). Чёрные кубики располагаются на треках действий (первая колонка нижней таблицы) и в таблице стоимости (центральная колонка верхней таблицы).

Игра состоит из 5 раундов (по количеству тайлов событий).



В начале раунда активируется открытый тайл. Необходимо сдвинуть кубики в таблице стоимости на соответствующее количество строк вверх или вниз. Первая колонка - стоимость в монетах за один кубик соли, вторая - трески, третья - сельди. Погода и события, обозначенные значками внизу тайла, действуют на суда (находящиеся вне Атлантики) до начала следующего раунда. После применения всех предписаний, необходимо открыть следующий тайл, чтобы игроки могли узнать, какие изменения ждут их в новом раунде.

Существуют четыре вида событий, вызываемых данным жетоном. Штиль никакого влияния на игроков не оказывает. Шторм, наоборот, повреждает трюмы кораблей при выходе в море (на планшете необходимо пометить одну клетку кубиком своего цвета). Не обошлось и без пиратов, атакующих первый корабль, рискнувший выйти в Атлантику, при этом остальные суда не подвергаются нападению (атакованный корабль получает два повреждения трюма). Плохой улов предписывает сбросить в воду по одной бочке с каждого корабля, собравшегося ловить рыбу.



Далее, по очереди, игроки либо выполняют одно действие, либо пасуют.

Оппоненты могут отправиться в город и воспользоваться свойствами зданий; взять под управление корабли и выйти в Атлантику за рыбой; в порту можно построить корабль, переместить товары из трюмов на склад и наоборот; купить или продать товар на рынке. Общее количество действий, выполняемое игроками в течение одной фазы, не ограничено, а спасовавшие могут включиться в игру на следующем круге. Текущая фаза заканчивается только тогда, когда абсолютно все игроки спасуют и не захотят выполнять действия.

В чём же хитрость? Дело в том, что, выполнив действие, игрок передвигает чёрный кубик по соответствующему треку. Сверху таблицы указана стоимость активации действия в монетах (трек вокруг поля). Изначально стоимость равна "нулю", постепенно она может достигнуть "10" монет! Оплата производится посредством передвижения диска по треку монет в обратную сторону.

Например: первый игрок выбрал действие "город" и передвинул кубик по треку. Для выполнения аналогичного действия следующий игрок заплатит одну монету, идущий за ним - две и так далее. Помните, что в свой ход можно выполнить только одно действие. Примечание: если у вас есть кубик в локации "башенные часы", то можно выполнить два разных действия в один ход, но оплатить необходимо каждое в отдельности.



В городе множество зданий, и каждое обладает своим индивидуальным свойством. Чтобы им воспользоваться, необходимо выставить кубик своего цвета в таблицу, расположенную рядом с картинкой постройки. В одном здании может находиться только по одному кубику каждого цвета. Примечание: некоторые клетки можно использовать только при игре втроём или вчетвером (указано в виде значка).



Здания позволяют ремонтировать корабли после атак пиратов и штормов, получать деньги с постоялых дворов, строить суда, получать бонусы со строительства собора Нотр Дам, защищать корабли от непогоды и так далее. В буклете всё подробно изложено, и я настоятельно рекомендую начать изучение правил "с конца", ознакомившись со свойствами городских достопримечательностей.

В Руане есть две значимые постройки, изначально отмеченные игроками при помощи кубиков - маркеров: "солеварня" и "склад".



"Солеварня" приносит игроку в конце раунда количество кубиков соли, зависящее от положения маркера на треке. Например: синий игрок получит 12 кубиков соли, зелёный и красный - по 7. Соль обменивается на кубики рыбы, которая стоит на рынке существенно дороже соли (соль, кстати, можно также продавать или покупать).



Получаемые товары размещаются на складе (он расположен на планшете игрока). Вместимость склада регулируется таблицей "склад", расположенной на поле. В зависимости от положения маркера, игрок оставляет желаемые товары на своём планшете. Всё, что не поместилось - сбрасывается. Например: синий игрок может хранить 17 кубиков, а жёлтый - 30.

Передвижение кубиков в данных зданиях происходит при помощи действия "город".

Для чего нужна соль и почему необходим склад?




"Навигация" позволяет переместить тайл корабля в Атлантику и немедленно обменять кубики соли на кубики трески и селёдки в соотношении 1:1 (один корабль может перевозить любые типы груза в любой комбинации). Без соли получить рыбу нельзя. Вернуться домой, в Руан, стоит также одно действие "навигации".



В порту можно переместить товары из трюмов кораблей на склад и одновременно погрузить на судно новые бочки соли (за одно действие). Вместо перемещения товара можете выстроить дополнительный корабль, при условии, что в "морской академии" и "верфи" есть, минимум, по одному кубику любого игрока. Постройка судна под номером "2" стоит 6 монет, под номером "3" - 8 монет. Деньги получают игроки, выставившие в перечисленные здания свои кубики. Есть определённые нюансы, но о них прочтите в правилах.

Выбрав "рынок", игрок продаёт или покупает любое количество товара одного типа по цене, указанной в таблице стоимости товара (помните о том, что в начале раунда необходимо скорректировать стоимость каждого товара в соответствии с открытым тайлом). Товары для продажи могут находиться как в трюмах кораблей, стоящих на якоре в Руане, так и располагаться на складе. При продаже каждых 8 кубиков чёрный маркер стоимости спускается на одну строчку вниз, уменьшая стоимость товара. Если кубиков за один раз продано меньше 8, то всё равно - минус одна строчка.

Как только все игроки спасуют, раунд заканчивается. Текущий жетон событий сбрасывается, игроки могут применить специальные свойства некоторых зданий (если  у них есть там кубики), "солеварня" отгружает на склады игрокам соответствующее количество кубиков соли, производятся финансовые операции с должниками и игроками, имеющими представителей в банке (хранилище). Затем счётчик действий обнуляется (все чёрные кубики таблицы устанавливаются в крайнее левое положение).

В заключение несколько слов о финансовой системе. В игре есть ограничение: не более 40 монет в конце каждого раунда, если игрок не выставил кубик в "банк", и не более 80, если у него нет представителя в "хранилище". Игроки могут брать деньги в долг (уходить в минус). При этом они обязаны заплатить штраф (монету), и в случае, если должник не погасит долг (выйдет в "ноль" или в "плюс"), придётся потратить ещё монету.

После корректировки капитала меняется очерёдность хода: у кого меньше всего денег, ходит первым, за ним - обладатель  чуть большего состояния и так далее. После этого начинается новый раунд.

Игра заканчивается после пятого раунда. Некоторые здания приносят игрокам дополнительные деньги в конце игры. Итоговый подсчёт выявляет победителя - самого просоленного капитана Атлантического океана.

Набив трюмы треской.



Лично я люблю игры в стиле "Hansa Teutonica" и "De Vulgari Eloquentia". Они лаконичны, оформлены в строгих тонах, заставляют думать и не требуют спешки. В этих играх всё зависит от просчёта игрока, нет места случайности и необдуманным решениям. Именно такое определение можно дать и "Upon a Salty Ocean". Лично я поставил бы эти три игры в ряд по возрастающей сложности: "Upon a Salty Ocean", "Hansa Teutonica", "De Vulgari Eloquentia". Все три игры можно рекомендовать поклонникам стратегических игр.

В  "Upon a Salty Ocean" интересно реализована возможность выполнять действия, повышая каждый раз их стоимость. Ни одно здание в городе не позволяет сдвинуть "ползунки" по треку назад, поэтому любое ваше решение окончательно и бесповоротно. Необходимо следить за многими показателями и занимать некоторые постройки впрок. В случае повреждений немедленно ремонтируйте суда, так как  каждый кубик рыбы на счету и достаётся вам дорого.

Следите за складом и солеварней - это две важных постройки, существенно влияющие на игровой процесс. Без соли не будет рыбы, а без складских ёмкостей вы не сможете выгодно продать товар. Перед игрой внимательно изучите все свойства зданий. Вы должны заранее продумать, каким постройкам отдать приоритет и выстроить на этом свою стратегию.

Насколько грамотно сбалансирована и построена игра, настолько ужасно и безграмотно составлены правила к ней. Не имея опыта, разобраться в трёх страницах текста будет нелегко. Рекомендую прочесть вначале обзор, потом - свойства строений и затем - основные правила. У вас отпадёт множество вопросов…

Перечень компонентов находится… на последнем листе. Картинка начальной расстановки содержит изображение кораблей на игровом поле. В тексте о них нет ни слова (это корабли с номером "1"). Склад, где игрок хранит свои товары, находится, согласно тексту правил, на игровом поле (локация с треками, по которым передвигаются маркеры). Про то, что склад для кубиков - локация на индивидуальном планшете, можно догадаться из одного примера (нет ни слова в правилах). Всё остальное указывает, что игроки должны ссыпать ресурсы на поле…

Согласно правилам - на поле возникают три или четыре "маяка", "таверны" и прочих построек. Оказывается, размещая кубик в здании, вы возводите постройку. Поэтому, согласно правилам, на поле возникает лес строений. Руан ещё в 16-м веке поразила уплотнительная застройка… "После продажи цена уменьшается на один шаг за каждые проданные 8 бочек или части этого количества" (цитата из перевода правил).  Сколь красив язык, сколь много в нём хитросплетений и намёков…

Хорошо, что набор слов в глянцевом буклете понадобится только для первой партии - множество информационных подсказок и отсутствие "двоякого понимания действий" делает "Upon a Salty Ocean" доступной для игрока любого уровня подготовки. Сбалансированная и интересная игра…

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр