Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Tzolkin: The Mayan Calendar. Часовой механизм Майя

Обзор № 424 от 27.02.2013, 10871 просмотр
Историки утверждают, что в древности существовала развитая и могущественная цивилизация Майя, покорившая множество земель и построившая удивительные города. Помимо отсекания сотен голов у захваченных в плен воинов в угоду богам, народ майя создавал мудрёные механизмы и писал научные трактаты, дошедшие до наших дней. Сегодня на Розовом диване - пятерёнкошестерёночная настольная игра Tzolkin: The Mayan Calendar (Цолькин: Календарь Майя).



Бедный Йорик... Хотя, нет, этого тогда ещё не написали...

Самым известным документом, дошедшим до наших дней, считается "Календарь Майя". По мнению современных светил, данный манускрипт предрекал в последний календарный день всеобщий катаклизм. К сожалению великой профессуры, древние мудрецы были гораздо умнее современных мыслителей и никакого тайного смысла в документ не вкладывали. Создав календарь с "запасом", жрецы Майя предполагали продолжать его по мере необходимости, но, в связи с нелепой кончиной цивилизации, делать эту работу было уже некому...

Тем не менее, "Календарь Майя" будоражит умы людей до сих пор - пишутся научные диссертации и снимаются фантастические фильмы. Не отстаёт и развлекательная индустрия, создавая на волне популярности оригинальные настольные игры.



Внутри увесистой коробки стандартного размера расположились пластиковые шестерёнки, стопка тайлов, сегменты игрового поля, пакетики с пластиковыми и деревянными компонентами, манускрипт Майя, поясняющий работу механизма.



Перед тем, как приступить к изучению правил, необходимо подготовить игровое поле. Четыре небольших пластиковых шестерёнки, одну чуть больше и одну самую большую необходимо прикрепить к картонному основанию поля при помощи заклёпок.



На сегментах поля сделаны надписи, которые соответствуют наклейкам из комплекта. Рекомендую последовательно устанавливать и наклеивать кругляшки на липкой основе - в случае ошибки отодрать наклейку будет крайне затруднительно.



Игровое поле состоит из нескольких частей, изготовленных из толстого картона, покрытого лаком. Создаётся ощущение, что поверхность вырезана из листа фанеры - она крепкая и тяжёлая. Соединяются модули при помощи пазлов и держатся очень крепко за счёт плотной основы. В центре - замысловатый шестерёночный механизм, вокруг которого расположились треки и локации.



65 круглых жетонов зёрен кукурузы номиналом "1" и "5" используются для кормления и являются своеобразной денежной единицей в игре. 28 квадратных тайлов сбора урожая обмениваются игроками на "монеты" зерна и кубики дерева.

Первому игроку вручите картонный маркер с оперением вождя. Принять участие в жизни народа Майя могут до четырёх игроков, каждому достанется двусторонняя карточка - справка. С одной стороны картонка светлая, с другой - тон насыщенный.



Каждой из 4 карточек соответствует набор рабочих (по 6 цилиндров своего цвета), комплект маленьких дисков (по 7 каждого цвета) и 4 разноцветных маркера подсчёта очков.

В игре используются 65 кубиков ресурсов: серый камень, тёмно-коричневое дерево и тёмно-жёлтое золото. 13 хрустальных (а в действительности - пластиковых) черепов выглядят очень эффектно и используются игроками для получения победных очков.



13 монументов (верхний ряд) и 32 здания (два нижних ряда) позволяют получать определённые бонусы в игре и приносят призовые очки. Каждая карточка поделена на две части: сверху указаны ресурсы, необходимые для получения тайла, в светлой области - бонус, получаемый игроком.



21 табличка начального богатства с изображением ресурсов. На некоторых карточках указаны специальные бонусы, получаемые игроком при определённых событиях.

Первый день календаря.

В игре множество нюансов, отразить которые в обзоре не представляется возможным. Я постараюсь рассказать лишь об основных моментах игрового процесса, а всю остальную информацию рекомендую почерпнуть из подробных правил с примерами.



Подготовка к партии займёт некоторое время, так как необходимо распределить множество компонентов. На центральную шестерёнку поместите все "денежные" единицы кукурузы, создайте банк ресурсов и сложите в него кубики дерева, камня, золота, черепов и по 3 цилиндра рабочих каждого игрока.



Игроки располагают по одному маленькому диску на отметку "0" каждого из трёх храмов, а также на крайнюю левую клетку каждого трека технологий.



Шестерёнку центрального колеса выставьте синей наклейкой напротив метки игрового поля. Это  стартовая позиция. Как только колесо пройдёт полный круг - игра подойдёт к концу (календарь закончится). Засейте поля кукурузой, на верхних двух квадратах поля, поверх початков положите картонки дерева.



Перемешайте отдельно три стопки тайлов: монументы (жёлтая рубашка) и здания первой и второй эпох (рубашка с точками). Выложите в верхний ряд 6 монументов, остальные карточки уберите в коробку. В нижнем ряду располагаются 6 тайлов из стопки построек первой эпохи. Оставшиеся стопки первой и второй эпох расположите рядом с полем картинкой вниз - они будут пополнять только нижний ряд. Верхний ряд монументов не восполняется во время игры.



Каждый игрок получает карточку и трёх рабочих своего цвета. Карточку расположите светлой стороной вверх. Перемешайте таблички начальных богатств и раздайте каждому игроку по четыре тайла. Два из них он сбрасывает, два переворачивает и получает указанные на картинке бонусы. Обратите внимание: некоторые бонусы игрок получит только в процессе игры, поэтому держите картонки у всех на виду до конца партии.

Примечание: при игре не полным составом на игровое поле необходимо выставить определённым образом нейтральные фишки рабочих. Подробнее об этом замысловатом процессе прочтите в правилах. Выставленные нейтральные фишки остаются на шестерёнках до конца игры и никогда не сбрасываются!

Игрок, последний державший в руках череп, начинает игру и получает соответствующий жетон с короной Майя.

В свой ход игрок обязан либо выставить рабочих на шестерёнки, заплатив при необходимости "монеты", либо снять цилиндры обратно и выполнить действие, указанное между зубцами.



Если у игрока две или менее монет, то перед своим ходом он может сдвинуть вниз на одну ступень свой диск - маркер в одном из трёх храмов по выбору. После этого пополните руку до трёх монет. В случае, если у игрока нет рабочих на шестерёнках и недостаточно монет, чтобы выставить рабочего из запаса, данное действие является обязательным.

Отправить на работу можно сколько угодно подопечных - ограничения накладывают лишь доступные финансы. Выберите одну из 5 шестерёнок и разместите в углубление свой цилиндр.  При этом необходимо использовать минимальный доступный номер на шестерёнке, уплачивая в общий банк указанную на поле сумму.

Например: красный игрок бесплатно выставляет рабочего на позицию "0" , синий вынужден выбрать позицию "1" и заплатить одну "монету", зелёный игрок выставляет рабочего на позицию "2" и платит две монеты.

Примечание: вышеприведённая стоимость продублирована на индивидуальных карточках игроков.



Специальная локация позволяет получить привилегию при повороте центрального колеса в конце раунда. При обычных условиях можно повернуть колесо только на один "зубчик". Используя привилегию, вы получаете право провернуть шестерёнку за две позиции. При этом индивидуальная карточка переворачивается тёмной стороной вверх, и более таких "вольностей" сделать вам не позволят до тех пор, пока ваш диск - маркер не взберётся на вершину одного из трёх храмов. Только в этом случае карточку можно вновь перевернуть светлой стороной вверх. Крутить колесо с удвоенной силой постоянно не получится...

Также эта локация позволяет получить дополнительные "монеты"  скопившегося зерна с центральной шестерёнки и сменить владельца маркера первого игрока (более подробно про призовое зерно прочтите в правилах).



Если у вас в запасе нет свободных рабочих, необходимо забрать хотя бы один цилиндр с поля себе в запас. При этом игрок получает бонус, указанный в клетке напротив цилиндра. Каждая шестерёнка "специализируется" на своих привилегиях - одни позволяют подниматься по ступеням храма, другие - получать ресурсы, продвигаться по трекам технологий, получать победные очки, вербовать дополнительных рабочих из запаса и так далее.

Можно выполнить любое действие, расположенное "ниже" по уровню от вашего текущего положения. При этом игрок платит по одной "монете" за каждую позицию, на которую он продвигается назад по колесу. Например: синий игрок может получить бонус жёлтого игрока, заплатив 1 монету.

После того, как все игроки выполнят свои действия с рабочими, центральная шестерёнка поворачивается против часовой стрелки, передвигая на одну позицию все остальные шестерёнки. При этом рабочие перемещаются на одну позицию вперёд. Обратите внимание: две последних клетки четырёх маленьких шестерёнок позволяют выполнить любое доступное действие на данном треке без уплаты монет (в Чичен-Ице только одна такая клетка). Если вы ничего не выполнили и достигли конца пути, ваш рабочий "слетает" с колеса и возвращается к вам в резерв ни с чем.

Про основные действия я рассказал, осталось разобраться с локациями поля.



Треки технологий позволяют получать при определённых событиях дополнительные ресурсы в зависимости от положения фишки - маркера. Чтобы продвинуться по треку, необходимо выбрать соответствующее действие на шестерёнке и заплатить указанное над колонкой количество ресурсов.

Сельское хозяйство (верхний трек) добавит при получении зерна в локации дополнительные "монеты"; ресурсы (второй трек) принесут  дополнительные камни, дерево и золото при получении аналогичных товаров; архитектура (третий трек) снижает стоимость построек и приносит дополнительные победные очки; технология (четвёртый трек) приносят черепа и позволяют подниматься по ступенькам храмов.

Обращаю внимание на то, что игрок получает дополнительные ресурсы с треков только при условии, что он зарабатывает соответствующий бонус с шестерёнки. Просто так треки ничего не дают.



Для постройки здания необходимо заплатить его стоимость, указанную наверху карточки.  За это вы получаете либо моментальный бонус (например: переместиться вверх по ступенькам храма на три деления), либо долгосрочный (снижается количество зерна, необходимое для кормления рабочих). Верхний ряд монументов не восполняется, а нижний ряд в первой половине игры пополняется тайлами  зданий первой эпохи, а во вторую - второй эпохой построек.

Полученные картонки складывайте перед собой - они пригодятся при итоговом подсчёте.



Три храма приносят игрокам четыре раза за игру (специальные отметки на центральном колесе) либо ресурсы, указанные на ступеньках, либо победные очки. Достигнув вершины лестницы, вы можете перевернуть своё поле светлой стороной вверх и получаете возможность вновь повернуть колесо времени на 2 деления вместо одного (в случае размещения рабочего в специальной локации).

Среди  пяти шестерёнок есть две особенные, имеющие расширенные возможности.



На полях и в реке можно получить дополнительные "монеты"  (кукурузу) - количество указано в соответствующих локациях напротив вашего рабочего. Для сбора урожая на двух полях необходимо вначале вырубить лес (получить кубики дерева) и лишь потом можно собрать урожай "монет".

Тайлы, снятые с полей, не пополняются, поэтому, со временем, собирать будет нечего. Получать урожай с опустевших полей  можно только в том случае, если уровень вашей сельскохозяйственной технологии равен двум и выше.



Вокруг единственной шестерёнки существует трек, на котором размещаются черепа. Так как в локации может быть только один череп, то необходимо успеть воспользоваться возможностью раньше оппонентов. Данный трек позволяет немедленно получать призовые очки и продвигаться по ступеням храма.



Как только один из четырёх зубцов центральной шестерёнки остановится напротив особой отметки игрового поля, происходят соответствующие события, указанные на карточке. Вначале необходимо прокормить рабочих - каждый съедает по две единицы зерна. Не смогли прокормить? В таком случае игрок теряет по 3 очка за каждого голодающего подопечного.

Второе действие зависит от цвета зубца шестерёнки. Коричневые маркеры символизируют середины эпох. В этом случае игроки получают ресурсы, указанные на ступеньках храма, где располагаются их диски, а также все ресурсы, указанные на более низких ступеньках.

Синие метки приносят только победные очки. Оппоненты получают количество очков, указанное на ступеньке храма с их деревянным диском. Игрок, поднявшийся выше всех в каждом храме, получает дополнительные призовые очки (указаны над постройкой).

Когда центральная шестерёнка пройдёт круг (вернее, повернётся на круг и один зубец), происходит итоговый подсчёт: черепа приносят по 3 очка, камень, дерево и золото обмениваются на зерно по курсу (указан на поле). Затем зерно обменивается на очки: четыре "монеты" - дают одно очко. Монументы приносят победные очки, указанные на картинках.

Итоговый подсчёт выявит победителя - верховного жреца Майя. Остальные падают ниц перед столь выдающейся личностью.

Пролистав календарь.



Красивая и мозголомная игра на прокачку треков при помощи других треков, замаскированных под шестерёнки. Получив одни ресурсы, вы вкладываете их  в другие и зарабатываете бонусы. Путей развития великое множество, и от этого можно поначалу растеряться. Но после нескольких партий вы освоитесь и поймёте, что не всё так сложно, как кажется. Далеко не так сложно…

Давайте по порядку в "стиле игры".

Вместо шестерёнок представьте себе четыре горизонтальных строки по семь клеток в каждой, и одну - с десятью. Вы выставляете на первую клетку выбранной строки фишку, и она двигается каждый раунд слева направо на одну позицию. Когда вы снимаете свой маркер, то получаете бонус, указанный в клетке.  Вот упрощённый принцип всего "механизма" на поле. Поворотные колёса лишь упрощают задачу игрокам, и каждый раунд автоматически продвигают фишки по треку.

Далее, получив бонус (а их 29 разновидностей), вы либо используете его в одной из двух локаций, продвигаясь по одному из восьми треков, каждая позиция которых приносит доход. Либо покупаете один из 12 тайлов, который, в свою очередь, также приносит вам доход и может продвинуть по одному из восьми треков.

Как видите, правила предельно просты, а вот количество вариантов, ведущих к победе - огромно. Хорошая семейная игра для опытных игроков с эффектным оформлением и высококачественными компонентами. Держать в голове приходится множество переменных, поэтому логическое мышление вы разовьёте по максимуму.

Моя дочка освоилась с правилами и сыграла "на уровне" со взрослыми. Отмечу, что времени на первую партию ушло многовато, так как мы все разбирались с локациями. Зато вторая прошла быстро и осознанно. "Майя" требует опыта и практики…

Не бойтесь садиться за "Календарь" - он не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Главное -  разберитесь с бонусами, а остальное вы уже видели ранее. Представьте себе "Каменный век" с 12 хижинами, 8 картами цивилизаций, 29 локациями с ресурсами и тремя треками различных параметров.

P.S.
Я теперь понимаю, почему великая цивилизация сгинула в небытие. Если жизнь в городах была столь же разнообразна, требовала учёта  такого количества переменных, то рядовой крестьянин вместо работы с утра до вечера рассчитывал бы количество зёрен кукурузы,  необходимых для посева, чтобы впоследствии снять урожай в два раза больше, чем спущенная три дня назад норма от восьмого жреца пятого храма. Вот и вымерли бедняги от голода и чрезмерного умственного напряжения…

Издательство GaGaGames выпустило локализованную версию этой замечательной игры. С её обзором вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке:
Комментарии (8)
Спасибо за обзор! Игра, действительно, выглядит сложновато.
Павел   |   28.02.13
Пожалуйста :) Но игра не такая сложная, как может показаться - всего два основных действия доступно :) Проблема в колоссальном количестве вариантов выбора стратегий. Даже слишком много этих вариантов...
Gravicapa   |   28.02.13
Мало того, что спускали все нажитое непосильным крестьянским трудом, так еще и в жертву их приносили. Красивая игра, механика многообещающая, а тема меня сильно отталкивает :).
smilek   |   01.03.13
А нам не понравилась, нудная какая-то
Антон   |   26.04.13
Спасибо за обзор! Купили игру, начали играть и немного запутались в вопросе платы зерна за размещение рабочих и с информацией на индивидуальной карточке. Если ставить трёх рабочих на шестерёнки, то платить за них придётся 0+1+3=4 зерна, или просто 3, а за пятерых 0+1+3+6+10=20 или 10? И так же не поняли, что значат цифры в скобках
Дмитрий   |   22.07.13
Пожалуйста. Ответ на Ваш вопрос находится на странице правил №8 (перевод прикреплён к обзору). Процитирую: "большие цифры в таблице – суммарная стоимость за всех Рабочих, а цифры в скобках – стоимость постановки на поле отдельного Рабочего". Ваш вариант: 3 рабочих стоят 0+1+2=3 зерна, 5 рабочих стоят 0+1+2+3+4=10 зерна. Не забывайте оплачивать также позицию на шестерёнке! Приятной игры :)
Gravicapa   |   22.07.13
Спасибо за блестящий обзор! Написан интеллектуально, по человечески и как всегда с юмором! Да ещё и замаскированный игровой мотор разобрали по шестирёнкам и объяснили в двух строчках. Я в восторге! :) Сегодня попробуем сыграть в эту игру, первый раз.
Елена   |   03.09.16
Спасибо Вам за отзыв :) Приятной игры!
Gravicapa   |   03.09.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр